Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».
Оценка 4.9

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
1 кл
30.06.2017
Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».
Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи»для учащихся начальной школы, УМК любой, соответствует требованиям ФГОС. Можно использовать данную рабочую программу как на уроках развития речи (русский язык) в начальной школе, так и во внеурочной деятельности в начальных классах.
Программа по развитию речи.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» Согласовано: Руководитель ШМО  Учителей  _____ классов _____________________ _  «___» _______________  20_____г . Утверждаю: Заместитель  директора по УВР ___________________  «___»  _______________  20_____г Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи». _________________________________________ ____________________________________________ (наименование учебного предмета)                   Программу составил                       Довбня С.В.                __________________________________________ (Ф.И.О. учителя) г. Когалым     Пояснительная записка «Ребёнок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае».  В.А. Сухомлинский             Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего   литературного развития. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает  непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем   интеллектуального   развития.   Трудно   стать   активным   участником   общественной   жизни,   интересным собеседником, не владея связной речью.   Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь ­ залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка ­ не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевое развитие характеризуется количественными и качественными изменениями в употреблении языка, проявления которого образуют грамматический строй речи, состоящий из его единиц. Важнейшей единицей является слово. Дар слова ­ это важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Как писал К. С. Аксаков: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».  Очень важно помочь ребенку успешно овладеть прекрасным даром, т.к. для ребенка грамотная                  речь ­ залог успешного обучения и развития. Отсюда следует, что развитие речи ребенка играет огромную роль и заключается в правильном построении предложений, развернутых ответах, точной передачи мысли и многое другое. Исходя из всего вышесказанного учителю начальных классов необходимо более тщательно, систематически разрабатывать и проводить работу со словом в средствами       лексическими, выразительными стилистическими, начальной школе, потому что именно лексическая работа                            на уроках в младшем звене ­ это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное                                       восприятие   лексики литературного произведения, уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их                    связную речь, практическое овладение языка. По   мнению   Т.   Г.   Рамзаевой,   языковое   образование   ­   это   процесс   и   результат   познавательной   деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Под развитием речи   применительно   к   начальной   школе   понимается   овладение   учащимися   совокупностью   речевых   умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Наиболее существенный источник  материала   для  связной  речи  школьников  ­  это  их  житейский  опыт:  их  детство, семья,  игры, окружающая природа.   Для   этого   целесообразно   использовать   экскурсии,   наблюдения,   чтение   стихов   и   рассказов,   различные обсуждения в классе.       Следуя определению Сальниковой Т. П. развитие речи учащихся ­ это процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, стилями, культурой речи) и механизмами речи ­ ее восприятие и выражения своих мыслей.             Курс «Секреты нашей речи» направлен на достижение следующих целей: ­ способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;        ­ совершенствовать у обучающихся  навыки лингвистического анализа;                                                                                        ­ повышать уровень языкового развития школьников;                                                                                                                       ­ воспитывать познавательный интерес к родному языку;                                                                                                                 ­ решать проблемы интеллектуального развития младших школьников Задачи курса:                                                                                                                                                                                       ­ обеспечение правильного усвоения  детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических  конструкций;                                                                                                                                                                                         ­ создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;                                                                   ­ формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Принципы, лежащие в основе построения  программы:                                                                                                              Личностно – ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности,  систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка.                                                               Деятельностно –  ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно –  познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.  