Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Оценка 5

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Оценка 5
Документация
doc
русский язык
7 кл
19.02.2018
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова)), взятой из Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 222 с.В помощь учителю - словеснику
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО словесности 7класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы Изучение курса « Основы русской словесности направлено на формирование творческой личности. Для того программа призвана реализовать  следующие цели: возродить интерес к чтению художественной литературы;              открыть ребятам красоту художественного слова, эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в  произведении  словесности;  помочь творчески овладеть языком как средством выражения собственных мыслей и чувств;  повышать речевую культуру школьников;  учить использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры;   научить понимать  авторскую мысль через словесную ткань, образ,  композицию, сюжет, идею;  ознакомить с важнейшими категориями теории словесности;  формировать важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы;  развивать творческие способности учеников: сочинение собственных произведений в разных жанрах; следующие задачи:   учить использовать системы многообразных языковых средств выражения художественного содержания в собственной речи;  формировать умение «образного анализа»;  продолжить формирование основного читательского умения воспринимать произведение как единство его  художественного содержания  и языковой формы выражения содержания;  учит открывать личностный смысл в прочитанном произведении. Нормативные документы Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. №273­ ФЗ Федеральный   компонент   государственного   стандарта   (приказ   МО   РФ   от   05.03.2004г.   №1089»Об   утверждении   федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»). Рабочая   программа   спецкурса   «Основы   русской   словесности»     7   класса   составлена     на   основе   авторской   программы     Русская словесность.   От   слова   к   словесности.   5—9   классы   (Автор   программы   Р.   И.   Альбеткова),   взятой   из   Программы   для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5­9 кл., 10­11 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3­е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 222 с. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа По программе ­ 34 часа  В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №17» на изучение курса «Основы русской словесности» в 7 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком МБОУ «СШ №17» на 2017­2018 учебный год  продолжительность учебного года в 7 классе составит 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета  составляет 34 часа. Примерная программа  рассчитана на 68 часов Формы и приемы организации учебного процесса Курс «Основы  русской словесности»  призван    максимально  активизировать  творческое воображение, художественный  анализ и синтез. Поэтому на занятиях значительное место отводится активным формам и приемам работы, направленным на самостоятельную деятельность учащихся:  работа с учебником с обязательным включением проблемных заданий;  лекция, включающая творческую исследовательскую работу по проблемному вопросу;  работа с текстом (постановка проблемы и поисковая работа);  урок – семинар (обсуждение поставленных проблем и выступлений, докладов или рефератов);  урок ­  диспут;  творческие работы. Учебно­методический комплект по предмету Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5­9 кл., 10­11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2011. Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 12­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.  Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9класс».: пособие для учителя /Р.И.  Альбеткова ­  М.: Дрофа, 2008 Содержание рабочей программы    Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении  слов.    Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему­ либо. 5 класс Что такое слово Закрепление  в словесных  произведениях  результатов  познания  мира  и самопознания  человека,  нравственных  устоев  общества. Значение языка для жизни общества. Слово­заповедь.     Выразительное   прочтение   текстов,   различных   по   теме   высказывания   и   эмоциональной   окраске.   Знакомство   с   этимологическим словарем.  Размышление о значении языка. Что такое словесность    Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.  Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.   Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.  Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить  диалог. Уместное употребление  просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение. Богатство  лексики  русского  языка       Лексическое   значение   слова.   Способы   определения   значения   слова.   Слова   однозначные   и   многозначные.   Употребление   многозначных слов в произведениях словесности.     Слова­термины, способы определения понятия.     Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.     Синонимы, их роль в художественных произведениях.     Антонимы, их роль в художественных произведениях.     Неологизмы, их роль в художественных произведениях.     Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.     Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.        Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение  понятия. Умение находить в тексте художественного  произведения  многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы,   неологизмы,   архаизмы,   историзмы,   фразеологизмы,   понимать   их   роль,   и   передавать   свое   понимание   в   выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.     Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.     Эпитет. Сравнение. Аллегория.          Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание   смысла   аллегории.   Выразительное   чтение   произведений,   в   которых   употреблены   средства   художественной Прямое и переносное значения слова изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории. Текст     Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.     Формы словесного выражения:  повествование, описание, рассуждение,  диалог,  монолог.     Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста­описания. Создание словесного описания предмета. Понимание   причинно­следственных   отношений   в   рассуждении.   Выразительное   чтение   научного   и   художественного   текста­ рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения,  диалога,  монолога. Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения     Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.         Интонация. Повествовательные, вопросительные  и   побудительные    предложения   в   прозаическом    тексте, интонация в них. Восклицательные  предложения  и  их  интонация.         Особенности   интонации   в   стихотворной   речи:   стиховая   пауза.   Ритм   и   рифма   в   стихах.   Строфа   как   единица   композиции стихотворной речи.         Различение   стихотворной   и   прозаической   речи.   Различение   видов   интонации   в   повествовательных   вопросительных   и побудительных   предложениях,   их   чтение.   Чтение   предложений   с   восклицательной     интонацией.     Чтение   стихов   с   соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным  словам. Устная народная словесность     Понятия: произведение, устная народная словесность.     Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.     Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.     Использование в произведениях устной народной словесности языковых  средств  выражения  содержания.         Различение   видов   устной   народной   словесности.   Рассказывание   сказки,   небылицы.   Произнесение   скороговорки   и   считалки. Отгадывание   загадок.   Сочинение   собственных   загадок.   Употребление   пословиц   и   поговорок,   понимание   их   аллегорического значения.     Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения     Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературное эпическое произведение Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.     Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».     Рассказ и повесть.     Понятие о  сюжете и  эпизоде эпического произведения.     Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и  диалог в эпическом произведении.     Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. Литературное лирическое произведение         Лирическое   произведение:   произведение,   в   котором   главное   —   выражение   мыслей   и   чувств   поэта,   вызванных   различными явлениями жизни.      Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.     Значение стихотворной речи в лирическом произведении.        Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и   чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона. Литературное драматическое произведение     Драматическое    произведение:     произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.     Пьеса­сказка.         Особенности   языкового   выражения   содержания   в   драматическом   произведении.   Диалогическая   форма   изображения   жизни   в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.        Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских­ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.     Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.      Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.     Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола. 6 класс Употребление языковых средств Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке  и  в  художественных произведениях.         Обогащение   словарного   запаса:   работа   со   словарями.   Различение   слов   по   их   стилистической     окраске.   Понимание   роли общеупотребительных   слов,   областных,   специальных   и   заимствованных   слов   в   произведениях   словесности.   Понимание   роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной   стилистической   и   эмоциональной   окраской.   Выбор   стилистических   средств   языка   в   собственных   высказываниях   в соответствии с условиями и с поставленной целью. Средства художественной  изобразительности     Понятие о средствах художественной изобразительности.                             Метафора,   олицетворение,  метонимия,  синекдоха.      Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.     Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.     Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых   имеются   средства   художественной   изобразительности.   