Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Оценка 5

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Оценка 5
Документация
doc
русский язык
6 кл
19.02.2018
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» 6 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова), взятой из Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 222 с.
6 кл. ОРС.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы Изучение курса « Основы русской словесности направлено на формирование творческой личности. Для того программа призвана реализовать  следующие цели: возродить интерес к чтению художественной литературы;              открыть ребятам красоту художественного слова, эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в  произведении  словесности;  помочь творчески овладеть языком как средством выражения собственных мыслей и чувств;  повышать речевую культуру школьников;  учить использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры;   научить понимать  авторскую мысль через словесную ткань, образ,  композицию, сюжет, идею;  ознакомить с важнейшими категориями теории словесности;  формировать важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы;  развивать творческие способности учеников: сочинение собственных произведений в разных жанрах; следующие задачи:   учить использовать системы многообразных языковых средств выражения художественного содержания в собственной речи;  формировать умение «образного анализа»;  продолжить формирование основного читательского умения воспринимать произведение как единство его  художественного  содержания и языковой формы выражения содержания;  учит открывать личностный смысл в прочитанном произведении. Нормативные документы Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. №273­ ФЗ Федеральный   компонент   государственного   стандарта   (приказ   МО   РФ   от   05.03.2004г.   №1089»Об   утверждении   федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»). Рабочая программа спецкурса  «Основы  русской  словесности»   6  класса составлена    на основе авторской программы    Русская словесность.   От   слова   к   словесности.   5—9   классы   (Автор   программы   Р.   И.   Альбеткова),   взятой   из   Программы   для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5­9 кл., 10­11 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3­е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 222 с. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа По программе ­ 34 часа  В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №17» на изучение курса «Основы русской словесности» в 6 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком МБОУ «СОШ №17» на 2016­2017 учебный год  продолжительность учебного года в 6 классе составит 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 34 часа.  Формы и приемы организации учебного процесса Курс «Основы русской словесности» призван   максимально активизировать творческое воображение, художественный анализ и синтез. Поэтому на занятиях значительное место отводится активным формам и приемам работы, направленным на самостоятельную деятельность учащихся:  работа с учебником с обязательным включением проблемных заданий;  лекция, включающая творческую исследовательскую работу по проблемному вопросу;  работа с текстом (постановка проблемы и поисковая работа);  урок – семинар (обсуждение поставленных проблем и выступлений, докладов или рефератов);  урок ­  диспут;  творческие работы. Учебно­методический комплект по предмету Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5­9 кл., 10­11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2011. Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 12­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.  Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9класс».: пособие для учителя /Р.И.  Альбеткова ­  М.: Дрофа, 2008 Содержание рабочей программы 5 класс Что такое слово     Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении  слов.    Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему­ либо.      Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово­заповедь.    Выразительное  прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем.  Размышление о значении языка. Что такое словесность    Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.  Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.   Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.   Различение   разговорного   и   литературного   языка,   выработка   умения   употреблять   их   в   соответствующих   условиях.   Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.       Лексическое   значение   слова.   Способы   определения   значения   слова.   Слова   однозначные   и   многозначные.   Употребление Богатство  лексики  русского  языка   многозначных слов в произведениях словесности.     Слова­термины, способы определения понятия.     Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.     Синонимы, их роль в художественных произведениях.     Антонимы, их роль в художественных произведениях.     Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.     Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.        Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать  их роль, и передавать  свое  понимание  в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. Прямое и переносное значения слова     Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.     Эпитет. Сравнение. Аллегория.       Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание   смысла   аллегории.   Выразительное   чтение   произведений,   в   которых   употреблены   средства   художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории. Текст        Текст как результат  употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.     Формы словесного выражения:  повествование, описание, рассуждение,  диалог,  монолог.     Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного   текста   на   предложенную   тему.   Выразительное   чтение   текста­описания.   Создание   словесного   описания предмета.   Понимание   причинно­следственных   отношений   в   рассуждении.   