Изучение курса формирует следующие УУД:                                                                                                                  Коммуникативные:                                                                                                                                                                           Учащиеся научатся:                                                                                                                                                                              ­ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать, уточнять непонятное);                                                                                   ­ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре в группе;                                                                                 ­ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;                                                                                                       ­ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;                                                         ­ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;                                                                              ­ быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;                                                                                      ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевых ситуаций;                                                                   ­ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;                                                   ­ владеть монологической и диалогической формами речи.                                                                                              Познавательные:                                                                                                                                                                             Учащиеся научатся:                                                                                                                                                                              ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;         ­ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);                                                                                             ­ использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение;            ­ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;                                                                                      ­ вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;                                                 ­ пользоваться словарями, справочниками, СМИ;                                                                                                                             ­ строить рассуждения.                                                                                                                                                             Личностные:                                                                                                                                                                                         У детей будут сформированы:                                                                                                                                                             ­ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и  окружающих людей (на уровне,  соответствующем возрасту);                                                                                                                                                                ­ осознание роли речи в общении людей; ­ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;                                                        ­ внимание к мелодичности народной звучащей речи;                                                                                                                       ­ устойчивой учебно – познавательной мотивация учения, интереса к изучению курса развития речи;                                      ­ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;           ­ интерес к изучению языка.                                                                                                                                                   Регулятивные:                                                                                                                                                                                    Учащиеся научатся на доступном уровне:                                                                                                                                          ­ адекватно воспринимать оценку учителя;                                                                                                                                        ­ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;                                                                                                   ­ в сотрудничестве с учителем  ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и   усвоено, и того, что ещё неизвестно;                                                                                                                                                   ­ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;                                                                                           ­ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в  соответствии с этими критериями. Требования к уровню подготовки обучающихся.                                                                                                                             