Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Оценка 5
Документация
doc
русский язык
6 кл
19.02.2018
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» 6 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова), взятой из Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 222 с.
6 кл. ОРС.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение курса « Основы русской словесности направлено на формирование творческой личности. Для того программа призвана реализовать
следующие цели:
возродить интерес к чтению художественной литературы;
открыть ребятам красоту художественного слова, эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в
произведении словесности;
помочь творчески овладеть языком как средством выражения собственных мыслей и чувств;
повышать речевую культуру школьников;
учить использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры;
научить понимать авторскую мысль через словесную ткань, образ, композицию, сюжет, идею;
ознакомить с важнейшими категориями теории словесности;
формировать важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы;
развивать творческие способности учеников: сочинение собственных произведений в разных жанрах;
следующие задачи:
учить использовать системы многообразных языковых средств выражения художественного содержания в собственной речи;
формировать умение «образного анализа»;
продолжить формирование основного читательского умения воспринимать произведение как единство его художественного
содержания и языковой формы выражения содержания;
учит открывать личностный смысл в прочитанном произведении.
Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. №273 ФЗ
Федеральный компонент государственного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089»Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» 6 класса составлена на основе авторской программы Русская
словесность. От слова к словесности. 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова), взятой из Программы для
общеобразовательных учреждений: Русский язык. 59 кл., 1011 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010.
– 222 с.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
По программе 34 часа
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №17» на изучение курса «Основы русской словесности» в 6 классе отводится 1 час
в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком МБОУ «СОШ №17» на 20162017 учебный год продолжительность учебного
года в 6 классе составит 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 34 часа.
Формы и приемы организации учебного процесса
Курс «Основы русской словесности» призван максимально активизировать творческое воображение, художественный анализ и синтез.
Поэтому на занятиях значительное место отводится активным формам и приемам работы, направленным на самостоятельную деятельность
учащихся:
работа с учебником с обязательным включением проблемных заданий;
лекция, включающая творческую исследовательскую работу по проблемному вопросу;
работа с текстом (постановка проблемы и поисковая работа);
урок – семинар (обсуждение поставленных проблем и выступлений, докладов или рефератов);
урок диспут;
творческие работы.
Учебнометодический комплект по предмету
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 59 кл., 1011 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2011.
Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 12е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9класс».: пособие для учителя /Р.И.
Альбеткова М.: Дрофа, 2008 Содержание рабочей программы
5 класс
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему
либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.
Значение языка для жизни общества. Словозаповедь.
Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим
словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение
различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и
литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.
Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление
Богатство лексики русского языка
многозначных слов в произведениях словесности.
Словатермины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова,
давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы,
антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном
чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения,
понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной
изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль
(идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного
повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текстаописания. Создание словесного описания
предмета. Понимание причинноследственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного
текстарассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них.
Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции
стихотворной речи.
Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и
побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением
стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки.
Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического
значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового
материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение
эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными
явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьесасказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в
драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторскихремарок:
Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение
собственной сценки, инсценировка эпического произведения.
6 класс
Употребление языковых средств
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли
общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли
грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов
с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в
соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в
собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение
смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с
разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение
юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств
создания комического.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете
произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и
монолог в эпическом Произведении.
Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания,
рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к
герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом
Что такое лирическое произведение.
произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки),
композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская
ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в
диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным
впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать
мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных
7 класс
Материал словесности
Слово и словесность народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения;
выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие,
территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в
литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке.
Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официальноделовой, научный и
публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится
художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов
официальноделового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в
художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и
письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении.
Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и
интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии
с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с
сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные.
Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейнохудожественное своеобразие
произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора,
определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных
средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и
драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина,
анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их
идейнохудожественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как
Духовная литература, ее жанры произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла
библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование
жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о
происходящих с ним событиях, рассуждениемонолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с
употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика
нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в
лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образпереживание в лирике.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания.
Умение передать в выразительном чтении идейнохудожественное своеобразие стихотворения. Сочинениеэссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому
произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения.
Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием
специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лироэпические произведения и их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лироэпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в
прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в
балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро
эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Понимание смысла произведений лироэпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или
прозаической формы выражения. Выразительное чтение лироэпических произведений. Сочинениерассуждение о героях баллады и
поэмы.
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном
чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
Взаимовлияние произведений словесности
8 класс
Материал словесности Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова,
словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить
авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального
ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль
неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры,
олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур:
антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения.
Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях
словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов
выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении,
использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом
произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых
средств комического изображения в собственных сочинениях.
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность,
точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Качество текста и художественность произведения Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и
емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие
стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение
увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего
требованиям к тексту.
Произведение словесности
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения,
диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственнопрямая речь в
монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка,
как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика
— участника или свидетеля событий. Сказ.
Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя,
рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного
произведения. Сочинениерассуждение об идейнохудожественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом
произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства
автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим. Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и
передать в чтении своеобразие образапереживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных
способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и
выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в
драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта
для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для
выражения идеи произведения.
Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею
драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного
драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинениерассуждение об идейно
художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве
реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы,
словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление
сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Понимание идейнохудожественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение
видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание
собственных произведений с использованием традиций.
9 класс Материал словесности
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление
их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуальноавторские особенности применения средств
художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Понимание идейнохудожественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи
произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем.
Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к
поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном
произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных
родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных
произведениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их
изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие
средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей
М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А.
Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом,
лироэпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в
произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества
писателя.
Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в
выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих
произведений. Сочинениерассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению
произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в
произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней
формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Произведение словесности Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного
материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в
произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в
эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности.
Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного
образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти
от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о
произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу
произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность
переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство
литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение
произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях
словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать
его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение
произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном
творчестве.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли
общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли
грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с
условиями и поставленной целью.
Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в
которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных
высказываниях.
Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического
произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.
Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания,
рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою.
Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным
впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного
значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в
диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным
впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
В результате изучения спецкурса « Основы русской словесности» ученик 6 класса
должен знать:
должен уметь:
как организован словесный материал и что создается из материала словесности;
универсальный план анализа произведения;
стилистические возможности лексики;
средства художественной изобразительности языка и их роль в художественном тексте;
общеупотребительную и необщеупотребительную лексику и их роль в произведениях словесности;
средства создания юмора;
об особенностях эпических, лирических, драматических произведений.
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
составлять тезисный план исходного текста;
различать слова по их стилистической окраске;
выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;
выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.
находить в тексте средств художественной изобразительности и понимать их значения;
применять средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
отличить эпическое произведение от лирического и драматического.
Перечень литературы и средств обучения
Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2006.
Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2006
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростовн/Д.: Феникс,
Для учителя:
1.
2.
3.
2006.
4.
Власенков. М.: Просвещение, 2008.
5.
6.
7.
классах: практический курс. М.: Просвещение, 2007.
8.
9.
10. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. М.,Просвещение 2004.
Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. М., Просвещение,2008.
Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И.
Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Санкт Петербург ,2006.
Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / М.: Экзамен, 2005.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших
Для учащихся:
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2005.
2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 1011 кл. общ. учреждений /. М.: Просвещение,
2008.
3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. М.: Экзамен, 2005. №
Раздел
Содержание уроков раздела
Часы
ЗУН
Содержание рабочей программы
1 Введение.
Что такое
словесность?
Словесность как словесное
1 час
творчество, словесное искусство.
Письменная и устная формы словес
ности. Язык художественной
словесности.
Различение разговорного и
литературного языка,
выработка умения
употреблять их в соот
ветствующих условиях.
Умение различать разго
ворную и книжную окраску
выражений.
Различение понятий: устная
речь и разговорный язык;
Практическая часть
программы Виды
деятельности
Работа с художественным
текстом. 2. Употреблени
е языковых
средств
6 часа
Стилистическая окраска слов и
предложений. Употребление
языковых средств в зависимости от
условий и цели высказывания.
