Рабочая программа по окружающему миру.
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
11.11.2017
Рабочая программа по окружающему миру.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю¬щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов¬ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирова¬ние опыта экологически и этически обоснованного поведе¬ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле¬ние подготовки к изучению естественно-научных и общест¬воведческих дисциплин в основной школе.
ктп окруж мир 2 кл 2017-2018г.doc
Количество часов в неделю по учебному плану         2 Количество часов в год                                                  68 Рабочая программа по окружающему миру. Пояснительная записка.           Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • • • • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г. Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год  Учебник «Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2012 г.   Авторы: А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В  XXI  веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно­развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно­окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно­ научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. идея многообразия мира; идея экологической целостности мира; идея уважения к миру. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: – – – Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно­научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая  его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его мате­ риальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается  значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется  положительное  и отрицательное  воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.  В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практи­ ческие работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных  областей знаний, естественно­научных и гуманитарных.  Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается  в разные  сферы:   наблюдение  за  природой  и освоение  естественно­научной картины  мира;   знакомство  с  народной картиной  мира,  отраженной  в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира. Учебный курс «Окружающий  мир»  занимает  особое  место среди  учебных предметов начальной  школы.  Образно  говоря,  это  то,  что «всегда  с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Требования к уровню подготовки обучающихся К концу 2 класса учащиеся должны знать: – неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. – – – – – – – – – – Учащиеся должны уметь: различать   объекты   природы   и   предметы,   созданные   человеком,   объекты   неживой   и   живой   природы;   различать   изученные   группы   растений   и   животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт­Петербурга. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Особенности организации контроля по окружающему миру Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля ­ проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для   контроля   и   оценки   знаний   и  умений   по   предметам   этой   образовательной   области   используются   индивидуальная   и  фронтальная   устные   проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа­полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического  материал  (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­рассуждение. Рассказ­описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а   высказать   мысль   своими   словами,   привести   собственные   примеры   из   жизненного   опыта.   Особо   отмечается   использование   дополнительной   литературы   и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ­рассуждение   проверяет   умение   учащегося   самостоятельно   обобщить   полученные   знания,   правильно   установить   причинно­следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно­научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания  по   нескольким   вариантам   на   поиск   ошибки,   выбор   ответа,   продолжение   или   исправление   высказывания   и   др.   Имеют   большое   значение   и   работы   с индивидуальными   карточками­заданиями:   дети   заполняют   таблицы,   рисуют   или   дополняют   схемы,   диаграммы,   выбирают   правильную   дату   и   т.  п.  Эти   задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком­схемой. Специфической   формой   контроля,   сочетающей   в  себе   элементы   как   устного,  так   и  письменного   опроса,   является   работа   с   приборами,  лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно­научные представления детей. Основная цель этих проверочных   работ:   определение   уровня   развития   умений   школьников   работать   с   оборудованием,   планировать   наблюдение   или   опыт,   вести   самостоятельно практическую работу. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное раскрытие (в рассказе­рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; отсутствие   умения   выполнять   рисунок,   схему,   неправильное   заполнение   таблицы;   не  умение   подтвердить   свой   ответ   схемой,   рисунком,   иллюстративным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Ошибки: – – – – – – – – Недочеты: – – – – – преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте. Тема урока, тип урока № урок а Кол­ во часов Учебная деятельность  учащихся Планируемые цели и результаты Формы контроля Дом. задание 1 раздел «Вселенная, время, календарь» ­15 часов Дата проведения Фа По кт. плану 1 1 1 1 2 3 Мы ­ союз  народов  России.  Урок  изучения  нового. Мы ­ жители  Вселенной.  Урок  изучения  нового. Наш  «космичес­ кий корабль» ­ Земля. Урок  изучения  нового.  