Выразительное   чтение   научного   и   художественного текста­рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения,  диалога,  монолога. Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения     Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.        Интонация. Повествовательные, вопросительные и   побудительные   предложения   в   прозаическом   тексте, интонация в них. Восклицательные  предложения  и  их  интонация.         Особенности   интонации   в   стихотворной   речи:   стиховая   пауза.   Ритм   и   рифма   в   стихах.   Строфа   как   единица   композиции стихотворной речи.         Различение   стихотворной   и   прозаической   речи.   Различение   видов   интонации   в   повествовательных   вопросительных   и побудительных  предложениях,   их  чтение.   Чтение   предложений  с   восклицательной     интонацией.     Чтение  стихов   с  соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным  словам. Устная народная словесность     Понятия: произведение, устная народная словесность.     Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.     Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.     Использование в произведениях устной народной словесности языковых  средств  выражения  содержания.         Различение   видов   устной   народной   словесности.   Рассказывание   сказки,   небылицы.   Произнесение   скороговорки   и   считалки. Отгадывание   загадок.   Сочинение   собственных   загадок.   Употребление   пословиц   и   поговорок,   понимание   их   аллегорического значения. Литературное эпическое произведение     Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения     Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.     Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.     Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».     Рассказ и повесть.     Понятие о  сюжете и  эпизоде эпического произведения.     Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и  диалог в эпическом произведении.       Понимание   того,   что   эпическое   произведение   —   результат   творчества   писателя,   произведение,   созданное   из   языкового   материала.   Различение   литературной   сказки,   басни,   рассказа   и   повести.   Пересказ   литературной   сказки.   Выразительное   чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. Литературное лирическое произведение         Лирическое   произведение:   произведение,   в   котором   главное   —   выражение   мыслей   и   чувств   поэта,   вызванных   различными явлениями жизни.      Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.     Значение стихотворной речи в лирическом произведении.      Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и  чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона. Литературное драматическое произведение     Драматическое    произведение:     произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.     Пьеса­сказка.         Особенности  языкового  выражения  содержания  в драматическом  произведении. Диалогическая  форма  изображения  жизни  в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.      Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских­ремарок: Чтение   пьесы   по   ролям.   Определение   основного   тона   высказывания   героя,   правильное   интонирование   реплик.   Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения. 6 класс Употребление языковых средств     Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.      Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.     Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.     Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке  и  в  художественных произведениях.         Обогащение   словарного   запаса:   работа   со   словарями.   Различение   слов   по   их   стилистической     окраске.   Понимание   роли общеупотребительных   слов,   областных,   специальных   и   заимствованных   слов   в   произведениях   словесности.   Понимание   роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с   различной   стилистической   и   эмоциональной   окраской.   Выбор   стилистических   средств   языка   в   собственных   высказываниях   в соответствии с условиями и с поставленной целью. Средства художественной  изобразительности     Понятие о средствах художественной изобразительности.                             Метафора,   олицетворение,  метонимия,  синекдоха.      Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.     Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.     Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в   которых   имеются   средства   художественной   изобразительности.   Применение   средств   художественной   изобразительности   в собственных высказываниях. Юмор в произведениях словесности     Юмор в жизни и в произведениях словесности.         Средства   создания   юмора:   комическая   неожиданность   в   развитии   сюжета,   в   поступках   и   высказываниях   героев;   нарушение смысловой   сочетаемости   слов;   соединение   несоединимых   явлений,   предметов,   признаков;   употребление   в   одном   тексте   слов   с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.     Значение употребления средств создания юмора в произведении.     Развитие   чувства   юмора.   Выразительное   чтение   юмористического   произведения.   Устное   и   письменное   изложение юмористического   произведения.   Создание   собственного   юмористического   рассказа   или   сценки,   употребление   в   нем   средств создания комического.     Произведения устной народной словесности     Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.      Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.     Легенда как создание народной фантазии.     Предание о реальных событиях.   Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды. Эпическое произведение, его особенности   Что такое эпическое произведение.     Литературный   герой.   Изображение   средствами   языка   характера   литературного   героя.   Раскрытие   характера   героя   в   сюжете произведения.   Герой произведения и автор произведения.     Особенности   языкового   выражения   содержания   в   эпическом     произведении.   