Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению «Мой мир – моя страна»
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа «Мой мир – моя страна» может быть реализована учителем в сотрудничестве с родителями и с СДК «Культура Плюс». Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю (34 часа в год). На занятиях присутствует весь класс.
Занятия внеурочной программы «Мой мир – моя страна» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся 6-го класса.
Задачи:
1.Продолжить формирование представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал-это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, побудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне далогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъективности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъективный, многомернодеятельностный характер. Ученик включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мой мир – моя страна».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Мой мир – моя страна» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение обучающимися самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
1. Правила вежливости и красивых манер.
2. Заповеди и правила этикета.
3. Каким должен быть воспитанный человек.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Быть доброжелательными.
3. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
4. Быть сострадательными к чужому горю.
5. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступкам.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающися будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой мир – моя страна».
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
1. Традиции школы;
2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
3. План работы СДК «Культура Плюс» села Малая Малышевка.
Содержание программы включает в себя подготовку, организацию и проведение классных мероприятий, школьных праздников и различных конкурсов.
Формы и виды деятельности:
- игровые турниры;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы;
- праздники;
- посещение Дома культуры села Малая Малышевка;
- экскурсии.
Раздел 1. Занятия, беседы, экскурсии и участие в конкурсах, посвящённых 180-летию церкви Михаила Архангела села Малая Малышевка. Уроки о христианстве и других религий народов России.
Раздел 2. Беседы и мероприятия о правах детей, об основах нравственности человека, их гражданской позиции.
Раздел 3. Занятия о растительном и животном мире родного края.
Раздел 4. Памятные даты, отмечаемые в нашей стране, народные праздники.
Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Мой мир – моя страна».
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
Дата по плану
|
Дата фактически |
1. |
Памяти жертвам Беслана. |
Урок мира |
02. 09.2016 г. |
|
2. |
О добром отношении к людям. |
Комплексная игра |
09.09.2016 г. |
|
3. |
Уважение каждой религии - основа здорового общества.
|
Тематический устный журнал |
16.09.2016 г. |
|
4. |
Совесть – основа нравственности.
|
Урок - рассуждение |
23.09.2016 г. |
|
5. |
К Дню гражданской обороны и МЧС России. |
Познавательная беседа |
30.09.2016 г. |
|
6. |
О терпимости к ближним. |
Занятие - размышление |
07.10.2016 г. |
|
7. |
О христианстве, как основной нашей религии. |
Урок-размышление |
14.10.2016 г. |
|
8. |
Как аукнется, так и откликнется. |
Беседа с элементами дискуссии |
21.10.2016 г. |
|
9. |
Всё о России. |
Интерактивная викторина |
28.10.2016 г. |
|
10. |
Всемирный день ребенка. |
Развлекательно-познавательная игра |
18.11.2016 г. |
|
11. |
О знании художественной литературы «Что? Где? Когда?» |
Интерактивная викторина |
25.11.2016 г. |
|
12. |
165-летие Самарской губернии. |
Викторина |
02.12.2016 г. |
|
13. |
Международный день прав человека. |
Беседа с элементами дискуссии в сопровождении презентации |
09.12.2016 г. |
|
14. |
Этикетные ситуации. |
Анализ конкретных ситуаций |
16.12.2016 г. |
|
15. |
Лгать нельзя, но если…? |
Беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума |
23.12.2016 г. |
|
16. |
«Старый Новый год», или «Колядки». |
Конкурсная познавательная программа |
13. 01.2017 г. |
|
17. |
«Крещение Господне». |
Беседа в сопровождении электронной презентации |
20.01.2017 г. |
|
18. |
День снятия блокады Ленинграда. |
Беседа-диалог |
27.01.2017 г. |
|
19. |
О природе родного края. |
Интерактивная экологическая викторина |
03.02.2017 г. |
|
20. |
К 165летию со дня рождения русского писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906) |
Устный журнал |
10.02.2017 г. |
|
21. |
Интерактивная игра-викторина по литературе "По дорогам сказок". |
Интерактивная игра-викторина |
17.02.2017 г. |
|
22. |
Широкая Масленица. |
Конкурсная познавательная программа |
24.02.2017 г. |
|
23. |
Всемирный день писателя. «Друзья природы», о писателях пишущих, о природе и животных. |
Познавательная беседа |
03.03.2017 г. |
|
24. |
Лекарственные растения родного края. |
Экологическая игра |
10.03.2017 г. |
|
25. |
О доброте и бессердечие. |
Анализ конкретных ситуаций |
17.03.2017 г. |
|
26. |
Что мы знаем о космосе? |
Развлекательно-познавательная игра |
07.04.2017 г. |
|
27. |
Светлое Воскресенье. |
Показ презентации |
14.04.2017 г. |
|
28. |
Басни. |
Презентация-игра |
21.04.2017 г. |
|
29. |
Об источниках наших нравственных знаний. |
Устный журнал |
28.04.2017 г. |
|
30. |
Право на память. |
Игра-путешествие |
05.05.2017 г. |
|
31. |
День семьи «Семейный калейдоскоп». |
Конкурсная познавательная программа |
12.05.2017 г. |
|
32. |
К Дню славянской письменности и культуры. |
Комплексная игра |
19.05.2017 г. |
|
33. |
Как я работаю над собой. |
Урок самопознания с элементами тренинга |
26.05.2017 г. |
|
34. |
Чему нас научили занятия кружка «Мой мир – моя страна»? |
Сюжетно-ролевая игра |
26.05.2017 г. |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса внеурочной деятельности
Список методической литературы
1. Алоева М. А. Классные часы в 5-7-х классах / Под. Ред. Г. Н. Сибирцовой. Изд. 7-е, дополн. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.-320 с. («Сердце отдаю детям»).
2. В. Д. Григорьев, П. В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», / М.: Просвещение, 2012.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности./ Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников.-2004-2007.-№1-9.
5. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
6. Шемшурина А. И. Этическая грамматика /А. И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140 с.
7.
Технические средства обучения
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Экран;
4. Фотоаппарат.
Экранно-звуковые пособия
1. Презентации;
2. Фонограммы к песням.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.