Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
2 кл
04.03.2018
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданского мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи обучения: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
рабочая программа Русский язык 2кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Глазова Удмуртской Республики «РАССМОТРЕНО»                                                            «УТВЕРЖДАЮ» на заседании ШМО                                                                Директор МБОУ «СОШ №13» 31 августа  2017г. Протокол  № 1                                          31августа  2017г.                           ___________ Е.Б. Биянова                                                                                                                          Приказ  № 068/9­1                                                                                                                                                           «ПРИНЯТО»                                                                                                                                               на заседании                                                                                                                                      педагогического совета                                                                                                                                31 августа  2017г. Протокол  № 1                                                                                             Рабочая программа по русскому языку  2­ Б класс                                                               Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов, 2017­2018 учебный год 2017 год Пояснительная   записка               Данная программа составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273­ФЗ 2. Федеральный   государственный   образовательного   стандарт   начального   общего   образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) 3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ  4. «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного   врача   Российской   Федерации   от   29.12.2010г.   №   189   «О   введении   в   действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821­10» 5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13» 6. Устав МБОУ «СОШ №13».            Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданского мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно­нравственном развитии и воспитании младших школьников.   Изучение   русского   языка   в   начальных   классах   —   первоначальный   этап   системы лингвистического   образования   и   речевого   развития,   обеспечивающий   готовность   выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с  основными положениями  науки о языке и  формирование  на этой основе знаково­символического восприятия и логического мышления учащихся;  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи обучения:  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  •   формирование   у   младших   школьников   первоначальных   представлений   о   системе   и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,  составлять несложные  устные  монологические высказывания  и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально­ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности   к   сохранению   его   уникальности   и   чистоты;   пробуждение   познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Составляющая УМК Рабочая программа разработана на основе авторской программы:  Канакина В.П., Горецкий В.Г.   Русский язык  Рабочие программы: 1­4 классы, М.: «Просвещение», 2011г. Предметная линия учебников системы «Школа России»: 1. Канакина   В.П.,   Горецкий   В.Г.   Русский   язык:   Учебник   2   класс   в   2­х   частях   Москва, «Просвещение», 2012г. 2. Канакина В.П. «Русский язык. Рабочая тетрадь» в 2­ух частях 2 класс, М., «Просвещение»  2015г. Общая характеристика предмета                 Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование   навыка   чтения   и   основ   элементарного   графического   навыка,   развитие   речевых умений,   обогащение   и   активизацию   словаря,   совершенствование   фонематического   слуха, осуществление грамматико­орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением   чтению   с   учётом   принципа   координации   устной   и   письменной   речи.   Содержание обучения   грамоте   обеспечивает   решение   основных   задач   трёх   его   периодов:  добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.  У   первоклассников   формируются   первоначальные   представления   о   предложении, развивается   фонематический   слух   и   умение   определять   последовательность   звуков   в   словах различной   звуковой   и   слоговой   структуры.   Они   учатся  осуществлять   звуковой   анализ   слов   с использованием схем­моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.   На   подготовительном   этапе   формируются   первоначальные   представления   о   гласных   и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание  букварного  периода   охватывает   изучение   первых   согласных   звуков   и   их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как   написано)   и   орфоэпическое   (читаю,   как   говорю);   работают   со   слоговыми   таблицами   и слогами­слияниями;   осваивают   письмо   всех   гласных   и   согласных   букв,   слогов   с   различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный  (заключительный)  — повторительно­обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.           После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.   Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными  линиями:                                                                                                                                                    •  система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав  слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);                                                                   • орфография и пунктуация;                                                                                                                        • развитие речи.  Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.  Языковой   материал   обеспечивает   формирование   у   младших   школьников   первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.  Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения   русского   языка   как   государственного   языка   Российской   Федерации,   языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию   младших   школьников   в   целях,   задачах,   средствах   и   значении   различных   видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать   свою   и   оценивать   чужую   речь,   создавать   собственные   монологические   устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание   систематического   курса   русского   языка   представлено   в   программе   как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую   внутреннюю   взаимосвязь   всех   сторон   языка:   фонетической,   лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).  Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется   на основе  формирования символико­моделирующих  учебных  действий  с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой,   богатейшей   словообразовательной   системой,   его   грамматикой,   разнообразием синтаксических   структур   —   формируется   собственная   языковая   способность   ученика, осуществляется становление личности.  Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они   наиболее   явственно   обеспечивают   формирование   и   развитие   коммуникативно­речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа   (текст­повествование,   текст­описание,   текст­рассуждение)   и   жанра   с   учётом   замысла, адресата   и   ситуации   общения,   соблюдению   норм   построения   текста   (логичность, последовательность,   связность,   соответствие   теме   и   главной   мысли   и   др.),   развитию   умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.   Работа   над   предложением   и   словосочетанием   направлена   на   обучение   учащихся   нормам построения   и   образования   предложений,   на   развитие   умений   пользоваться   предложениями   в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.  На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа   предусматривает   формирование   у   младших   школьников   представлений   о лексике   русского   языка.   Освоение   знаний   о   лексике   способствует   пониманию   материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении   мыслей,   чувств,   эмоций;   осознанию   словарного   богатства   русского   языка   и эстетической   функции   родного   слова;   овладению   умением   выбора   лексических   средств   в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости   пополнять   и   обогащать   собственный   словарный   запас   как   показатель интеллектуального и речевого развития личности.  Серьёзное   внимание   уделяется   в   программе   формированию   фонетико­графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы   важно   для   формирования   всех   видов   речевой   деятельности:   аудирования,   говорения, чтения и письма. Важная   роль   отводится   формированию   представлений   о   грамматических   понятиях: словообразовательных,   морфологических,   синтаксических.   Усвоение   грамматических   понятий становится   процессом   умственного   и   речевого   развития:   у   школьников   развиваются интеллектуальные   умения   анализа,   синтеза,   сравнения,   сопоставления,   классификации, обобщения,   что   служит   основой   для   дальнейшего   формирования   общеучебных,   логических   и познавательных (символико­моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части   слова,   обнаруживать   орфограмму,   различать   её   тип,   соотносить   орфограмму   с определённым   правилом,   выполнять   действие   по   правилу,   осуществлять   орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа   и   синтеза   (применительно   к   изучаемым   единицам   языка   и   речи),   сопоставления, нахождения   сходств   и   различий,   дедукции   и   индукции,   группировки,   абстрагирования, систематизации,   что,   несомненно,   способствует   умственному   и   речевому   развитию.   На   этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.         Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией.   В   ходе   освоения   русского   языка   формируются   умения,   связанные   с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими   словарями   и   справочниками.   Школьники   будут   работать   с   информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.  Программа   предполагает   организацию   проектной   деятельности,   которая   способствует включению   учащихся   в   активный   познавательный   процесс.   Проектная   деятельность   позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития   детей,   формирования   позитивной   самооценки,   навыков   совместной   деятельности   со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.  Актуальность данного курса в том, что в начальном обучении предмет «Русский язык»  занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и  коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета  «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении  русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным  предметам.   Построение   курса   русского   языка     в   начальной   школе   –  системно­концентрическое,   что позволяет   осуществлять   усвоение   учебного   материала   крупными   блоками,   выделение   которых   из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между компонентами.  Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.  Место учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в начальной  школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23  учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте1 и 50 ч (10  учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные  недели в каждом классе).  Класс количество часов  в  неделю количество часов за  год количество  учебных недель 1 2 3 4 5 5 5 5 165 170 170 170 33 34 34 34 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы   определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   формирование   ценностей многонационального   российского   общества;   становление   гуманистических   и   демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире 5.  Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности  и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8.   Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10.  Формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   мотивации   к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение  способностью принимать  и  сохранять  цели  и  задачи  учебной  деятельности, поиска средств её осуществления. 2.   Формирование   умения  планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,   определять   наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково­символических средств представления информации. 