Применение   средств   художественной   изобразительности   в собственных высказываниях. Юмор в произведениях словесности     Юмор в жизни и в произведениях словесности.         Средства   создания   юмора:   комическая   неожиданность   в   развитии   сюжета,   в   поступках   и   высказываниях   героев;   нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.     Значение употребления средств создания юмора в произведении.     Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического. Произведения устной народной словесности     Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.      Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.     Легенда как создание народной фантазии.     Предание о реальных событиях.   Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды. Эпическое произведение, его особенности Литературный   герой.   Изображение   средствами   языка   характера   литературного   героя.   Раскрытие   характера   героя   в   сюжете   Что такое эпическое произведение.   произведения.   Герой произведения и автор произведения.     Особенности   языкового   выражения   содержания   в   эпическом     произведении.   Повествование,   описание,   рассуждение,   диалог   и монолог в эпическом Произведении.     Умение   отличить   эпическое   произведение   от   лирического   и   драматического.   Понимание   значения   повествования,   описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. Лирическое произведение, его особенности     Что такое лирическое произведение.     Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.     Двусложные и трехсложные размеры стиха.      Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.     Роль аллитерации в стихотворном тексте.     Стиховая пауза.   выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.       Умение   отличить   лирическое   произведение   от   эпического   и   драматического.   Различение   размеров   стихов.   Понимание Драматическое произведение, его особенности     Что такое драматическое произведение.         Языковые   средства   изображения   характеров   в   драматическом   произведении.   Роль   диалога   и   монолога.   Реплика.   Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.     Сюжет драматического произведения.    Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге,   монологов   героев.   Выразительное   чтение   по   ролям   драматического   произведения.   Сочинение   сценки   по   собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога. 7 класс Материал словесности Слово и словесность     Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.        Словесность как словесное творчество, способность  изображать  посредством  языка различные предметы  и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.     Русская словесность, ее происхождение и развитие.         Работа   со   словарями   различного   типа;   обогащение   словарного   запаса;   определение   темы   и   основной   мысли   произведения; выразительное чтение произведений. Разновидности употребления языка     Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.     Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально­деловой, научный и публицистический стили.        Язык художественной литературы   как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.    Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально­делового,   научного   и   публицистического   стилей.   Понимание   роли   употребления   разновидностей   языка   в художественном произведении. Формы словесного выражения      Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.         Диалог  и монолог  в нехудожественных  видах письменности. Формы  словесного  выражения    в художественном  произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.     Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.         Стихотворная  и прозаическая  формы  словесного  выражения. Особенности  словесного  выражения  в стихах  и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.    Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле. Стилистическая окраска слова. Стиль     Стилистические возможности лексики и фразеологии.  Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.       Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.         Стиль   как   разновидность   употребления   языка   и   стиль   художественной   литературы   как   идейно­художественное   своеобразие произведений.         Стилизация   как   воспроизведение   чужого   стиля:   иной   эпохи,   иной   национальной   культуры,   народной   поэзии,   иного   автора, определенного жанра.    Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.       Работа   со   словарями.   Употребление   стилистически   окрашенных   слов.   Понимание   стилистической   выразительности   различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии. Произведение словесности Роды, виды и жанры произведений словесности       Три   рода   словесности:   эпос,   лирика   и   драма.   Предмет   изображения   и   способ   изображения   жизни   в   эпических,   лирических   и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.    Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения. Устная народная словесность, ее виды и жанры        Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.     Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.     