К окончанию курса обучающиеся должны знать:                                                                                                                               ­ многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;                                                                                       ­ изобразительно – выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты;                                         ­ стили речи: разговорный и книжный;                                                                                                                                                ­ типы текстов.                                                                                                                                                                                      Уметь:                                                                                                                                                                                                    ­ уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях(жесты, мимика, телодвижения, интонация). Занятия построены следующим образом:                                                                                                                                      ­ активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части;                               ­ выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера;                                                                                     ­ занимательные задания (игры, игры – задачи и пр.);                                                                                                                        ­ организация проектной деятельности при выполнении заданий;                                                                                                   ­ развитие связной речи учащихся по определённой тематике. Формой занятий по развитию речи учащихся является  спецкурс (урок,  выделяемый один раз в неделю), который входит в учебный план школы.  Программа рассчитана на учеников  3 – 4 классов.                                                                         Календарно – тематическое планирование 3 класс Дат а Требования к уровню подготовки         Тема Тип урока и вид  контроля              Элементы  содержания Вводный урок.  «Прощай, лето!» Многозначные  слова. Сравнения Олицетворения Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Знакомство с предметом.  Знакомство с  многозначными словами. Знакомство с понятием  «сравнение» Знакомство с понятием  «олицетворение» Эпитеты  Открытие нового  Познакомить с эпитетами,  Уметь формулировать свои мысли и строить  высказывания. Уметь различать  многозначные слова;  находить выражения с  прямыми значениями  слов. Уметь подбирать и  употреблять  сравнения в устной и  письменной речи.  Умение находить в  тексте. Уметь подбирать и  употреблять  сравнения в устной и  письменной речи.  Умение находить в  тексте. Уметь употреблять  Варианты использования  образовательных технологий.  Методы и приёмы Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация)  Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация) Здоровьесберегающие технологии Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах  Здоровьесберегающие технологии Технология развития критического (изобразительно –  выразительные  средства языка) Слова  эмоционально  окрашенные. Омонимы,  омоформы,  омофоны. знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. их значением. Познакомить с  эмоционально окрашенной  лексикой. Знакомство с понятием  «омонимы», «омоформы»,  «омофоны». эпитеты в устной и  письменной речи. Уметь выделять  эмоционально  окрашенные слова из  текста и употреблять  их в речи. Уметь находить  омонимы,  омоформами и   омофонами; уметь  составлять с  омонимами  предложения, в  которых раскрывался  бы их смысл. Уметь находить в  тексте  фразеологизмы; уметь объяснять значение  фразеологизмов. Уметь уместно  употреблять крылатые слова в речи. мышления приём «Кластер» Здоровьесберегающие технологии Технология развития критического  мышления Прием «Чтение – суммирование в  парах» Здоровьесберегающие  технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация) Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация)  Здоровьесберегающие технологии Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах  Здоровьесберегающие технологии Знакомство с понятием  «фразеологизм» Обсудить значение  фразеологизмов. Фразеологизмы Фразеологизмы в  нашей речи. Этимология. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Рубежный  контроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Познакомить с разделом  языка – этимология.  Обсуждение о  происхождении и понятии  слов в языке. Уметь использовать  этимологический  словарь; уметь  объяснять  происхождение слов. Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах  Здоровьесберегающие технологии Как меня зовут? Как меня зовут? Твоя  фамилия. Топонимы. Устаревшие  слова. Сочинение по  картине  В.М.  Васнецова  «Алёнушка» Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Рубежный  контроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль знаний.  Рубежный  контроль. Познакомить с  происхождением и  значением имён и отчеств. Уметь объяснять  происхождение имён. Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации Здоровьесберегающие технологии Исследовать  происхождение имён и  отчеств. Уметь объяснять  происхождение имён. Проектная деятельность Создание и представление проекта Здоровьесберегающие технологии Познакомить с  происхождением  фамилий. Знакомство с понятием  «топоним». Уметь высказывать  предположение о  происхождении  фамилии. Уметь объяснять  топонимы. Проектная деятельность Создание и представление проекта Здоровьесберегающие технологии Представление наглядного  материала (презентация) Здоровьесберегающие технологии Исследовать устаревшие  слова. Уметь находить и  объяснять значение  устаревших слов. Проектная деятельность Создание и представление проекта Здоровьесберегающие технологии Знакомить с написанием  сочинения – описания  картины. Уметь употреблять  сравнения в речи. Проверочная  работа. Игра –  Контроль знаний.  