Рабочая программа по литературе для специальности "Автомеханик"
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературе для специальности "Автомеханик"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
25.05.2017
Рабочая программа по литературе для специальности "Автомеханик"
Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины "Литература" по профессиям начального профессионального образования и среднего профессионального образования, рассчитана на 208 часов аудиторной учебной нагрузки и 108 самостоятельной работы.. Данная рабочая программа была разработана преподавателем русского языка и литературы первой квалификационной категории.
РП мастер РЯиЛ.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение 

новосибирской области

«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»

 

 

 

 


Рассмотрено на заседании

ПЦК 

Протокол № ___

от «____»__________ 2017г.

_________И.К. Гуджеджиани

УТВЕРЖДАЮ                                                                   Зам. директора по НМР

 _________О.М. Осокина                                               «___» __________ 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

для специальности: 23.01.07 Мастер по ремонту автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2017г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО), среднего профессионального образования (далее СПО)  23.01.03 Автомеханик,  23.01.01 Оператор транспортного терминала,  23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом технического профиля получаемого  профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения «Литература» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-прававого регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

 

 

 

Организация-разработчик: ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»

 

Разработчик: Векшина Галина Васильевна, преподаватель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины Литература может быть использована при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии  23.01.07 Мастер по ремонту автомобилей

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая учебная программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 317 часов, в том числе:

самостоятельной работы – 109 часов;

аудиторной учебной нагрузки – 208 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

317

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

 208

Самостоятельная работа студента (всего)

 109

Итоговая аттестация в форме экзамена.


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Литература Х1Х века

104

 

Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

1

1

Тема 1.1. Русская литература первой половины Х1Х века

Содержание учебного материала

1

 

1.1.1

Обзор культуры

2

1.1.2

Литературная борьба

2

1.1.3

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала)

2

Тема 1.2 А.С. Пушкин

Содержание учебного материала

8

 

1.2.1. Жизненный и творческий путь поэта

1

1.2.2. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал.»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит.».

1

1.2.3. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

-  Исследование и подготовка доклада (сообщения или рефера­та): «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А.С. Пушкина (по вы­бору студентов).

-   

5

2

Тема 1.3 М.Ю. Лермонтов

Содержание учебного материал

6

 

1.3.1. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества

1

1.3.2. Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал.»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою.»), «Дума», «Как часто пестрою толпою.», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу.», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана.»), «Родина», « «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой.».

1.3.3. Поэма «Демон»

1

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях со­временников», «М. Ю. Лермонтов — художник», «Любовная лирика Лермонтова».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.Ю. Лермонтова (по вы­бору студентов).

 

5

 

Тема 1.4 Н.В. Гоголь

Содержание учебного материала

6

 

1.4.1. Сведения из биографии писателя

1

1.4.2. Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция

1

1.4.3. «Выбранные места из переписки с друзьями» (глава «Нужно любить Россию»).

 

1

Внеаудиторная самостоятельная работа: написание рецензии на одну из повестей Н.В. Гоголя.

Исследование и подготовка доклада (сообщения или рефера­та): «Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н. В. Гоголя (по вы­бору студентов).

 

5

 

 

 

Тема 1.5 Русская литература второй половины Х1Х века

Содержание учебного материала

2

 

1.5.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе

2

1.5.2. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев

2

1.5.3. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа: Исследование и подготовка доклада (сообщения или рефе­рата): «Что делать?» — главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века».

Подготовка и проведение заочной экскурсии «По залам Третьяковской галереи».

 

5

 

Тема 1.6 А.Н.Островский

Содержание учебного материала

6

 

1.6.1. Сведения из биографии драматурга

3

1.6.2. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

3

1.6.3. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме

 

3

1.6.4.Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

1.6.5. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза»

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Исследование и подготовка доклада: «Значение творче­ства А. Н. Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; « Мир купечества у Гоголя и Островского». Подготовка сообщений: «Экранизация произведений А.Н.Островского», «Крылатые выражения в произ­ведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания».

Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в один из музеев А. Н. Остров­ского (по выбору студентов).