Лирические виды народной словесности: песня, частушка.     Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.     Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.     Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.         Умение  видеть  особенности  словесного  выражения  содержания  в разных родах и видах народной  словесности, понимание  их идейно­художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности. Духовная литература, ее жанры Библия:   уникальность   жанра   этой   Книга.   Библия   как   Откровение,   как   история   духовного   восхождения   человечества   и   как произведение словесности.     Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.     Своеобразие стиля Библии.     Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.         Чтение  Библии. Понимание  библейских  текстов  в соответствии  с их жанровой  спецификой. Понимание  обобщенного  смысла библейского   повествования.   Умение   видеть   своеобразие   стиля   в   различных   библейских   текстах.   Умение   заметить   использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности. Эпические произведения, их виды     Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.     Литературный герой в рассказе и повести.         Языковые   средства   изображения   характера:   описание   (портрет,   интерьер,   пейзаж),   повествование   о   поступках   героя   и   о происходящих с ним событиях, рассуждение­монолог героя и автора, диалоги героев.     Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.   Художественная деталь.    Автор и рассказчик в эпическом произведении.      Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением   различных   средств   изображения   характера.   Сочинение:   характеристика   героя   и   сравнительная   характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств  словесного выражения содержания.       Композиция   рассказа   и   повести.   Внесюжетные   элементы.   Система   образов.   Сопоставление   эпизодов,   картин,   героев. Лирические произведения, их виды     Виды лирики.         Своеобразие  языка лирического  произведения, изображение  явлений и выражение  мыслей  и чувств  поэта  средствами  языка в лирике.     Лирический герой. «Ролевая лирика».     Композиция лирического стихотворения.     Образ­переживание в лирике.         Понимание  смысла  лирического  произведения  на основе  наблюдений  над  словесными  средствами  выражения  его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно­художественное своеобразие стихотворения. Сочинение­эссе, раскрывающее личное впечатление   о   стихотворении,   об   использовании   специфических   средств   изображения   и   выражения,   присущих   лирическому произведению. Драматические произведения, их виды     Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.     Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).     Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.     Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение  драматического  произведения.  Создание  режиссерского  плана  эпизода. Создание  сценки  с  использованием  специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ  эпизода  пьесы. Лиро­эпические произведения и их виды        Взаимосвязи родов словесности. Лиро­эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть   и   роман   в стихах, стихотворение в прозе.        Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное  выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.     Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.         Значение   стихотворной   или   прозаической   формы   словесного   выражения   содержания   произведения.   Использование   в   лиро­ эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.        Понимание смысла произведений лиро­эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро­эпических произведений. Сочинение­рассуждение о героях баллады и поэмы.      Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.      Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.       Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве. Взаимовлияние произведений  словесности         Многообразие   языковых   средств   и   их   значение.   Лексическое   значение   слова,   определяемое   в   словаре,   и   семантика   слова, словосочетания,   оборота   речи,   которая   возникает   при   употреблении   языка.   Способность   языка   изобразить   предмет   и   выразить авторскую точку зрения. Средства языка художественной словесности 8  класс Материал словесности Семантика   фонетических   средств   языка.   Значение     интонации:   роль   лексики   и   синтаксиса,   логического   и   эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.     Семантика словообразования. Значение сопоставления  морфем, создания новых сложных слов.        Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов   и   заимствованных   слов.   Употребление   переносного   значения   слов   —   тропов.   Художественное   значение   метафоры, олицетворения, метонимии.        Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса. Умение   видеть   в   тексте   языковые   способы   изображения   явления   и   выражения   отношения   автора   к   предмету   изображения. Понимание   значения   лексических,   фонетических,   словообразовательных,   грамматических   средств   языка   в   произведениях словесности.   