Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
5 кл
14.02.2018
Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5 классов к предметной линии учебников «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского / М., Просвещение, 2011 г., рассчитана на 170 часов в год, при 5 часовой недельной нагрузке, 35 учебных недель в году.
Рабочая программа по РЯ 5 кл..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 Приложение к основной образовательной  программе основного общего образования приказ от 31.08.2017 № 243 Рабочая программа            русскому  языку         по                                                        5 класс     (класс)                              170 часов                      (количество часов)                Составитель: Миранова Г. Ф., учитель русского языка и литературы Согласовано протокол заседания методического объединения от  15.06.2017  № 6 Согласовано  заместитель директора по УВР ______________С.В. Махмутова 2017­2018 учебный год  Урай Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем Пояснительная записка процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая   (языковедческая)   компетенция   –   способность   получать   и   использовать   знания   о   языке   как   знаковой   системе   и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых­русистах; об основных   нормах   русского   литературного   языка;   способность   обогащать   свой   словарный   запас;   формировать   навыки   анализа   и   оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально­культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия   для развития личности, ее духовно­нравственного и эмоционального совершенствования;  для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, для   формирования   социальных   ценностей   обучающихся,   основ   их   гражданской   идентичности   и   социально­ проявивших выдающиеся способности; профессиональных ориентаций;      для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; для знакомства обучающихся с методами научного познания;  для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно­исследовательской и художественной деятельности; для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их языковой подготовки. Рабочая программа разработана на основе нормативных документов: • Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утверждённого   приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 г №1577); • Примерной программы учебного курса «Русский язык» (Примерная ООП ООО, одобренная решением федерального учебно­ методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно­методического объединения по общему образованию); • Рабочей программы к предметной линии учебников «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского / М., Просвещение, 2011 г. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;   развитие   готовности   и   способности   к   речевому   взаимодействию   и   взаимопониманию,   потребности   к   речевому самосовершенствованию; • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях   общения;   о   стилистических   ресурсах   русского   языка;   об   основных   нормах   русского   литературного   языка;   об   особенностях русского речевого этикета; • формирование   умений   опознавать,   анализировать,  сопоставлять,   классифицировать   языковые   факты,   оценивать   их   с  точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе обучения на предшествующей ступени. Соблюдая преемственность, предусматривается обучение русскому языку     на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя   и   самостоятельной   и   др.   Сочетание   коллективной   работы   с   индивидуальной   и   групповой   снижает   утомляемость   учащихся   от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий. Для   развития   познавательной   активности   и   сознательности   учащихся   в   уроки   включены   сведения   из   истории   русского   языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.   Программа   предусматривает   прочное   усвоение   материала,   для   чего   значительное   место   в   ней   отводится   повторению.   Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы.  Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебников содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.  С целью определения степени освоения учащимися системы предметных и метапредметных знаний, умений в течение учебного года осуществляется текущий контроль успеваемости. Текущий контроль проводится в следующих формах:  диктант (словарный, контрольный, с грамматическими заданиями, творческий, свободный);  сочинение;  изложение;  комплексный анализ текста;  самостоятельная работа. Описание содержания итоговых контрольных работ прилагается (см. Приложение 1, 2, 3, 4, 5). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация  себя в качестве гражданина России, субъективная  значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся   на   территории   современной   России);   интериоризация   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей многонационального   российского   общества.   Осознанное,   уважительное   и   доброжелательное   отношение   к   истории,   культуре,   религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и   способность   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на   базе   ориентировки   в   мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.   