Итоговый  В форме игры закрепить  изученный материал. Уметь работать в  группе. Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация) Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Создание игровой ситуации путешествие «В  стране  невыученных  уроков». Типы текстов  (описание,  рассуждение,  повествование). Составление  текстов разных  типов по  картинке. Темы текстов,  опорные слова. Связь  предложений в  тексте. Цепная связь  предложений в  тексте. контроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Рубежный  контроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Знакомство с разными  типами текстов и их  признаками. Уметь различать типы  текстов. Обсуждение разных типов  текстов. Уметь составлять  разные типы текстов. Знакомство с признаками  текста, совершенствовать  навыки определения  опорных слов. Обсуждение признаков  текста. Уметь определять  тему текста; уметь  определять опорные  (ключевые) слова в  тексте; на основе  опорных слов  создавать текст. Уметь из предложений составлять текст. Представление наглядного  материала (презентация) Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация) Здоровьесберегающие технологии Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах  Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа Здоровьесберегающие технологии Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа Здоровьесберегающие технологии Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа Здоровьесберегающие технологии Обсудить способы цепной  связи предложений в  тексте. Уметь определять  способы цепной связи  предложений в тексте; уметь составлять из  предложений текст, в  Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа Здоровьесберегающие технологии Параллельная  связь  предложений в  тексте. Сочинение по  картине В. Перова «Охотники на  привале» Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль знаний.  Рубежный  контроль. Обсудить параллельную  связь предложений в тексте. Знакомить с написанием  сочинения – рассуждения  картины. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Исследовать единый  временной план в текстах с  цепной и параллельной  связью предложения. Знакомство с понятием о  временной соотнесённости  глаголов в  последовательных текстах. Обсуждение с временной  соотнесённостью глаголов. Единый  временной план  текста. Единый  временной план  текста. Единый  временной план  текста. Стили речи Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. котором предложения  соединяются цепной  связью. Уметь составлять из  предложений текст с  параллельной связью Уметь употреблять  эпитеты в речи. Уметь определять  типы текста; уметь  находить глаголы в  тексте и определять  их время. Уметь объяснять  фразеологизмы; уметь ставить в тексте в  нужную форму. Уметь редактировать  повествовательные  тексты. Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация) Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации Здоровьесберегающие технологии Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа Здоровьесберегающие технологии Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа Здоровьесберегающие технологии Знакомство с понятием  «стиль речи» и с  разновидностями стилей  речи. Уметь различать  тексты в разговорном  стиле и в книжном. Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации Здоровьесберегающие технологии Стили речи Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Исследовать разговорный  стиль речи; знакомство с  понятиями «монолог»,  «диалог». Уметь находить текст  в разговорном стиле. Исследовать правила  речевого этикета во время  спора, дискуссии. Уметь соблюдать  речевой этикет в  споре, дискуссии. Обсудить признаки  научного стиля. Уметь различать  научный текст от  других. Знакомство с понятием  «словарь». Уметь работать со  словарями. Исследовать разные виды  словарей (толковые,  орфографические,  этимологические,  фразеологические). Уметь работать со  словарями. Культура общения Открытие нового  Научный стиль Словари. Виды словарей. Проверь себя. знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль знаний.  Итоговый  контроль. Технология развития критического  мышления Прием «Чтение – суммирование в  парах» Здоровьесберегающие  технологии Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации Проектная деятельность Создание и представление проекта  Здоровьесберегающие технологии Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа  Здоровьесберегающие технологии Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах  Здоровьесберегающие технологии Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации  Проектная деятельность Создание и представление проекта Здоровьесберегающие технологии Рефлексия. Технология развития критического  мышления Приём «Тонкий и толстый вопросы»  Здоровьесберегающие технологии                                          Календарно – тематическое планирование 4 класс Дата         Тема Требования к уровню  подготовки Варианты использования  образовательных технологий.  Тип урока и вид  контроля              Элементы  содержания Вводный урок. «Чем запомнилось мне это лето» Открытие нового  знания. Беседа. Знакомство с содержанием  предмета на учебный год.  Уметь формулировать свои мысли и строить  высказывания. Каламбуры Диалектизмы Фразеологические обороты Метафора  Афоризмы Пословицы и  поговорки Сочинение по  пословице Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Беседа. Открытие нового  знания. Беседа. Контроль знаний.  Итоговый  контроль. Знакомство с понятием  «каламбур». Значение диалектизмов в  литературном языке. Работа с фразеологизмами.  