Назвать   субъект   Российской   Федерации,   в котором   находится   город   (село)   и   школа,   где учатся   дети;   научиться   находить   и   показывать его   на   политической   карте   России,   называть некоторые   его   природные   и   историко­ культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому   принадлежит   каждый   из   учащихся класса;   понимать   значение   русского   языка   как государственного языка Российской Федерации. Научиться   видеть   взаимосвязь   Земли   и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе. Усвоить понятия о горизонте и   сторонах   света;   научиться   обращаться   с компасом, определять стороны горизонта.   с   Познакомить   детей   с   тем,   какой материал будет изучаться во 2 классе; дать   представление   о   многообразии субъектов   Российской   Федерации   — республиках,   краях,   областях,   городах федерального   значения;   продолжить углубление   знаний   о   разнообразии народов России и о том, что соединяет нас   всех   в   едином   государстве; знакомство политико­ административной   картой   России; формировать доброжелательное отношение   друг   к   другу   как   к носителям и общероссийских культурных ценностей. Знать  представления   о   строении Вселенной, системы, планетах   и   спутниках   планет;   помочь детям   понять   зависимость   жизни   на Земле   от   ее   положения   в   Солнечной системе. Знать  понятие   о   горизонте,   сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом.   Солнечной   этнических       Устный опрос, оценивание 4.09 теоретический материал на с. 4 —7 учебника,  Оценива­ ние,   устный опрос Теор.   материал на с. 8—11 учебника,  № 1 и  7.09 Оценивание, практическа я работа Теор.   материал на с. 12— 13 учебника,  11.09 4 5 6. Практическа я работа с  компасом Экскурсия  «Что нас  окружает?» Урок  совершен­ ствования  новых знаний Время. Урок  изучения  нового. Сутки и  неделя. Урок  изучения  нового. 1 1 1 Уметь наблюдать за окружающей природой,  строениями в районе школы, воспитывать  бережное отношение к окружающему. Сформировать   образ   времени   как   единства прошлого,   настоящего   и   будущего;   ввести понятие   «единицы   измерения   времени»; познакомить детей с разными типами старинных и   современных   часов   как   явлением   истории   и культуры разных стран и народов мира. Сформировать   представление   о   связи естественных   единиц   измерения   времени «сутки»,   «неделя»   с   движением   Земли   вокруг своей   оси   и   сменой   дня   и   ночи;   познакомить детей   с   древними   легендами,   объясняющими смену дня и ночи как фантастического действия волшебных   существ;   расширять   способы творческой   активности   детей   —   вербальной, изобразительной и др. Экскурсия Оценива­ ние,   устный опрос 14.09 18.09 Теор.   материал на   с.   14—15 учебника,  вып­ть задание   рубрики «Подума­ ем!»   и   отв.   на вопросы «Проверим себя». теоретический материал на с. 16 — 19 учебника,  Оценива­ ние,   устный опрос теоретический материал на с. 20 — 23 учебника,  21.09 Уметь  наблюдать   за   окружающими строениями, школу   природой;   дневник наблюдений деревьями,     заполнять     объяснить, Уметь приводить примеры неразрывной связи   прошлого,   настоящего   и будущего,   опираясь   на   свой   опыт; перечислять единицы   измерения времени   в   порядке   их   увеличения; рассказать о старинных и современных часах;   как   действуют солнечные, водяные, песочные часы. Уметь  по   схеме   в   учебнике   дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением   две   естественные   единицы измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя   фантастического объяснения   этого   явления   на   основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи).   способ 7. Месяц и год.  1 Урок  изучения  нового. 8. 9 10 Времена  года. Урок  изучения  нового. Экскурсия  «Живая и  неживая  природа» Урок  совершен­ ствования  новых знаний Погода. Урок  изучения  нового. 1 1 1 Сформировать   представления   детей   о   связи естественных   единиц   измерения   времени «месяц»   и   «год»   с   наблюдением   людей   за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный   оборот   вокруг   Солнца;   пробуждать   в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой   времен   года;   развивать   творческое воображение   детей   в   процессе   наблюдения   за природой в течение года. Сформировать   представления   детей   о   причине смены времен года, о последовательности этой смены   и   о   связи   изменений   в   природе   с движением Земли по орбите вокруг Солнца.       проявлять Уметь  с помощью схемы дать научное объяснение   изменению   внешнего   виды Луны   в   течение   месяца;   установить связь   между   названиями   естественного спутника  Земли   и  единицей  измерения времени   «месяц»;   уметь   представить единицу   измерения   времени   «год»   как двенадцати последовательность месяцев; творческую активность   в   создании   сказочного образа   «месяца»   и   «года»   в   виде антропоморфных   или   зооморфных существ   с   помощью   словесного   или изобразительно­прикладного творчества. С   помощью   схемы  уметь  объяснять причину   смены   времен   года;   понимать условность начала перечисления времен года   при   неизменности   их   следования друг   за   другом   в   годовом   круге; называть   важнейшие   сезонные   явления природы   как   признаки   того   или   иного времени года. Оценива­ ние,   устный опрос 25.09   учебника. теоретический материал на с. 24 — 27 Выполнить рисунки или   сделать игрушки, в  которых  Луна, месяц,   год   были бы изображены в виде сказочных персонажей. устный опрос 28.09 теоретический материал на с. 28 — 31 учебника,  Учить наблюдать за живой и неживой природой,  познакомить с географической площадкой,  записывать наблюдения в дневник. Уметь формулировать информацию о  наблюдаемых объектах, заполнять  дневник наблюдений Экскурсия,а нализ  увиден­ ного.  