4. Активное  использование речевых  средств  и средств для решения  коммуникативных  и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей  в совместной  деятельности;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием   учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1. Формирование  первоначальных  представлений  о единстве  и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2.   Понимание   обучающимися   того,   что   язык   представляет   собой   явление   национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.  5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных  задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6.   Осознание   безошибочного   письма   как   одного   из   проявлений   собственного   уровня культуры,   применение   орфографических   правил   и   правил   постановки   знаков   препинания   при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7.   Овладение   учебными   действиями   с   языковыми   единицами   и   формирование   умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике   и   графике,   лексике,   словообразовании   (морфемике),   морфологии   и   синтаксисе;   об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование   умений   опознавать   и   анализировать   основные   единицы   языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты Второклассник  научится Второклассник получит возможность • ценить и принимать следующие базовые  ценности:  «добро», «терпение», «родина»,  научиться • Нести личную ответственность «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,  «справедливость», «желание понимать друг  друга», «понимать позицию другого»; проявлять уважение к своему народу, к другим  народам, терпимость к обычаям и традициям  других народов; принимать социальную роль обучающегося;  осознавать личностный смысл  учения;  проявлять желание продолжать  учебу. • • за свои дела и поступки; • Понимать личностный смысл  учения с позиции «Я ­ ученик». Метапредметные результаты Второклассник  научится Второклассник получит возможность научиться • • • • • в сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи; самостоятельно оценивать  правильность  выполнения  действий; осуществлять взаимный  контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую  помощь; учитывать разные мнения и  интересы; использовать речь для  регуляции своего действия. • • • • • • • • • • организовывать свое рабочее место под  руководством учителя; ориентироваться в учебнике (на развороте, в  оглавлении, в словаре); определять и формулировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному  учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем давать  эмоциональную словесную оценку своей  деятельности;  ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на  вопросы, используя учебник, свой  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и группировать предметы и их  образы; слушать и понимать речь других; • • • выразительно читать и пересказывать текст,  отвечать на вопросы; совместно договариваться о правилах  общения и поведения в школе и следовать  им; учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты Второклассник  научится Второклассник получит возможность научиться Фонетика, орфоэпия, графика  осуществлять звуко­буквенный разбор простых по составу слов с помощью  заданного в учебнике алгоритма;  устанавливать соотношение  звукового и буквенного состава в  словах с разделительным мягким  знаком (ь): шью, друзья, вьюга;  применять знания фонетического  материала при использовании правил  правописания и орфоэпии (различать  ударные и безударные гласные,  согласные звонкие–глухие, шипящие,  мягкие и твёрдые и др.);  пользоваться при письме  небуквенными графическими  средствами: пробелом между  словами, знаком переноса, абзацем.             различать понятия «звук» и «буква», правильно  называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова; определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный —  безударный, согласный твёрдый — мягкий,  парный — непарный, согласный глухой —  звонкий, парный — непарный (в объёме  изученного); понимать характеристику звука,  представленную в модели (в звуком  обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова  по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е, ё, ю, я в слове; определять способы обозначения буквами  твёрдости­мягкости согласных и звука [й’]; определять количество слогов в слове и их  границы, сравнивать и классифицировать слова  по слоговому составу; определять ударный и безударные слоги в слове; правильно называть буквы алфавита,  располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со  словарями; определять функцию мягкого знака (ь) как  разделительного; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными  гласными е, ё, ю, я и мягким знаком —  показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк; произносить звуки и сочетания звуков в  соответствии с нормами литературного языка  (круг слов определён орфоэпическим словарём  учебника). Лексика осознавать слово как единство звучания и  значения; выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать  об их значении учителя или обращаться к  толковому словарю; различать однозначные и многозначные слова  (простые случаи); иметь представление о синонимах и антонимах; распознавать среди предложенных слов  синонимы и антонимы; подбирать к предложенным словам 1—2  синонима или антонима; наблюдать за использованием синонимов и  антонимов в речи;  выявлять в речи незнакомые  слова, спрашивать об их значении  учителя или обращаться к  толковому словарю;  на практическом уровне  распознавать слова,  употреблённые в прямом и  переносном значении (простые  случаи);  замечать в художественном  тексте слова, употреблённые в  переносном значении; пользоваться словарями при  решении языковых и речевых задач.  Морфология различать слова, обозначающие предметы  (признаки предметов, действия предметов),  вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи; находить грамматические группы слов (части  речи) по комплексу усвоенных признаков: имя  существительное, имя прилагательное, глагол; находить имена существительные, понимать их  значение и употребление в речи, опознавать  одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные по вопросам кто? и что?   собственные и нарицательные имена  существительные, определять форму числа имён существительных; находить имена прилагательные, понимать их  значение и употребление в речи, опознавать   различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу  усвоенных признаков, определять  их синтаксическую функцию в  предложениях;  выявлять принадлежность слова  к определённой части речи на  основе усвоенных признаков,  определять признаки частей речи;  различать имена  существительные, употреблённые  в форме одного числа (ножницы,  кефир);  выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;  использовать личные              местоимения для устранения  неоправданных повторов;  пользоваться словами разных  частей речи в собственных  высказываниях.  