Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
6 кл—7 кл
05.06.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир- моя страна» разработана для учащихся 6-7 классов. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания по разделам, календарно-тематического планирования, в котором указаны темы занятий и формы их проведения. Также приложен список методической литературы.
ВД дух-нравств Мой мир - моя страна.docx

Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»

Пояснительная записка

            Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

            Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

            Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

            Программа «Мой мир – моя страна» может быть реализована учителем в сотрудничестве с родителями и с СДК «Культура Плюс». Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю (34 часа в год). На занятиях присутствует весь класс.

            Занятия внеурочной программы «Мой мир – моя страна» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках  важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

            Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся 6-го класса.

            Задачи:

1.Продолжить формирование представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

            Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

            Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

            Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал-это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного воспитания личности школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, побудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне далогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъективности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъективный, многомернодеятельностный характер. Ученик включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

            Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мой мир – моя страна».

            Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

            В ходе реализации программы «Мой мир – моя страна» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

            Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

            Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

            Третий уровень результатов – получение обучающимися самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

            Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

            В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

1.      Правила вежливости и красивых манер.

2.      Заповеди и правила этикета.

3.      Каким должен быть воспитанный человек.

Уметь:

1.      Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2.      Быть доброжелательными.

3.      На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

4.      Быть сострадательными к чужому горю.

5.      Различать добро и зло, давать правильную оценку поступкам.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающися будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы внеурочной деятельности «Мой мир – моя страна».

 На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

1.      Традиции школы;

2.      Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3.      План работы СДК «Культура Плюс» села Малая Малышевка.

Содержание программы включает в себя подготовку, организацию и проведение классных мероприятий, школьных праздников и различных конкурсов.

Формы и виды деятельности:

- игровые турниры;

- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы;

- праздники;

- посещение Дома культуры села Малая Малышевка;

- экскурсии.

Раздел 1. Занятия, беседы, экскурсии и участие в конкурсах, посвящённых 180-летию церкви Михаила Архангела села Малая Малышевка. Уроки о христианстве и других религий народов России.

Раздел 2.  Беседы и мероприятия о правах детей, об основах нравственности человека, их гражданской позиции.

Раздел 3. Занятия о растительном и животном мире родного края.

Раздел 4. Памятные даты, отмечаемые в нашей стране, народные праздники.

Календарно-тематическое планирование

программы внеурочной деятельности «Мой мир – моя страна».

 

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата по плану

 

Дата фактически

1.

Памяти жертвам Беслана.

Урок мира

02. 09.2016 г.

 

2.

О добром отношении к людям.

Комплексная игра

09.09.2016 г.

 

3.

Уважение  каждой  религии  -  основа  здорового  общества.

 

Тематический устный журнал

16.09.2016 г.

 

4.

 Совесть – основа нравственности.

 

 Урок - рассуждение

23.09.2016 г.

 

5.

К Дню гражданской обороны и МЧС России.

Познавательная беседа

30.09.2016 г.

 

6.

 О терпимости к ближним.

Занятие - размышление

07.10.2016 г.

 

7.

О христианстве, как основной нашей религии.

Урок-размышление

14.10.2016 г.

 

8.

 Как аукнется, так и откликнется.

Беседа с элементами дискуссии

21.10.2016 г.

 

9.

 Всё о России.

Интерактивная викторина

28.10.2016 г.

 

10.

 Всемирный день ребенка.

 Развлекательно-познавательная игра

18.11.2016 г.

 

11.

 О знании художественной литературы «Что? Где? Когда?»

Интерактивная викторина

25.11.2016 г.

 

12.

 165-летие Самарской губернии.   

Викторина

02.12.2016 г.

 

13.

 Международный день прав человека.

Беседа с элементами дискуссии в сопровождении презентации

09.12.2016 г.

 

14.

 Этикетные ситуации.

Анализ конкретных ситуаций

16.12.2016 г.

 

15.

 Лгать нельзя, но если…?

Беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума

23.12.2016 г.

 

16.

 «Старый Новый год», или «Колядки».

Конкурсная познавательная программа

13. 01.2017 г.

 

17.

 «Крещение Господне».

Беседа в сопровождении электронной презентации

20.01.2017 г.

 

18.

День снятия блокады Ленинграда.

Беседа-диалог

27.01.2017 г.

 

19.

 О природе родного края.

Интерактивная экологическая викторина

03.02.2017 г.

 

20.

К 165летию со дня рождения русского писателя  Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906)

Устный журнал

10.02.2017 г.

 

21.

Интерактивная игра-викторина по литературе "По дорогам сказок".

Интерактивная игра-викторина

17.02.2017 г.

 

22.

 Широкая Масленица.

Конкурсная познавательная программа

24.02.2017 г.

 

23.

 Всемирный день писателя. «Друзья природы», о писателях пишущих, о природе и животных.

Познавательная беседа

03.03.2017 г.

 

24.

Лекарственные растения родного края.

Экологическая игра

10.03.2017 г.

 

25.

 О доброте и бессердечие.

Анализ конкретных ситуаций

17.03.2017 г.

 

26.

  Что мы знаем о космосе?

Развлекательно-познавательная игра

07.04.2017 г.

 

27.

 Светлое Воскресенье.

Показ презентации

14.04.2017 г.

 

28.

 Басни.

Презентация-игра

21.04.2017 г.

 

29.

 Об источниках наших нравственных знаний.

Устный журнал

28.04.2017 г.

 

30.

 Право на память.

Игра-путешествие

05.05.2017 г.

 

31.

 День семьи «Семейный калейдоскоп».

Конкурсная познавательная программа

12.05.2017 г.

 

32.

 К Дню славянской письменности и культуры.

Комплексная игра

19.05.2017 г.

 

33.

 Как я работаю над собой.

Урок самопознания с элементами тренинга

26.05.2017 г.

 

34.

Чему нас научили занятия кружка «Мой мир – моя страна»?

Сюжетно-ролевая игра

26.05.2017 г.

 

 

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

курса внеурочной деятельности

Список методической литературы

1.      Алоева М. А. Классные часы в 5-7-х классах / Под. Ред. Г. Н. Сибирцовой. Изд. 7-е, дополн. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.-320 с. («Сердце отдаю детям»).

2.      В. Д. Григорьев, П. В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», / М.: Просвещение, 2012.

3.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011. 25 с.

4.      Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности./ Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников.-2004-2007.-№1-9.

5.      Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.

6.      Шемшурина А. И. Этическая грамматика /А. И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140 с.

7.       

 

Технические средства обучения

1.      Компьютер;

2.      Проектор;

3.      Экран;

4.      Фотоаппарат.

 

Экранно-звуковые пособия

1.      Презентации;

2.      Фонограммы к песням.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе

Принцип полисубъективности воспитания

Принцип полисубъективности воспитания

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Раздел 1. Занятия, беседы, экскурсии и участие в конкурсах, посвящённых 180-летию церкви

Раздел 1. Занятия, беседы, экскурсии и участие в конкурсах, посвящённых 180-летию церкви

Лгать нельзя, но если…? Беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума23

Лгать нельзя, но если…? Беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума23

Как я работаю над собой.

Как я работаю над собой.

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»
Скачать файл