РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
5 кл
11.03.2017
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков.
раб. программа кружка Краеведы 5 кл.doc
бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа №126»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
в 5 классе
Кружок "Краеведы"
(1 час в неделю. 34 часа.)
Руководитель кружка:
Буевич Е.И.
учитель географии,
руководитель школьного историко
краеведческого музея
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – вот
основа, на которой и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои
родные места, но и знания о них, приучает
интересоваться
искусством,
повышать свой культурный
литературой,
уровень.
историей,
Д.С.Лихачев
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному
городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного
представления о своём крае, сохранения и развития социально экономических и культурных
достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует
развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к
окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного
поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не
только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества
учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и
дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение
краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию
экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности
окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно
больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы,
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,
формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов,
которые будут стоять перед ними в будущем.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов
краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и
своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без
знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек
связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо
знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается
повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из
основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном,
эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и
воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико
ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого
она предназначена (5 класс), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные
учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с
кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,
предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская
работа.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Рабочая программа краеведческого кружка «Краеведы» разработана на основе ФГОС,
«Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».
(Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий цель:
ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного
приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях
развития общества;
своего народа;
развивающие:
развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего
края, его истории, культуре, природе;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная
значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого
кружка «Краеведы» необходимо использовать следующие формы проведения занятий:
исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины,
встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих
объектов.
Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к
культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Краеведы» является
формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей.
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
вывод;.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи;
слушать и понимать речь других;.
вступать в беседу на занятии и в жизни
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Краеведы» является
формирование следующих умений:
узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему
своей Родины;
оценивать правильность поведения людей в природе.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №
п/п
Тема занятия
Теория
Практика
Дата 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
Краеведение наука о родном крае
Введение (2 часа)
Экскурсия "Природа наш общий дом"
Моя семья (4 часа )
Я и моё имя
Корни моей семьи
Моя родословная. Составление
генеалогического древа
Традиции моей семьи
Наша школа ( 4 часа )
Знакомство с историей школы
Школьный архив. Судьбы выпускников.
Ими гордится моя школа. Сбор материала
о выпускниках своей школы.
Традиции моей школы
1
0,5
1
1
1
1
1
Мой край на карте Родины (3 часа)
Омская область частица России.
Флаг, герб, гимн Омской области
Работа с географической картой Омской
области
Города Омской области
Памятники природы Омской области
0,5
0,5
1
Город, в котором я живу (6 часов)
Экскурсия в историкокраеведческий
музей
Виртуальная экскурсия по городу
"История города в названиях улиц".
Использование презентационного
материала
Виртуальная экскурсия. Архитектурные
памятники г. Омска
Особенности хозяйственной
деятельности, быта и культуры родного
города
Люди, прославившие мой город
Достопримечательности города
1
0,5
Моя малая родина – п. Черёмуховский (5 часов)
Сквозь столетия. Знакомство с историей
возникновения родного посёлка
Исторические корни моего поселка.
Легенды и предания.
Топонимика моего края
Хозяйство моего края
Мой поселок в годы войны
1
0,5
1
0,5
1
Культура и быт родного края (5 часов)
Изучение народных обрядов, обычаев,
традиций, праздников народов Омской
1
1
0,5
1
1
0.5
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
0,5 27
области
Одежда народов родного края, народные
костюмы, головные уборы и украшения.
28, 29 Устное народное творчество народов,
проживающих в Омской области (сказки,
пословицы, поговорки)
Народные промыслы
0,5
1
0,5
30
31
32
33
34
Известные люди Омской области (3 часа)
Писатели и поэты родного края.
Омск родина известных художников
Виртуальная экскурсия: спортивная слава
омичей
Итоговое занятие
Литература:
0,5
1
0,5
1
1
1
1. География Омской области.
Хозяйство: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – Омск: Министерство образования Омской области,
2008.
Природа.
Население.
2. География п. Черёмуховское и его окрестностей. Е.И. Буевич, 2006.
3. Историкокультурное наследие народов Омского Прииртышья (История родного края):
Дидактический материал/ Под ред. В.В. Мезенцевой. – Омск: ООИПКРО, 2001.
4. Историкотопонимический справочник посёлка Черёмуховский и его окрестностей. Е.И.
Буевич
5. Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
6. Материалы школьного историкокраеведческого музея
7. Над рекой тишиной. Сборник методических разработок к 290летию г. Омска. – Омск,
2006
8. Омское Прииртышье: вехи истории: Учебнопрактическое пособие. 2002.
9. «Тепличный» 50 лет. Праздничный буклет. – Омск: типография «Чайка, 2004.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общекультурного направления в 5 классе Кружок "Краеведы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.