 

4

 

Тема 1.7 И.А. Гончаров

Содержание учебного материала

4

 

 

 

 

 

1.7.1. Сведения из биографии писателя

1

1.7.2. «Обломов». Творческая история романа

1

1.7.3. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа

2

1.7.4.  Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.

1.7.5. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Исследование и подготовка доклада: «Захар — второй Об­ломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое "обломовщина"?», «Художественная деталь в романе "Обломов"».

4

 

Тема 1.8 И.С. Тургенев

Содержание учебного материала

6

 

1.8.1. Сведения из биографии писателя

1

1.8.2. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа

3

1.8.3. Базаров в системе образов. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение

3

1.8.5. Тема любви в романе. Образ Базарова.

1.8.6. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

1.8.7. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

3

ЛПЗ №1. Сочинение-рассуждение.

2

3

Тема 1.9 Н. Г. Чернышевский

Содержание учебного материала

1.9.1. Сведения из биографии писателя

1.9.2. Роман «Что делать?». Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа.

1.9.3. Роль снов в романе.

1.9.4. Смысл финала романа.

4

 

Тема 1.10 Ф.И. Тютчев

Содержание учебного материала

2

 

1.10.1. Сведения из биографии поэта

2

1.10.2. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь «Нам не дано предугадать.», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое.»), «День и ночь», «Эти бедные селенья.» и др. Философичность - основа лирики поэта

2

Тема 1.11 А.А.Фет

Содержание учебного материала

2

 

1.11.1. Сведения из биографии поэта

2

1.11.2. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье.», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую.», «Это утро, радость эта.», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

2

1.11.3. Гармоничность и мелодичность лирики Фета.

2

Тема 1.12 А.К. Толстой

1.12.1. Сведения из биографии поэта

2

 

1.12.2. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре... », «Колокольчики мои... ».

2

 

2

 

Тема 1.13 Н.А. Некрасов

1.13.1. Сведения из биографии поэта

4

 

1.13.2. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода... »), «Вчерашний день, часу в шестом... », «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей... », «Блажен незлобивый поэт... », «Внимая ужасам войны Гражданский пафос лирики. Поэтичность языка. Интимная лирика.

2

1.13.3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет

2

3

ЛПЗ №2. Сочинение                                                                                                                                      2

Тема 1.14 Н.С. Лесков

1.14.1. Сведения из биографии писателя

2

 

1.14.2. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности

 

 

2

Тема 1.15 М.Е. Салтыков - Щедрин

1.15.1. Сведения из биографии сатирика

6

 

1.15.2. История одного города» (обзор).

 

2

1.15.3. Своеобразие жанра, компо­зиции.

1.15.4. Образы градоначальников.

1.15.5. Приёмы сатирической фантастики.

1.15.6. Своеобразие сказок. Эзопов язык.

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Подготовка сценария театрализованного представления «Градоначальники Салтыкова-Щедрина».

10

 

Тема 1.16 Ф.М.Достоевский

1.16.1 Сведения из биографии писателя

10

 

 

 

 

2

 

1.16.2.Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе.

2

1.16.3. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

3

1.16.4. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова

3

1.16.5. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.

1.16.6. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

-  Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка вопросов для проведения дискуссии « Личность Раскольникова».

3

ЛПЗ №3 Итоговое занятие по творчеству Ф.М. Достоевского.

2

 

 

 

 

 

Тема 1.17 Л.Н. Толстой

1.17.1. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя

10

 

 

 

 

 

 

10

 

1.17.2. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа

3

1.17.3. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира»

3

1.17.4. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи

3

1.17.5. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе

3

1.17.6. Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Л.Н.Толстого.

Внеаудиторная самостоятельная работа: написание реферата

3

ЛПЗ №4. Защита рефератов по творчеству Л.Н.Толстого

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.18

1.18.1. Сведения из биографии писателя

 

2

А,П. Чехов

1.18.2.  « «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова

4

3

 

1.18.3. Комедия «Вишневый сад».

1.18.4. Разру­шение дворянских гнезд в пьесе.

 

2

 

Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка сообщений об уроках самовоспитания А.П. Чехова.