опознавать предложения  распространённые и  нераспространённые; составлять  такие предложения,  распространять  нераспространённые предложения второстепенными членами;  находить предложения с  обращениями. форму числа имён прилагательных, роль в  предложении; находить глаголы, понимать их значение и  употребление в речи, опознавать форму числа  глаголов, роль в предложении; узнавать личные  местоимения, понимать их значение и  употребление в речи; находить предлоги и понимать их роль в  предложении и тексте; подбирать примеры слов разных частей речи и  форм этих слов. Синтаксис  различать текст и предложение, предложение и  слова, не составляющие предложения; выделять  предложения из речи; определять существенные признаки  предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи  интонацию конца предложений; сравнивать предложения по цели высказывания  и по интонации (без терминов) с опорой на  содержание (цель высказывания), интонацию,  (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения; находить главные члены предложения (основу  предложения): подлежащее и сказуемое; различать главные и второстепенные члены  предложения (без дифференциации на виды); устанавливать связи слов между словами в  предложении; соотносить предложения со схемами, выбирать  предложение, соответствующее схеме; восстанавливать деформированные  предложения; составлять предложения по схеме, рисунку, на  определённую тему.             Орфография и пунктуация   применять изученные правила правописания:   раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих  согласных ж, ш, ч, щ (в положении под   осознавать значение понятий  «орфограмма», «проверяемая  орфограмма», «непроверяемая  орфограмма»;                    ударением и без ударения); отсутствие мягкого знака после шипящих в  буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в  именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне  слова; непроверяемые гласные и согласные в корне  слова (перечень слов в учебнике), в том числе  удвоенные буквы согласных; разделительный мягкий знак (ь); знаки препинания конца предложения (. ? !); раздельное написание предлогов с именами  существительными; раздельное написание частицы не с глаголами; ­     применять орфографическое чтение  (проговаривание) при письме под диктовку и  при списывании; ­    безошибочно списывать текст с доски и  учебника объёмом 40—50 слов; ­    писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.  определять разновидности  орфограмм и соотносить их  изученными с правилами;  разграничивать орфограммы на  изученные правила письма и  неизученные;  обнаруживать орфограммы по  освоенным опознавательным  признакам в указанных учителем  словах;  применять разные способы  проверки правописания слов:  изменение формы слова, подбор  однокоренных слов, использование  орфографического словаря;  пользоваться орфографическим  словарём учебника как средством  самоконтроля при проверке  написания слов с непроверяемыми  орфограммами. Развитие речи участвовать в устном общении на уроке  (слушать собеседников, говорить на  обсуждаемую тему, соблюдать основные  правила речевого поведения); строить предложения для решения  определённой речевой задачи (для ответа на  заданный вопрос, для выражения своего  собственного мнения); (самостоятельно) читать тексты учебника,  извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно­познавательной  задачей (под руководством учителя); пользоваться словарями учебника для решения  языковых и речевых задач; различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; понимать  особенности диалогической речи;  анализировать свою и чужую речь  при слушании себя и речи  товарищей (при ответах на  поставленный учителем вопрос,  при устном или письменном  высказывании) с точки зрения  правильности, точности, ясности  содержания;  соблюдать нормы произношения,  употребления и написания слов,  имеющихся в словарях учебника;  озаглавливать текст по его теме  или по его главной мысли;  распознавать тексты разных  типов: описание и повествование,  рассуждение;  замечать в художественном           отличать текст от набора не связанных друг с  другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком  предложений и восстанавливать их  последовательность в тексте; понимать тему и главную мысль текста (при её  словесном выражении), подбирать заглавие к  тексту, распознавать части текста по их  абзацным отступам, определять  последовательность частей текста; читать вопросы к повествовательному тексту,  находить на них ответы и грамотно их  записывать; составлять текст по рисунку, вопросам и  опорным словам; по рисунку и вопросам, по  рисунку (после анализа содержания рисунка);  составлять текст по его началу и по его концу. соблюдать в повседневной жизни нормы  речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на  поставленный вопрос; пересказывать сюжет известной сказки по  данному рисунку; составлять текст из набора предложений; выбирать заголовок текста из ряда данных и  самостоятельно озаглавливать текст тексте языковые средства,  создающие его выразительность;  составлять небольшие  повествовательный и  описательный тексты на близкую  жизненному опыту детей тему  (после предварительной  подготовки);  находить средства связи между  предложениями (порядок слов,  местоимения, синонимы);  составлять небольшие  высказывания по результатам  наблюдений за фактами и  явлениями языка; на  определённую тему;  составлять текст (отзыв) по  репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);  письменно излагать содержание  прочитанного текста (после  предварительной подготовки) по  вопросам;  проверять правильность своей  письменной речи, исправлять  допущенные орфографические  ошибки, замечать и исправлять  неточности в содержании и  оформлении. Виды речевой деятельности Содержание предмета «Русский язык» Слушание.  Осознание   цели   и   ситуации   устного   общения.   Адекватное   восприятие звучащей   речи.   Понимание   на   слух   информации,   содержащейся   в   предложенном   тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.  Говорение.  Выбор   языковых   средств   в   соответствии   с   целями   и   условиями   для эффективного   решения   коммуникативной   задачи.   Практическое   овладение   диалогической формой   речи.   