Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Оценка 4.8
Документация
docx
чтение
3 кл
06.11.2017
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Литературное чтение. 3 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2014.
литературное чтение.docx
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «ООШ п. Восточный
Ивантеевского района Саратовской области»
__________________ (Т. Ю.Машкова )
Приказ № 77 от « 31 » августа 2017г.
Рабочая программа
по литературному чтению 3 класса
Чеченковой Ольги Владимировны
учителя начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «ООШ п. ВосточныйИвантеевского района Саратовской области»
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от « 31 » августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального
государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми
результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной
образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебнометодическому
комплекту:
1. Литературное чтение. 3 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций с прил. на
электрон. носителе : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для
учащихся общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. :
Просвещение, 2014.
Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные
Место курса в учебном плане
недели).
2 Учащиеся научатся:
Планируемые результаты изучения курса
Личностные
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,
находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных
произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей
Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту
информацию до слушателей, используя художественные формы изложения
(литературный журнал, урокиконцерты, урокипраздники, урокиконкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения
собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих
художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять
на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной
задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал,
лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
3 Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными
учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений,
выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный
группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы
(возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в
пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения
темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать
их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и
выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я
уже знаю по данной теме?Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной
задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной
системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради
или в пособии «Портфель достижений»;
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их
устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения
цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например,
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального
текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
4 Учащиеся получат возможность научиться:
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять
смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым
событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 –
8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту
произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных
произведений.
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,
фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать
их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ,
волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и
различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки,
кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока
или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—
10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов
и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов,
небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при
выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных
установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения,
его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины,
жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),
осознавать смысл изобразительновыразительных средств языка произведения,
выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
5
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения
другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного
задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной
работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях
на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных
героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных
произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские
журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и
изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне
хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить,
привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на
эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе
неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками
диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
Учащиеся получат возможность научиться:
6
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов
героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к
описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных
высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям,
при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих
заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм,
принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно
разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены
схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы
разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал,
перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к
взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план
выступления.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
Предметные
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая
паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания
о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию
(автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное
произведение по образцу;
7
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную
мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя
произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на
аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина,
Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы,
особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня
читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям
произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и
эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить
эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное
мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план
пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и
выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида
героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни
человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
8 пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные
ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в
народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли
известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее
понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на
тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды»,
«Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими
словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной
сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и
литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
9 Содержание тем учебного курса
Самое великое чудо на свете (4ч) Рукописные книги древней Руси. Первопечатник
Иван Федоров.
Русские народные песни. Докучные
Устное народное творчество (14ч)
сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иванцаревич и Серый Волк»,
«СивкаБурка».
Поэтическая тетрадь (11ч) 1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет.
«Мама! Глянька из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно,
степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24ч) 1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж
небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...»,
«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и
очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины»,
«На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула»,
«Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6ч) 1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над
бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин.
«Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8ч) 1. Д. Н. Мамин Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка
про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин.
«Лягушкапутешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч) 1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский.
«Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (6 ч) 1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей»,
«Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
10 Люби живое(16ч) 1. М. М. Пришвин.
2. И. С. СоколовМикитов.
«Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки.
«Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;
7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
«Моя Родина»;
Поэтическая тетрадь (8ч) 1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой
поляной»;
«Разлука»,
«Если...»;
4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
3. С. В. Михалков.
2. А. Л. Барто.
«В театре»;
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч) 1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке —
наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко.
«Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;
5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов
«Проговорился»,
«Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф.
«Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч) «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок
(8ч) 1. Ю. И. Ермолаев.
Календарнотематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
Наименование раздела и темы
уроков.
Вводный урок по курсу
литературного чтения(1ч.)
Введение.
Знакомство с
учебником
Самое великое чудо на свете
(4 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Рукописные книги Древней
Руси. Подготовка сообщения.
Первопечатник Иван Федоров.
Кол
ичес
тво
часо
в
1
1
1
1
Дата проведения
По плану Фактическ
Домашнее задание
и
Принести книгу
прочитанную летом
в
Сходить
библиотеку.
Узнать,
какие
книги там можно
найти. Подготовить
рассказ о том, как,
вы искали книгу.
С.67, доработать
сообщение.
Подготовить
краткий рассказ о
первых книгах или
рассказ об Иване
Федорове
04.09.
05.09.
06.09.