4

 

 

ЛПЗ №5. Сочинение-рассуждение.

2

3

Тема 1.18. Обзор поэзии 2-й половины XIX века

Творчество А.Н. Майкова, А.А. Григорьева, Я.П. Полонского. Сведения из биографии. Основные темы лирики.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Подготовка сценария литературного вечера или конкурса чтецов «Поэты России XIX века». Исследование и подготовка доклада «Мой любимый поэт второй половины XIX века».

10

 

Тема 1.19. Зарубежная литература (Обзор).

В. Шекспир: сведения из биографии, сонеты, драматургия («Ромео и Джульетта», «Отелло»); О. Бальзак: сведения из биографии, романы («Евгения Гранде»); Г.Флобер: сведения из биографии, характеристика творчества («Госпожа Бовари»).

2

1

Контрольная работа по литературе XIX века.

2

-

 

 

 

  Раздел 2.

Литература 10-х-40-х гг. ХХ века

70

 

Введение

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

2

2

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Подготовка сценария музыкальной гостиной «Музыка серебряного века».

10

 

Тема 2.1. Русская литература на рубеже веков. И.А Бунин

Содержание учебного материала

 

 

2.1.1. Сведения из биографии писателя

 

1

2.1.2. Рассказы: «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско»

 

2

2.1.3. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе

4

3

 

2.1.4 Поэтика И. А. Бунина.

 

3

 

Содержание учебного материала

 

 

 

2.2.1. Сведения о писателе

 

1

 

2.2.2. Рассказы: «Олеся», «Гранатовый браслет»

 

2

Тема 2.2 А.И. Куприн

2.2.3.Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна

4

3

 

Внеаудиторная самостоятельная работа: сочинение-размышление «Тема любви в прозе И.А Бунина и А.И. Куприна»

2

 

 

Содержание учебного материала

 

 

Тема 2.3 Поэзия начала ХХ века

2.3.1. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества

(стихотворения не менее трех авторов по выбору)

4

2

 

 

2.3.2. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов

 

3

2.3.3. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева

3

ЛПЗ №1. Чтение стихотворения наизусть. Анализ стихотворения.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение о жизни и творчестве одного из поэтов серебряного века

2

 

Тема 2.4 М. Горький.

Содержание учебного материала

6

 

2.4.1. Сведения о писателе

2

2.4.2. Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения

3

2.4.3. На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения

3

2.4.4. Новаторство Горького - драматурга. Горький и МХАТ. Горький - романист

3

Тема 2.5 А.А. Блок

Содержание учебного материала

4

 

2.5.1. Сведения из биографии поэта

2

2.5.2. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека.», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет.».

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России

2

2.5.3. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

-      Исследование и подготовка доклада, сообщения: «Тема любви в творчестве А. С. Пушкина и А. А. Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока»; « Тема революции в творчестве А. Блока».

2

 

Тема 2.6. Литература 20-х -40 годов (обзор)

Содержание учебного материала

1

 

2.6.1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы

3

2.6.2. Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева

2

2.6.3. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты

3

Тема 2.7. В.В. Маяковский

Содержание учебного материала

2

 

2.7.1. Сведения из биографии поэта

2

2.7.2. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно.», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».

2

2.7.3. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов,

 

 

 

яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.

 

2

Тема 2.8. С.А. Есенин

Содержание учебного материала

2

 

2.8.1. Сведения из биографии поэта

2

2.8.2. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери », «Не бродить, не мять в кустах багряных.», «Спит ковыль. Равнина дорогая.», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом.», «Неуютная, жидкая лунность.», «Не жалею, не зову, не плачу.», «Мы теперь уходим понемногу .», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ.»

2

2.8.3. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

-  разработка сценария литературно-музыкальной гостиной, посвящённой творчеству С.Есенина

10

 

Тема 2.9. А.А. Фадеев

Содержание учебного материала

2.9.1. Сведения из биографии поэта

2.9.2 Обзор романа «Разгром»

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Исследование и подготовка доклада: «А. А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А. А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А. Фадеева».

 

2

 

 

 

 

3

 

 

ЛПЗ №2. Сочинение-рассуждение. ПЗ № 3. Чтение стихотворений наизусть.