Овладение   умениями   начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь внимание   и   т. п.   Практическое   овладение   устными   монологическими   высказываниями   в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения   (приветствие,   прощание, извинение,   благодарность,   обращение   с   просьбой).   Соблюдение   орфоэпических   норм   и правильной интонации. Чтение.  Понимание   учебного   текста.   Выборочное   чтение   с   целью   нахождения необходимого   материала.   Нахождение   информации,   заданной   в   тексте   в   явном   виде. Формулирование   простых   выводов   на   основе   информации,   содержащейся   в   тексте. Интерпретация   и   обобщение   содержащейся   в   тексте   информации.  Анализ   и   оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1 Письмо.  Овладение   разборчивым   аккуратным   письмом   с   учётом   гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика.  Звуки  речи. Осознание  единства  звукового состава  слова  и его значения. Установление   числа   и   последовательности   звуков   в   слове.   Сопоставление   слов, различающихся   одним   или   несколькими   звуками.   Составление   звуковых   моделей   слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.  Различение   гласных   и   согласных   звуков,   гласных   ударных   и   безударных,   согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.  Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика.  Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости­мягкости согласных   звуков.   Функция   букв  е,   ё,   ю,   я.   Мягкий   знак   как   показатель   мягкости предшествующего согласного звука.  Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.  1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным  для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный   звук).   Плавное   слоговое   чтение   и   чтение   целыми   словами   со   скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.   Развитие   осознанности   и   выразительности   чтения   на   материале   небольших текстов и стихотворений.  Знакомство   с   орфоэпическим   чтением   (при   переходе   к   чтению   целыми   словами). Орфографическое   чтение   (проговаривание)   как   средство   самоконтроля   при   письме   под диктовку и при списывании.  Письмо.  Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо  букв, буквосочетаний,  слогов,  слов,  предложений с соблюдением   гигиенических  норм.  Овладение  разборчивым,   аккуратным  письмом.  Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.  Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.  Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.  Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.  Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:  • раздельное написание слов;  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;  • перенос слов по слогам без стечения согласных;  • знаки препинания в конце предложения.  Развитие речи.  Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии   сюжетных   картинок,   материалам   собственных   игр,   занятий,   наблюдений,   на   основе опорных слов.  Систематический курс Фонетика и орфоэпия.  Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Различение   мягких   и   твёрдых   согласных   звуков, определение   парных   и   непарных   по   твёрдости­мягкости   согласных   звуков.   Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный   ударный   —   безударный;   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   —   непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль   гласных   звуков.   Словесное   ударение   и   логическое   (смысловое)   ударение   в предложениях.   Словообразующая   функция   ударения.   Ударение,   произношение   звуков   и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика.   Различение   звуков   и   букв.   Обозначение   на   письме   твёрдости   и   мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа  стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование   небуквенных   графических   средств:   пробела   между   словами,   знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).  Знание  алфавита:  правильное  называние  букв,  их  последовательность.  Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.  Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых   требует   уточнения.  Определение   значения   слова   по   тексту   или   уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах,   о   прямом   и   переносном   значении   слова,   о   синонимах,   антонимах,   омонимах, фразеологизмах.   Наблюдение   за   их   использованием   в   тексте.   Работа   с   разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение   однокоренных   слов   и   различных   форм   одного   и   того   же   слова.   Различение однокоренных   слов   и   синонимов,   однокоренных   слов   и   слов   с   омонимичными   корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса   (постфикса   ­ся),   основы.   Различение   изменяемых   и   неизменяемых   слов. Представление   о   значении   суффиксов   и   приставок.   Образование   однокоренных   слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.  Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя   существительное.   Значение   и   употребление   в   речи.   Различение   имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение   имён   существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода.   Изменение существительных   по   числам.  Начальная   форма   имени   существительного.  Изменение существительных   по   падежам.   Определение   падежа,   в   котором   употреблено   имя существительное.  Различение   падежных   и   смысловых   (синтаксических)   вопросов. Определение   принадлежности   имён   существительных   к   1,   2,   3­му   склонению. Словообразование   имён   существительных.   Морфологический   разбор   имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Зависимость формы имени   прилагательного   от   формы   имени   существительного.  Начальная   форма   имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. 2Изучается во всех разделах курса. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление   в   речи.   Личные   местоимения   1,   2,   3­го   лица   единственного   и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное.  Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол.  Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов,   отвечающих   на   вопросы   что   сделать?   и   что   делать?   Изменение   глаголов   по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое   овладение).   Изменение   глаголов   прошедшего   времени   по   родам   и   числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог.  