Оформить дневник наблюдений. Усвоить понятие о погоде; научиться   различать   виды   термометров   и пользоваться каждым из них. Знать  понятие   «погода»;   познакомить детей   с   устройством   и   особенностями работы   разных   видов   термометров; научить температуру, записывать показания термометра.   измерять   Практическ ая   работа   с термомотро м. измерить температуру своего тела  2.10 5.10 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 Календарь –  хранитель  времени,  страж  памяти. Урок  изучения  нового. Красные дни  календаря. Урок  изучения  нового. Народный  календарь. Урок  изучения  нового. Экологическ ий  календарь. Урок  обобщения и  систематиза ции знаний. Тест по теме  «Вселенная,  время,  календарь» Урок  проверки,  Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи   с   особенностями   их   культуры;   уметь ориентироваться в све­ дениях, странице современного календаря, находить в календаре дату   своего   рождения   и   дни   рождения   своих близких.   представленных   на   Знать  представление   о   календаре   как очень   древнем   явлении   мировой культуры,   тесно   связанном   с особенностями образа жизни, хозяйства, религии   разных   народов   мира; познакомить   детей   с   разнообразными видами   и   устройством   старинных   и современных календарей. Устный опрос 9.10 теоретический материал на с. 36 — 39 учебника,  Познакомить детей с важнейшими праздниками современного   российского   гражданского календаря   как   способом   дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости  от  местожительства,  особенностей этнической культуры и вероисповедания. Сформировать   представление   о   народном календаре   как   сокровищнице   опыта   общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые да ют нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой. Продолжать   формирование   экологического сознания   детей;   дать   понятие   об   экологии,   о необходимости охраны природы; познакомить с экологическим   календарем   как   проявлением культуры общества, осознавшего уникальность природы Земли. высокоразвитого     Показать уровень усвоения изученного  материала при выполнении тестовых заданий,  уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.   кратко   Уметь  характеризовать содержание общегражданских праздников   современного   российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе). Знать  некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их   с   ощущениями,   которые   дают   нам  уметь разные   органы   чувств; предполагать,   какая   будет   погода, наблюдая за определенными явлениями природы,  которые служат основой для народных примет на погоду.  Знать  задачи   экологии   как   науки   и экологического движения в России и в мире,   необходимость   охраны   природы; воспринимать экологический календарь как   важное   явление   современной культуры;   по   мере   сил   участвовать   в охране   природы,   использовать   в   своей деятельности   посильные   способы охраны природы. Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ  ошибок, коррекция знаний. Устный опрос Устный опрос 12.10 теоретический материал на с. 40 — 43 учебника,  16.10 теоретический материал на с. 44 — 47 учебника,  Устный опрос 19.10 теоретический материал на с. 48 — 51 учебника,  тестировани е Нарисовать любимый   уголок природы 23.10 оценки и  коррекции  знаний. 16 Осенние  месяцы. Урок изучения  нового. 17 18 Осень в  неживой  природе  Урок  изучения  нового. Экскурсия «Осенние изменения   в природе». Урок­ экскурсия 19 Народные 1 1 1 1 2 раздел «Осень» ­ 19 часов   учить   словарный   Учить детей соотносить признаки осени в живой и   неживой   природе,   а   также   события   в   жизни людей осенью со значением старинных названий осенних  месяцев в языке народов своего края; показать   нравственный   смысл   и   красоту старинных   осенних   обычаев   взаимопомощи   в труде;   развивать   эмоционально­ценностное отношение   детей   к   природе   и   произведениям словесного   и   изобразительного   творчества; расширять запас   младших школьников,   их   использовать выразительные   средства   родного   языка   для описания   красоты   осенней   природы   и произведений   искусства,   посвященных   этой теме; познакомить детей с художниками И. И. Левитаном   и   А.   А.   Пластовым   и   с   главными темами их художественного творчества. Показать   зависимость   осенних   изменений   в неживой   природе   от   наклона   оси   вращения Земли   по   отношению   к   ее   орбите;   обобщить повседневные   наблюдения   учащихся   за состоянием погоды осенью; дать понятие о дне осеннего равноденствия. Кроме образовательных целей ознакомления  младших школьников с сезонными изменениями  в живой природе, осенняя экскурсия  предполагает оздоровительный эффект нервной  системы ребенка через эстетические  переживания и элементы укрепления  физического здоровья. Познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего   равноденствия   у   разных   народов Уметь  находить   признаки   осенних явлений   природы   и   указания   на особенности   жизни   людей   осенью   в старинных   названиях   осенних   месяцев; описывать   красоту   осенней   природы   и произведений   искусства,   посвященных этой   теме,   используя   выразительные средства   родного   языка;   проявлять заботу друг о друге в   совместном   сезонном   посильном труде;   называть   те   черты   в   судьбе   и произведениях   художников,   которые вызвали   эмоциональное   переживание   у каждого из учащихся. Знать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия   осенних   погодных   и природных явлений в неживой природе (иней,   заморозки,   моросящие  затяжные дожди,   туманы   и   др.);   приучиться   к наблюдениям за изменениями погоды. Уметь  выявлять сезонные изменения в природе,   записывать   в   дневник наблюдений Устный опрос 26.10 теоретический материал на с. 54 — 57 учебника,  Устный опрос 30.10 теоретический материал на с. 58 — 61 учебника,  «В кулика» (с. 60 учебника) Экскурсия,а нализ  увиден­ ного.  