Развитое   моральное   сознание   и   компетентность   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных   чувств   и   нравственного   поведения,   осознанного   и   ответственного   отношения   к   собственным   поступкам   (способность   к нравственному   самосовершенствованию;   веротерпимость,   уважительное   отношение   к   религиозным   чувствам,   взглядам   людей   или   их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учетом   региональных,   этнокультурных,   социальных   и экономических особенностей   (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены   и   которые   формируют   сами   учащиеся;   включенность   в   непосредственное   гражданское   участие,   готовность   участвовать   в жизнедеятельности   подросткового   общественного   объединения,   продуктивно   взаимодействующего   с   социальной   средой   и   социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности   продуктивной   организации   совместной   деятельности,   самореализации   в   группе   и   организации,   ценности   «другого»   как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация  правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического   характера   (способность   понимать   художественные   произведения,   отражающие   разные   этнокультурные   традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально­ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально­ ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры   своего   Отечества,   выраженной   в   том   числе   в   понимании   красоты   человека;   потребность   в   общении   с   художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно­ значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта   экологически   ориентированной   рефлексивно­оценочной   и   практической   деятельности   в   жизненных   ситуациях   (готовность   к исследованию   природы,   к   занятиям   сельскохозяйственным   трудом,   к   художественно­эстетическому   отражению   природы,   к   занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Метапредметные   результаты,   включают   освоенные   обучающимися   межпредметные   понятия   и   универсальные   учебные   действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия. Условием  формирования  межпредметных  понятий,   например,  таких   как  система,  факт,  закономерность,  феномен,  анализ,  синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: •   систематизировать,   сопоставлять,   анализировать,   обобщать   и   интерпретировать   информацию,   содержащуюся   в   готовых информационных объектах; •   выделять   главную   и   избыточную   информацию,   выполнять   смысловое   свёртывание   выделенных   фактов,   мыслей;   представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно­символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей   воспитанию   самостоятельности,   инициативности,   ответственности,   повышению   мотивации   и   эффективности   учебной деятельности;   в   ходе   реализации   исходного   замысла   на   практическом   уровне   овладеют   умением   выбирать   адекватные   стоящей   задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования   образовательной   организации   в   зависимости   от   материально­технического   оснащения,   кадрового   потенциала,   используемых методов работы и образовательных технологий. В   соответствии   ФГОС   ООО   выделяются   три   группы   универсальных   учебных   действий:   регулятивные,   познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД 1. Умение   самостоятельно   определять   цели   обучения,   ставить   и   формулировать   новые   задачи   в   учебе   и   познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: • • • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; • • • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: • • • • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать   жизненные   планы   на   краткосрочное   будущее   (заявлять   целевые   ориентиры,   ставить   адекватные   им   задачи   и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: • определять   совместно   с   педагогом   и   сверстниками   критерии   планируемых   результатов   и   критерии   оценки   своей   учебной деятельности; • • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать   инструменты   для   оценивания   своей   деятельности,   осуществлять   самоконтроль   своей   деятельности   в   рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить   достаточные   средства   для   выполнения   учебных   действий   в   изменяющейся   ситуации   и/или   при   отсутствии • • • • класса; • 3. • • • • планируемого результата; запланированных характеристик продукта/результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения устанавливать   связь   между   полученными   характеристиками   продукта   и   характеристиками   процесса   деятельности   и   по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно   пользоваться   выработанными   критериями   оценки   и   самооценки,   исходя   из   цели   и   имеющихся   средств,  различая оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью результат и способы действий; деятельности; • ресурсов; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних • 5. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и наблюдать   и   анализировать   собственную   учебную   и   познавательную   деятельность   и   деятельность   других   обучающихся   в • 4. • • • • • • • • • познавательной. Обучающийся сможет: процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения   эмоциональной   напряженности),   эффекта   восстановления   (ослабления   проявлений   утомления),   эффекта   активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии,   классифицировать,   самостоятельно   выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и • • • • явления; • • выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; • • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе   познавательной   и   исследовательской   деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно­следственный анализ; делать   вывод   на   основе   критического   анализа   разных   точек   зрения,   подтверждать   вывод   собственной   аргументацией   или самостоятельно полученными данными. задач. Обучающийся сможет: схеме; 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. • • • • • • • • • • • • • • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать   вербальные,   вещественные   и   информационные   модели   с   выделением   существенных   характеристик   объекта   для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; • • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить   сложную   по   составу   (многоаспектную)   информацию   из   графического   или   формализованного   (символьного) строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания представления в текстовое, и наоборот; об объекте, к которому применяется алгоритм; 8. • • • • • Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно­популярный, информационный, текст non­fiction); • 9. критически оценивать содержание и форму текста. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. • • • • • • 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: • • • • Коммуникативные УУД 11. определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать   позицию   собеседника,   понимая   позицию   другого,   различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения),   доказательство • • • • • (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; • • • • • • • • • • т. д.); предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и устранять   в   рамках   диалога   разрывы   в   коммуникации,   обусловленные   непониманием/неприятием   со   стороны   собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: • • • • • • • • • • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (далее – целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с ИКТ). Обучающийся сможет: помощью средств ИКТ; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); корректировать его; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно­аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; • создавать   информационные   ресурсы   разного   типа   и   для   разных   аудиторий,   соблюдать   информационную   гигиену   и   правила информационной безопасности. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» По завершении изучения курса «Русский язык» в 5­9 классах обучающиеся должны достигнуть определенных результатов.  Личностными результатами обучающихся, формируемыми при изучении предмета «Русский язык» в 5­9 классах, являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2)   осознание   эстетической   ценности   русского   языка;   уважительное   отношение   к   родному   языку,   гордость   за   него;   потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» в  5­9 классах являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • • • • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;  владение разными видами чтения;  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;  способность   извлекать   информацию   из   различных   источников,   включая   средства   массовой   информации,   компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;  овладение   приёмами   отбора   и   систематизации   материала   на   определённую   тему;   умение   вести   самостоятельный   поиск • • информации, её анализ и отбор;  использованных языковых средств;  умение   сопоставлять   и   сравнивать   речевые   высказывания   с   точки   зрения   их   содержания,   стилистических   особенностей   и • способность определять цели предстоящей индивидуальной учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • общения;  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации • • • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  владение различными видами монолога и диалога;  соблюдение   в   практике   речевого   общения   основных   орфоэпических,   лексических,   грамматических,   стилистических   норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;  • • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;  способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;   2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения   знаний   по   другим   учебным   предметам,   применять   полученные   знания,   умения   и   навыки   анализа   языковых   явлений   на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой­либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально­культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами изучения курса в 5­9 классах является сформированность следующих умений: Речь и речевое общение Выпускник научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; •   оценивать   образцы   устной   монологической   и   диалогической   речи   с   точки   зрения   соответствия   ситуации   речевого   общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность. Аудирование Выпускник научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно­научного, публицистического, официально­делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Выпускник получит возможность научиться: •   понимать   явную   и   скрытую   (подтекстовую)   информацию   публицистического   текста   (в   том   числе   в   СМИ),   анализировать   и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится: •   понимать   содержание   прочитанных   учебно­научных,   публицистических   (информационных   и   аналитических,   художественно­ публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); •   использовать   практические   умения   ознакомительного,   изучающего,   просмотрового   способов   (видов)   чтения   в   соответствии   с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально­ стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно­научных   текстов,   текстов   СМИ,   в   том   числе   представленных   в   электронном   виде   на   различных   информационных   носителях, официально­деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально­ культурные, нравственно­этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых   учебных   предметов)   разной   коммуникативной   направленности   в   соответствии   с   целями   и   ситуацией   общения   (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно­научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; •   соблюдать   в   практике   устного   речевого   общения   основные   орфоэпические,   лексические,   грамматические   нормы   современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: •   создавать   устные   монологические   и   диалогические   высказывания   различных   типов   и   жанров   в   учебно­научной   (на   материале изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо  Выпускник научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое   сочинение   на   социально­культурные,   нравственно­этические,   бытовые   и   учебные   темы,   рассказ   о   событии,   тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; •   писать   резюме,   деловые   письма,   объявления   с   учётом   внеязыковых   требований,   предъявляемых   к   ним,   и   в   соответствии   со спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно­научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: •   владеть   практическими   умениями   различать   тексты   разговорного   характера,   научные,   публицистические,   официально­деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров,  