Знакомство   с   наиболее   употребительными   предлогами.   Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.  Частица. Частица не, её значение. Синтаксис.  Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение   предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные   и побудительные;   восклицательные   и невосклицательные.   по   эмоциональной   окраске   (интонации): Простое   предложение.  Нахождение   главных   членов   предложения:   подлежащее   и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при   помощи   смысловых   вопросов)   между   словами   в   словосочетании   и   предложении. Предложения   распространённые   и   нераспространённые.   Синтаксический   анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов   и   с   союзами  и,   а,   но.   Использование   интонации   перечисления   в   предложениях   с однородными членами.  Нахождение   в   предложении   обращения   (в   начале,   в   середине   или   в   конце предложения). Сложное   предложение  (общее   представление).   Различение   простых   и   сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных   способов   проверки   орфограмм   в   зависимости   от   места   орфограммы   в   слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;  • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; •   непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корне   слова   (на   ограниченном   перечне   слов); (непроверяемые буквы­орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова), • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек­замочка); • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин); • безударные падежные окончания имён прилагательных;  • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2­м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях; • запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его   аргументация   с   учётом   ситуации   общения.   Овладение   умениями   ведения   разговора (начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь   внимание   и   т.п.).   Овладение   нормами речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения   (приветствие,   прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое   овладение   монологической   формой   речи.   Умение   строить   устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).  Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).  План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности,   богатства   и   выразительности   письменной   речи;  использование   в   текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания  учащимися определений):  изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение­повествование, сочинение­описание, сочинение­рассуждение. 2 класс (170 ч) Наша речь (3 ч) Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. Текст (4 ч) Текст.   Признаки   текста.   Тема   и   главная   мысль   текста.   Части   текста.   Построение   текста. Воспроизведение текста. Предложение (12 ч) Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Слова, слова, слова… (18 ч) Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам. Звуки и буквы (59 ч) Звуки   и   буквы   (повторение,   уточнение).   Русский   алфавит,   или   Азбука.   Гласные   звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для   их   обозначения.   Мягкий   знак   (ь).   Правописание   буквосочетаний   с   шипящими   звуками. Звонкие   и   глухие   согласные   звуки.   Правописание   слов   с   парными   по   глухости­звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). Части речи (61 ч) Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол   как   часть   речи.   Число   глагола.   Текст­повествование   и   роль   в   нем   глаголов.   Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных.   Текст­описание   и   роль   в   нем   имен   прилагательных.   Местоимение.   Личное местоимение как часть речи. Текст­рассуждение. Предлоги. Повторение изученного (13ч) План учебного курса по четвертям Класс Количество Количество часов часов в неделю 5ч 2­А I четверть II четверть III четверть IV четверть год 45ч 35ч 50ч 40ч 170ч Виды самостоятельных работ и форма итоговой аттестации 1 чет. 2 класс 2 чет. 3 чет. 4 чет. 1 . Контрольный диктант 2. Контрольное  списывание 3. Словарный диктант 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 Учебно­тематический план.  «Русский язык» 2  класс (5 часов  в неделю)   170 часов в год № п/п Количество часов Тема урока Наша речь – 3ч Формы контроля Фронтальный опрос Самопроверка Взаимопроверка Фронтальный опрос Фронтальный опрос Самопроверка Текущий Язык и речь. Виды речевой деятельности человека. Диалог и монолог. Текст – 4ч Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Построение текста Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. Предложение – 12ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Предложение как единица речи. Контрольное списывание №1. Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце  предложения. Члены предложения. Второстепенные члены предложения.  Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Фронтальный опрос Списывание Фронтальный опрос Фронтальный опрос Взаимопроверка Практическая работа 14 15 16­17 18 19 20­21 22 23 24 25 26­27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа  Обучающий диктант  по теме «Предложение». Анализ ошибок. Слова, слова, слова… ­ 18 ч Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов. Синонимы и антонимы(4 ч) Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. Однокоренные слова     (4 ч) Однокоренные слова.      Корень слова Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог. Ударение. Перенос слова (6ч)  Слог как минимальная произносительная единица. Словесное и логическое ударение. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов по слогам. Словарный диктант №1. Контрольный диктант №1.  Анализ ошибок. Развитие речи.  Различие звуков и  букв. Звуки и буквы – 59 ч Фронтальный опрос  Самостоятельная работа Сочинение Диктант Проверь себя Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Фронтальный опрос  Самостоятельная работа Взаимопроверка Взаимопроверка Изложение Самостоятельная работа Фронтальный опрос Текущий Взаимопроверка Фронтальный опрос Фронтальный опрос Взаимопроверка Словарный диктант Контрольный диктант  Фронтальный опрос Фронтальный опрос 39 40 41 42 43 44­50 51 52­53 54 55 56­57 58 59 60 61­62 63 64 65­66 67 1 1 1 1 1 7 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 Русский алфавит, или Азбука  (3 ч) Значение алфавита. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции  картины. Обобщение по теме «Азбука». Гласные звуки   (2 ч) Гласные звуки. Развитие речи. Работа с текстом.  Правописание слов   с безударным гласным звуком в корне  (15 ч) Правописание слов     с безударным гласным звуком в корне. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемыми орфограммами. Закрепление по теме «Правописание слов  с безударным гласным  звуком в корне». Словарный диктант №2. Анализ ошибок. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Развитие речи. Восстановление деформированного текста по  рисунку.  Согласные звуки (6 ч) Согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое».  Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Контрольный диктант №2. Мягкий знак (ь) (3 ч) Мягкий знак (ь).  Развитие речи. Работа с текстом.  Взаимопроверка Письмо  рассказа Проверь себя Фронтальный опрос Письмо  рассказа Фронтальный опрос Взаимопроверка Фронтальный опрос Самопроверка Словарный диктант Индивидуальный опрос Сочинение  Самостоятельная работа Фронтальный опрос Взаимопроверка Фронтальный опрос Самостоятельная работа Контрольный диктант Фронтальный опрос  Презентация проекта Изложение 68­69 70 71­72 73 74 75 76 77­87 88­89 90 91 92 93­94 95 96 97­98 2 1 2 1 1 1 1 11 2 1 1 1 2 1 1 2 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч)  Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Развитие речи. Работа с текстом. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Контрольный диктант за первое полугодие №3. Анализ ошибок. Развитие речи. Работа с предложением и текстом. Правописание слов с парным по глухости­звонкости согласным  на конце слова и перед согласным     (17 ч) Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным согласным. Правописание гласных и согласных в корне слова.     Общение по теме «Правописание гласных и согласных в корне  слова». Контрольное списывание  № 2. Развитие речи.  Составление поздравительной открытки. Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч) Разделительный мягкий знак. Развитие речи.  Составление устного рассказа по серии рисунков. Обобщение по теме «Разделительный мягкий знак». Части речи 61ч. Имя существительное 21ч. Части речи.  Фронтальный опрос Взаимопроверка Самопроверка по  орфоэпическому словарю  учебника Контрольный диктант  Самостоятельная работа Фронтальный опрос Изложение  Презентация проекта 1 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Самопроверка Самопроверка Взаимопроверка Самостоятельная работа Контрольное списывание Индивидуальный Фронтальный опрос  Практическая работа Самопроверка Взаимопроверка Фронтальный опрос 99­101 102­105 106­ 108 109­110 111­112 113­114 115­116 117 118­119 120­121 122­123 124 125 126 127 128 3 4 3 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная  буква в именах собственных. Развитие речи.  Составление  рассказа по репродукции картины. Число имён существительных Обобщение знаний об имени существительном. Развитие речи.  Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста  по данным вопросам. Контрольный диктант №4. Глагол как часть речи. Глагол (12 ч) Развитие речи.  Составление рассказа по репродукции картины художника. Число глагола.  Правописание частицы не с глаголом. Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант. Развитие речи.  Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Текст­повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи. Индивидуальный Фронтальный опрос Самостоятельная работа Индивидуальный Фронтальный опрос Самостоятельная работа Фронтальный опрос  Самостоятельная работа Фронтальный опрос  Самостоятельная работа Фронтальный опрос  Самостоятельная работа Самостоятельная работа Взаимопроверка Письмо изложения  Контрольный диктант  Фронтальный опрос  Взаимопроверка Самопроверка Фронтальный опрос Самопроверка Предупредительный диктант Словарный диктант Самопроверка Написание текста Написание текста 129 130­135 136­137 138 139 140 141 142 143­144 145 146 147 148 149­152 153 154 155­156 1 6 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 4 1 1 2  Составление текста­повествования.   Контрольный диктант №5. Связь имени прилагательного с именем существительным Имя прилагательное (13 ч) Единственное и множественное число имён прилагательных.  Обобщение знаний об имени прилагательном. Обучающий диктант по теме «Имя прилагательное». Текст­описание и роль в нём имён прилагательных Развитие речи.  Составление текста­описания на основе личных наблюдений Развитие речи.  Составление текста­описания натюрморта.  Написание текста Местоимение (личное) как часть речи. Местоимение  (6ч) Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами  существительными. Текст­рассуждение. Структура текста­рассуждения. Контрольный диктант №6. Анализ ошибок. Роль предлогов в речи. Предлоги (8ч) Развитие речи.  Редактирование текста.  Обобщение по теме «Предлоги». Словарный диктант.4 Проект «В словари — за частями речи!».  Контрольный диктант Фронтальный опрос  Взаимопроверка  Фронтальный опрос Практическая работа Взаимопроверка     Обучающий диктант Фронтальная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Фронтальный опрос  Взаимопроверка Фронтальный опрос  Самостоятельная работа Фронтальный опрос Контрольный  диктант Индивидуальный  Фронтальный опрос  Практическая работа Самостоятельная работа Словарный диктант Практическая работа 157 158­159 160 161 162 163­165 166 167­170 1 2 1 1 1 3 1 4 Повторение изученного (14ч) Повторение по теме «Текст». Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово». Повторение по теме «Части речи». Годовой контрольный диктант №7. Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Звуки и буквы». Повторение по теме «Правила правописания» Итоговая комплексная работа Самопроверка Фронтальный опрос Взаимопроверка Контрольный диктант  Фронтальный  и  индивидуальный опрос Индивидуальный Самопроверка Учитель, работающий по данной программе, имеет право корректировать тематическое планирование: изменять последовательность уроков, сроки проведения контрольных, зачетных работ для предотвращения перегрузки учащихся  в связи с уплотнением программы или  появлением резерва времени, право в выборе  дополнительного объёма раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения с учётом специфики обучения данного класса, учебно­материальной базы школы. Учебно­методическое материально­техническое обеспечение образовательного процесса Наименование объектов и средств материально­ технического обеспечения 1. Учебник 2. Рабочие тетради 3. Тесты 4. Методические пособия Таблицы  Примечания Книгопечатная продукция 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник 2 класс в 2­х частях Москва, «Просвещение», 2012г. 2. Канакина В.