08.09.
11 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Урокпутешествие в прошлое.
Оценка достижений.
Устное народное творчество
(14 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Русские народные песни.
художественные
Народные
промыслы,
произведения
прикладного искусства.
Докучные сказки.
Произведения прикладного
гжельская и
искусства:
хохломская
посуда,
дымковская и богородская
игрушка
Сказка «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»
Сказка «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»
Сказка «Иванцаревич и серый
волк»
Сказка «Иванцаревич и серый
волк»
Сказка «Иванцаревич и серый
волк»
15
Сказка «Сивкабурка»
16
Сказка «Сивкабурка»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.09.
12.09
13.09.
15.09.
18.09.
19.09.
20.09.
22.09.
25.09.
26.09.
27.09.
29.09.
12
Т.с.1113
выполнить задания
Принести книги по
теме раздела
С.17, ознакомиться
с новой песней,
выучить
любую
песню наизусть
Сочинить докучную
сказку, записать в
тетрадь.
Читать
произведения
жанров
малых
устного народного
творчества
С.2226
выразительное
чтение сказки
С.27, з.9
С.2838 перечитать,
подготовить
пересказ
Нарисовать
иллюстрацию
сказке
к
Выписать
пословицу
из
сказки в тетрадь,
объяснить смысл
С.4049,
перечитать,
разделить на части
Найти сведения о
жизни и творчестве
художников
иллюстраторов
В.Васнецова, 17
18
19
20
21
Художникииллюстраторы В.
Васнецов и И. Билибин.
«Сочиняем
Проект
волшебную
сказку»
Внеклассное чтение по теме
«Устное народное творчество»
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.)
Знакомство с названием
«Как
раздела.
научиться читать стихи»
на основе научнопопулярной
статьи Я. Смоленского.
Проект:
22
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
23
24
25
26
27
28
Тютчев
«Листья».
Ф.
Сочинениеминиатюра «О чем
расскажут осенние листья»
А. Фет «Мама! Глянька из
окошка…»
А. Фет «Зреет рожь над жаркой
нивой…»
И. Никитин «Полно, степь моя,
спать беспробудно…»
И. Никитин «Встреча зимы».
И. Суриков «Детство»
И. Суриков «Зима». Сравнение
как средство создания картины
природы
лирическом
в
стихотворении.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
02.10.
03.10.
04.10.
06.10.
09.10.
10.10.
11.10.
13.10.
16.10.
17.10.
18.10.
20.10.
13
И.Билибина
Нарисовать
рисунок к любой
сказке раздела
Начать работу над
проектом
Сочинить
волшебную сказку
Принести
поэтические
сборники, стихи из
которых
вам
Начать
нравятся.
работу
над
проектом
выучить
С.62
стихотворение
наизусть
С.63 выразительно,
з. 4
С.6465 выучить
одно
их
стихотворений
наизусть
С.6667 нарисовать
иллюстрацию
и
выучить отрывок к
этой иллюстрации
С.6971,выучить
отрывок, с.71 з.7
С.72
наизусть
выучить
С.7677
выразительно 29
30
31
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Урокконцерт по стихам
русских поэтов.
Великие русские писатели (24
ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Прогнозирование
содержания раздела. А. С.
Пушкин – великий русский
писатель.
Подготовка
сообщения «Что интересного я
узнал о жизни А. С. Пушкина.
32
А. С. Пушкин. Отрывки из
романов «Цыганы», «Евгений
Онегин»
33
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
34
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
35
36
37
38
Сходство
русской
народной сказки и авторской
сказки
А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…».
Тема сказки.
События сказочного текста
Сходство
русской
народной сказки и авторской
сказки
А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…».
Тема сказки.
События сказочного текста
А. Пушкин «Сказка о царе
Салтане…». Сравнение
народной
и литературной сказки
А. Пушкин «Сказка о царе
Салтане…».
Особенности
1
1
1
1
1
1
1
23.10.
24.10.
25.10.
27.10.
06.11.
07.11.
08.11.
Повторить раздел
«Поэтическая
тетрадь 1»
С.80 з.9
С.85,
выразительное
чтение,
подготовить
сообщение
С.8687,
наизусть
стихотворение
выучит
любое
С.8889
выразительно
читать
С.9091
читать
выразительно или
выучить наизусть
Дочитать сказку до
конца
1
10.11.
С.102118,
разделить на части
1
1
13.11.
14.11.
14
С.118128,
разделить на части,
нарисовать рисунок
Выучить
любой 39
40
41
42
43
44
45
46
47
волшебной сказки
И. А. Крылов. Биография и
творчество
А.
И.
Крылов.
