Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Оценка 5
Документация
doc
русский язык
7 кл
19.02.2018
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова)), взятой из Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 222 с.В помощь учителю - словеснику
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО словесности 7класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение курса « Основы русской словесности направлено на формирование творческой личности. Для того программа призвана реализовать
следующие цели:
возродить интерес к чтению художественной литературы;
открыть ребятам красоту художественного слова, эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в
произведении словесности;
помочь творчески овладеть языком как средством выражения собственных мыслей и чувств;
повышать речевую культуру школьников;
учить использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры;
научить понимать авторскую мысль через словесную ткань, образ, композицию, сюжет, идею;
ознакомить с важнейшими категориями теории словесности;
формировать важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы;
развивать творческие способности учеников: сочинение собственных произведений в разных жанрах;
следующие задачи:
учить использовать системы многообразных языковых средств выражения художественного содержания в собственной речи;
формировать умение «образного анализа»;
продолжить формирование основного читательского умения воспринимать произведение как единство его художественного содержания
и языковой формы выражения содержания;
учит открывать личностный смысл в прочитанном произведении.
Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. №273 ФЗ
Федеральный компонент государственного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089»Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» 7 класса составлена на основе авторской программы Русская
словесность. От слова к словесности. 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова), взятой из Программы для
общеобразовательных учреждений: Русский язык. 59 кл., 1011 кл. / сост. Е.И.Харитонова. – 3е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 222 с.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
По программе 34 часа
В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №17» на изучение курса «Основы русской словесности» в 7 классе отводится 1 час в
неделю. В соответствии с годовым учебным графиком МБОУ «СШ №17» на 20172018 учебный год продолжительность учебного года
в 7 классе составит 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 34 часа. Примерная
программа рассчитана на 68 часов
Формы и приемы организации учебного процесса
Курс «Основы русской словесности» призван максимально активизировать творческое воображение, художественный анализ и синтез.
Поэтому на занятиях значительное место отводится активным формам и приемам работы, направленным на самостоятельную деятельность
учащихся:
работа с учебником с обязательным включением проблемных заданий;
лекция, включающая творческую исследовательскую работу по проблемному вопросу;
работа с текстом (постановка проблемы и поисковая работа);
урок – семинар (обсуждение поставленных проблем и выступлений, докладов или рефератов);
урок диспут;
творческие работы.
Учебнометодический комплект по предмету
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 59 кл., 1011 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2011.
Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 12е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9класс».: пособие для учителя /Р.И.
Альбеткова М.: Дрофа, 2008
Содержание рабочей программы
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему
либо.
5 класс
Что такое слово Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.
Значение языка для жизни общества. Словозаповедь.
Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим
словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать
разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный
язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование
умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление
многозначных слов в произведениях словесности.
Словатермины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова,
давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы,
антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном
чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения,
понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной
Прямое и переносное значения слова изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея)
текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного
повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текстаописания. Создание словесного описания предмета.
Понимание причинноследственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста
рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них.
Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции
стихотворной речи.
Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и
побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением
стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений,
повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки.
Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического
значения.
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературное эпическое произведение Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала.
Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа,
басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными
явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов.
Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьесасказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в
драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторскихремарок:
Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной
сценки, инсценировка эпического произведения.
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
6 класс
Употребление языковых средств Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли
общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли
грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с
различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в
соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в
которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в
собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение
смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной
стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического
произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете
Что такое эпическое произведение.
произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и
монолог в эпическом Произведении.
Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания,
рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к
герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по
собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки),
композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская
ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в
диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным
впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога. 7 класс
Материал словесности
Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать
мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных
народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения;
выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные
и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление
литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официальноделовой, научный и публицистический
стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится
художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов
официальноделового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в
художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и
письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении.
Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и
интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с
использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость
смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейнохудожественное своеобразие
произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора,
определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных
средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и
драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина,
анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их
идейнохудожественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как
произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла
библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование
жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о
происходящих с ним событиях, рассуждениемонолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с
употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика
нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в
лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образпереживание в лирике.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания.
Умение передать в выразительном чтении идейнохудожественное своеобразие стихотворения. Сочинениеэссе, раскрывающее личное
впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому
произведению. Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное
чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических
языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лироэпические произведения и их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лироэпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в
прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в
балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро
эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Понимание смысла произведений лироэпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или
прозаической формы выражения. Выразительное чтение лироэпических произведений. Сочинениерассуждение о героях баллады и
поэмы.
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном
чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
Взаимовлияние произведений словесности
Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова,
словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить
авторскую точку зрения.
