Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
3 кл
16.04.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля - наш дом» разработана для учащихся 3 класса общеобразовательной школы на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности, Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.;
Земля - наш дом.docx
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена на заседании
методического объединения
Протокол №_____
от _______________2017 г.
Председатель:_______/
Лаптинова З.Б.
Согласована
с заместителем директора
по ВР
__________________ 2017 г.
Струкова Е.Н._____________
Утверждена
Приказом №____
от ______________2017 г.
Директор школы: ________
П.И.
Сасин
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Земля наш дом»
для 3 класса
(срок реализации – 1 год)
Составитель: Черкашина Ирина Николаевна, учитель 1 квалификационной категории Вишнево – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш дом» разработана для
учащихся 3 класса общеобразовательной школы на основе следующих нормативно
правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования»;
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности,
Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва,
Просвещение, 2011 г.;
Основной образовательной программы начального общего образования Вишневской СОШ;
Устава Вишневской СОШ;
учебного плана Вишневской СОШ на 20172018 учебный год;
Положения об организации внеурочной деятельности учащихся (Приказ №22 от 31.03.2016
года).
Программа рассчитана на 1 год обучения34 часа.
1 час в неделю34 учебные недели.
Продолжительность занятий30 мин.
Рабочая программа предусматривает использование следующего учебно
методического комплекса:
1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. М.:
Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. Москва. Терра Terra, 1992.
3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. М, 1991.
4. Грехова Л. И. В союзе с природой: экологоприродоведческие игры и развлечения с
детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М,
Сфера, 2001. 6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако//
Начальная школа. 1992. № 1112.
7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое
образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева.
Волгоград, 1996.
8. Ишутинов Л. М. Грибы это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. 2000. №
6.
9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.М., 1976.
10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. 2001. № 1.
11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. М., 1989. Машкова, С. В. Изучение
животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И.
Руднянская. Волгоград, 1996. С. 36.
12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А.
Никитина. Самара, 1996. 13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А.
Носаль И. М. Носаль. Ленинград., 1991.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате освоения программы курса «Земля – наш дом» формируются следующие
универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к
изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных
и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к
окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок,
живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения
окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты: овладение элементами самостоятельной организации
учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную
учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить
самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приёмов
исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста:
формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных
приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов
работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников
информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации,
представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков,
рисунков и др.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты: ценностноориентационная сфера – сформированность
представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения
взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе
культурного опыта человечества; познавательная сфера – наличие углубленных
представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми
организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение
базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук;
формирование элементарных
исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения
практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил
безопасного поведения в природе и социоприродной среде; трудовая сфера – владение
навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними
питомцами; эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные
данные образами из литературы и искусства; сфера физической культуры – знание
элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и
физического состояний от факторов окружающей среды. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА.
№
п/п
1.
2.
3.
Разделы, темы
Колво часов
ВВЕДЕНИЕ
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ
1
19
14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении
практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле
чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа
В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа
«знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном
творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию
рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова
«Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в
группах «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа
В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами
и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова
«Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда
.Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось»
работа по содержанию рассказа, работа в группах Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к
ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики»
Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о
барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах
«Собери мозаику»
Тема 12. Бобрстроитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение
рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение
рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова
«Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышканорушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение
рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как
то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с
картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова
«Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа
В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок.
Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление
портрета.
Тема 19. Косуля самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки
«Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это
меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» (14 часов)
Тема 21. Воробей самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные
приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа
В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока белобока «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа
В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока Трещётка»
Тема 25. «Лесной доктор» дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками
пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Дятел».
Тема 26. Соловей «великий маэстро» (1час) Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь
на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные
приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем
мозаику».
Тема 28. Загадочная птица кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение
и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над
народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой» совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок.
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто
и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами.
Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицысиницы» самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение
стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими
клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание
загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения
«Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и
анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра
«птичьи расцветки».
Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН крылатая компания. (1час)
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование
«Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки
сказок». КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ» НА 3 КЛАСС
№
Перечень разделов и тем
Дата
Примечания
План
Факт
1
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра
1. Введение (1 час)
«Поле чудес»
2. Дикие животные ( 19 часов)
Заяц «Длинное ухо»
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
Серый хищник волк
Хозяин леса медведь
Любознательный зверёк белка
Куница охотник на белок
Лесной красавец лось
Сердитый недотрога ёж
Подземный житель крот
Всеядное животное — барсук
Бобрстроитель
Запасливый бурундук
Кабан дикий родственник домашней свиньи
Мышканорушка
Рысь родственник кошки
Соболь «дорогой» зверёк
Тигр самая большая кошка на Земле
Косуля самый маленький европейский олень
Обобщающие занятие о диких животных
3. Пернатые жители (14 часов)
Воробей самая распространённая птица на
Земле
Ворона «интеллектуальная» птица
Ворон красивая, умная птица
Сорокабелобока «лесная сплетница»
«Лесной доктор» дятел
Соловей «великий маэстро»
Галка городская птица
Загадочная птица кукушка
«Пернатая кошка» сова
Любимая птица снегирь
«Сестрицысиницы» самые полезные птички
России
Наш добрый сосед скворец
«Золотая птица» — иволга
Обобщающее занятие о птицах
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 10
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 класс «Земля - наш дом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.