Стилистические возможности
лексики. Общеупотребительная
лексика, диалектизмы, професси
онализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени
существительного, имени
прилагательного и глагола.
Употребление стилистических
средств лексики и грамматики в
разговорном языке и в художест
венных произведениях.
3. Средства
художествен
ной
изобразитель
ности
Понятие о средствах
художественной изобразительности.
7 часа
Метафора, олицетворение,
метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении,
письменная речь и
литературный язык.
Обогащение словарного
запаса: работа со словарями.
Различение слов по их
стилистической окраске.
Понимание роли
общеупотребительных слов,
областных, специальных и
заимствованных слов в
произведениях словесности.
Понимание роли
грамматической формы
существительного, при
лагательного и глагола в
произведениях словесности.
Выразительное чтение
текстов с различной сти
листической и
эмоциональной окраской.
Выбор стилистических
средств языка в собственных
высказываниях в
соответствии с условиями и
поставленной целью.
Нахождение в тексте средств
художественной
изобразительности и
понимание их значения.
Выразительное чтение
Работа с художественным
текстом, нахождение
лексических средств
определение их функции.
Выразительное чтение
текстов с различной сти
листической и
эмоциональной окраской.
Создание собственных
устных и письменных
высказываний с
использованием лексических
средств.
Работа с художественным
текстом, нахождение средств
изобразительной
выразительности и
определение их функции. инверсия, повтор, риторический
вопрос и риторическое восклицание,
антитеза.
Употребление средств
художественной изобразительности в
произведениях словесности.
Юмор в жизни и в произведениях
словесности.
3 часа
Средства создания юмора:
комическая неожиданность в
развитии сюжета, в поступках и
высказываниях героев; нарушение
смысловой сочетаемости слов;
соединение несоединимых явлений,
предметов, признаков; употребление
в одном тексте слов с разной
стилистической окраской; юморис
тические неологизмы и др.
Значение употребления средств
создания юмора в произведении.
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение
средствами языка характера
литературного героя. Раскрытие
произведений, в которых
имеются средства
художественной
изобразительности.
Применение средств
художественной изо
бразительности в
собственных высказываниях.
Развитие чувства юмора.
Выразительное чтение
юмористического
произведения.
Устное и письменное
изложение юмористического
произведения.
Создание собственного
юмористического рассказа
или сценки, употребление в
нем средств создания
комического.
Выразительное чтение
произведений, в которых
имеются средства
художественной
изобразительности.
Создание загадок,
основанных на метафорах.
Создание собственного
произведения, с
использованием средств
художественной
изобразительности.
Анализ текстов
юмористических
произведений.
Выразительное чтение
юмористического
произведения.
Устное и письменное
изложение юмористического
произведения.
Создание собственного
юмористического рассказа
или сценки, употребление в
нем средств создания
комического.
5 часа
Умение отличить эпическое
произведение от лирического
и драматического.
Понимание значения
Работа с прозаическим
художественным текстом.
Выразительное чтение и
пересказ эпических
4. Юмор в
произведени
ях
словесности
5. Эпическое
произведени
е, его
особенности характера героя в сюжете
произведения.
Герой произведения и автор
произведения.
Особенности языкового выражения
содержания в эпическом
произведении. Повествование, описа
ние, рассуждение, диалог и монолог
в эпическом произведении.
6. Лирическое
произведени
е, его
особенности
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического
произведения. Ритм и стих как
средство выражения мысли и чувства
в лирическом произведении.
6 часа
Двусложные и трехсложные размеры
стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет
главное слово), эстетическое
(красота звучания),
ритмообразующее (сигнал
завершения строки), композиционное
(связывание строк в строфу)
повествования, описания,
рассуждения, диалога и
монолога в эпическом
произведении для изо
бражения характера героя и
передачи авторского
отношения к герою.
Различение героя, автора и
рассказчика.
Выразительное чтение и
пересказ эпических
произведений.
Сочинение рассказа по
собственным впечатлениям,
использование в нем
повествования, описания,
рассуждения, диалога и
монолога.