Оформить дневник наблюдений, нарисовать рисунок итогам экскурсии теоретический материал на с. 62 по   2.11 13.11 Уметь  в   обрядах   и   обычаях   осеннего равноденствия   различать   особенности, Устный опрос праздники   в пору осеннего равноденстви я.  Урок изучения нового. Звёздное небо осенью.   изучения нового. Урок   у Трава нашего дома.   Урок изучения нового. Старинная женская работа.  Урок изучения нового. Деревья   и кустарники осенью.  Урок обобщения   и систематиза ции знаний 20 21 22 23 1 1 1 1 России;   научить   детей   различать   общее   и особенное   в   этих   праздниках,   соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих   народов;   воспитывать   в   детях   чувство благодарности к природе за ее дары людям. Продолжить знакомство второклассников со   звездами   и   созвездиями;   познакомить   с созвездиями Большая Медведица и Лебедь. Продолжить   начатое   в   1   классе   знакомство   с наиболее   часто   встречающимися   травянистыми растениями;   пользуясь   атласом­ определителем «От земли до неба», распознавать травянистые растения.   научить, Познакомить   детей   с   содержанием   и последовательностью   трудовых   операций   при обработке   льна,   льняной   пряжи   и   ткани; закрепить   представления   детей   о   социально­ нравственном   значении   совместной   работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество. Продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися   деревьями   и   кустарниками   и вечнозелеными   хвойными   растениями   средней полосы. —65 учебника,. земледельцев, характерные для быта и хозяйственной жизни     охотников, скотоводов;   называть   общее   свойство праздников   осеннего   равноденствия   у разных народов, определяя их главный нравственный   смысл—   благодарность природе; проявить благодарность   природе   в   условиях современной жизни. творчески     Знать,   что   звезды,   как   и   Солнце,   — сгустки раскаленных газов; узнать, что понимали   под   созвездиями   древние   и что называют созвездиями современные ученые;   познакомиться   с   созвездиями Большая   Медведица   и   Лебедь   и древнегреческими мифами о них. Устный опрос 16.11 теоретический материал на с. 66 — 69 учебника,  Знать причины пожелтения травы   осенью;   научиться   распознавать травы с помощью атласа­определителя. Устный опрос 20.11 теоретический материал на с. учебника,   70—71 Уметь  назвать   последовательность трудовых операций в работе со льном; научиться   выполнять   задание   учителя, распределяя   операции   между   собой   в группе. Устный опрос 23.11 теоретический материал на с. 74 — 77 учебника,    причины   листопада; вечнозелеными Знать  познакомиться   с хвойными растениями средней   полосы   России;   продолжить развивать   навыки   работы   с   атласом­ определителем   и   дополнительной литературой Устный опрос теоретический материал на с. 78 —80, 27.11 24 25 26 Чудесные  цветники  осенью. Урок закрепления изученного Проверочная работа «Признаки осени»  Урок проверки, оценки   коррекции знаний. Грибы.  Урок изучения нового. и 27 Шестиногие и восьминогие. Урок обобщения   и систематиза ции знаний. Птичьи секреты  Урок закрепл. пройденного Как   разные животные готовятся   к зиме.   Урок 28 29 1 1 1 1 1 1 Продолжить начатое в 1 классе знакомство  детей с садовыми цветами; учить создавать и  ценить красоту; обобщить знания учащихся об  осенних цветах, полученные из  непосредственного опыта, и сообщить новые  сведения. Показать уровень усвоения материала, анализ  ошибок с целью их исправления Знать,   какие   цветы   дети   видели   в цветниках   города   (села)   или   в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. Устный опрос Проверить уровень усвоения материала  по данному разделу, учить  анализировать ошибки. Проверочна я работа 30.11 теоретический материал на с. 82 — 85 учебника,  4.12 Нарисовать рисунок «Любимое время года» Понять,   почему   грибы   выделены   в   особое царство   живой   природы;   познакомиться   со строением   грибов;   научиться   отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Знать  понятие   о   грибах   как   особом царстве   живой   природы;   изучить строение   гриба;   научить   отличать съедобные   грибы   от   несъедобных   и ядовитых. Практическ ая работа теоретический материал на с. 86 —89 учебника,  7.12 Продолжить начатое в 1 классе знакомство с  насекомыми; дать понятие о паукообразных;  познакомить с этапами развития бабочки и  стрекозы; воспитывать бережное отношение к  природе, и в частности к насекомым и  паукообразным. Продолжить   начатое   в   1   классе   знакомство   с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе. Знать,   чем   отличаются   насекомые   от паукообразных;   познакомиться   с этапами развития бабочки и стрекозы. Практическ ая работа 11.12 теоретический материал на с. 90 — 93 учебника,  Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц. Устный опрос теоретический материал на с. 94 —96 учебника,  14.12 Познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме; продолжать прививать любовь к родной природе. Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости   от   того,   впадают   они   в спячку или нет. Устный опрос 18.12 теоретический материал на с. 98 — 100 учебника, 30 31   изучения нового. Невидимые нити в осеннем лесу.   Урок изучения нового. Осенний труд.   изучения нового. Урок 32 Будь   здоров! Урок изучения нового. 33 34 Охрана природы осенью.  Урок изучения нового. Тест   по   теме «Осень» Урок проверки, 1 1 1 1 1 Формирование   знаний   о   связях   в   природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах. Знать  о   взаимосвязях   между растениями   и   животными   в   осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. Сформировать   представления   детей   о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся  ее с особенностями осенней живой и неживой природы; воспитывать в детях уважение к труду на земле и желание заботиться о всех живых существах накануне предстоящей зимы. Знать  некоторые   виды   работ, выполняемых   осенью   с   культурными растениями   и   домашними   животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей   зимы;  уметь  выполнять некоторые   виды   посильной   работы   по подготовке дома и двора к зиме. Устный опрос Устный опрос 21.12 Теор.   