Повествование,   описание,   рассуждение,   диалог   и монолог в эпическом Произведении.     Умение   отличить   эпическое   произведение   от   лирического   и   драматического.   Понимание   значения   повествования,   описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. Лирическое произведение, его особенности       Особенности   языка   лирического   произведения.   Ритм   и   стих   как   средство   выражения   мысли   и   чувства   в   лирическом     Что такое лирическое произведение.   произведении.     Двусложные и трехсложные размеры стиха.     Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.     Роль аллитерации в стихотворном тексте.     Стиховая пауза.   выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.       Умение   отличить   лирическое   произведение   от   эпического   и   драматического.   Различение   размеров   стихов.   Понимание Драматическое произведение, его особенности     Что такое драматическое произведение.         Языковые   средства   изображения   характеров   в   драматическом   произведении.   Роль   диалога   и   монолога.   Реплика.   Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.     Сюжет драматического произведения.    Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге,   монологов   героев.   Выразительное   чтение   по   ролям   драматического   произведения.   Сочинение   сценки   по   собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.     Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.        Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных 7 класс Материал словесности Слово и словесность народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.     Русская словесность, ее происхождение и развитие.         Работа   со   словарями   различного   типа;   обогащение   словарного   запаса;   определение   темы   и   основной   мысли   произведения; выразительное чтение произведений.   Разновидности употребления языка       Разговорный   язык,   его   особенности.   Разновидности   разговорного   языка:   «общий»   разговорный   язык,   просторечие, территориальные   и   профессиональные   диалекты,   жаргоны,   арго.   Использование   разговорного   языка   в   общении   людей   и   в литературе.         Литературный   язык.   Нормы   употребления   языка,   их   обязательность   для   всех,   кто   говорит   и   пишет   на   данном   языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально­деловой, научный и публицистический стили.      Язык художественной литературы  как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.   Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально­делового,   научного   и   публицистического   стилей.   Понимание   роли   употребления   разновидностей   языка   в художественном произведении. Формы словесного выражения     Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.        Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения   в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.     Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.        Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.    Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с   использованием   диалога.   Выразительное   чтение   сказа.   Создание   собственного   сказа   (рассказ   о   событии   от   лица   героя   с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле. Стилистическая окраска слова. Стиль Стилистические   возможности   лексики   и   фразеологии.     Слова   и   выражения   нейтральные   и   стилистически   окрашенные.   Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.       Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.         Стиль   как   разновидность   употребления   языка   и  стиль   художественной  литературы   как   идейно­художественное  своеобразие произведений.         Стилизация   как   воспроизведение   чужого   стиля:   иной   эпохи,   иной   национальной   культуры,   народной   поэзии,   иного   автора, определенного жанра.    Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.      Работа со словарями. Употребление  стилистически  окрашенных слов. Понимание стилистической  выразительности  различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии. Произведение словесности Роды, виды и жанры произведений словесности      Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения  и способ  изображения жизни  в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.    Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения. Устная народная словесность, ее виды и жанры      Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.     Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.     Лирические виды народной словесности: песня, частушка.     Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.     Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.     Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.        Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно­художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.         Библия:  уникальность   жанра  этой  Книга.  Библия  как  Откровение,  как  история   духовного   восхождения  человечества   и как Духовная литература, ее жанры произведение словесности.     Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.     Своеобразие стиля Библии.     Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.        Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности. Эпические произведения, их виды     Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.     Литературный герой в рассказе и повести.         Языковые   средства   изображения   характера:   описание   (портрет,   интерьер,   пейзаж),   повествование   о   поступках   героя   и   о происходящих с ним событиях, рассуждение­монолог героя и автора, диалоги героев.     Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.   Художественная деталь.    Автор и рассказчик в эпическом произведении.      Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением   различных   средств   изображения   характера.   Сочинение:   характеристика   героя   и   сравнительная   характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств  словесного выражения содержания.       