Умение отличить лирическое
произведение от эпического и
драматического.
Различение размеров стихов.
Понимание выразительного
значения ритма, рифмы и
аллитерации.
Выразительное чтение
лирического произведения.
произведений.
Составление характеристики
героев.
Составление рассказа
(очерка) о человеке так,
чтобы в рассказе было видно
отношение автора к человеку.
Сочинение рассказа по
собственным впечатлениям,
использование в нем
повествования, описания,
рассуждения, диалога и
монолога.
Работа с художественным
поэтическим текстом
(определение размера,
рифмовки, рифмы),
нахождение средств
изобразительной
выразительности и
определение их функции.
Выразительное чтение
лирического произведения.
Сочинение собственного
стихотворения. 7. Драматическ
ое
произведени
е, его
особенности
значения. Мужские, женские и
дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном
тексте.
Стиховая пауза.
Что такое драматическое
произведение.
Языковые средства изображения
характеров в драматическом
произведении. Роль диалога и мо
нолога. Реплика. Авторская ремарка.
Способы повествования и описания в
пьесе.
Сюжет драматического
произведения.
6 часа
Умение отличить
драматическое произведение
от эпического и лирического.
Понимание роли авторской
ремарки, реплик героев в
диалоге, монологов героев.
Выразительное чтение по
ролям драматического
произведения.
Сочинение сценки по
собственным впечатлениям,
употребление в ней ремарки,
диалога и монолога.
Итого: 34 часов
Работа с драматическим
произведением.
Выразительное чтение по
ролям драматического
произведения.
Сочинение сценки по
собственным впечатлениям,
употребление в ней ремарки,
диалога и монолога.
№
п/п
1
Тема урока
Словесность как словесное
творчество, словесное
искусство. Письменная и
устная формы словесности.
Язык художественной
словесности.
Дата
план
Дата
факт
Введение. Что такое словесность? (1 час)
Используемая
литература
Формы и виды контроля
А.Н. Толстой «Золотой
ключик». Р.П.Погодин
«Альфред»
Работа с художественным текстом. 23 Стилистическая окраска слов и
предложений. Употребление
языковых средств в
зависимости от условий и цели
высказывания.
4
Стилистические возможности
лексики. Обще
употребительная лексика,
диалектизмы, професси
онализмы, заимствованные
слова.
56 Стилистические возможности
7
имени существительного,
имени прилагательного и
глагола.
Употребление стилистических
средств лексики и грамматики
в разговорном языке и в
художественных
произведениях.
Употребление языковых средств (6 часа)
Высказывания великих
писателей о русском
языке.
Толковый
Ожегова.
словарь
Отрывки из произведений:
И.С.Тургенев «Муму»,
Бажов
«Малахитовая
шкатулка»,
Р.М.Балановский «Я –
манежа»,
инспектор
Лермонтов
«Ашик
Кериб»
Пушкин «Зимнее утро»,
«Станционный
смотритель»,
«Разборчивая невеста»
Пушкин «Пролог» к
поэме «Руслан и
Людмила».
Крылов
Составление предложений с использованием слов и
выражений в соответствии с их стилистическими
возможностями.
Составление рассказа по картине Г.И.Угрюмова
«Испытание князем Владимиром силы русского
богатыря Яна Усмаря перед поединком его с
печенежским богатырем» (с использованием
книжных слов)
Работа с художественным текстом, нахождение в нем
диалектизмов, профессионализмов, заимствованных
слов и определение их роли в тексте.
Работа с художественными текстами, нахождение в
них примеров, подтверждающих стилистические
возможности глаголов, существительного,
прилагательного.
Работа с художественным текстом, нахождение
стилистических средств лексики и грамматики,
определение их функции.
Создание собственных устных и письменных
высказываний с использованием лексических средств.
89 Понятие о средствах
К.Г.Паустовский
Работа с художественным текстом, нахождение
Средства художественной изобразительности (7 часа) 10
11
художественной изобрази
тельности.
Средства художественной
изобразительности: метафора,
олицетворение, метонимия,
синекдоха.
12 Порядок слов в предложении,
инверсия, повтор,
риторический вопрос и
риторическое восклицание,
антитеза.