Заменять слова  фразеологизмами. Формирование  представлений о  каламбурах. Формирование  представлений о  диалектизмах.  Диалекты в  литературном языке. Уметь определять  слова с переносным  значением слова. Знакомство с метафорой.  Определение выражений с  метафорой. Роль метафоры в  художественном  тексте. Знакомство с понятием  «афоризм». Работа с пословицами и  поговорками. Составлять текст по  заданной пословице. Формирование  представлений об  афоризмах. Умение уместного  употребления  пословиц и поговорок  в речи. Умение раскрывать  смысл пословиц. Методы и приёмы  Здоровьесберегающие технологии Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа  Здоровьесберегающие технологии Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах  Здоровьесберегающие технологии Технология развития критического  мышления «Корзина идей» Здоровьесберегающие технологии Проектная деятельность Создание и представление проекта Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация)  Здоровьесберегающие технологии Технология развития критического  мышления  Приём «Чтение с пометами» Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа  Здоровьесберегающие технологии Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа Работа над  орфографическими и  речевыми ошибками. Знакомство с  художественным стилем.  Изобразительные языковые  средства художественного  стиля. Подбор образных средств  для написания сочинения. Понятие о стихотворении  как об определённым  способом организованном  тексте. Определение в тексте  монологов и диалогов. Анализ сочинения Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Художественный  стиль. Общее  понятие. Сочинение ­  пейзажная  зарисовка. Рифма  Контроль знаний.  Итоговый  контроль. Открытие нового  знания. Беседа. Диалог и монолог Открытие нового  знания. Беседа. Драматические  импровизации Композиция  текста. Основные  элементы  композиции. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Знакомство с пьесой.   Инсценировка отрывка из  данного рассказа. Уметь  трансформировать  рассказ в пьесу. Знакомство с элементами  композиции текста. Уметь определять все  части текста. Умение редактировать текст, исправлять  лексические и  стилистические  ошибки. Здоровьесберегающие технологии Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа Здоровьесберегающие технологии Умение составлять  текст в  художественном  стиле. Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа  Здоровьесберегающие технологии Умение составлять  текст в  художественном  стиле. Умение определять  стихи, определённый  ритм. Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах  Здоровьесберегающие технологии Диалог и монолог как  форма речи. Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа  Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Создание игровой ситуации Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация)  Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  Деформированны Открытие нового  Работа с деформированным  Уметь определять й текст. знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. текстом. Определять стиль,  тему, основную мысль  текста. элементы композиции  текста. Творческая  работа «Письмо  Тункаю» Контроль знаний.  Итоговый  контроль. Письмо сочинения на  определённую тему. Уметь писать  сочинения на  определённую тему. Сочинение –  миниатюра в  художественном  стиле Творческая  работа. Сочинение сказки. Контроль знаний.  Итоговый  контроль. Контроль знаний.  Итоговый  контроль. Письмо сочинения в  художественном стиле. Письмо сочинения  «наоборот». Публицистически й стиль Открытие нового  знания. Беседа. Знакомство с  публицистическим стилем и его особенностями. Познакомить с  особенностями газетно –  публицистического стиля. Учиться «собирать» газету,  располагать материал на  страницах газеты. Газетно –  публицистический стиль Деловая игра «Я – журналист» Официально –  деловой стиль Открытие нового  знания. Беседа. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. технологии Представление наглядного  материала (презентация)  Здоровьесберегающие технологии Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Диалоговое обучение Совместная деятельность  Эвристическая беседа  Здоровьесберегающие технологии Проектная деятельность Создание и представление проекта Игровые технологии Создание игровой ситуации  Здоровьесберегающие технологии Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация)  Здоровьесберегающие технологии Уметь составлять  текст в  художественном  стиле. Сочинение сказки по  опоре. Уметь писать  сочинения в  публицистическом  стиле. Уметь определять  корреспонденцию,  репортаж, статью. Формирование умения выпускать стенную  газету. Знакомство с официально –  деловым стилем и его  особенностями. Формирование умения написания деловых  документов. Тезисы. Конспект. Открытие нового  Аннотация Поздравительная  открытка Личный дневник Сочинение «Мои  любимые стихи» Сочиняем  сценарий  мультфильма Сочинение «Мой  любимый  мультяшный  герой» знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Составление конспекта. Формирование умения написания конспектов  статей. Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа Написание аннотации к  любой книге. Знакомство с  особенностями  эпистолярного жанра. Формирование умения составления  аннотации к  прочитанным книгам. Формирование умения составлять текст  открытки. Технология развития критического  мышления Прием «Интервью»  Здоровьесберегающие технологии Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации  Здоровьесберегающие технологии Важность ведения личного  дневника. Умение вести записи в личном дневнике. Выбирать любимые стихи,  любимых поэтов. Развитие  познавательного  интереса, внимания к  поэзии. Технология развития критического  мышления Прием «Интервью»  Здоровьесберегающие технологии Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Продумать тему, каждому  герою его роль. Формирование навыка  составления  мультфильма. Информационно­коммуникативные  технологии Представление наглядного  материала (презентация)  Здоровьесберегающие технологии Выбирать любимых героев  из любимых мультфильмов. Развитие  познавательного  интереса, внимания к  детским  мультфильмам. Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа  Здоровьесберегающие технологии Объявления Конкурс на  лучшее название  шоколадки Проверочная  работа Обобщение Самоконтроль, взаимоконтроль. Открытие нового  знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль знаний.  Итоговый  контроль. Повторение,  закрепление  знаний и  выработка  умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. Составление объявление. Собрать различные  названия. Установить  источник происхождения  этих названий. Формирование умения составлять  объявления. Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации  Здоровьесберегающие технологии Оформление своих  исследований в виде  презентации. Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации  Здоровьесберегающие технологии Самостоятельная работа.  Умение применять  полученные знания. Лингвистический турнир. Умение применять  полученные знания в  нестандартной  ситуации. Технология дифференцированного  обучения Индивидуальная работа (по уровням) Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Создание игровой ситуации  Здоровьесберегающие технологии        Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы  следующие компоненты речи:                                                                                                                                                              1. Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть  трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.                                                                                               2.Звуковая сторона речи:                                                                                                                                                                    ­ правильно произносить все звуки речи; правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух,  является необходимым условием для освоения письма;                                                                                                                   ­ четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);                                                                                                                                                                  ­ говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;                                                                                ­ изменять темп речи с учетом содержания высказывания.      При обучении русскому языку  у первоклассников возникли трудности, т.к. были не сформированы данные умения.  Поэтому на уроках обучения грамоте и письму  начиная с первых дней  включала «минутки по развитию речи»,  я  подводила детей к восприятию изобразительно­выразительных средств языка, которые служат созданию образа.     Основная часть работ в первом классе проводилась в устной форме: ответы на вопросы, формировалось  умение не  только отвечать на вопросы , но учились правильно задавать вопросы, давались тексты и к ним надо нарисовать рисунки,  отгадать загадки, придумать самим вопросы, подобрать пословицу и т.д. Возникла необходимость разработки  подпрограммы по развитию речи «Минутки развития речи» на уроках русского языка и литературного чтения в  начальной школе.     Цель:  формирование навыков  работы со словом на уроках в начальной школе,  используя  разнообразные приемы.        В соответствии с этой целью ставятся задачи:  ­ развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его  красоты и эстетической ценности; гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;                        ­ осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные  на нём тексты) с миром и с самим собой;                                                                                                                                     ­  формирование у детей чувства языка;                                                                                                                                                 ­ воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою  устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;                                                                                               ­ сообщение знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно  говорить, читать, писать и слушать на родном языке.   Подпрограмма рассчитана на учеников с 1 по 4 классы УМК любой.     1 класс  2 класс  3 класс  4 класс 2.соедини слово с  По первым буквам  Прочитай загадки и  Закончи предложение  Соедини предложение и  Соедини  предложение с  Прочитай предложение и  1. По картинке назови  предмет. Придумай  с ним  предложение. 2. картинкой. 3. картинок назови новое слово. 4. картинку. 5. (подсказка картинки). 6. соответствующей картинкой. 7. ответь на вопросы. 8. доскажи словечко. 9. рассказы и соедини с картинкой. 10. Из рассыпавшихся букв  составить  слова, а из слов  предложения. 11. Прочитать слова и  разделить по временам года,  составить рассказ. 12. Составить предложение,  чтобы каждое слово начиналось  на одну и ту же букву. 13. Найти ошибку в  предложении и заменить другим  словом. 14. знаки и прочитать слово,  составить предложение. 15. Назвать предметы на  Зачеркнуть неизвестные  Прочитай короткие  1. Прочитай текст, заменяя  картинки словами. Соединить начало и конец  2. Придумать начало (дан  конец) предложения. 3. Придумать конец (дано  начало) предложения. 4. пословицы. Объяснить смысл  пословицы. 5. Перепутались слова,  восстановить предложение. 