Выразительное   чтение   текстов   различной   эмоциональной   окраски.   Применение   различных   языковых   способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях. Словесные средства выражения комического     Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.     Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.        Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.     Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.       Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях.   Выразительное   чтение   и   рассказывание   сатирических   и   юмористических   произведений.   Использование   языковых средств комического изображения в собственных сочинениях. Качество текста и художественность произведения     Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.     Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.         Выбор   необходимых   языковых   средств,   соответствие   стилистической   окраски   высказывания   его   цели.   Богатство   лексики   и емкость слова в  художественном  произведении.     Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.     Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.     Великие художественные произведения.        Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту. Произведение словесности Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении         Своеобразие   языка   эпического   произведения.   Значение   и   особенности   употребления   повествования,   описания,   рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно­прямая  речь  в монологе.       Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.     Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.     Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.         Умение   понять   авторскую   мысль,   учитывая   все   средства   ее   выражения   в   эпическом   произведении.   Умение   различать   героя, рассказчика   и   автора,   увидеть   разные   виды     авторского   повествования   и   способы   передачи   речи   героя.   Создание   собственного произведения. Сочинение­рассуждение об идейно­художественном своеобразии эпического произведения. Языковые средства изображения жизни и выражения  точки зрения автора в лирическом произведении     Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.     Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.     Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.     Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.     Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.         Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа­переживания  в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении           Своеобразие   языка   драматического   произведения.   Значение   диалога   и   монолога   как   главках   средств   изображения   жизни   и выражения   авторской   точки   зрения   в   драматическом   произведение.   Отличие   этих   форм   словесного   выражения   содержания   в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.     Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.     Характеры   героев,   изображенные  посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции. Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.     Понимание   значения   средств   словесного   выражения   содержания   драматического   произведения.   Умение   понять   идею драматического   произведения   и   передать   ее   в   чтении   по   ролям   и   в   режиссерском   решении   сцены.   Создание   собственного драматического   произведения   с   использованием   различных   способов   выражения   идеи.   Сочинение­рассуждение   об   идейно­ художественном своеобразии драматического произведения. Взаимосвязи произведений словесности     Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.        Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.     Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.         Влияние   народной   словесности   на   литературу.   Использование   жанров   народной   словесности,   тем,   мотивов.   Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.     Понимание идейно­художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций. 9 класс Материал словесности                                                                    Средства художественной изобразительности     Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально­авторские особенности применения средств художественной изобразительности.     Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.     Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.     Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.     Аллегория  и  символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.     Гипербола.  Гипербола  в разговорном языке,  в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом   произведениях.  Значение гиперболы.     Парадокс и алогизм, их роль в произведении.     Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.     Бурлеск  как  жанр  и  как  изобразительное  средство  языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.     Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.     Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.     Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.         Понимание   идейно­художественного   значения   средств   художественной   изобразительности.   