Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
01.09.2018
Программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС).Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Проектируем вместе.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.п. Верхний Акбаш»
«Согласовано» «Утверждаю"
Зам. директора по ВР приказ №_____
от ___»_______2018г.
______ _/О.А.Тумова/ Директор
«___» 2018 г. _______/Г.А.Шауцукова/
Рабочая программа
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Блок: ПРОЕКТИРУЕМ ВМЕСТЕ
( внеурочная деятельность)
Направление: общеинтеллектуальное
4 «А» класс
Теновой Арины Темлановны 2018 – 2019 уч.год
Программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
разработана на основе Федерального государственного стандарта
начального общего образования, Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской
Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных
государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём
определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных
предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время,
отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Традиционно базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух
частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя
внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Планируемые результаты:
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам
освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты
структурируются в соответствии с основными задачами общего образования,
учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
– предметные;
– метапредметные;
– личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами
понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков,
опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на
базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в
сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его
результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным
результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на формирование познавательных интересов учащихся, развитие их личностных компетенций,
профориентацию.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые
шаги в науку» по направлению «проектная деятельность» предназначена для
работы с детьми 1–4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения
полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая
его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в
ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Сроки реализации программы «Первые шаги в науку» составляют 4 года (1 час в
неделю). Программа включает в себя 4 блока:
1. «Что? Где? Когда?», 1 класс.
2. «От почемучки к потомучке», 2 класс.
3. «Юный исследователь», 3 класс.
4. «Проектируем вместе», 4 класс.
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание:
– формулировать и удерживать учебную задачу;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
– применять установленные правила в планировании способа решения;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им
действий с учётом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Осуществление учебных действий:
– выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громко
речевой и умственной формах;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
– предвосхищать результат;
– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
– различать способ и результат действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки; – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
– выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить; определять
качество и уровень усвоения;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
– конкретизация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
– активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного
конфликта.
Итак, в сфере регулятивных УУД формируются: целеполагание, планирование,
совокупность способов учебных действий, прогнозирование, контроль и
самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– использовать общие приёмы решения задач;
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
– осуществлять рефлексию способов и условий действий;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– ставить, формулировать и решать проблемы;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера.
Знаковосимволические:
– использовать энаковосимволические средства, в том числе модели и схемы в
ходе выполнения проектов;
– моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные
признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных
формах;
– сбор информации;
– запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
– анализ информации;
– передача информации устным, письменным, цифровым способами; – интеграция информации (структурирование; презентация полученной
информации, в том числе с помощью ИКТ);
– применение и представление информации.
Логические:
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение
существенных признаков;
– анализ, синтез, сравнение;
– классификация по заданным критериям, установление аналогий;
– установление причинноследственных связей;
– построение рассуждения, обобщение.
В сфере познавательных УУД выпускники в ходе проектной деятельности
научатся воспринимать и анализировать сообщения; использовать знаково
символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также
широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы
решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коллективное сотрудничество:
– ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
– формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– строить монологическое высказывание.
Управление коммуникацией:
– определять общую цель и пути её достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
В соответствии с особенностями организации общения в ходе проектной
деятельности формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества,
взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретут умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с
учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников
определённого набора качеств, таких как самостоятельность, инициативность,
креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс
выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными
умениями и компетенциями:
– исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
– социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
– оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности
других;
– информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации,
выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
– презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные
вопросы, использовать различные средства наглядности;
– рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
– менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность, время,
ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении
коллективного проекта.
Обучающиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут
быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
ставить и удерживать цели;
планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде моделисхемы, выделяя все
существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других)
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших
школьников:
альбом;
газета;
гербарий;
журнал, книжкараскладушка;
коллаж;
коллекция;
костюм;
макет;
модель;
музыкальная подборка;
наглядные пособия;
плакат;
план;
серия иллюстраций;
сказка;
справочник;
стенгазета;
сувенирподелка;
сценарий праздника;
учебное пособие;
фотоальбом;
экскурсия;
презентации;
буклеты.
Место учебного курса
Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы, как
литература, природоведение, математика и пр.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных
исследований. Содержание изучаемого курса
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в
процессе которой детям предлагается собрать самую разную информацию по
общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать
в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая
энциклопедия (или картотека) может служить одним из основных источников
информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием
выбора темы может быть желание реализовать какойлибо проект, связанный по
сюжету с определенной темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и
подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках,
конференциях, фестивалях, чемпионатах и пр. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ПРОЕКТИРУЕМ ВМЕСТЕ» (34 ч)
№/п
Тема
Кол
во
часов
ПЛАН ФАКТ
1
Роль исследования в нашей жизни. Классификация
проектов
2 Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение
3
4
5
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами
План работы над проектом (повторение)
Работа с текстом. Как подготовиться к защите
исследовательской работы?