4

3

Тема 2.10. И.Э.Бабель

2.10.1.Биография писателя.

2.10.2. Обзор рассказов «Конармия»

2

 

Тема 2.11 Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор)

Содержание учебного материала

1

 

2.11.1. Становление новой культуры в 30-е годы

2

2.11.2. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метода.Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, П. Васильева и др.

3

Тема 2.12 М.И. Цветаева

Содержание учебного материала

2

 

2.12.1. Сведения из биографии поэта

2

2.12.2 Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано.», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке.»), «Кто создан из камня, кто создан из глины.», «Тоска по родине! Давно.»

2

2.12.3. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М. И. Цветаевой.

 

4

 

Тема 2.13 А.П. Платонов

Содержание учебного материала

2

 

2.13.1. Сведения из биографии писателя

2

2.13.2. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

3

ЛПЗ №4. Литературоведческий анализ одного из рассказов А.П. Платонова.

2

3

Тема 2.14 М.А. Булгаков

Содержание учебного материала

8

 

2.14.1. Сведения о биографии писателя

2

2.14.2. Обзор романа «Белая гвардия»

3

2.14.3. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

3

 

ЛПЗ №5. Сочинение-рассуждение. ПЗ № 6. Защита творческих работ.

2

3

Тема 2.15 М.А. Шолохов

Содержание учебного материала

8

 

2.15.1.Сведения о биографии писателя

2

2.15.2. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

2

 

ЛПЗ №6. Итоговое занятие по изучению романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».

2

2

Тема 2.16 Литература Русского Зарубежья

Содержание учебного материала

2

 

2.16.1. Русское литературное зарубежье 40-90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

2

 

ЛПЗ №7. Защита рефератов, посвященных творчеству представителей литературы русского зарубежья.

2

2

Раздел 3.

Литература 40-х-2000-х гг. ХХ века

34

 

Тема 3.1 Литература периода Великой Отечественной

войны и первых послевоенных лет

Содержание учебного материала

4

 

3.1.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

 

2

2.16.2.Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

3

ПЗ № 8. «Порохом пропахнувшие строки...»

2

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

 -разработка сценария литературно-музыкальной гостиной

10

 

Тема 3.2 А. А. Ахматова

Содержание учебного материала

2

 

3.2.1. Сведения из биографии поэта

2

3.2.2. Стихотворения: « «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под

 

 

 

темной вуалью.», «Не с теми я, кто бросил земли.», «Родная земля».

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы

 

2

3.2.3. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой

 

3

Тема 3.3 Б.Л. Пастернак

Содержание учебного материала

2

 

3.3.1. Сведения из биографии

2

3.3.2. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути.», «Зимняя ночь»

2

3.13.3. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений

3

Тема 3.4 А.Т. Твардовский

Содержание учебного материала

2

 

3.4.1. Сведения из биографии поэта

2

3.4.2. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины.», «В тот день, когда кончилась война.».

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

2

 

Тема 3.5 Литература 50-80-х годов (обзор)

Содержание учебного материала

1

 

3.5.1. Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.

3

3.5.2 Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Богомолов «Момент истины», В. Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В. Быкова «Сотников», Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения

3

ЛПЗ №9.

-      Рецензии повестей и рассказов о Великой Отечественной войне

-      Презентации о творчестве писателей-фронтовиков.

2

2

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Исследование и подготовка доклада (сообщения): «Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».

2

 

Тема 3.6 Поэзия 60-х годов

Содержание учебного материала

2

 

3.6.1. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н. Федорова, Н. Рубцова, С. Наровчатова, Д. Самойлова, Л. Мартынова, Е. Винокурова, Н. Старшинова, Ю. Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова, И. Бродского, Р. Гамзатова и др.

2

 

ЛПЗ №10. Защита рефератов по творчеству поэтов 60-х гг.

2

2

Тема 3.7 А.И. Солженицын

Содержание учебного материала

4

 

3.7.1. Сведения из биографии

3

3.7.2. «Матренин двор». «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение

3

 

 

в творчестве писателя

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Исследование и подготовка доклада (сообщения): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно- выразительный язык кинематографа и литературы».