материал на   с.   102—105 учебника, вторая часть  25.12 теоретический материал   на   с. 106—109 учебника,  Познакомить   детей   с   правилами   здорового образа   жизни   в   осенний   период;   продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России;   развивать   в   ходе   игры   навыки благожелательного   общения   детей   друг   с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей. Знать правила здорового образа жизни в осенний   период;   знать   и   уметь объяснить товарищу   правила   двух­трех   народных игр, подходящих для осени (из учебника и   из   репертуара   игровой   культуры  уметь народов   своего   края); контролировать   во   время   игры   свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая   правила,   предусмотренные игрой. Практическ ая работа 28.12 теоретический материал   на   с. 110— 112 учебника,  Познакомить детей с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание детей на исчезновение растений, животных, грибов из­ за вредных для природы действий людей осенью. Знать  правила   сбора   грибов,   ягод, орехов;   выполнять   правила   поведения по   отношению   к   перелетным   и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. Устный опрос 12.01 теоретический материал   на   с. 114— 117 учебника,  Показать уровень усвоения изученного  материала, проанализировать допущенные  ошибки с целью ликвидации пробелов Проверить уровень усвоения материала  по теме «Осень» в тестовой форме,  учить анализировать ошибки. тестировани е Нарисовать рисунок   «Моя малая родина» 11.01 и оценки   коррекции знаний. 35 Зимние месяцы  Урок изучения нового. 1 1 3 раздел « Зима» ­ 15 часов     искусства; Учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке   народов   своего   края;   развивать эмоционально­ценностное   отношение   детей   к природе   и   произведениям   словесного   и изобразительного расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать   выразительные   средства   родного языка для описания красоты зимней природы и произведений   искусства,   посвященных   этой теме; познакомить детей с художниками А. К. Саврасовым  и И. И.  Шишкиным  и с главными темами их художественного творчества. Углубить представление детей о том, как учились дети в старину; расширять знание  народных погодоведческих примет; учить  пониманию нравственного значения сказок  народов России; развивать умение за внешним  сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими  словами описывать состояние персонажей, их  взаимные отношения, опре­ делять, какими  средствами передает внутреннее состояние  героев художник. Обобщить   и   систематизировать   наблюдения детей   над   зимними   природными   явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к   усвоению   сведений   о   кристаллизации замерзающей   воды);   запомнить   дату   зимнего солнцестояния   (22   декабря)   и   день   зимнего солнцеворота (25 декабря). Устный опрос 15.01 теоретический материал на с. 4 —6 учебника,  Уметь  находить   признаки   зимних явлений природы в старинных названиях зимних   месяцев;   описывать   красоту зимней   природы   и   произведений искусства,   посвященных   этой   теме, используя   выразительные   средства родного   языка;   называть   те   черты   в судьбе   и   произведениях   художников, которые   вызвали   эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Знать  несколько   зимних   народных примет   на   погоду;  уметь  объяснить, чему  учат  народные сказки,  как  в них оцениваются   такие   качества,   как скупость, хитрость; рассказать   о   персонажах   картин   А.   И. Морозова и братьев­художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.   жадность,       опираясь Иметь  понятие   о   зимних   природных явлениях, на непосредственный   жизненный   опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на   водоемах,   метель, изморозь,   оттепели,   гололед;   дать понятие   о   зимнем   солнцестоянии   и поговорках   о   нем;   научить   видеть красоту зимней природы.   снегопад, Практическ ая работа 18.01 теоретический материал на с. 8 —10 учебника. Практическ ая работа 22.01 теоретический материал на с. 12 —14 учебника,  и   Зима­время науки сказок.  Урок обобщения   и систематиза ции знаний 36 37 в 1   Зима неживой природе. Урок изучения нового. 1 1 1 1 1 38 39 40 41 Экскурсия «Зимние изменения   в природе». Урок­ экскурсия Звездное небо зимой  Урок комплексного применения знаний, обобщение знаний. Зима   в   мире растений. Урок закрепления изученного Зимние праздники Урок­игра 42 Растения   в домашней аптечке  Урок изучения Цель этой экскурсии — разгадка «загадок»  зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений  под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования  загадочной красотой спящего леса. Продолжить знакомство с картой звездного неба; познакомить   детей   с   созвездиями   Малая Медведица   и   Орион,   с   Полярной   звездой   и звездой Сириус. Закрепить   знания   детей   о   зимних   погодных явлениях   и   состоянии   природы   зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе. Познакомить детей с общими и различны ми чертами рождественского праздника в  странах Запада и в России (в прошлом и  настоящем); познакомить с происхождением и  особенностями зимнего новогоднего праздника;  закрепить понятие о существовании двух типов  календаря — гражданского и православного,  которые расходятся друг с другом на 13 дней; о  следовании зимних праздников по  православному календарю и современному  гражданскому календарю (сначала  рождественский праздник, затем — Новый год);  об обычае украшать рождественскую елку и  оставлять ее до Нового года. Дать лекарственных   растений, правилами их сбора, хранения и использования.   