Средства языка художественной словесности
8 класс
Материал словесности Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального
ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль
неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры,
олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур:
антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения.
Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях
словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов
выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении,
использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом
произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых
средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность,
точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и
емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие
стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям
к тексту.
Произведение словесности
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения,
диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственнопрямая речь в
монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка,
как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика
— участника или свидетеля событий. Сказ.
Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя,
рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного
произведения. Сочинениерассуждение об идейнохудожественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора.
Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и
передать в чтении своеобразие образапереживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных
способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и
выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в
драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта
для выражения авторской позиции. Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для
выражения идеи произведения.
Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею
драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного
драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинениерассуждение об идейно
художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций
или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы,
словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление
сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Понимание идейнохудожественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть
авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных
произведений с использованием традиций.
9 класс
Материал словесности
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их
в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуальноавторские особенности применения средств художественной
изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Понимание идейнохудожественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи
произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем.
Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к
поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном
произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных
родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в
произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных
произведениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их
изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие
средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей
М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А.
Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом,
лироэпическом. Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в
произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в
выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих
произведений. Сочинениерассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению
произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях
разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы»
и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного
материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в
произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в
эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание
художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя
произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее,
воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении.
Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность
переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство
литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение
произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях
словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека. Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его
в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений
русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли
общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической
формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной
стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями
и поставленной целью.
Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в
которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных
высказываниях.
Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического
произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.
Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения,
диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение
героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям,
использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного
значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в
диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям,
употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Перечень литературы и средств обучения
Для учителя:
1.
2.
3.
4.
Власенков. М.: Просвещение, 2008.
Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2006.
Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2006
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростовн/Д.: Феникс, 2006.
Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Санкт Петербург ,2006.
Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / М.: Экзамен, 2005.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших
5.
6.
7.
классах: практический курс. М.: Просвещение, 2007.
8.
9.
10. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. М.,Просвещение 2004.
Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. М., Просвещение,2008.
Для учащихся:
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2005.
2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 1011 кл. общ. учреждений /. М.: Просвещение,
2008.
3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. М.: Экзамен, 2005.
№
Система уроков
л
о
К
Дата
Тип урока
Элементы
Требования к
Вид
Элементы
Домаш н
а
л
П
т
к
а
Ф
в
о
с
а
ч
о
в
1
1
п/п
Раздел, тема
1.
2.
Значение языка в
жизни общества
Слово и
словесность.
Язык и слово.
Словесность
как
словесное
творчество.
1
3,4.
Разновидности
употребления
языка.
Разговорный
язык.
содержания
уровню
подготовки
контроля
дополнительно
го содержания
нее
задание
(форма и
вид
деятельно
обучащих
сти
ся)
Урок
обобще
ния
Слово и словесность (1 ч.)
Урок
обобщения
и
закрепле
ния
изученно
го в 5 6
классах.
Словесность
как
произведения
искусства слова,
совокупность
всех словесных
произведений
книжных и
устных
народных.
Знать, что
такое
словесность;
уметь работать
со словарями
различных
типов; уметь
сравнивать
произведения
искусства слова
и изобразитель
ного искусства.
Викторина
§ 1
Работа со
словарями
различного
типа.
Ответы на
вопросы
раздела
«Подумай
те и
ответьте!»
§ 2 4
Разновидности употребления языка (4 ч.)
Урок
усвоения
новых
знаний.
Разговорный
язык, его
особенности.
Уметь отличать
разговорный
язык от
книжного,
узнавать черты
каждой из
разновидностей
разговорного
языка и
функциональны
§5 11
Характеристика
Функциональ
ных стилей
литературного
языка.
Составле
ние
схемы
соотноше
ния
разговор
ного
языка и
литера
турного. 5.
6.
7.
1
1
1
Литературный
язык и его
разновидности.
Официально
деловой стиль.
Язык
художественной
литературы
Научный и
публицистическ
ий стили речи.
Формы
словесного
выражения в
нехудожественно
й литературе
(словесности)
Устные
сообщения,
взаимопро
верка.
х стилей
литературного
языка.
Уметь давать
характеристику
стилям речи,
отличать их.
Знать
особенности
языка
художественной
литературы
.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Стили
литературного
языка. Язык
художественной
литературы
официально
деловой.
Урок
усвоени
я новых
знаний.
Научный,
публицистически
й,
§1214
§1517
Формы словесного выражения (4 ч.)
Урок
усвоения
новых
знаний.
Устная и
письменная
формы
словесного
выражения;
диалог и монолог
в
нехудожественно
й словесности.