П. «Русский язык. Рабочая тетрадь» в 2­ух частях 2 класс, М., «Просвещение» 2015г. 3.   Канакина   В.П.,   Горецкий   В.Г.   Русский   язык:   Рабочие программы: 1­4 классы, М., «Просвещение», 2011г. 4. Ситникова Т.Н.. И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева Поурочные  разработки по русскому к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г.  «Школа России» 2 класс Москва «ВАКО» 2013г. Печатные пособия Азбука  Разрезные письменные буквы русского алфавита Гласные и согласные звук Словарные слова Компьютерные и информационно­коммуникативные средства Электронное сопровождение к  учебнику   электронное приложение к учебнику  (диск CD­ROM) Технические средства обучения Персональный компьютер Экран Проектор Принтер Ученические столы двухместные  с комплектом стульев.  Стол учительский с тумбой.  Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,  пособий и пр.    1    1    1    1    1    3 Классная доска (магнитная)     1 Оборудование класса В соответствии с санитарно­гигиеническими нормами 15 столов, 30 стульев Приложение 1 Контрольно­измерительные материалы по русскому языку  Ситникова Т.Н., Яценко И.ф., Васильева Н.Ю.    Поурочные разработки по русскому языку: 2  класс.­ М.: ВАКО,2012.  Диктант 1 четверть Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с  орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать. Пушок     У Веры  жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки   и хвост серенькие. Пушок  любил рыбу и мясо. Девочка  часто  играла  с котом. Грамматические  задания 1. В предложениях 4 и 5  подчеркнуть основу. 2. Написать  распространённое и нераспространенное предложение. 3. Подчеркнуть изученные орфограммы. Цель:  повторить усвоение изученных тем. Диктант 2 четверть Планируемые результаты:  учащиеся научатся определять орфограмму и правильное  написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать. Снеговик.         С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.  Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи  получился хороший Дед Мороз. Всем было весело. Грамматические  задания 1. Запишите предложение: 1 вариант ­ В парке живут ручные белки.                                              2 вариант ­  Весёлый ручей бежит в чаще.  Подчеркните основу предложения. 2.  Разделите слова  чертой для переноса. 1 вариант ­ Альбом, дверь, Игорь, мойте, суббота.     2 вариант – Апельсин, зверь, Юлия, рисуйте, рассказ. 3. Подобрать проверочные слова. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные  гласные. Диктант 3 четверть Цели: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение  орфографических навыков на основе изученных тем. Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания; писать  под диктовку; подбирать примеры на изученную орфограмму. Зяблик         По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. У  Андрюшки в лесу есть рыжий друг Яшка. Мальчик принёс корм белочке. Она взяла еду и  скрылась за деревьями.       На еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась  трелью лесная чаща. Что это?  Это эхо.  Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет  весны.                                                                                                                                                Грамматические  задания 1. Выпишите из текста 2 слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова и 2 слова с безударной гласной в корне  и подберите к ним проверочные слова. 2. Разобрать предложение по членам. Подписать одушевлённые имена существительные. 1 вариант – Мальчик принёс корм белочке. 2 вариант ­     На еловой ветке сидит зяблик. 3. Указать число глагола. 1 вариант – Любят, несёт, читали, кричат, пел 2 вариант – Чистили, светило, думает,  ищут, прыгают  Цели: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. Планируемые результаты:  учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять  написанный текст;  писать предлоги от  других слов; применять правило правописания. Диктант 4 четверть  Гроза Наступила большая засуха.  Пыль  стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве  нет росы. Длинные сухие ветки  деревьев трещат от жары. Молодые березки и   дубки  опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром.  Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно! Грамматические  задания 1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи. 2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. 3. Разделите слова для переноса: 1 вариант – большой,  трель, весенний 2 вариант  ­ сильный, длинные, пыль. Нормы оценивания по русскому языку Нормы отметки диктанта Приложение 2 Отметка за контрольный диктант: «5» ­ без ошибок, не более одного недочета; «4» ­ 1­2 орфографических ошибки, 1­2 недочета; «3» ­ 3­5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная; «2» ­ более 5 ошибок.        Ошибкой в диктанте следует считать:  нарушение   орфографических   правил  при   написании   слов,   включая  ошибки   на  пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;  неправильное   написание   слов,   не   регулируемых   правилами,   круг   которых   очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные слова);  отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;  повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);  две­три ошибки, допущенные в одном слове (например, лицо­ летцо) считаются за одну ошибку;  ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка);  два исправления считать за одну ошибку.  За ошибку в диктанте не считаются:   ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в  предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует  оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по  написанию слово на доске); единичный случай замены одного слова без искажения смысла. Недочётами в диктанте считаются:    отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой  буквы; отсутствие красной строки; неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на  одно и то же правило;     повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении. Нормы отметки грамматического задания: «5» ­ безошибочное выполнение всех заданий; «4» ­ если учеником выполнено не менее ¾ заданий; «3» ­ правильно выполнил не менее ½ заданий; «2» ­ если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.      Грамматическое задание может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За  успешное выполнение грамматического задания выставляется отдельная отметка.            Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на  отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от допущенных орфографических ошибок.

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018