2

 

Тема 3.8 В.Т. Шаламов

Содержание учебного материала

2

 

3.8.1. Сведения из биографии

3

3.8.2. Колымские рассказы».(два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. сведения из биографии писателя

3

Тема 3.9 В.М. Шукшин

Содержание учебного материала

2

 

3.9.1. Сведения из биографии

2

3.9.2.Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщения на тему:

-      уроки нравственности в творчестве В.М. Шукшина.

-      удивительные характеры героев В.М. Шукшина и др.

2

 

Тема 3.1.1 Н.М. Рубцов

Содержание учебного материала

2

 

3.1.1.1. Сведения из биографии поэта

2

3.1.1.2. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

2

Тема 3.1.2 А.В. Вампилов

Содержание учебного материала

2

 

3.1.2.1. Сведения из биографии

2

3.1.2.2. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова

2

 

ЛПЗ №11 Творчество поэтов-бардов

3

 

Максимальная учебная нагрузка: 317 Самостоятельная работа: 109 Всего занятий на уроках: 208

 

 

 



 

 

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.   Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общеобразовательных дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

-   посадочные места по количеству обучающихся;

-   рабочее место преподавателя;

-  учебно-методический комплект дисциплины.

Технические средства обучения:

мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, аудио и видеозаписи.

 


3.2.   Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

Художественные произведения:

Литература XIX в.

А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило. Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный. К морю. Я помню чудное мгновенье. Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра.). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии. Дар напрасный, дар случайный. Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил. Брожу ли я вдоль улиц шумных. Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье. Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил. Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу. Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон. Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива. Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно. Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю. Выхожу один я на дорогу. Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души. И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.

Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья. Вчерашний день, часу в шестом. Я не люблю иронии твоей. Мы с тобой бестолковые люди. Давно отвергнутый тобой. Школьник. Праздник жизни

-      молодости годы. Где твое личико смуглое. Внимая ужасам войны. Стихи мои, свидетели живые. В столицах шум, гремят витии. Что ты, сердце мое, расходилося. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро. Ликует враг, молчит в недоуменье. Зачем меня на части рвете. Зеленый шум. Надрывается сердце от муки. Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним. Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право.). Угомонись, моя муза задорная. Зине (Двести уж дней.). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба. Коробейники. Железная дорога. Мороз - Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.

Н.Г. Чернышевский. Что делать?

И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5-6 по выбору).

А.Н. Островский. Свои люди - сочтемся. Бедная невеста. Бедность - не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца - довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3-4 по выбору).

Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).

Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся. Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной. Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева. Русской женщине. Эти бедные селенья. О, как убийственно мы любим. Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи. Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять. Нам не дано предугадать. Я встретил вас.

А.А. Фет. На заре ты ее не буди. Поделись живыми снами. Шепот, робкое дыханье. Сияла ночь. Как беден наш язык. Я тебе ничего не скажу. Еще люблю, еще томлюсь.

А.К. Толстой. Колокольчики мои. Коль любить, так без рассудку. Средь шумного бала. Не ветер, вея с высоты. Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. Осень! Осыпается весь наш бедный сад. Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского. Царь Федор Иоаннович.

Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание. Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

Литература конца XIX - начала XX в.

Л.Н. Андреев. Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.

А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью. Вижу выцветший флаг над таможней. Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней. Мне голос был. Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер. Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я - изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

A.           А.      Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

B.              Я.     Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан- Франциско.

М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.

З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.

Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

Б.К. Зайцев. Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.

A.              И.    Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.

B.             В.     Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение. Окна РОСТА.

Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина - родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги. Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.

A.           Н.     Толстой. Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин.

М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно. Кто создан из камня, кто создан из глины. Белая гвардия, путь твой высок. Маяковскому. Если душа родилась крылатой. Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина.

Литература ХХ в.

М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.

B.    Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

C.    Есенин. Поет зима - аукает. Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ. Пускай ты выпита другим. Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу. До свиданья, друг мой, до свиданья. Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

И. Бабель. Конармия.

А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

А. Толстой. Петр Первый.

И. Шмелев. Лето Господне.

А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.