Умение   выразить   понимание   идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. Жизненный факт и поэтическое слово     Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.     Предмет изображения, тема и идея произведения.     Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.     Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.     Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.      Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных  как  в  правдоподобной, так  и  в  условной  манере. Создание  произведения, основанного  на  личных произведениях. Историческая жизнь поэтического слова     Принципы изображения действительности и поэтическое слово.         Изображение   действительности   и   поэтическое   слово   в   древнерусской   литературе.   Принципы   отбора   явлений   жизни,   их изображения   и   оценки.   Значение   этикета   и   канона.   Старославянский,   древнерусский   и   церковнославянский   языки.   Своеобразие средств художественной изобразительности.     Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.   Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро­эпическом. Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.           Чтение   произведений   древнерусской   литературы   и   произведений   литературы  XVIII  и  XIX  вв.   Умение   видеть   и   передать   в выразительном   чтении   художественные   достоинства     произведений     прошлого,   исходя   из   понимания   своеобразия   языка   этих произведений.   Сочинение­рассуждение,   посвященное   раскрытию   своеобразия   стиля   произведения,   а   также   сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. Произведение словесности  Произведение искусства слова как единство художественного  содержания и его словесного выражения     Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.     Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.     Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.         Словесная   форма   выражения   художественного   содержания.   «Приращение   смысла»   слова.   Отбор   и   организация   словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.         Художественное   время   и   художественное   пространство   (хронотоп)   как   один   из   видов   художественного   образа.   Хронотоп   в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.        Герой произведения словесности  как средство выражения художественного  содержания. Своеобразие  изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.     Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа:   героя произведения,   художественного   пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять   личностный   смысл   произведения   и   передать   его   в   выразительном   чтении,   пересказе,   в   сочинении   о   произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения. Произведение словесности в истории культуры         Взаимосвязь   разных   национальных   культур.   Значение   перевода   произведения   словесности   на   другой   язык.   Индивидуальность переводчика.        Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование  традиций в произведениях  словесности. Пародия  как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.      Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека. Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве. Требования к уровню подготовки учащихся Обогащение   словарного   запаса:   работа   со   словарями.   Различение   слов   по   их   стилистической   окраске.   Понимание   роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы   существительного,   прилагательного   и   глагола   в   произведениях   словесности.   Выразительное   чтение   текстов   с   различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью. Нахождение   в   тексте   средств   художественной   изобразительности   и   понимание   их   значения.   Выразительное   чтение   произведений,   в которых   имеются   средства   художественной   изобразительности.   Применение   средств   художественной   изобразительности   в   собственных высказываниях. Развитие   чувства   юмора.   Выразительное   чтение   юмористического   произведения.   Устное   и   письменное   изложение   юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического. Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды. Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения. Умение   отличить   драматическое   произведение   от   эпического   и   лирического.   Понимание   роли   авторской   ремарки,   реплик   героев   в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога. Перечень литературы и средств обучения Для учителя: 1. 2. 3. 4. Власенков. ­ М.: Просвещение, 2008. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2006. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. ­ М.: Цитадель, 2006 Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. ­ Ростов­н/Д.: Феникс, 2006. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Санкт­ Петербург ,2006. Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / ­ М.: Экзамен, 2005. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших  5. 6. 7. классах: практический курс. ­ М.: Просвещение, 2007. 8. 9. 10. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. ­ М.,Просвещение 2004. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. ­ М., Просвещение,2008. Для учащихся: 1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2005. 