Уметь видеть
содержание,
выраженное в
определенной
словесной
форме.
Знать
наизусть
«Обобщим
сказанное»;
работа в
парах.
§1820
Знать наизусть
«Обобщим
сказанное»;
работа в парах. 89 Формы
1
словесного
выражения в
художественной
словесности.
Стихи и
проза, их
различие.
10.
Формы
словесного
выражения в
художественной
словесности.
Слово и ритм в
стихах и прозе
11
Значение
традиций в
стихотворной
речи
1
1
Стилистическая окраска слова 1 ч.
12
1
Стилистические
возможности
лексики и
фразеологии.
§ 21 23
Повторить
размеры
стиха.
Выполне
ние задания
под
рубрикой
«Проверь
себя!».
Зачет по
теме.
§24 27
Урок
усвоения
новых
знаний.
Выразительные
возможности
всех форм
словесного
выражения;
выразительные
возможности
стихотворной и
прозаической
форм
словесности.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Подумайте и
ответьте, стр.
87104.
Знать разные
формы
словесного
выражения в
художественной
словесности,
както:
повествование,
описание,
рассуждение;
сказ; ритм;
интонация.
Знать
теоретические
сведения по
разделу
программы,
уметь
выполнить
практические
задания.
Урок
обобще
ния
Урок
усвоения
новых
знаний.
Зависимость
Смысла
высказывания от
стилистической
окраски слов и
выражений.
Знать
стилистические
возможности
лексики и
фразеологии,
уметь их
использовать в
Практиче
ские
задания из
раздела
«Проверь
себя!»
§ 28 30
§ 31 34
Групповые и
индивидуальн
ые задания. Стилистические возможности грамматики – 1ч.
13
1
Стилистические
возможности
Грамматики.
Стилистические
возможности
синтаксиса.
Стилизация и
пародия
14.
15.
Эпические
виды и жанры
народной
словесности.
Лирические виды
и жанры
народной
словесности.
1
1
1
анализе текста.
Знать
стилистические
возможности
частей речи;
знать, что такое
стилизация и
пародия.
Уроки
усвоения
новых
знаний.
Определение
стилистических
возможностей
существитель
ных,
прилагатель
ных, глаголов;
понятие о
стилизации и
пародии.
Устная народная словесность и ее жанры – 3 ч.
Урок
обобщени
я и
закреплен
ия
знаний.
Урок
семинар.
Роды, виды и
жанры
народной
словесности.
Сообщения:
«Кто и как
создает
частушки?»,
«Какие чувства
выражаются в
Знать
жанровые
особенности
произведений
устного
народного
творчества.
Знать
особенности
лирических
жанров
фольклора.
Выразительное
чтение.
§ 35 37
§ 47 51
§ 52 53
Наблюдение
за
примерами
стилизации
и
пародии у
Зощенко и
Гоголя.
Практикум
«Проверь
себя!»
Терминоло
гический
диктант.
Сочинить
собствен
ные
частушки. 1
1
1
1
16.
Драматические
виды и
жанры
народной
словесности.
17.
Состав и
жанры
Библии.
18.
19.
Использование
библейских тем
в русской
словесности.
Виды и жанры
эпических
произведений.
Литературные
сказки,
небылицы,
загадки,
скороговорки.
Урок
усвоения
новых
знаний.
частушках?»
Театр
Петрушки,
раек, народная
драма
драматические
виды
фольклора.
Знать
особенности
драматического
вида устной
народной
словесности.
Задание
практикум
«Проверьте
себя!»
Духовная литература, ее виды и жанры – 2 ч.
Знать
уникальность
жаров Библии.
Взаимопрове
рка.
§ 54 56
§ 57 58
Урок
усвоени
я новых
знаний.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Жанры Библии:
повесть,
притча,
проповедь,
молитва,
послания,
псалмы.
Наблюдение за
использованием
библейских
жанров в
русской
литературе.
Урок
обобщ
ения и
закреп
ления
знаний.
Литературные
сказки,
небылицы,
загадки,
скороговорки
Выполнение
заданий в
разделе
«Проверь
себя!».
Сообщения
учащихся.
Найти свои
примеры из
литературы.
§ 59 67
§ 68 71
Знать
произведения
русской
литературы, в
которых
используются
библейские
жанры.
Уметь отличать
литературные
сказки от
народных;
знать
особенности
сказок,
небылиц,
загадок, скороговорок.
20.
Басня.
21.
Рассказ,
повесть,
роман.
22.
Герой эпического
произведения.
Повествование о
поступках
героя.
Описание
внешности
героя.
23.
Пейзаж,
интерьер.
Рассуждение
о герое.
1
1
1
1
Урок
концерт.
Басня и ее
особенности.
Эпические
жанры.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Знать басни и
их
особенности.