«Мартышка и Очки»
Басня
И. А. Крылов. Басня «Зеркало
и Обезьяна»
И. А. Крылов. Басня «Ворона и
Лисица»
Развитие речи: подготовка к
театрализации басен.
Ю.
М.
Лермонтов –
выдающийся русский поэт.
Биография
и творчество
М. Ю. Лермонтов. «Горные
вершины»,
севере
диком…»
«На
М. Ю. Лермонтов. «Утес»,
«Осень».
Детство Л. Н. Толстого (из
воспоминаний писателя).
48
Л. Н. Толстой. «Акула»
49
50
Л. Н. Толстой. «Акула»
Л. Н. Толстой. «Прыжок»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15.11.
17.11.
20.11.
21.11.
22.11.
24.11.
27.11.
28.11.
29.11
01.12.
04.12.
05.12.
51
Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»
1
06.12.
15
отрывок наизусть
Подготовить
сообщение
А.И.Крылове
о
С.134135 выучить
наизусть
С.136137
выразительно
читать
С.137139 выучить
наизусть
Нарисовать
иллюстацию
любой басне
Подготовить
сообщение
М.Ю.Лермонтове
к
о
С.144145читать
выразительно
С.148149 выучить
понравившеесястих
отворени
С.150151
перечитать,
подготовить
сообщение
описателе.
С.152155
перечитать,
3.6
с.155
С.155 отвечать на
вопросы
С.156159
подготовить
пересказ от имени
мальчика
С.160161
подготовить 52
53
54
55
56
57
58
59
60
Л. Н. Толстой. «Какая бывает
роса на траве», «Куда девается
вода из моря?». Сравнение
текстов.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Внеклассное чтение по теме
«Великие русские писатели»
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Прогнозирование
содержания раздела. Н. А.
Некрасов «Славная осень!
Здоровый, ядрёный…»
Н. А. Некрасов «Не ветер
бушует над бором…»
Н. А. Некрасов «Дедушка
Мазай и зайцы»
К. Д. Бальмонт «Золотое
слово» И. Бунин «Детство»
А.
И.
«Полевые цветы»,
зеленый ельник у дороги…»
Бунин«Детство»,
«Густой
Проверим себя и оценим
свои достижения.
61
62
Литературные сказки (8 ч.)
Знакомство с названием
раздела. Д. Н. МаминСибиряк.
«Аленушкины
сказки».
Присказка.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
08.12.
11.12.
12.12.
13.12.
15.12.
18.12.
19.12.
20.12.
22.12.
25.12
16
пересказ
текста,
найти определение
слов «доброта» и
«трагедия»
Повторить раздел
«Великие русские
писатели»
Принести книг и
изученных поэтов и
писателей
Нарисовать
иллюстрацию
любому
произведению
к
С.168
выразительно
читать
С.169170 выучить
наизусть
С.170172 выучить
понравившийся
отрывок
С.173
выразительное
чтение
С.174177 одно из
стихотворений
наизусть
стихи
Читать
поэтов,
чье
творчество изучали
на уроках
Принести книгу со
любимой
своей
сказкой.;
Найти
«Аленушкины
сказки»
и 63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
Д. Н. МаминСибиряк. «Сказка
про храброго Зайца – Длинные
Уши, Косые Глаза, Короткий
Хвост»
В. М. Гаршин. «Лягушка
путешественница»
В. М. Гаршин. «Лягушка
путешественница»
В. Ф. Одоевский. «Мороз
Иванович»
В. Ф. Одоевский. «Мороз
Иванович»
по разделу
Обобщение
«Литературные
сказки»
Проверим себя и оценим
свои достижения
Былинебылицы (10 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Прогнозирование
содержания раздела
Горький.
М.
Евсейкой»
Горький.
М.
Евсейкой»
«Случай с
«Случай с
К.
«Растрепанный воробей»
Паустовский.
Г.
К.
«Растрепанный воробей»
Паустовский.
Г.
Развитие речи: обучение
краткому пересказу.
прочитать сказку
«Про
Комара
Комаровича»
С.183187,
подготовить
пересказ от имени
зайца
С.188195
перечитать,
з.4
с.195
Придумать сказку к
поговорке
«Хвастовство само
себя наказывает»
С.196207 Дочитать
сказку
С.207 з.10
Нарисовать
рисунок
понравившейся
сказке
к
Принести книги
М.Горького
С.411
с.11.з.2
читать,
Придумать
продолжение
сказки
С.1219 прочитать,
найти материал о
жизни и творчестве
К.Паустовского
Дочитать текст до
конца
Найти книги и
прочитать рассказы
К.Паустовского
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26.12
27.12.