Композиция   рассказа   и   повести.   Внесюжетные   элементы.   Система   образов.   Сопоставление   эпизодов,   картин,   героев. Лирические произведения, их виды     Виды лирики.        Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.     Лирический герой. «Ролевая лирика».     Композиция лирического стихотворения.     Образ­переживание в лирике.        Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение   передать   в   выразительном   чтении   идейно­художественное   своеобразие   стихотворения.   Сочинение­эссе,   раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению. Драматические произведения, их виды     Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.     Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).     Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.         Понимание   характера   героя   драматического   произведения   с   учетом   различных   языковых   средств   его   изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ  эпизода  пьесы. Лиро­эпические произведения и их виды        Взаимосвязи родов словесности. Лиро­эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть   и   роман   в стихах, стихотворение в прозе.     Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное  выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.     Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.         Значение   стихотворной   или   прозаической   формы   словесного   выражения   содержания   произведения.   Использование   в   лиро­ эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.     Понимание смысла произведений лиро­эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро­эпических произведений. Сочинение­рассуждение о героях баллады и поэмы.      Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.      Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.      Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве. Взаимовлияние произведений  словесности 8  класс Материал словесности Средства языка художественной словесности         Многообразие   языковых   средств   и   их   значение.   Лексическое   значение   слова,   определяемое   в   словаре,   и   семантика   слова, словосочетания,   оборота   речи,   которая   возникает   при   употреблении   языка.   Способность   языка   изобразить   предмет   и   выразить авторскую точку зрения.         Семантика   фонетических   средств   языка.   Значение     интонации:   роль   лексики   и   синтаксиса,   логического   и   эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.     Семантика словообразования. Значение сопоставления  морфем, создания новых сложных слов.        Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов   и   заимствованных   слов.   Употребление   переносного   значения   слов   —   тропов.   Художественное   значение   метафоры, олицетворения, метонимии.     Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса. Умение   видеть   в   тексте   языковые   способы   изображения   явления   и   выражения   отношения   автора   к   предмету   изображения. Понимание   значения   лексических,   фонетических,   словообразовательных,   грамматических   средств   языка   в   произведениях словесности.   Выразительное   чтение   текстов   различной   эмоциональной   окраски.   Применение   различных   языковых   способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях. Словесные средства выражения комического     Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.     Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.      Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.     Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.     Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях.   Выразительное   чтение   и  рассказывание   сатирических   и   юмористических   произведений.   Использование   языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.     Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.     Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. Качество текста и художественность произведения Выбор   необходимых   языковых   средств,   соответствие   стилистической   окраски   высказывания   его   цели.   Богатство   лексики   и емкость слова в  художественном  произведении.     Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.     Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.     Великие художественные произведения.      Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля   цели   высказывания.   Различение   удачных   и   неудачных   выражений.   Редактирование   и   совершенствование   текста.   Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту. Произведение словесности Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении         Своеобразие  языка   эпического   произведения.  Значение  и  особенности   употребления   повествования,  описания,  рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно­прямая  речь  в монологе.      Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.     Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.     Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.        Умение  понять авторскую  мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом  произведении. Умение  различать героя, рассказчика  и  автора,   увидеть   разные  виды     авторского  повествования  и  способы   передачи   речи   героя.   Создание   собственного произведения. Сочинение­рассуждение об идейно­художественном своеобразии эпического произведения. Языковые средства изображения жизни и выражения  точки зрения автора в лирическом произведении       Своеобразие   языка   лирического   произведения.   Средства   языкового   выражения   мысли   и   чувства   автора   в   лирическом   произведении.     Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.         Ритм как способ  сопоставления  и противопоставления  слов, словосочетаний, предложений  для  выражения  мысли  и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.     Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.     Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим. Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа­переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении           Своеобразие   языка  драматического   произведения.  Значение   диалога   и монолога   как  главках  средств   изображения  жизни   и выражения   авторской   точки   зрения   в   драматическом   произведение.   Отличие   этих   форм   словесного   выражения   содержания   в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.     Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.     Характеры   героев,   изображенные  посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.     Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.     Понимание   значения   средств   словесного   выражения   содержания   драматического   произведения.   Умение   понять   идею драматического   произведения   и   передать   ее   в   чтении   по   ролям   и   в   режиссерском   решении   сцены.   Создание   собственного драматического   произведения   с   использованием   различных   способов   выражения   идеи.   Сочинение­рассуждение   об   идейно­ художественном своеобразии драматического произведения.   Взаимосвязи произведений словесности       Взаимовлияние   произведений   словесности   —   закон   ее   развития.   Взаимосвязи   произведений   словесности   в   качестве   реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.        Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.     Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.        Влияние народной словесности  на литературу. Использование  жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.        Понимание   идейно­художественного   смысла   использования   традиций   духовной   литературы,   мифологии,   фольклора.   Умение видеть   авторскую   позицию   в   произведениях,   в   которых   используются   идеи,   образы,   стиль   произведений   прошлого.   Создание собственных произведений с использованием традиций. 9 класс Материал словесности                                                                    Средства художественной изобразительности     Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их   в   разговорном   языке   и   в   художественном   произведении.   Индивидуально­авторские   особенности   применения   средств художественной изобразительности.     Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.     Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.     Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.     Аллегория  и  символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.     Гипербола.  Гипербола  в разговорном языке,  в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом   произведениях.  Значение гиперболы.     Парадокс и алогизм, их роль в произведении.     Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.     Бурлеск  как  жанр  и  как  изобразительное  средство  языка.     «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.     Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.     Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.     Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.         Понимание идейно­художественного  значения средств  художественной  изобразительности. Умение выразить  понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. Жизненный факт и поэтическое слово     Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.     Предмет изображения, тема и идея произведения.     Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.     Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.     Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.     Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных  как  в  правдоподобной, так  и  в  условной  манере. Создание  произведения, основанного  на  личных произведениях. Историческая жизнь поэтического слова     Принципы изображения действительности и поэтическое слово.         Изображение   действительности   и   поэтическое   слово   в   древнерусской   литературе.   Принципы   отбора   явлений   жизни,   их изображения   и   оценки.   Значение   этикета   и   канона.   Старославянский,   древнерусский   и   церковнославянский   языки.   Своеобразие средств художественной изобразительности.     Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.   Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро­эпическом. Субъект речи. Полифония.     Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении.   Стиль   писателя   как   единство   всех   элементов   художественной   формы   произведений,   своеобразие   творчества писателя.           Чтение  произведений  древнерусской  литературы  и произведений  литературы  XVIII  и  XIX  вв. Умение  видеть и передать  в выразительном   чтении   художественные   достоинства     произведений     прошлого,   исходя   из   понимания   своеобразия   языка   этих произведений.   Сочинение­рассуждение,   посвященное   раскрытию   своеобразия   стиля   произведения,   а   также   сопоставлению произведений.   Определение   авторской   позиции   в   произведении.   Понимание   способов   выражения   авторской   позиции   в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. Произведение искусства слова как единство художественного  содержания и его словесного выражения     Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.         Художественный   образ.   Различные   виды   художественного   образа.   Свойства   художественного   образа:   наличие   «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.     Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Произведение словесности Словесная   форма   выражения   художественного   содержания.   «Приращение   смысла»   слова.   Отбор   и   организация   словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.         Художественное  время  и художественное  пространство  (хронотоп) как один  из  видов  художественного  образа.  Хронотоп  в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.        Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.         Восприятие   произведения   словесности   как   целостного   явления,   как   формы   эстетического   освоения   действительности. Понимание  художественного  содержания, выраженного  в словесной  форме  произведения.  