А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью. Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы. Смятение. Я пришла к поэту в гости. Думали: нищие мы. Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе. Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго. О. Мандельштам. Воронежские стихи. В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.

М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну. Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих. Знаю, умру на заре...

М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).

П. Антокольский. Сын.

А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь.

К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя. Живые и мертвые (1-я книга).

A.   Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война. Василий Теркин. За далью - даль.

М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

B.   Некрасов. В окопах Сталинграда.

A.   Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

B.   Гроссман. Жизнь и судьба. Ю. Бондарев. Горячий снег.

В. Васильев. А зори здесь тихие. В. Быков. Сотников. Знак беды.

В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная. В. Белов. Привычное дело.

В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно. Ю. Трифонов. Обмен.

В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный. Л. Петрушевская. Время - ночь. Три девушки в голубом. Т. Толстая. Рассказы.

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.

B.   Ерофеев. Москва - Петушки.

C.   Довлатов. Чемодан. Н. Рубцов. Подорожник.

Д. Самойлов. Голоса за холмами. И. Бродский. Часть речи. Ю. Кузнецов. После вечного боя. Г. Айги. Стихи. Д.А. Пригов. Стихи. Л. Рубинштейн. Стихи.

A.   Арбузов. Жестокие игры.

B.   Розов. Гнездо глухаря.

А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

 

 

Основные источники:

 

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

 

Дополнительные источники:

1. История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. /

Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2009. –

243с.;

2. История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред.

В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2008. – 365с.;

3. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н.

Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2009. – 534с.;

4. Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2009. – 143с.;

5. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г.

Андреевой. – М., 2009.-198с.;

6. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ –

начала ХХ в. – М., 2008.- 287с.;

7. Соколов А.Г. История русской литературы XIX–

XX века. – М., 2009. – 123с.

 

Интернет – источники:

 

1. ImWerden: интернет-библиотека. http://www.imwerden.de/;

2. Афоризмы со всего мира. http://www.foxdesign.ru/aphorism/;

3. ВМО учителей русского языка и литературы. Коллекция

статей и материалов по обмену опытом для педагогов

русского языка и литературы. Сведения о составе и

руководителях объединения. http://websib.ru/vmrus/index.php?razdel=opit;

4. В поисках идеала: образ русской женщины в литературе и

живописи от древности до наших дней. http://lyceum6.tltsu.ru/ideal/ideal.html;

5. История русской литературы XX века: методические

разработки. Учебное пособие для студентов-заочников и

учителей-словесников.

http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_metod.htm;

6. Интернет-журнал любителей русской словесности.

http://www.denlen.da.ru/;

7. Классика.ru: библиотека классической русской

литературы. http://www.klassika.ru/;

8. Litera.ru. Сервер "Литература" http://www.litera.ru/;

9. Методика. Опыт. Новые исследования. Дистанционная

поддержка учителей - словесников. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.h

tm;

10. Новое литературное обозрение.

http://www.nlobooks.ru/;

11. Русские рифмы.

http://rifma.com.ru/Poetic-1.htm;

12. Русские писатели и поэты.

http://writerstob.narod.ru/;

13. Русские писатели и поэты.

http://www.hrono.info/biograf/pisateli.html;

14. "Русская литература". Литературный сервер.

http://www.fplib.ru/;

http://www.ruthenia.ru/document/533239.html;

15. Universitas personarum. Дневники, записные книжки,

"обыденная литература". Жизнь ХХ века, увиденная глазами

конкретных лиц - писателей, ученых, художников и просто

рядовых людей. Записные книжки М. Пришвина, А.

Платонова, Л. Гинзбург и т.п. http://www.srcc.msu.su/uni-persona/index.htm;

16. Uroki.ru. Образовательный портал.

http://uroki.ru/ur_rus/index.htm;

17. Точка зрения: литературный сайт.

http://lito.ru/;

18. Урок литературы: проблемы, методы, подходы.