29.12.
15.01.
16.01.
17.01.
19.01.
22.01.
23.01.
24.01.
26.01.
29.01.
17 75
А. И. Куприн. «Слон»
76
А. И. Куприн. «Слон»
77
А. И. Куприн. «Слон»
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Прогнозирование
содержания раздела.
С.
Чёрный. «Что ты тискаешь
утенка?»
С. Чёрный. «Воробей», «Слон»
А. Блок. «Ветхая избушка»
А. Блок. «Сны», «Ворона»
С. А. Есенин. «Черемуха»
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Люби живое (16 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Развитие речи: составление
устных рассказов о Родине, о
семье, о детстве на основе
рассказа М. М. Пришвина
«Моя Родина»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30.01
31.01
02.02.
05.02.
06.02.
07.02.
09.02.
12.02.
13.02.
14.02.
16.02.
19.02.
18
прочитать,
2540,
попытаться
разделить на части.
Подготовить
пересказ
составленному
плану
по
Придумать свою
невероятную
историю
обычными вещами
с
С.4244 выполнить
С.4647
выразительно,
отвечать
вопросы
читать
на
С.4749
выразительно
читать
С.5051 выучить
наизусть
С.5154
выразительно
читать
С.5556
наизусть
выучит
Сочинить загадки о
животных,
принести книги о
животных
и
Сочинить
записать небольшой
текст о каком
нибудь животном.
Придумать свой
рассказ о том, как
вы были в лесу
летом.
План
записать в тетрадь 87
88
89
90
91
92
93
94
С.
И.
«Листопадничек»
СоколовМикитов.
С.
И.
«Листопадничек»
СоколовМикитов.
И.
В.
провинилась»,
Мальку»
Белов.
«Малька
«Еще про
В. В. Бианки. «Мышонок Пик»
В. В. Бианки. «Мышонок Пик»
Б. С. Житков. «Про обезьянку»
Б. С. Житков. «Про обезьянку»
Б. С. Житков. «Про обезьянку»
95
В. П. Астафьев. «Капалуха»
96
97
98
В. П. Астафьев. «Капалуха»
В. Ю. Драгунский. «Он живой и
светится…»
Развитие речи:
обучение
пересказу с элементами
перевода диалогов в косвенную
речь на основе рассказа В.
Драгунского «Он живой и
светится…»
99
Внеклассное чтение по теме
«Рассказы о животных»
100 Обобщение по разделу «Люби
Проверим себя и
живое».
оценим свои достижения.
С.6066,
пересказывать
читать,
Придумать
продолжение
истории
С.6872
читать,
пересказывать от
имени Мальки
С.7381 дочитать
до конца
Найти эту сказку и
прочитать ее до
конца
С.8396 перечитать,
с.96 з.2
С.97 з.8
С.8396 выбрать
отрывок,
подготовить
выразительно
с.102
С.98100
перечитать,
з.8
С.102 з.7
С.102106 читать
пересказывать
Принести
справочники,
энциклопедии о
животных
Повторить
произведения
раздела
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.02.
21.02.
23.02.
26.02.
27.02
28.02.
02.03.
05.03.
06.03.
07.03.
09.03.
12.03.
13.03.
14.03.
19 101
ч.)
Поэтическая тетрадь 2 (8
1
16.03.
Знакомство с названием
проекта
Запуск
раздела.
«Праздник поэзии»
С. Я. Маршак. «Гроза
днем», «В лесу над росистой
поляной…»
А. Л. Барто. «Разлука», «В
театре»
С. В. Михалков. «Если»
Е.
«Кукушка», «Котенок»
А.
Благинина.
102
103
104
105
106 Литературная игра. Обобщение
по разделу «Поэтическая
тетрадь»
107 Проверим себя и оценим
свои достижения.
108 Проект «Времена года»
(праздник поэзии)
109 Собирай по ягодке –
наберешь кузовок (12 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Прогнозирование
содержания раздела
Б. В. Шергин. «Собирай по
ягодке – наберешь кузовок»
110
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.03.
20.03.
21.03.
23.03
04.04.
06.04.
09.04.
10.04.
11.04.
111 А. П. Платонов. «Цветок на
1
13.04.
земле»
112 А. П. Платонов. «Еще мама».
113 А. П. Платонов. «Еще мама».
Развитие речи: выборочный
пересказ эпизодов,
замена
1
1
16.04.
17.04.