Знать
характеристики
романа,
повести,
рассказа,
новеллы и т.д.
Чтение
наизусть.
Аллегория,
мораль.
Практикум
«Подумайте
и
ответьте!»
Герой эпического произведения – 2 ч.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Герой
эпического
произведения и
способы его
словесного
выражения.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Роль пейзажа,
интерьера для
характеристики
героя и
рассуждения о
герое.
Знать
особенности
словесного
выражения
героя в
эпическом
произведении:
повествование,
описание.
Знать роль
указанных
средстве
характеристике
героя.
§ 68 71
Ответы на
вопросы
раздела
«Проверь
себя!»
Чехов
«Злоумышленн
ик»,
Пушкин
«Метель»
Раздел
«Проверь
себя!» 1
Сюжет эпического произведения – 1 ч.
Знать, что
24.
такое сюжет и
фабула; уметь
находить
различие в них;
знать этапы
сюжета и его
назначение.
Показать много
образие сюжетов,
дать ответ на
вопрос: почему
так разнообраз
ны способы
построения
сюжетов?
Сюжет
эпического
произведения.
Сюжет и
фабула.
Назначение
сюжета.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Композиция эпического произведения – 1 ч.
25.
1
Знать раздел
наизусть
«Обобщим
сказанное».
§ 78 81
Иллюстрации
стр. 1113.
§ 82 85
Практикум
«Проверьте
себя!», стр.
207.
Лирические произведения, их своеобразие и виды
Проба
анализа
стихотворе
ний.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Подбор
стихов.
§ 88 91
Композиция и герой лирического произведения – 2 ч.
Композиция
эпического
произведения.
Единица
композиции.
Художественная
деталь.
26.
1
Виды
лирических
произведений.
Изображение в
лирике. Ода.
Элегия.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Стройность
композиции,
внесюжетные
элементы,
художественная
деталь.
систему
Своеобразие
языка
лирических
произведений,
изображение
явлений и
выражение
мыслей и
чувств поэта
посредством
языка в лирике.
Знать определе
ние композиции,
знать роль
внесюжетных
элементов и
образов; знать
роль деталей в
художественном
произведении
Уметь читать
лирические
произведения в
их родовой
специфике;
уметь
анализировать
стихи. 1
1
1
1
27.
Композиция
стихотворения.
Герой
лирического
произведения
28.
Урок анализа
лирического
стихотворения.
29.
Виды
драматических
произведений
30.
Герои
драматического
произведения и
способы их
изображения.
Урок
усвоения
новых
знаний.
Единицы
композиции
слова, строки и
строфы;
лирический
герой в лирике.
Анализ 3 4
стихотворений.
Урок
анализа
стихотвор
ения.
Уметь видеть
Композицию
стихотворения;
лирический
герой как
личность, чьи
мысли и чувства
выражены в
стихотворении.
Знать порядок
(схему)
анализа, учить
видеть
средства
изобразит
ельности
Анализ
стихотворен
ия.
Презентация
самостоятельн
ого анализа
стихотворения
§ 92 96
Письмен
ный
анализ по
вариантам.
Драматические произведения, их своеобразие и виды – 2 ч.
Урок
усвоени
я новых
знаний.
Урок
усвоени
я новых
знаний.
Трагедия.
Комедия и
драма.
Уметь
понимать
произведения
этого рода.
Способы
изображения
героев в
драматическом
произведении.
Знать языковые
Способы изо
бражения героев
драматического
произведения:
диалог, монолог,
слова автора
(ремарки).
Самостоя
тельная
работа с
обсуждение
раздела
«Проверь
себя!»
Задания
раздела
«Проверь
себя!»
§ 97 100
§ 97 100
Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения – 1 ч. 31
32
Сюжет как
конфликт,
композиция
драмтического
произведения.
Баллада. Поэма.
Романы в сти
хах. Стихотвор
ная проза.
33.
Эпиграф.
Цитата.
34.
Важнейшие
термины
словесности.
1
1
1
1
Уроки
усвоения
новых
знаний.
Сюжет,
конфликт,
композиция.
Знать
особенности
драматического
конфликта,
сюжета,
композиции.
Задания
раздела
«Проверь
себя!»
Лироэпические произведения, их своеобразие – 1 ч.
Уроки
усвоения
новых
знаний
Жанры лиро
эпических
произведений
Знать жанры
лироэпических
произведений
Задания
раздела
«Проверь
себя!»
Урок
обобщени
я
знаний.
Взаимовлияние произведений словесности – 2 ч.
Понимать смысл
использования
чужого слова в
произведениях,
уметь передать
этот смысл.
Использование
чужого слова в
произведении.
Термино
логи
ческий
диктант.
Диктант из
важнейших
терминов
словесности.
Диктант.
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Рабочая программа спецкурса «Основы русской словесности» для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.