6. Назвать как можно больше причин в сложившейся  ситуации.  (например: Вся  комната усыпана осколками) 7. Прочитай текст, вместо  картинок вставляй  пропущенные части слова. 8. содержанию текста. 9. По вопросам составляем  текст. 10. Развиваем чёткость  произношения. Составляем  скороговорки. 11. Логически – поисковые  задания. Разбить слова на  группы и объяснить по какому  принципу их разбили. 12. Восстанавливаем слова,  добавив гласные. Найти эти  слова в тексте. 13. Составляем предложения  со словами в прямом и  переносном значении. Составляем вопросы по  Составление  Учимся сочинять  Нестандартные  Восстановление  Рифма. Учимся  Восстановим  Словесное рисование  1. портрета. «Мой портрет в  лучах солнца». 2. Составление текста  поздравительной открытки. 3. кулинарных рецептов. 4. загадки. 5. ситуации. Прочитав текст,  ответьте на необычные  вопросы.  6. сочинять четверостишия. 7. последовательность событий в  сказках. 8. деформированного текста.  Найти предложение, которое не относится к данному тексту. 9. характер героя. Найти слова из  предложенных, которые  помогут.  10. последовательности в рассказе. 11. отражающую главную мысль  рассказа. 12. 13. объявления. 14. Учимся писать записки. Учимся писать  Выбрать пословицу,  Учимся описывать  Придумать начало  Восстановление  Учимся составлять  Куда летят крылатые слова?   Досочиняем небылицы   Давайте пофантазируем.  Собери в нужном порядке   Учимся составлять сказки.  1. Из группы слов собрать крылатые  выражения и составить с ними  предложения. 2. предложения. Например:  Потерялась скрепка и рассыпались  листы сценария.  3. Например: оживает любимая  игрушка. 4. (даны рифмы – подсказки).  5. Например: вы улетели на другую,  далёкую планету. 6. кроссворды. 7. соответствия (летом – жарко,  зимой – холодно). 8. Восстанавливаем  дефформированный план. 9. Исправляем ошибки в  употреблении слов в тексте. 10. викторине по прочитанным  сказкам. 11. предложения. Запиши их. 12. Меняем название текста,  заменяем глаголы и прилагательные данные в тексте на  противоположные. Например:  «Ясный день» ­ «Пасмурный день». Составляем вопросы к  Раздели набор букв на  Учимся находить картинках, заменить первый звук  и найти картинку с новым  словом. 16. стихотворения подобрать и  подставить подходящее по  смыслу слово. В конце строк  14. Учимся описывать  предметы, которые нас  окружают. 15. По описанию предмета  учимся отгадывать  предметы. 16. «Я начну, а ты  продолжишь». Учитель начинает фразу, ученик заканчивает. Придумать конец текста  текста (по данному началу). 15. ( по данному началу). 16. Учимся сочинять  считалочки. Восстанови  считалочку. 17. Рассуждаем о вещах. Составляем и отгадываем  Учимся отгадывать и  Выпиши из текста слова, в  13. ребусы. 14. составлять шарады. 15. которых допущены ошибки. 16. Придумаем рассказ. Где все  слова начинаются на одну и ту же  букву. 17. фразеологизмы. Учимся использовать в речи       При  систематическом использовании  минуток развития речи на уроках русского языка и литературного чтения  развивается связная речь учащихся, а  значит,  прививается  им ряд конкретных умений:                                                           ­  осмысливать тему;                                                                                                                                                                             ­  собирать материал;                                                                                                                                                                            ­ располагать материал;                                                                                                                                                                        ­ пользоваться средствами языка;                                                                                                                                                        ­ исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Анкета  для родителей первоклассников. 1. Придаёте ли вы значение развитию у ребёнка правильной, грамотной речи? Какими способами? 2. Умеет ли ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи? 3. Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения? 4. Как вы считаете, говорит ли ваш ребёнок бранные слова? Проводите ли вы профилактическую работу в этом  направлении? 5. На что надо обратить  внимание  учителю,  в отношении речи вашего ребёнка?  6. Какие трудности испытываете в развитии речи ребёнка? Литература. 1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 2. Вартанян Э.А. Из жизни слов.  ­ М.: Детская литература, 1960 3. Вартанян Э.А. Рождение слова.  ­ М.: Детская литература, 1970 4. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. .  ­ М.: Детская литература, 1976 5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение. 1968 6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос, 1998 7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. ­ М.: Просвещение. 1966 8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку.  – М.: Учпедгиз, 1977 9. Демичева В.В. Использование элементов семантического и этимологического анализов на уроках чтения. ­ Начальная школа, 1998г. 10. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания, ­ Чебоксары: 1977 11. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 12. Лазарева Э.А. Системно – стилистические характеристики газеты. – Екатеринбург: 1993 13. Львов М.Р. Школа творческого мышления. ­ М.: Просвещение. 1992 14. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. ­ М.: Просвещение. 1996 15. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.  ­ М.: Просвещение. 1985

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи».

Рабочая программа спецкурса  по развитию речи  «Секреты нашей речи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017