2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10­11 кл. общ. учреждений /. ­ М.: Просвещение,  2008. 3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. ­ М.: Экзамен, 2005. №  Система уроков л о К Дата Тип урока Элементы Требования к Вид Элементы Домаш­ н а л П   т к а Ф в о с а ч о в ­   1 1 п/п          Раздел, тема 1. 2. Значение языка в жизни общества Слово и  словесность.  Язык и слово.  Словесность как словесное творчество. 1 3,4. Разновидности  употребления  языка.  Разговорный  язык. содержания уровню подготовки контроля дополнительно го содержания нее задание (форма и вид деятельно обучащих сти ся) Урок обобще­ ния Слово и словесность (1 ч.) Урок обобщения и закрепле­ ния изученно­ го в 5 ­6  классах. Словесность как произведения искусства слова, совокупность  всех словесных  произведений  ­книжных и  устных  народных. Знать, что такое словесность; уметь работать  со словарями  различных  типов; уметь  сравнивать  произведения  искусства слова  и изобразитель­ ного искусства. Викторина § 1 Работа со словарями различного типа. Ответы на вопросы  раздела «Подумай­ те и ответьте!» § 2 ­ 4 Разновидности употребления языка (4 ч.) Урок  усвоения  новых  знаний. Разговорный  язык, его  особенности. Уметь отличать  разговорный  язык от книжного,  узнавать черты  каждой из  разновидностей разговорного  языка и  функциональны §5 ­ 11 Характеристика Функциональ­ ных стилей  литературного  языка. Составле­ ние схемы соотноше­ ния разговор ­ ного  языка и  литера­ турного. 5. 6.  7.  1 1 1 Литературный  язык и его  разновидности.  Официально­ деловой стиль.  Язык художественной  литературы Научный и  публицистическ ий стили речи. Формы  словесного  выражения в  нехудожественно й литературе  (словесности) Устные сообщения, взаимопро­ верка. х стилей  литературного  языка. Уметь давать  характеристику  стилям речи,  отличать их.  Знать особенности  языка художественной  литературы . Урок  усвоения  новых  знаний. Стили литературного  языка. Язык художественной  литературы  официально­ деловой. Урок  усвоени я новых знаний. Научный,  публицистически й, §12­14 §15­17 Формы словесного выражения (4 ч.) Урок  усвоения  новых  знаний. Устная и  письменная  формы  словесного  выражения;  диалог и монолог в  нехудожественно й словесности. Уметь видеть содержание, выраженное в определенной словесной форме. Знать  наизусть  «Обобщим  сказанное»; работа в  парах. §18­20 Знать наизусть  «Обобщим  сказанное»;  работа в парах. 8­9 Формы  1 словесного  выражения в  художественной словесности.  Стихи и проза, их различие. 10. Формы  словесного  выражения в  художественной словесности.  Слово и ритм в  стихах и прозе 11 Значение  традиций в  стихотворной  речи 1 1 Стилистическая окраска слова ­ 1 ч. 12  1 Стилистические возможности лексики и  фразеологии. § 21 ­ 23 Повторить размеры стиха. Выполне­ ние задания под  рубрикой  «Проверь  себя!». Зачет по  теме. §24 ­ 27 Урок  усвоения  новых  знаний. Выразительные возможности всех форм словесного выражения; выразительные возможности стихотворной и прозаической форм словесности. Урок  усвоения  новых  знаний. Подумайте и ответьте, стр.  87­104. Знать разные  формы  словесного  выражения в  художественной  словесности, как­то: повествование,  описание,  рассуждение;  сказ; ритм;  интонация. Знать теоретические сведения по разделу программы, уметь выполнить практические задания. Урок обобще­ ния Урок  усвоения новых  знаний. Зависимость Смысла  высказывания от стилистической  окраски слов и  выражений. Знать стилистические возможности лексики и  фразеологии,  уметь их  использовать в  Практиче­ ские задания из раздела «Проверь  себя!» § 28 ­ 30 § 31 ­ 34 Групповые   и индивидуальн ые задания. Стилистические возможности грамматики – 1ч. 13 1 Стилистические возможности Грамматики. Стилистические  возможности  синтаксиса.  Стилизация и  пародия 14. 15. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры  народной  словесности. 1 1 1 анализе текста. Знать  стилистические возможности частей речи; знать, что такое стилизация и  пародия. Уроки усвоения  новых знаний. Определение стилистических возможностей существитель­ ных, прилагатель­ ных, глаголов;  понятие о  стилизации и  пародии. Устная народная словесность и ее жанры – 3 ч. Урок обобщени я и закреплен ия знаний. Урок­ семинар. Роды, виды и жанры народной словесности. Сообщения:  «Кто и как  создает  частушки?»,  «Какие чувства  выражаются в  Знать жанровые особенности произведений устного народного  творчества. Знать особенности лирических жанров фольклора. Выразительное чтение. § 35 ­ 37 § 47 ­ 51 § 52 ­ 53 Наблюдение за примерами стилизации  и пародии у Зощенко и Гоголя.  Практикум «Проверь  себя!» Терминоло­ гический    диктант. Сочинить собствен­ ные частушки. 1 1 1 1 16. Драматические  виды и жанры народной словесности. 17. Состав и жанры Библии. 18. 19. Использование библейских тем  в русской словесности. Виды и жанры  эпических  произведений.  Литературные  сказки,  небылицы, загадки, скороговорки. Урок  усвоения новых  знаний. частушках?» Театр Петрушки, раек, народная драма ­ драматические виды фольклора. Знать особенности драматического вида устной народной  словесности. Задание­ практикум «Проверьте себя!» Духовная литература, ее виды и жанры – 2 ч. Знать уникальность  жаров Библии. Взаимопрове рка. § 54 ­ 56 § 57 ­ 58 Урок  усвоени я новых  знаний. Урок  усвоения новых  знаний. Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послания, псалмы. Наблюдение за использованием  библейских  жанров в русской  литературе. Урок обобщ ения и  закреп ления знаний. Литературные сказки,  небылицы, загадки, скороговорки Выполнение заданий в  разделе  «Проверь  себя!». Сообщения учащихся. Найти свои примеры из  литературы. § 59 ­ 67 § 68 ­ 71 Знать произведения  русской  литературы, в которых  используются  библейские  жанры. Уметь отличать литературные  сказки от народных; знать особенности сказок, небылиц, загадок, скороговорок. 20. Басня. 21. Рассказ, повесть, роман. 22. Герой эпического произведения.  Повествование о поступках героя. Описание внешности героя. 23. Пейзаж, интерьер. Рассуждение о герое. 1 1 1 1 Урок­ концерт. Басня     и     ее  особенности. Эпические жанры. Урок  усвоения новых  знаний. Знать басни и их особенности. Знать характеристики романа,  повести,  рассказа,  новеллы и т.д. Чтение  наизусть. Аллегория,  мораль.     Практикум «Подумайте и ответьте!» Герой эпического произведения – 2 ч. Урок  усвоения новых  знаний. Герой эпического произведения и способы его словесного  выражения. Урок  усвоения новых  знаний. Роль пейзажа, интерьера для характеристики героя и рассуждения о  герое. Знать особенности словесного выражения героя в эпическом произведении: повествование, описание. Знать роль указанных средстве характеристике  героя. § 68 ­ 71 Ответы на вопросы  раздела «Проверь  себя!» Чехов «Злоумышленн ик», Пушкин «Метель» Раздел  «Проверь себя!» 1                                                                                       Сюжет эпического произведения – 1 ч. Знать, что 24. такое сюжет и фабула; уметь находить различие в них;  знать этапы  сюжета и его  назначение. Показать много­ образие сюжетов,  дать ответ на вопрос: почему так разнообраз­ ны способы построения сюжетов? Сюжет  эпического  произведения.  Сюжет и фабула. Назначение сюжета. Урок  усвоения новых  знаний.                                                                                            Композиция эпического произведения – 1 ч. 25. 1 Знать раздел наизусть «Обобщим сказанное». § 78 ­ 81 Иллюстрации стр. 11­13. § 82 ­ 85 Практикум «Проверьте себя!», стр.  207.                                                Лирические произведения, их своеобразие и виды Проба      анализа стихотворе­ ний. Урок  усвоения новых  знаний. Подбор стихов. § 88 ­ 91 Композиция и герой лирического произведения – 2 ч. Композиция  эпического  произведения.  Единица композиции. Художественная  деталь. 26. 1 Виды лирических произведений.  Изображение в  лирике. Ода. Элегия. Урок  усвоения новых  знаний. Стройность композиции, внесюжетные элементы, художественная  деталь. систему Своеобразие языка лирических произведений, изображение явлений           и выражение  мыслей            и  чувств      поэта  посредством  языка в лирике. Знать определе­ ние композиции, знать роль внесюжетных элементов и  образов; знать  роль деталей в  художественном  произведении Уметь читать лирические произведения в их родовой специфике; уметь анализировать  стихи. 1 1 1 1 27. Композиция стихотворения.     Герой лирического произведения 28. Урок анализа лирического стихотворения. 29. Виды драматических  произведений 30. Герои драматического произведения и  способы их  изображения. Урок  усвоения новых  знаний. Единицы композиции ­ слова, строки и строфы; лирический герой в лирике. Анализ 3 ­ 4 стихотворений. Урок  анализа стихотвор ения. Уметь видеть Композицию стихотворения; лирический герой как личность, чьи мысли и чувства выражены в  стихотворении. Знать порядок (схему) анализа, учить видеть  средства  изобразит ельности Анализ стихотворен ия. Презентация самостоятельн ого  анализа стихотворения § 92 ­ 96 Письмен­ ный анализ по вариантам. Драматические произведения, их своеобразие и виды – 2 ч. Урок  усвоени я новых  знаний. Урок  усвоени я новых  знаний. Трагедия.  Комедия и  драма. Уметь  понимать  произведения  этого рода. Способы  изображения  героев в  драматическом  произведении. Знать языковые Способы изо­ бражения героев драматического произведения: диалог, монолог,  слова автора (ремарки). Самостоя­ тельная  работа с  обсуждение раздела  «Проверь  себя!» Задания  раздела  «Проверь  себя!» § 97 ­ 100 § 97 ­ 100                                    Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения – 1 ч. 31 32 Сюжет как  конфликт,  композиция  драмтического  произведения. Баллада. Поэма.  Романы в сти­ хах. Стихотвор­ ная проза. 33. Эпиграф.  Цитата. 34. Важнейшие термины словесности. 1 1 1 1 Уроки  усвоения  новых  знаний. Сюжет, конфликт, композиция. Знать особенности драматического конфликта, сюжета, композиции. Задания  раздела  «Проверь  себя!»                Лиро­эпические произведения, их своеобразие – 1 ч. Уроки  усвоения  новых  знаний Жанры лиро­ эпических  произведений Знать жанры  лиро­эпических  произведений Задания  раздела  «Проверь  себя!» Урок обобщени я знаний.          Взаимовлияние произведений словесности – 2 ч. Понимать смысл использования  чужого слова в  произведениях, уметь передать  этот смысл. Использование  чужого слова в  произведении. Термино логи­  ческий  диктант. Диктант из  важнейших  терминов  словесности. Диктант.

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса

Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018