Употребление средств
художественной изобрази
тельности в произведениях
словесности.
13
14
15 Юмор в жизни и в
произведениях словесности.
Средства создания юмора.
16
17
Значение
употребления
средств создания юмора в
произведении.
«Мещерская сторона»
Тютчев «Чародейкою
зимою…», Пушкин
«Метель», Лермонтов
«Бородино»
Лермонтов «Три пальмы»,
Чуковский «Мойдодыр»,
Пушкин «Станционный
смотритель»
Тютчев «Как весел грохот
летних бурь…»
средств изобразительной выразительности и
определение их функции.
Работа с художественным текстом, нахождение
средств изобразительной выразительности и
определение их функции.
Создание загадок, основанных на метафорах.
Работа с художественным текстом, нахождение
средств изобразительной выразительности и
определение их функции.
Работа с художественным текстом, нахождение
средств изобразительной выразительности и
определение их функции.
Создание собственного произведения (рассказа,
стихотворения, сказки), с использованием средств
художественной изобразительности.
Юмор в произведениях словесности (3 часа)
К.Г.Паустовский
«Мещерская сторона»
Работа с художественным текстом, нахождение
средств создания юмора.
Чехов
«Лошадиная фамилия»
«Пересолил»,
Работа с художественным текстом, нахождение
средств создания юмора и определение значения их
употребления.
Создание собственного юмористического рассказа
или сценки, употребление в нем средств создания
комического. 18
19
20
21
22
23
24
25
26
Эпическое произведение.
Литературный герой.
Изображение средствами языка
характера литературного
героя. Раскрытие характера
героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор
произведения.
Особенности языкового
выражения содержания в
эпическом произведении.
Повествование, описание,
рассуждение, диалог и монолог
в эпическом произведении.
Лирическое произведение.
Особенности языка
лирического произведения.
Ритм и стих как средство
выражения мысли и чувства в
лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные
размеры стиха.
Эпическое произведение, его особенности (5 часа)
Пришвин
солнца»
«Кладовая
Пришвин
солнца»
«Кладовая
Ю.И.Коваль «Солнечное
пятно»
Составление характеристики героев.
Ответ на вопрос: Как раскрывается характер героя в
сюжете произведения? (при составлении
характеристики героев использовать вопросы, данные
в упр.145, стр.141)
Работа с художественным текстом. Ответ на вопрос:
Как выражается авторское отношение к героям?
Составить рассказ (очерк) о человеке, которого вы
любите (о маме, папе, друге и т.д.), так, чтобы в
рассказе было видно ваше отношение к человеку.
Работа с художественным текстом, нахождение в нем
примеров – отрывков на повествование, описание,
рассуждение, употребление диалога и монолога и
определение их роли.
Сочинение рассказа по собственным впечатлениям,
использование в нем элементы повествования,
описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности (6 часа)
Н.А.Заболоцкий
«Журавли», «Не позволяй
душе лениться»
Выразительное чтение и анализ лирического
произведения.
Стихотворения Бунина,
Пушкина,
Лермонтова,
Работа с художественными поэтическими текстами
(определение размера, рифмовки, рифмы), 27
28
29
30
Рифма, ее значения и виды.
Роль аллитерации в
стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
Драматическое произведение.
Языковые средства
изображения характеров в
драматическом произведении.
31
32
33
Роль диалога и монолога.
Реплика. Авторская ремарка.
Способы повествования и
описания в пьесе.
Сюжет драматического
произведения.
34 Итоговый урок
Ахматовой, Никитина
нахождение средств изобразительной
выразительности и определение их функции.
Создание собственного стихотворения (использовать
различные возможности языка для выражения
художественного содержания)
Драматическое произведение, его особенности (6 часа)
Паустовский «Перстенок» Работа с драматическим произведением.
Выразительное чтение по ролям драматического
произведения.
Чехов «Медведь»
Работа с драматическим произведением.
Ответы на вопросы: Как раскрывается характер героя
в драматическом произведении? Какие способы
раскрытия характеров героев используются в тексте?
Сочинение сценки по собственным впечатлениям,
употребление в ней ремарки, диалога и монолога
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.