Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Оценка 4.6
Документация +1
docx
воспитательная работа
5 кл
22.01.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"
Публикация является частью публикации:
Рабочая программа кружка ИСТОКИ (1).docx
396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50­лет Октября, 16, тел. 59­132, E­mail: smagschool  @   yandex      .  ru Муниципальное казённое образовательное учреждение Смаглеевская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области ОГРН  1023600847269, ИНН  3612005709, ОКПО 49759251 «Согласовано» Заместитель директора по ВР_____   Шестопаловой Н.П. «______»____________2017 г. Директор МКОУ Смаглеевской СОШ________Квитко О.О «Утверждаю» Приказ № ____ от «_______»______2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ИСТОКИ» (туристско­ краеведческой направленности) (10­12 лет)                                                                                                                                                       Составитель:                                                                                                                                                 Клочкова И.В.                                                                                                                                                      учитель истории  и обществознания                                                                                    с.  Смаглеевка 2017 г. Пояснительная записка   Любовь   к   родному   краю,   знание   его   истории   –   вот   основа,   на   которой   и   может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Д.С.Лихачев Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у     школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально­ экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению   гражданской   позиции   по   отношению   к   окружающему   миру   и   общественным   явлениям,   формированию   толерантности   и толерантного   поведения,   укреплению   семейных   связей:   заинтересованность   содержанием   работы   кружка   не   только   учащимися,   но   и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей,   бабушек   и   дедушек,   других   родственников;   изучение   жизни   края   в   семье   через   беседы,   совместное   чтение   краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции,   конкурсы,   ориентация   при   решении   вопросов   дальнейшего   образования,   выбора   профессии   и   места   работы,   формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.           Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.           Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в   школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом  воспитании, является  интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико­ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5­6   класс), призвана помочь увязать краеведческие   знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,   предметным турнирам, групповая работа,   подготовка к научным чтениям, исследовательская работа. Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.                  Рабочая программа краеведческого кружка «Край родной» разработана на основе ФГОС,     «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Задачи программы: образовательные:   формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;  приобретение знаний о природе родного края, об истории,   культуре, обычаях и традициях своего народа; развивающие:  развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине; сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;     способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные:         воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;    воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.   Основные принципы, положенные в основу программы:     принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность. Методы работы:    словесные   методы:   рассказ,   беседа,   сообщения   ­   эти   методы   способствуют   обогащению   теоретических   знаний   детей,   являются источником новой информации. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические   методы:   изготовление   рисунков,   плакатов,   схем,   практические   работы.   Практические   методы   позволяют   воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая  возрастные  и  психологические  особенности детей,  специфику  курса  краеведческого  кружка  «Юный  краевед»  необходимо использовать   такие формы проведения   занятий   как   исследование,   экскурсии,   работа   в   группах,   дискуссии,   путешествия,   беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.      Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Требования к результатам обучения  Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи; делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.   Регулятивные УУД: Познавательные УУД:            Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;   слушать и понимать речь других;. вступать в беседу на занятии и в жизни Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Край родной» является формирование следующих умений:    узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины; оценивать правильность поведения людей в природе. Режим занятий.   Общее количество часов в год –  35 часов  Количество часов в неделю – 1  час. Содержание  курса Раздел  I. Введение. (1ч.) Содержание и задачи работы  на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и  методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях . Раздел II «Моя Родина» (11 ч.) История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма. Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921­1922 гг. История развития сельского хозяйства.  Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой  Отечественной войны.  История создания и развития школы.  Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки,  встречи с интересными людьми малой родины. Изучение  родной школы, села, области (края), страны – России., экскурсия в краеведческий (исторический) музей., экскурсия по селу., работа с  географической картой России. Раздел III. «Моя семья» (2 ч.) Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.   Раздел IV «Наша школа» (3 ч) История школы. Изучение архива. Выпускники школы Раздел V Природа родного края (6 ч) Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Работа с Красной книгой. Изучение природных богатств родного края. Раздел VI  Культура и быт родного края (2ч) Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников родного края. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные  уборы и украшения. Раздел VII Реки и водоемы родного края (4 ч) Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек  Воронежской  области и  родного села Итоговое занятие (1 ч.) Наименование раздела Количество часов Всего Практи ческих Теорети ческих Ведение 2 Моя Родина 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № занят ия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учебно­ тематический план  Тема занятия Дата проведения Краеведение –наука о родном крае Источники краеведческих знаний. Виды источников. Изучение страны – России. Работа с географической картой России Изучение Воронежской  области. Работа с географической картой  области. Кантемировский район на карте Воронежской области.  Герб Кантемировского района Моя малая родина – Смаглеевка История села Смаглеевка, (происхождение названия, легенды, предания  и сказания ) Верования, религии, история Покровской  церкви История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда. Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. План 6.09 13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 25.10 1.11 7.10 Факт 6.09 13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 25.10 1.11 7.10 15.11 22.11 29.11 6.12 13.12 20.12 27.12 15.11 22.11 29.11 6.12 13.12 20.12 27.12 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Голод 1921­1922 гг. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми. Экскурсия по селу. Изучение улиц села. Фотографирование. Экскурсия по селу. Изучение достопримечательностей. Фотографирование. Составление коллажа улиц села (на выбор Проект «История моей улицы») Составление коллажа достопримечательностей села. Я и мое имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Составление генеалогического древа Знакомство с историей  школы Школьный архив. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы Традиции моей школы Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Знакомство с Красной книгой России и Воронежской области. Экскурсия в сельскую библиотеку. 24 Животный  и растительный мир Воронежской области и нашего поселка. 25 Составление проектов (на выбор) «Животные нашего края», «Растения нашего края» 1 1 1 1 1 1 1 1 Моя семья Наша школа Природа родного края 2 3 6 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Ядовитые и лекарственные растения нашего края. Составление коллажа «Внимание ­ ядовитые растения!» (рисунки) Изображение в творчестве писателей и  художников природы родного края. Изготовление поделок из местного природного материала. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников родного края Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение рек и водоемов Воронежской области. Работа   с картой Экскурсия на речку Богучарка. Фотографирование. Изучение обитателей  и растительного мира реки. Составление проекта «Милая сердцу речушка» ( или конкурс рисунков). Подведение итогов и обобщение. 1 Культура и быт родного края Реки и водоемы родного края Итоговое занятие 2 4 1 К концу года обучения учащиеся должны знать: историю родного края; о  народах, заселявших родной край; административно – территориальное деление края в 18­20 вв.; историю основания села  Алексеевка и первых ее жителях; краткую историю близлежащих деревень; историю религии родного края; о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину; о семейных традициях, о своей родословной; историю создания и развития школы; о развитии сельского хозяйства в районе; о растительном и животном мире степей; о земляках, участниках и тружениках тыла  Великой Отечественной войны. Должны уметь и овладеть: основами исследовательской работы; навыками работы на персональном компьютере; бережно обращаться с музейными экспонатами; навыками интервьюирования. Средства, необходимые для реализации Программы: ­ Канцелярские принадлежности; ­  Фотоаппарат; ­  Видеокамера; ­  Магнитофон; ­  Компьютер; ­  Ксерокс. Литература:   1. Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002. 2. Кто есть кто в Марий Эл: Биографический справочник / сост. В.Мочаев. ­ Йошкар­Ола, 2002. 3. ВоронцоваО.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл. ­ Йошкар­Ола, 2002. 4. Календарные праздники и обряды марийцев. Этнографическое наследие: Сборник  материалов. Вып.1. ­ Йошкар­Ола, 2003. 5. Муравьев А.В. Этнографическая мозаика  Республики Марий Эл. ­ Йошкар­Ола, 2003. 6. Акцорин В.А. Прошлое марийского народа в его эпосе. ­ Саров: Альфа, 2000. 7. Китиков А.Е. Марийские народные загадки. Йошкар­Ола, 1973. 8. Китиков  А.Е. Марийкие народные приметы: Сборник текстов с предисловием. ­ 2­е изд., испр. и доп. ­ Йошкар­Ола, 1989. 9. Марийские народные сказки /сост.и предисловие В.А.Акцорина. ­ Йошкар­Ола: Мар. кн. изд­во, 1984. 10. Товаров­Кошкин Б.Ф., Червонная С.М. Художники Марийской АССР. ­ Йошкар­Ола: Мар. кн. изд­во, 1978. 11.  Меджитова Э. Марийское народное искусство. Йошкар­Ола: Мар. кн. изд­во,1985.

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИСТОКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018