о   разнообразии   познакомить   с   представление Уметь  формулировать   наблюдаемые изменения   в   природе,   записывать   их   в дневник наблюдений Дневник  наблюдений Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную   научиться ориентироваться по Полярной звезде. звезду;   Практическ ая работа 25.01 29.01   по Оформить дневник наблюдений, нарисовать рисунок итогам экскурсии Теор.   материал на с. 16—18   выполнить задание   на   с.   19 учебника. Знать  способы   определения   пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. Устный опрос 1.02 Теор.   материал на с. 20—22 уч­ка,   ответить на вопрос    на с. 23 учебника. Практическ ая работа 5.02 теоретический материал на с. 24 — 27 учебника. Знать  особенности   народных   обычаев рождественского   праздника   в   странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай   рождественского   праздника,   а затем   закрепился   как   новогодний обычай; разобрать   схему изготовления   елочной   игрушки   и сделать ее своими руками.  уметь  называть Уметь  несколько лекарственных   растений   и   определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в   Практическ ая работа 8.02 теоретический материал на с. 28 —31 учебника, 43 44 45 нового. Зимняя жизнь птиц и зверей  Урок обобщения   и систе­ матизации знаний в   Невидимые нити зимнем лесу.   Урок обобщения   и систе­ матизации знаний В   феврале зима с весной встречается впервой  Урок изучения нового. 46 Зимний труд  Урок изучения нового. 1 1 1 1 Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать   о   зимнем   образе   жизни   зверей,   не впадающих в спячку. домашней   аптечке,   привести   примеры использования   их   лечебных   свойств   в домашних условиях. Знать, что зимой жизнь животных полностью   не   замирает:   обобщить материал   о   зимующих   птицах,   о способах   приспособления   к   зимним условиям   зверей,   о   питании   птиц   и зверей   зимой;   прививать   стремление помогать животным пережить зиму. Устный опрос 12.02 Теор.   материал на с. 32—35 учебника, прочитать   главу с. 173—180. Продолжить   формирование   знаний   о   связях   в природе;   научить   детей   выявлять   эти   связи   в зимнем лесу на конкретных примерах. Знать  о   взаимосвязях   между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. Устный опрос Познакомить детей с особым положением февраля   в   годовом   круге;   с   некоторыми обычаями   праздников   народов   мира,   которые приходятся на февраль или самое   начало   марта;   дать   представление   о нравственном   значении   этих   обычаев   во взаимоотношениях разных поколений в семье. Устный опрос Знать,   что   по   старинному   календарю многих   народов   мира   февраль   был   не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить старшим родственникам   на   Масленицу   (или другой   местный   праздник   февраля)   и выбрать веселую забаву для сверстников во   время   масленичного   гулянья   по традициям своего края. подарок     15.02 19.02 теоретический материал на с. 36 —38 учебника, выполнить задание   рубрики «Поиграем!»   на с. 39 учебника. теоретический материал на с. 40 —43 учебника,  Познакомить   детей   со   старинной   традицией зимних   посиделок,   сочетающих   труд   и развлечения;   дать   представление   о   том,   как   в современной   жизни   зимой   люди   заботятся   о сохранности   урожая,   растениях,   животных   и Понимать  социально­нравственное значение   зимних   посиделок   для   жизни молодежи  знать  особенности разного   возраста; ухода   зимой   за   растениями   и Устный опрос 22.02 теоретический материал на с. 44 —47 учебника, 1 1 1 1 47 Будь   здоров! Урок­игра 48 49 50 Охрана природы зимой  Урок изучения нового. Проверочная работа   по теме   «Зима» Урок проверки, оценки   коррекции знаний. и Весенние месяцы  Урок изучения нового. родном   доме,   как   поддерживают   порядок   на улицах городов и сел. Познакомить   детей   с   правилами   здорового   и безопасного   образа   жизни   в   зимний   период; продолжить   приобщение   детей   к   игровой культуре народов России, развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей. Развивать в детях эстетическое чувство при  восприятии красоты зимней природы; укреплять  бережное отношение к природе, познакомив  детей с правилами охраны зимой чистоты в  парке, сквере, лесу, со способами подкормки  зверей и птиц; продолжить изучение страниц  Красной книги. Показать уровень усвоения материала по теме  «Зима», проанализировать ошибки животными;   понимать   необходимость поддерживать порядок на улице;  уметь вырастить   в   домашних   условиях   1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. Выполнять  правила   здорового   образа жизни в зимний период;  знать и уметь объяснить   товарищу   правила   2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника   и   из   репертуара   игровой культуры народов  своего края);  уметь контролировать   во   время   игры   свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая   правила,   предусмотренные игрой. Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить   простейшие   кормушки   для птиц; знать особенности жизни зимой 2 —3 диких животных. Практическ ая работа 26.02 теоретический материал на с. 48 —50 учебника,  Устный опрос 1.03 теоретический материал на с. 52 —55 учебника,  Проверить уровень усвоения материала  по теме «Зима», проанализировать  ошибки учеников с целью восполнения  пробелов. Проверочна я работа 5.03 4 раздел «Весна и лето» ­ 19 часов Учить детей соотносить признаки на­ ступающей весны в живой и неживой природе, а также   события   в   жизни   людей   весной   со значением старинных названий весенних месяцев в   языке   народов   своего   края;   показать социально­нравственный   смысл   и   красоту народных   примет   и   обычаев   дня   Евдокии­ Уметь  находить   признаки   весенних явлений   природы   и   указания   на особенности жизни   людей   весной   в   старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту   весенней   природы   и произведений   искусства,   посвященных Устный опрос 12.03 теоретический материал на с. 58 —60 учебника,. Весновки, как старинного весеннего нового года; развивать   эмоционально­ценностное   отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного   творчества;   расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать   выразительные   средства   родного языка для описания красоты весенней природы и произведений   искусства,   посвященных   этой теме;   продолжить   знакомство   детей   с художниками А. К. Саврасовым и Б. М. Кустодиевым и с главными темами их  художественного творчества. Продолжить   изучение   сезонных   изменений   в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия   и   таких   природных   весенних явлениях, как таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы; особо остановиться на проблемах безопасности   (опасность   сосулек,   истончения весеннего льда на водоемах). этой   теме,   используя   выразительные средства   родного   языка;   провести наблюдения   за   погодой   14   марта   для сопоставления   их   результатов   с результатами предстоящих наблюдений 6   мая;   называть   те   черты   в   судьбе   и произведениях   художников,   которые вызвали   эмоциональное   переживание   у каждого из учащихся. Знать  причины   потепления   весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. Устный опрос 15.03 теоретический материал на с. 62 —64 учебника,. Цели   данной   экскурсии   разнообразны.   Это   не знакомство   с   раннецветущими только   растениями,   но   и   создание   радостного эмоционального детьми расцветающей природы. восприятия     Уметь наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по   теме   «Весенние   изменения   в природе» Анализ  увиденного  на  экскурсии Продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически   представленной   в   образе   птицы; познакомить   детей   со   старинными   русскими обычаями   трехкратной   встречи   весны   и   с праздником   нового   года   у   нанайцев   в   период весеннего  равноденствия, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края. Продолжить   знакомство   детей   со   строением Вселенной;   рассмотреть   положение   на   небе изученных   созвездий   весной;   дать   понятие   о объяснить, Уметь    почему   многие народы   России   и   мира   символически представляют   весну   в   образе   птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору   весеннего   равноденствия;  уметь изготовить игрушечную  птицу  в любой технике   и   из   любого   материала   (по выбору).  Знать  положение   весной   созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; 19.03 22.03 прочитать рассказы «Зеленые страницы» (с. 25 —36). теоретический материал на с. 66 —68 учебника,  Изготовлен ие птицы Устный опрос Теор.   материал на   с.   70—72 учебника,  5.04 51 52 53   в Весна неживой природе Урок обобщения   и систе­ матизации знаний Экскурсия «Весенние изменения   в природе» Урок­ экскурсия Весна   ­   утро года  Урок закрепления изученного 54 Звездное небо весной  Урок 1 1 1 1 55 56 57­ 58 59 60 комплексного применения знаний Весеннее пробуждение растений Урок обобщения   и систе­ матизации знаний Чудесные цветники весной.  Урок изучения нового. Весна в мире насекомых Урок изучения нового.Безоп асность   в общественно месте. Весна в мире птиц и зверей Урок изучения нового. Тест   по   теме «Весенние изменения   в природе» Урок 1 1 1 1 созвездиях  Кассиопея  и Лев, научить находить их на звездном небе. Обобщить и расширить сведения, полученные на экскурсии,   о   раннецветущих   травянистых растениях   и   цветении   деревьев;   развивать   у детей   эстетическое   восприятие   природы   и стремление беречь ее. научиться Кассиопея и Лев на звездном небе. находить     созвездия причины, Знать    по   которым раннецветущие   растения   зацветают первыми;   научиться   любоваться первоцветами и стремиться беречь их. Устный опрос 9.04 теоретический материал на с. 74 —77 учебника,  Познакомить  детей  с  культурными   растениями весеннего   цветника,   с   мифами   и   легендами, связанными   с   этими   цветами;   развивать эстетическое   восприятие   и   творческие способности учащихся. Показать  весеннее  пробуждение насекомых,   их красоту;   учить   не   уничтожать   бабочек   и   продолжать   развивать особенно   гусениц;     экологическое мышление учащихся; способствовать   развитию   эстетического восприятия. Знать  названия   культурных   растений весенних цветников, научиться находить их   в   атласе­определителе;   научиться любоваться   весенними   цветниками   и стремиться   самому   участвовать   в создании таких цветников. Уметь  любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей   и   муравьев; взаимосвязь насекомых и птиц.   понимать Практическ ая работа Сообщить детям о весеннем поведении птиц   и   зверей:   возвращении   перелетных   птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении   зверей,   впадавших   в   зимнюю спячку,   рождении   у   зверей   потомства;   дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах. Знать  о  весенних  изменениях   в жизни птиц и зверей. Устный опрос Устный опрос 12.04 теоретический материал на с. 78 —81 учебника,  16.04 19.04 Теор.   материал на с. 82—84 учебника, прочитать рассказ   с.   27— 30. 23.04 Теор.   Материал на с. 86—88 учебника, задание № 2 на с. 89 учебника. В тестовых заданиях показать уровень усвоения  материала, анализ ошибок с целью ликвидации  пробелов Проверить уровень усвоения знаний по  теме «Весна» в форме тестирования,  анализ ошибок. тестировани е Нарисовать рисунок «Весна в природе» 26.04 в и проверки, оценки   коррекции знаний. Невидимые нити   весеннем лесу.   