Понимание  значения  художественного образа:  героя  произведения,   художественного   пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять  личностный  смысл произведения  и передать его в выразительном  чтении, пересказе, в сочинении о произведении.   Создание   собственного   произведения   по   жизненным   впечатлениям.   Сочинение,   посвященное   целостному   анализу произведения. Произведение словесности в истории культуры        Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.        Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.     Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.     Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его   в   выразительном   чтении   произведения,   в   устных   и   письменных   рассуждениях   о   нем.   Умение   видеть   главное   значение произведений   русской   словесности.   Использование   «вечных»   образов,   жанров   и   стилей   произведений   прошлого   в   собственном творчестве. Требования к уровню подготовки учащихся Обогащение   словарного   запаса:   работа   со   словарями.   Различение   слов   по   их   стилистической   окраске.   Понимание   роли общеупотребительных   слов,   областных,   специальных   и   заимствованных   слов   в   произведениях   словесности.   Понимание   роли грамматической   формы   существительного,   прилагательного   и   глагола   в   произведениях   словесности.   Выразительное   чтение   текстов   с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью. Нахождение  в тексте средств  художественной  изобразительности  и понимание  их значения. Выразительное  чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях. Развитие   чувства   юмора.   Выразительное   чтение   юмористического   произведения.   Устное   и   письменное   изложение   юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического. Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды. Умение   отличить   эпическое   произведение   от   лирического   и   драматического.   Понимание   значения   повествования,   описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения. Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге,   монологов   героев.   Выразительное   чтение   по   ролям   драматического   произведения.   Сочинение   сценки   по   собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.        В  результате изучения спецкурса « Основы русской словесности» ученик  6 класса  должен знать:        должен уметь:    как организован словесный материал и что создается из материала словесности; универсальный план анализа произведения; стилистические возможности лексики; средства художественной изобразительности языка и их роль в художественном тексте; общеупотребительную и необщеупотребительную лексику и их роль в произведениях словесности; средства создания юмора; об особенностях эпических, лирических, драматических произведений.  владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым  видами чтения; составлять тезисный план исходного текста; различать слова по их стилистической окраске;      выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской; выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью. находить в тексте средств художественной изобразительности и понимать их значения;  применять средств художественной изобразительности в собственных высказываниях. отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Перечень литературы и средств обучения Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2006. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. ­ М.: Цитадель, 2006 Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. ­ Ростов­н/Д.: Феникс,  Для учителя: 1. 2. 3. 2006. 4. Власенков. ­ М.: Просвещение, 2008. 5. 6. 7. классах: практический курс. ­ М.: Просвещение, 2007. 8. 9. 10. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. ­ М.,Просвещение 2004. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. ­ М., Просвещение,2008. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И.  Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Санкт­ Петербург ,2006. Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / ­ М.: Экзамен, 2005. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших  Для учащихся: 1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2005. 2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10­11 кл. общ. учреждений /. ­ М.: Просвещение, 2008. 3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. ­ М.: Экзамен, 2005. № Раздел Содержание уроков раздела Часы ЗУН Содержание рабочей программы  1 Введение.  Что такое  словесность?  Словесность как словесное  1 час творчество, словесное искусство.  Письменная и устная формы словес­ ности. Язык художественной  словесности.  Различение разговорного и  литературного языка,  выработка умения  употреблять их в соот­ ветствующих условиях.   Умение различать разго­ ворную и книжную окраску  выражений.  Различение понятий: устная  речь и разговорный язык;  Практическая часть программы Виды деятельности  Работа с художественным  текстом. 2. Употреблени е языковых  средств 6 часа  Стилистическая окраска слов и  предложений. Употребление  языковых средств в зависимости от  условий и цели высказывания.  Стилистические возможности  лексики. Общеупотребительная  лексика, диалектизмы, професси­ онализмы, заимствованные слова.  Стилистические возможности имени  существительного, имени  прилагательного и глагола.  Употребление стилистических  средств лексики и грамматики в  разговорном языке и в художест­ венных произведениях. 3. Средства  художествен ной  изобразитель ности  Понятие о средствах  художественной изобразительности. 7 часа  Метафора, олицетворение,  метонимия, синекдоха.  Порядок слов в предложении,  письменная речь и  литературный язык.   Обогащение словарного  запаса: работа со словарями.   Различение слов по их  стилистической окраске.  Понимание роли  общеупотребительных слов,  областных, специальных и  заимствованных слов в  произведениях словесности.  Понимание роли  грамматической формы  существительного, при­ лагательного и глагола в  произведениях словесности.  