20
Принести на урок
любимые сборники
стихов
С.110111, выучить
одно
стихотворение
наизусть
С.112115 читать
выразительно
С.116117.читать
выразительно
С.118119 читать
выразительно,
повторить
произведения
раздела
Принести книги
изученных авторов
С.120121
продолжить работу
Подготовить
рассказ о своем
друге
С.124128
перечитать,
з.6,7
С.129136
перечитать,
отвечать
вопросы
с.128
на
С.137143читать,
пересказывать
С.143 з.8 1
1
1
1
1
1
1
2
диалогов косвенной речью.
114 М. М. Зощенко. «Золотые
слова»
115 М. М. Зощенко. «Золотые
слова»
116 М. М. Зощенко. «Великие
путешественники»
117 М. М. Зощенко. «Великие
путешественники»
118 Н. Н. Носов. «Федина задача»
119 Н. Н. Носов. «Телефон».
120 Обобщение
по разделу
«Собирай по ягодке – наберешь
кузовок»
Проверим себя и оценим
свои достижения.
121
122
По страницам детских
журналов (8 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Прогнозирование
содержания раздела. Выставка
детской
периодики.
«Мурзилка» и «Веселые
картинки» – самые старые
детские журналы
18. 04.
20.04.
23.04.
24.04.
25.04.
27.04.
30.04.
01.05
02.05.
123 Л. А. Кассиль. «Отметки
Риммы Лебедевой»
1
04.05.
124 Ю.
И.
«Проговорился»
125 Ю.
И.
«Воспитатели»
Ермолаев.
1
07.05.
Ермолаев.
1
08.05.
21
С.144153составить
краткий пересказ
текста
С.153 з.8
С.154164 читать,
краткий пересказ
С.164 з.6
С.164169 читать
выразительно
С.170172
подготовить чтение
по ролям
Принести
свой
любимый детский
журнал.
Дописать названия
детских журналов в
тетради.
С.175178
подготовить
выразительное
чтение
С.179181
подготовить
вопросы
для
одноклассников по
рассказу
С.181183
выразительно
читать 126
Г. Б. Остер. «Вредные советы»,
«Как получаются легенды»
127
Р. С. Сеф. «Веселые стихи»
128 Обобщение по разделу «По
страницам детских журналов».
Проверим себя и оценим
свои достижения.
129
Зарубежная литература (8 ч.)
Знакомство с названием
раздела.
Прогнозирование
раздела.
содержания
Древнегреческий
миф
«Храбрый Персей»
130 Древнегреческий
«Храбрый Персей»
131 Древнегреческий
«Храбрый Персей»
миф
миф
132
133
Андерсен.
Г.Х.
утенок»
Андерсен.
Г.Х.
утенок»
«Гадкий
«Гадкий
134 Нравственный смысл
Андерсена.
Г.Х.
утенок»
«Гадкий
135 Обобщение
по разделу
«Зарубежная
литература»
Проверим себя и оценим
свои достижения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
09.05.
11.05.
14.05.
15.05.
16.05.
18.05.
21.05.
22.05.
23.05.
28.05.
С.183186 читать,
принести
стихи
Р.Сефа
С.186188 читать
выразительно, с.188
з.1
Читать журналы,
которые
понравились
Прочитать миф без
ошибок
С.190199 читать,
с.199 з. 2
Прочитать другие
мифы Древней
Греции
С.200214
перечитать сказку
Составить план к
сказке
Прочитать другие
сказки Андерсена
136 Итоговый урок «Что читать
1
29.05.
С.219 читать летом
летом»
22 Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
•
•
•
•
•
•
•
•
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла про^танного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
,
23 • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выра
зительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированностинавыка чтения третьеклассников:
•
•
•
•
•
•
•
•
умение читать текст бегло, выразительно;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух
не менее 8090 слов в минуту (на конец года);
умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, пе
редающие характерные особенности героев;
безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно
измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро
проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить ре
зультаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания
учащихся. На выполнение работы отводится 1025 минут (в зависимости от уровня подго
товленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в
текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов
чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания,
интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики,
темпа и громкости в соответствии с характером текста);
•
•
•
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
•
•
•
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать
ей;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, рас
ширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
•
замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
24 •
•
•
•
•
•
•
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и
жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью инто
национных средств мелодики, темпоритма, пауз,
• Логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
•
•
•
выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации,
воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой
работы;
наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в
хрестоматии).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более
одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 23 ошибок или 46
недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по
пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в
изложении материала.
«3» («удовлетворительно») достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 46 ошибок или 10 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 35 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному
учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
раскрытия вопроса.
«2» («плохо») уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по
пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого
вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта
форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его
учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью
словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация
успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться
личностных характеристик учащегося.
25 Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу
работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути
устранения недочетов и ошибок
26
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.