Урок обобщения   и систе­ матизации знаний Весенний труд.   изучения нового. Урок Старинные весенние праздники Урок­игра Будь   здоров! Урок изучения нового. 61 62 63 64 1 1 1 1 Продолжить   формирование   знаний   о   связях   в природе;   научить   детей   выявлять   эти   связи   в весеннем лесу на конкретных примерах. Знать  о   взаимосвязях   между растениями   и   животными   в   весеннем лесу;   научиться   приводить   примеры невидимых нитей в весеннем лесу. Устный опрос, практическа я работа теоретический материал на с. 90 —93 учебника,  30.04 Познакомить детей с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их   с   современными   видами   весенних   работ   в селе и городе, в садах, огородах,   поле,   углубляя   в   детях   понимание важности   земледельческого   труда   для   жизни людей во все времена. Познакомить детей с народными обычая ми весенних старинных праздников, выявить их глубокий   нравственный   смысл,   связанный   с животворящей   силой   весенней   природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе   в   культуре   разных   народов   России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера. Уметь различать особенности весеннего труда   у   женщин   и   мужчин   в   старину; уметь   объяснить   значение   пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною,   плачет   зимою»;   научиться проводить   наблюдения   за   состоянием природы   6   мая   и   сопоставлять   эти наблюдения   с   ранее   полученными данными   о   погоде   14   марта, ориентируясь   на   народные   приметы этих дней.  Уметь  выразительно   произносить народные   благопожелания   детям   в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной научиться оформлять   рамочки   для   фотографий своей и друга. неделе;     Устный опрос 3.05 теоретический материал на с. 94 —97 учебника,  практическа я работа 7.05 теоретический материал на с. 98 — 101 учебника,  Познакомить   детей   с   правилами   здорового   и безопасного   образа   жизни   в   весенний   период; продолжить   приобщение   детей   к   игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в Знать правила здорового образа жизни в весенний   период;   знать   и   уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила   двух­трех   народных   игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара   игровой   культуры   народов Устный опрос 10.05 теоретический материал   на   с. 102— 104 учебника, 1 1 1 65 66 67 Охрана природы весной.  Урок обобщения   и систе­ матизации знаний Лето красное.  Урок изучения нового. Летние праздники   и труд.  Урок изучения нового. межличностных отношениях детей. Развивать в детях эстетическое чувство при   восприятии   красоты   весенней   природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и помощи зверям и птицам; продолжить изучение  страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной  (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы  и т. д.). Учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также события в жизни   людей   летом   со   значением   старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; показать социально­нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать   эмоционально­ценностное   отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного   творчества;   расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать   выразительные   средства   родного языка для описания красоты летней природы и произведений   искусства,   посвященных   этой теме. Познакомить   детей   с   народными   обычаями летних   старинных   праздников,   выявить   их глубокий   нравственный   смысл,   связанный   с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; сопоставить между собой   традиции   празднования   летнего   нового года   по   старинному   якутскому   календарю   с своего края);  уметь  контролировать во время   игры   свое   поведение   по отношению   к   сверстникам,   соблюдая правила, предусмотренные игрой. Самоконтроль   во   время   прогулки   в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.). Устный опрос 14.05 теоретический материал   на   с. 106— 109 учебника,  Устный опрос Уметь  находить   признаки   летних явлений природы и особенностей жизни людей   летом   в   старинных   названиях летних   месяцев;   описывать   красоту летней   природы   и   произведений искусства,   посвященных   этой   теме, используя   выразительные   средства родного   языка;   называть   те   черты   в судьбе   и   произведениях   художников, которые   вызвали   эмоциональное переживание у каждого из учащихся. 17.05 теоретический материал   на   с. 110— 112 учебника,  теоретический материал   на   с. 113 учебника,  № 3 и № 6 на с. 66 —67 рабо­ чей тетради.   выразительно Уметь  читать стихотворение   Л.   Харитоновой   о сотрудничестве   природы   и   человека; разгадывать   и   составлять   загадки   о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. Устный опрос 21.05 теоретический материал   на   с. 114— 116, особенностями   новогоднего   праздника   осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть   сравнить   друг   с   другом   все   типы празднования   нового   года   в   разные   сезоны,   о которых   было   рассказано   в   учебнике   ранее); определить   нравственный   смысл   календарных праздников в культуре народов России и мира, подведя   итог   полученным   в   течение   года знаниям. Показать уровень усвоения материала,  изученного в течение учебного года,  корректировка знаний. 1 68 Проверочная работа   по теме «Весна и лето»  Урок проверки, коррекции знаний.   и 24.05 теоретический материал   на   с. 116— 117,  Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ  ошибок, корректировка знаний. Провероч­ ная работа 28.05 Нарисовать рисунок «Здравствуй, лето»

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2017