Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
3 кл
30.08.2018
Программа кружка «Я – гражданин России» для 3 класса разработана на основе Феде-рального государственного образовательно¬го стандарта начального общего образова¬ния, Концепции духовно-нравственного раз¬вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания
я гражданин 3 класс для сайта.doc
Программа по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
3 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Я – гражданин России» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования методическими пояснениями к курсу (Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические
пояснения к курсу «Я гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009).
Цель курса: способствовать формированию гражданско патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе
расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале
человека.
Концептуальные подходы к формированию историкообществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я
гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной
стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и
требующему исполнения определенных обязанностей;
обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах
и ценностях, нормах морали и нравственности;
создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени. В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно
мифологические, историколитературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст,
толкование новых слов, вопросызадания, иллюстрации все это формирует у школьников начальные историкообществоведческие знания (на
уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Содержание программы кружка Развить нравственно – правовые качества личности (чувство долга, справедливости, уважение к старшим, и
к существующим государственным символам и традициям).
Сформировать простейшие умения и навыки правового поведения. Принимать участие в классных, школьных и городских мероприятиях,
всевозможных социально значимых акциях.
Виды и формы деятельности
Вся работа осуществляется через игровую и познавательную деятельность, проблемноценностное общение, художественное творчество.
Формы работы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, занятия, посвященные
знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, участие в школьных, городских, областных и всероссийских
конкурсах рисунков и сочинений на темы «Я — россиянин», «Мир, в котором я живу», конкурсы чтецов, викторины, проблемноценностные
дискуссии.
Содержание учебных пособий «Я гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной,
концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих
на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и
религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется
позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между
собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных
ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники
приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать
друг друга.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации
содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемноценностное общение,
которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение,
отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий:
этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник,
ярмарка.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературномузыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративноприкладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуальнопознавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетноролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой
формирования подлинного гражданина России.
Принципы обучения Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация,
систематичность,
последовательность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность
достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование
разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь
предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является
многократное повторение упражнений, приемов, действий.
При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи
Методы обучения
Методы обучения это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и
навыки и передает им свои знания. Словесные методы создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для
этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы
помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы в группу практических методов входит:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный.
Условия реализации программы
обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
подбор и подготовка диагностического инструментария;
наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.
Методические материалы.
Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.
Формы педагогического контроля.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который
проводится 2 раза в 12 классах (декабрь, май) и 3 раза в 34 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководиелей.
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
• анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);
• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);
• изучение самооценки личности младшего школьника;
• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
• проектная методика «Автопортрет»;
• конкурс рисунков «Я и мой класс»;
•изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
• социометрия;
• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степа
нова;
• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);
• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
Познавательные общеучебные действия
Формирование универсальных учебных действий
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
волевая саморегуляция;
оценка;
коррекция.
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей
стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии
культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Организация работы по программе «Я гражданин России» в 14х классах рассчитан на 1 час в неделю (12е классы), 2 часа в неделю (34е
классы) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1я ступень 1й класс «Маленькие Россияне»;
2я ступень 2й класс «Моя Малая Родина»;
3я ступень 3й класс «Россия Родина моя»;
4я ступень 4й класс «Я гражданин России».
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей
стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
Требования к подготовке учащихся
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих
ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются: способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа,
семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
закономерностей.
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинноследственных связей,
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историкохудожественной и историкопопулярной
литературы, документалистики; в анализе использования историколитературных источников, художественного наследия для приобретения
обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа
учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения
дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия,
вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита,
инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность,
ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс:
человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники,
народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий
в истории материальной и духовной культуры России.
умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть
Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места
исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
В результате реализации программы ожидается: • развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение
норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как
основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
•сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный;
• коммуникабельный;
• социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Обучающийся научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши
праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
ориентироваться в историческом времени;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
различать символы государства флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное
учреждение;
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научнопопулярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие
проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историкообществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинноследственные связи;
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Я – моя страна – мой мир
(34 часа)
Раздел I. Я живу в России (8 часов)
Содержание курса Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство
люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов
России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)
Человек самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозномифологическая версии). Представления древних славян,
древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (6 часов)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман,
летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир (11 часов)
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады
Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк.
«Чудеса света»
(искусство, наука, культура на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием
опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Россия – моя Родина.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка. Календарно тематическое планирование
Тема/ раздел курса
Колво
часов
Возможные виды деятельности (практические работы,
экскурсии, проекты и т.п.)
Дата
По плану Факт
№
темы
п/п
I.
1
Я живу в России (8 часов)
От Москвы и до окраин
2
Москва – столица России
34
Россия многонациональное
государство. Народы России
56 Общее и особенное народов
России.
О расах, языках и религиях
1
1
2
2
1
1
Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные
люди нашего города»
Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и
современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома
путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины.
Москва в литературе и живописи
Исследовательская работа на тему «Творчество народов
России»
(национальные игры, устное творчество народов России,
декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица,
поговорка) народов России
Исследовательский минипроект: «Пословицы и поговорки о
Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема
для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться
сохранять свой язык и культуру?»
Традиции нашего класса
Исследовательский минипроект: «Символика страны и
родного края»
Минипроект: «Достижения человека. Каждый человек –
личность?»
Беседа «Уроки прошлого»
Познавательная игра «Машина времени». Фантастический
рассказ
Праздники России
Гражданин России
7
8
II.
9
Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)
Самое необычное на Земле
1
10
11
12
Как настоящее связано с прошлым
Наука о происхождении и
становлении человека
1
2 13
15
16
17
III.
18
Религиозно мифологические
представления о мире и человеке
Библейские представления о
происхождении мира и человека.
Как далекая Россия становится близкой (6 часов)
Как воскресить прошлое.
Археология
2
3
1
19
Как воскресить прошлое.
Этнография. Топонимика
2021 Имена и фамилии
22
Письменность
23
IV.
Время и пространство в истории
Россия и мир (11 часов)
24 Мы все разные
25
Чудеса света
2628 Сохранить прекрасное, вечное
2930 Общечеловеческие проблемы.
Сохранить мир
3132 Общечеловеческие проблемы.
Здоровье людей и природа
33 Международное сотрудничество
34
Россия – моя Родина
Ресурсное обеспечение программы
1
2
1
1
1
1
3
2
2
1
1
«Как появился человек?»
Исследовательские минипроекты: «Легенды славян.
Былинный пир. Мифы Древней Греции»
Исследовательский минипроект: «Библия и наука
(современные ученые о достоверности Библии)»
Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые
археологические раскопки в России. Великий Новгород:
город археологии»
Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда,
обычаи)»
Исследовательские минипроекты: «Что означает мое имя?
История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой
талисман»
Мини проект «Первые буквари на Руси. От берестяных
грамот до печатных книг»
Работа с лентой времени. Экскурсия в музей
Мини проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?»
Исследовательские минипроекты: «Восьмое чудо света в
России. Восьмое чудо света в мире»
География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем
(маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий)
Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью
«Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой
Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле»
Природа родного края. Экологический маршрут
Что угрожает Земле? Сохранить Землю
Экскурсия : «История родного края. История моей улицы.
Фестиваль искусств «Моя Россия» Литература основная и дополнительная
1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2011
2. Чутко Н.Я. «Я гражданин России (Я моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
3. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
4. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
5. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Медиаресурсы и пр.
Интернетресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
2. КМШкола (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.kmschool.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин " (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.