6
7
8
Презентация исследовательской работы
Подготовка к сбору информации. Сбор информации
детьми
Подведение итогов сбора информации и фиксация
найденной информации в информационном проекте
1
1
1
1
1
1
1
1
1 9
Знакомство с возможными проектами, выбор
проектов для реализации темы «Наши пернатые
друзья»
10 Ориентировочное планирование этапов работы над
проектами
Реализация выбранных проектов
11
12 Презентация проектов по теме «Имена птиц»,
13
исследование «Что нужно птицам для выживания?»
Знакомство с темой по русскому языку «Используем
средства языка при общении».
14 Презентация проектов. Детская энциклопедия «Тайны
русских слов». Словарик речевого этикета
15
Знакомство с темой по математике «Длина и её
измерение». Выбор интересующих аспектов темы
16 Подготовка к сбору информации. Сбор информации
17
детьми
Знакомство с темой по литературному чтению
«Авторские сказки»
18 Подготовка к сбору информации. Сбор информации
детьми
19 Презентация проектов. Малая конференция. Конкурс
творческих работ. Выставка
20
Знакомство с темой по окружающему миру
«Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины»
21 Подготовка к сбору информации. Сбор информации
детьми
22 Презентация проектов. Фотоальбом «Водоёмы и
проблемы их охраны». Схемамодель «Откуда вода в
водопроводе»
23 Исследование «Как можно очистить воду от
24
загрязнения?»
Знакомство с темой по литературному чтению «Моя
Родина»
25 Подготовка к сбору информации. Сбор информации
детьми
26 Презентация проектов. Малая конференция. Сборник
произведений о Родине. Викторина
27
Знакомство с темой по русскому языку «Язык – мой
друг». Выбор интересующих аспектов темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 28 Подготовка к сбору информации. Сбор информации
детьми
29 Презентация выбранных проектов. Сборник русских
пословиц «Пословица – всем делам помощница».
Сборник отзывов «Советуем прочитать»
Знакомство с темой по математике «Геометрические
фигуры». Выбор интересующих аспектов темы
30
31 Подготовка к сбору информации. Сбор информации
32
детьми
Знакомство с темой по окружающему миру «По
местам боевой славы». Выбор интересующих аспектов
темы
33 Подготовка к сбору информации. Сбор информации
детьми
34 Презентация выбранных проектов. Фотоальбом или
стенд «Мой край во время Великой Отечественной
войны». Вечер памяти «Никто не забыт, ничто не
забыто»
1
1
1
1
1
1
1
Литература
1. Бабкина, Н. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности
младших школьников : кн. для учителя / Н. В. Бабкина. – М. : Аркти, 2002. – 78 с.
2. Беседы с учителем : методика обучения : 1класс / под ред. Л. Е. Журовой. – М. :
ВентанаГраф, 2004.
3. Бордовская, Н. В. Организация проектной деятельности в системе работы
учителя начальных классов / Н. В. Бордовская // Как организовать проектную
деятельность младших школьников. – Новосибирск : НИПК и ПРО, 2006.
4. Засоркина, Н. В. Метод проектов в начальной школе : система реализации / Н. В.
Засоркина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
5. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская //
Начальная школа. – 2005. – № 9. 6. Ильиных, Л. М. Развитие исследовательских способностей школьников / Л. М.
Ильиных // Начальная школа. – 2007. – № 7.
7. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников :
рекомендации, проекты / aвт.сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель,
2011.
8. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / Т. В. Лихолат. – М. : ВентанаГраф, 2008.
9. Миляева, О. С. Проектная деятельность в начальных классах : содержание и
методика / О. С. Миляева. – Липецк : ЛИРО, 2011.
10. Организация проектной деятельности в школе : система работы / aвт.сост. С.
Г. Щербакова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2009. – 189 с.
11. Основная образовательная программа образовательного учреждения
(начальная школа) : из опыта работы МОУ гимназии № 64 г. Липецка по введению
ФГОС в рамках регионального эксперимента : в 2 ч. Ч. 1. – Липецк : ЛИРО, 2010.
12. Проектная деятельность в начальной школе / авт.сост. М. К. Господникова [и
др.]. – Волгоград : Учитель, 2008.
13. Проектные задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцова. – М. :
Просвещение, 2010.
14. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников : пособие для учителей, родителей, воспитателей / А. И. Савенков. –
Самара : Издательский дом «Федоров», 2007.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
16. Цирулик, Н. А. Работаем по методу проектов / Н. А. Цирулик // Практика
образования. – 2006. – № 4.
17. Шатилова, М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к
реализации : программа, занятия, проекты / М. Ю. Шатилова [и др.]. – Волгоград :
Учитель, 2010.
Материальнотехническое обеспечение
1. Карточки.
2. Таблицы.
3. Опорные схемы.
4. Компьютер.
5. Интерактивная доска.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы,
предполагают наличие кабинета начальных классов, компьютера и интерактивной
доски. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
ручка шариковая, простой карандаш, линейка, угольник, тетрадь, книги.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в науку" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.