Методико-литературная почтовая рассылка предназначена

для школьных учителей литературы, старшеклассников,

людей, интересующихся филологией и преподаванием

литературы. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/library.html;

19.Фундаментальная электронная библиотека: русская

литература и фольклор. http://feb-web.ru/;

20. Школьная библиотека.

http://schoollib.h1.ru/index.htm;

21. Электронные библиотеки.

http://allbest.ru/liter.htm;

22. "Я иду на урок литературы".

http://lit.1september.ru/urok/;

23. Федеральный центр информационно-образовательных

ресурсов. [Электронный ресурс]: Учебно-методические

материалы. www.fcior.edu.ru;

24. Министерство образования Российской Федерации. -

Режим доступа: http://www.ed.gov.ru;

25. Национальный портал "Российский

общеобразовательный портал».

 


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  занятий, контрольных работ, уроков развития речи, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

        знать/понимать:

·                образную природу словесного искусства;

·                содержание изученных литературных произведений;

·                основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

·                основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·                основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

1.1.        воспроизводить содержание литературного произведения;

1.2.        анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

1.3.        соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

1.4.        определять род и жанр произведения;

1.5.        сопоставлять литературные произведения;

1.6.        выявлять авторскую позицию;

1.7.        выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

1.8.        аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

1.9.        писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.10.    создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

1.11.    участия в диалоге или дискуссии;

1.12.    самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

·                определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·                определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

 

 

 

Тестирование, подробный и выборочный пересказ, терминологический диктант, лекция-провокация, диагностическая работа, фронтальный опрос, индивидуальный ответ у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексный анализ текста, сочинение, составление тезисного  плана,  подготовка монологических высказываний, практическая работа, написание рецензии, выписывание цитатных характеристик, подготовка сообщений, докладов, индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование.

 

 

 

Подготовка докладов, реферирование и конспектирование материала, презентации, практическая работа, фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа, чтение текстов по выбору, домашнее сочинение,  подготовка докладов, реферирование и конспектирование материала, презентации

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент

результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

91 - 100

5

отлично

76 - 90

4

хорошо

61 - 75

3

удовлетворительно

менее 61

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией (преподавателем) определяется интегральная оценка формируемых обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины



 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение новосибирской области «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение новосибирской области «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»

П рограмма учебной дисциплины разработана на основе

П рограмма учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

XIX–XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия

XIX–XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия

Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающихся – 317 часов, в том числе: самостоятельной работы – 109 часов; аудиторной учебной нагрузки –…

Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающихся – 317 часов, в том числе: самостоятельной работы – 109 часов; аудиторной учебной нагрузки –…

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Внеаудиторная самостоятельная работа: -

Внеаудиторная самостоятельная работа: -

Внеаудиторная самостоятельная работа: написание рецензии на одну из повестей

Внеаудиторная самостоятельная работа: написание рецензии на одну из повестей

Тема 1.9 Н. Г. Чернышевский

Тема 1.9 Н. Г. Чернышевский

Тема 1.14 Н.С. Лесков 1

Тема 1.14 Н.С. Лесков 1

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа

Контрольная работа по литературе

Контрольная работа по литературе

Проблема традиций и новаторства в литературе начала

Проблема традиций и новаторства в литературе начала

Тема 2.6. Литература 20-х -40 годов (обзор)

Тема 2.6. Литература 20-х -40 годов (обзор)

Тема 2.9. А.А. Фадеев

Тема 2.9. А.А. Фадеев

Тема 2.9. А.А. Фадеев

Тема 2.9. А.А. Фадеев

Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 3.5 Литература 50-80-х годов (обзор)

Тема 3.5 Литература 50-80-х годов (обзор)

Тема 3.8 В.Т. Шаламов Содержание учебного материала 2 3

Тема 3.8 В.Т. Шаламов Содержание учебного материала 2 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий,

Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий,

Ф.М. Достоевский. Бедные люди

Ф.М. Достоевский. Бедные люди

A. Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла

A. Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла

В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный

В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный

Афоризмы со всего мира. http://www

Афоризмы со всего мира. http://www

Школьная библиотека. http://schoollib

Школьная библиотека. http://schoollib

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

XIX – XX вв.; · основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; · основные теоретико-литературные понятия; уметь: 1

XIX – XX вв.; · основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; · основные теоретико-литературные понятия; уметь: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017