Выразительное чтение  текстов с различной сти­ листической и  эмоциональной окраской.  Выбор стилистических  средств языка в собственных  высказываниях в  соответствии с условиями и  поставленной целью.  Нахождение в тексте средств художественной  изобразительности и  понимание их значения.   Выразительное чтение   Работа с художественным  текстом, нахождение  лексических средств  определение их функции.  Выразительное чтение  текстов с различной сти­ листической и  эмоциональной окраской.  Создание собственных  устных и письменных  высказываний с  использованием лексических  средств.  Работа с художественным  текстом, нахождение средств  изобразительной  выразительности и  определение их функции. инверсия, повтор, риторический  вопрос и риторическое восклицание,  антитеза.  Употребление средств  художественной изобразительности в произведениях словесности.  Юмор в жизни и в произведениях  словесности. 3 часа  Средства создания юмора:  комическая неожиданность в  развитии сюжета, в поступках и  высказываниях героев; нарушение  смысловой сочетаемости слов;  соединение несоединимых явлений,  предметов, признаков; употребление  в одном тексте слов с разной  стилистической окраской; юморис­ тические неологизмы и др.  Значение употребления средств  создания юмора в произведении.  Что такое эпическое произведение.  Литературный герой. Изображение  средствами языка характера  литературного героя. Раскрытие  произведений, в которых  имеются средства  художественной  изобразительности.   Применение средств  художественной изо­ бразительности в  собственных высказываниях.  Развитие чувства юмора.   Выразительное чтение  юмористического  произведения.   Устное и письменное  изложение юмористического  произведения.   Создание собственного  юмористического рассказа  или сценки, употребление в  нем средств создания  комического.  Выразительное чтение  произведений, в которых  имеются средства  художественной  изобразительности.   Создание загадок,  основанных на метафорах.  Создание собственного  произведения, с  использованием средств  художественной  изобразительности.   Анализ текстов  юмористических  произведений.  Выразительное чтение  юмористического  произведения.   Устное и письменное  изложение юмористического  произведения.   Создание собственного  юмористического рассказа  или сценки, употребление в  нем средств создания  комического. 5 часа  Умение отличить эпическое  произведение от лирического и драматического.   Понимание значения   Работа с прозаическим  художественным текстом.  Выразительное чтение и  пересказ эпических  4. Юмор в  произведени ях  словесности 5. Эпическое  произведени е, его  особенности характера героя в сюжете  произведения.  Герой произведения и автор  произведения.  Особенности языкового выражения  содержания в эпическом  произведении. Повествование, описа­ ние, рассуждение, диалог и монолог  в эпическом произведении.   6. Лирическое  произведени е, его  особенности  Что такое лирическое произведение.  Особенности языка лирического  произведения. Ритм и стих как  средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. 6 часа  Двусложные и трехсложные размеры  стиха.  Рифма: ее смысловое (выделяет  главное слово), эстетическое  (красота звучания),  ритмообразующее (сигнал  завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу)  повествования, описания,  рассуждения, диалога и  монолога в эпическом  произведении для изо­ бражения характера героя и  передачи авторского  отношения к герою.   Различение героя, автора и  рассказчика.   Выразительное чтение и  пересказ эпических  произведений.   Сочинение рассказа по  собственным впечатлениям,  использование в нем  повествования, описания,  рассуждения, диалога и  монолога.  Умение отличить лирическое  произведение от эпического и драматического.   Различение размеров стихов.   Понимание выразительного  значения ритма, рифмы и  аллитерации.   Выразительное чтение  лирического произведения. произведений.  Составление характеристики  героев.  Составление рассказа  (очерка) о человеке так,  чтобы в рассказе было видно  отношение автора к человеку.  Сочинение рассказа по  собственным впечатлениям,  использование в нем  повествования, описания,  рассуждения, диалога и  монолога.  Работа с художественным  поэтическим текстом  (определение размера,  рифмовки, рифмы),  нахождение средств  изобразительной  выразительности и  определение их функции.  Выразительное чтение  лирического произведения.  Сочинение собственного  стихотворения. 7. Драматическ ое  произведени е, его  особенности значения. Мужские, женские и  дактилические рифмы.  Роль аллитерации в стихотворном  тексте.  Стиховая пауза.  Что такое драматическое  произведение.  Языковые средства изображения  характеров в драматическом  произведении. Роль диалога и мо­ нолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.  Сюжет драматического  произведения. 6 часа  Умение отличить  драматическое произведение  от эпического и лирического.  Понимание роли авторской  ремарки, реплик героев в  диалоге, монологов героев.   Выразительное чтение по  ролям драматического  произведения.  Сочинение сценки по  собственным впечатлениям,  употребление в ней ремарки,  диалога и монолога.                 Итого:  34 часов  Работа с драматическим  произведением.  Выразительное чтение по  ролям драматического  произведения.  Сочинение сценки по  собственным впечатлениям,  употребление в ней ремарки,  диалога и монолога.  № п/п 1 Тема урока Словесность как словесное  творчество, словесное  искусство. Письменная и  устная формы словесности.  Язык художественной  словесности. Дата план Дата факт Введение. Что такое словесность? (1 час) Используемая литература Формы и виды контроля А.Н. Толстой «Золотой  ключик». Р.П.Погодин  «Альфред» Работа с художественным текстом. 2­3 Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление  языковых средств в  зависимости от условий и цели  высказывания. 4 Стилистические возможности  лексики. Обще­ употребительная лексика,  диалектизмы, професси­ онализмы, заимствованные  слова. 