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно­научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально­деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; •  создавать   тексты   различных   функциональных   стилей   и   жанров,   участвовать  в   дискуссиях   на   учебно­научные   темы;   составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально­деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение­рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; •   анализировать   образцы   публичной   речи   с   точки   зрения   её   композиции,   аргументации,   языкового   оформления,   достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно­этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; •   определять   различия   между   литературным   языком   и   диалектами,   просторечием,   профессиональными   разновидностями   языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: •   характеризовать   словообразовательные   цепочки   и   словообразовательные   гнёзда,   устанавливая   смысловую   и   структурную   связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: •   проводить   лексический   анализ   слова,   характеризуя   лексическое   значение,   принадлежность   слова   к   группе   однозначных   или многозначных   слов,   указывая   прямое   и   переносное   значение   слова,   принадлежность   слова   к   активной   или   пассивной   лексике,   а   также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально­делового стилей речи; •   извлекать   необходимую   информацию   из   словарей   грамматических   трудностей,   в   том   числе   мультимедийных;   использовать   эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; •   анализировать   различные   виды   словосочетаний   и   предложений   с   точки   зрения   структурной   и   смысловой   организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально­делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально­стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: •   выявлять   единицы   языка   с   национально­культурным   компонентом   значения   в   произведениях   устного   народного   творчества,   в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:    осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения ­ русским; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей; осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих   поколений,   способность   к   определению   своей   позиции   и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей. Метапредметные  результаты изучения русского языка в основной школе:  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную; • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой   и   развернутый   планы,   тезисы,     формулировать   и   обосновывать   выводы   и   составлять   собственный   текст),   использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и аудирование: понимать основное содержание небольшого по объему научно­учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;  выделять основную мысль, структурные части исходного текста; владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;  разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;  извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;  правильно расставлять логические ударения, паузы;  выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; презентация.); социальном окружении и др. Предметные знания и умения: речевая деятельность:      чтение:        говорение:    письмо:           фонетика и орфоэпия:              графика:     морфемика:    выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;  находить в художественном тексте явления звукописи;  правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;  работать с орфоэпическим словарем; доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;  создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;  выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;  создавать письменные высказывания разных типов речи;  составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;  делить текст на абзацы;  писать небольшие по объему тексты (сочинения­миниатюры разных стилей);  пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;  выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;  подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении; правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;  проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова; выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;  подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально­оценочными суффиксами в художественных текстах; объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);   пользоваться   толковыми   словарями   для   определения   и   уточнения   лексического   значения   слова,   словарями   синонимов, распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;  различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;     лексикология и фразеология:  антонимов, фразеологизмов;            морфология:               орфография:       синтаксис и пунктуация:     находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;  самостоятельно подбирать слова на изученные правила; выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово;  составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами;   конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;  характеризовать   предложения   по   цели   высказывания,   наличию   или   отсутствию   второстепенных   членов,   количеству грамматических основ;  правильно   интонировать   предложения,   различные   по   цели   высказывания   и   эмоциональной   окраске,   использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;  составлять простые и сложные предложения изученных видов;  опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;        владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;  самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.                 Календарно­тематическое планирование по русскому языку в 5 классе Название раздела, тем Кол­во часов Дата по плану 5б 5в Дата по факту 5б 5в Язык и общение. (5 часов). Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. Стили речи. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Повторение изученного в начальных классах. (24 часа). Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.  Правописание проверяемых безударных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих и Ц. Разделительные Ъ и Ь знаки. Раздельное написание предлогов с другими словами. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Входной контрольный диктант. Проверка знаний по русскому языку. Анализ работ. Работа над ошибками. Что мы знаем о тексте? РР Подготовка к написанию обучающего изложения. РР Написание обучающего изложения. Части речи. Глагол. ­ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. РР Подготовка к написанию изложения «Воскресная прогулка» РР Написание изложения «Воскресная прогулка» Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. Имя существительное. Имя прилагательное. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Местоимение. 28 29 РР Подготовка к написанию сочинения «Летние радости» РР Написание изложения «Летние радости» 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (37 часов). 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. РР Подготовка к написанию сжатого изложения. РР Написание сжатого изложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Главные члены предложения. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Анализ диктанта. Работа над ошибками. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. Знакомство с жанром письма. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. РР Подготовка к написанию сочинения по картине Ф. Решетникова  «Мальчишки» РР Написание сочинения по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог. Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками. РР Подготовка к написанию сжатого изложения. РР Написание сжатого изложения. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Фонетика. Орфоэпия. Графика. (18 часов). Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 РР Повествование. Подготовка к написанию изложения. РР Написание сжатого изложения по повествованию. Графика. Алфавит. РР Описание предмета. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Фонетический разбор слова. Повторение изученного по разделу «Фонетика и графика» Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Лексика. (9 часов). Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» РР Подготовка к написанию подробного изложения «Первый снег» РР Написание подробного изложения «Первый снег» 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Морфемика. (20 часов). 94 Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. 95 Окончание. Основа слова. 96 Корень слова. 97 РР Рассуждение.  98 99 Суффикс. 100 Приставка. 101 Чередование звуков. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Беглые гласные. Варианты морфем. 102 103 104 Морфемный разбор слова. 105 Правописание гласных и согласных в приставках. 106 107 108 109 110 111 Обобщение и систематизация знаний по разделу «Словообразование». Буквы З и С на конце приставок. Буквы О А в корнях –ЛАГ­ ­ЛОЖ­. Буквы О­А в корнях –РАСТ­ ­РОС­. Буквы О­Е после шипящих в корне. Буквы И­Ы после Ц. 112 Тест. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу  «Словообразование». 113 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Имя существительное. (16 часов) Морфология. (51 час). РР Написание сочинения­рассуждения «Почему нужно беречь книгу» 114 Имя существительное как часть речи. 115 116 Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 117 Имена существительные собственные и нарицательные. 118 119 Имена существительные, имеющие форму только множественного  Род имен существительных. числа. 120 Имена существительные, имеющие форму только единственного  числа. Три склонения имен существительных. 121 123 Падеж имен существительных. 124 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в  единственном числе. 125 Множественное число имен существительных. 126 Правописание О0Е после шипящих и Ц в окончаниях  1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час существительных. 127 Морфологический разбор существительного. 128 129 Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя  существительное». 130 Анализ диктанта. Работа над ошибками. Имя прилагательное (11 часов) 131 Имя прилагательное как часть речи. 132 Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. 133 РР Описание животного. Подготовка к написанию изложения­ описания. РР Описание животного. Написание изложения­описания. 134 135 Прилагательные полные и краткие. 136 Морфологический разбор имени прилагательного. 137 Обобщение изученного об имени прилагательном. 138 139 Анализ диктанта. Работа над ошибками. 140 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» РР Подготовка к написанию сочинения на тему «Описание  животного» РР Написание сочинения на тему «Описание животного» 141 Глагол (24 часа) Глагол как часть речи. 142 143 НЕ с глаголами. 144 РР Рассказ. Творческая работа. 145 Неопределенная форма глагола. 146 Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 147 148 149 150 151 Виды глагола. Буквы Е­И в корнях с чередованием. Буквы Е­И в корнях с чередованием. РР Невыдуманный рассказ о себе. Время глагола. Прошедшее время. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 152 Прошедшее время. 153 Настоящее время. 154 155 156 157 Будущее время. Спряжение глаголов. Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов с безударным личным  окончанием. Как определить спряжение глаголов с безударным личным  окончанием. 158 159 Морфологический разбор глагола. 160 Мягкий знак после шипящих в глаголах2­го лица ед. числа. 161 Употребление времен. 162 Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол». 163 Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол». 164 165 Анализ диктанта. Работа над ошибками. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».  1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 166 Орфограммы в приставках и корнях слов. 167 Орфограммы в окончаниях слов. Употребление Ъ и Ь. 168 Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в  предложениях с прямой речью. 169 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. 170 Анализ диктанта. Работа над ошибками. Итоговый урок. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Повторение. (6 часов)

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018