5­6 Стилистические возможности  7 имени существительного,  имени прилагательного и  глагола. Употребление стилистических  средств лексики и грамматики  в разговорном языке и в  художественных  произведениях. Употребление языковых средств (6 часа) Высказывания   великих писателей   о   русском языке. Толковый Ожегова. словарь         Отрывки из произведений: И.С.Тургенев   «Муму», Бажов «Малахитовая шкатулка», Р.М.Балановский   «Я   – манежа», инспектор Лермонтов «Ашик­ Кериб» Пушкин   «Зимнее   утро», «Станционный смотритель», «Разборчивая невеста» Пушкин «Пролог» к  поэме «Руслан и  Людмила».   Крылов Составление предложений с использованием слов и  выражений в соответствии с их стилистическими  возможностями. Составление рассказа по картине Г.И.Угрюмова  «Испытание князем Владимиром силы русского  богатыря Яна Усмаря перед поединком его с  печенежским богатырем»  (с использованием  книжных слов) Работа с художественным текстом, нахождение в нем диалектизмов,   профессионализмов,   заимствованных слов и определение их роли в тексте. Работа с художественными текстами, нахождение в  них примеров, подтверждающих стилистические  возможности глаголов, существительного,  прилагательного. Работа с художественным текстом, нахождение  стилистических средств лексики и грамматики,  определение их функции. Создание   собственных   устных   и   письменных высказываний с использованием лексических средств. 8­9 Понятие о средствах  К.Г.Паустовский Работа с художественным текстом, нахождение  Средства художественной изобразительности (7 часа) 10­ 11 художественной изобрази­ тельности. Средства художественной  изобразительности: метафора,  олицетворение, метонимия,  синекдоха. 12 Порядок слов в предложении,  инверсия, повтор,  риторический вопрос и  риторическое восклицание,  антитеза. Употребление средств  художественной изобрази­ тельности в произведениях  словесности. 13­ 14 15 Юмор в жизни и в  произведениях словесности. Средства создания юмора.  16­ 17   Значение употребления средств   создания   юмора   в произведении. «Мещерская сторона» Тютчев «Чародейкою  зимою…», Пушкин  «Метель», Лермонтов  «Бородино» Лермонтов «Три пальмы», Чуковский   «Мойдодыр», Пушкин   «Станционный смотритель» Тютчев «Как весел грохот летних бурь…» средств изобразительной выразительности и  определение их функции. Работа с художественным текстом, нахождение  средств изобразительной выразительности и  определение их функции. Создание загадок, основанных на метафорах. Работа   с   художественным   текстом,   нахождение средств   изобразительной   выразительности   и определение их функции. Работа   с   художественным   текстом,   нахождение средств   изобразительной   выразительности   и определение их функции. Создание   собственного   произведения   (рассказа, стихотворения,   сказки),   с   использованием   средств художественной изобразительности. Юмор в произведениях словесности (3 часа) К.Г.Паустовский «Мещерская сторона» Работа   с   художественным   текстом,   нахождение средств создания юмора.   Чехов «Лошадиная фамилия» «Пересолил», Работа   с   художественным   текстом,   нахождение средств создания юмора и определение значения их употребления. Создание   собственного   юмористического   рассказа или   сценки,   употребление   в   нем   средств   создания комического. 18­ 19 20 21­ 22 23­ 24 25­ 26­ Эпическое произведение. Литературный герой.  Изображение средствами языка характера литературного  героя. Раскрытие характера  героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор  произведения. Особенности языкового  выражения содержания в  эпическом произведении.  Повествование, описание,  рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.   Лирическое произведение. Особенности языка  лирического произведения.  Ритм и стих как средство  выражения мысли и чувства в  лирическом произведении. Двусложные и трехсложные  размеры стиха. Эпическое произведение, его особенности (5 часа) Пришвин солнца»   «Кладовая Пришвин солнца»   «Кладовая Ю.И.Коваль   «Солнечное пятно» Составление характеристики героев. Ответ на вопрос: Как раскрывается характер героя в  сюжете произведения? (при составлении  характеристики героев использовать вопросы, данные  в упр.145, стр.141) Работа с художественным текстом. Ответ на вопрос:  Как выражается авторское отношение к героям? Составить рассказ (очерк) о человеке, которого вы  любите (о маме, папе, друге и т.д.),  так, чтобы в  рассказе было видно ваше отношение к человеку. Работа с художественным текстом, нахождение в нем примеров   –   отрывков   на  повествование,   описание, рассуждение,   употребление   диалога   и   монолога   и определение их роли.  Сочинение   рассказа   по   собственным   впечатлениям, использование   в   нем   элементы   повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. Лирическое произведение, его особенности (6 часа) Н.А.Заболоцкий «Журавли», «Не позволяй душе лениться» Выразительное чтение и анализ лирического  произведения.  Стихотворения   Бунина, Пушкина,   Лермонтова, Работа с художественными поэтическими текстами  (определение размера, рифмовки, рифмы), 27­ 28 29­ 30 Рифма, ее значения и виды.  Роль аллитерации в  стихотворном тексте.  Стиховая пауза.  Драматическое произведение. Языковые средства  изображения характеров в  драматическом произведении.  31­ 32­ 33 Роль диалога и монолога.  Реплика. Авторская ремарка.  Способы повествования и  описания в пьесе. Сюжет драматического  произведения. 34 Итоговый урок Ахматовой, Никитина нахождение средств изобразительной  выразительности и определение их функции. Создание собственного стихотворения (использовать  различные возможности языка для выражения  художественного содержания)  Драматическое произведение, его особенности  (6 часа) Паустовский «Перстенок» Работа с драматическим произведением. Выразительное чтение по ролям драматического  произведения. Чехов «Медведь» Работа с драматическим произведением. Ответы на вопросы: Как раскрывается характер героя в драматическом произведении? Какие способы  раскрытия характеров героев используются в тексте? Сочинение сценки по собственным впечатлениям,  употребление в ней ремарки, диалога и монолога

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018