Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин россии", 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин россии", 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
5 кл
12.01.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин россии", 5 класс
В рамках эксперимента, проводимого в школе, по внедрению ФГОС ООО, встала задача разработки программ по внеурочной деятельности. Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей школьников, их интересов и способностей. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена для учащихся 5 классов. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Рабочая программа внеурочной деятельности Я - гражданин России.doc

Приложение 1.4.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В рамках эксперимента, проводимого в школе, по внедрению ФГОС ООО, встала задача разработки программ по внеурочной деятельности.

Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена     в соответствии с требованиями ФГОС ООО  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей  школьников, их интересов и способностей.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России»  составлена   для учащихся 5  классов.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность  России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Актуальность программы:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

            5 класс — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если  ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности   школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей, школы  и общества в области дополнительного образования и воспитания   школьников.

Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир,  литература,  изобразительное искусство  , краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.

Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи, малой Родина, Отечества).

Задачи:

·         дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

·         дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;

·         способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

·         дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

·         формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

·         способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего поселка

·         воспитывать любовь к школе, своему поселку,  народу, России, уважение к защитникам Родины;

·         дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

·         способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;

·         формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Программа направлена на формирование следующих ценностей:

·         любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

·         служение и долг перед Отечеством;

·         правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:

·         долг перед старшими поколениями и семьёй;

·         межэтнический мир; доверие к людям.

Направление программы  - духовно-нравственное.

Место проведения занятий – кабинет учащихся в школе, библиотека, школьный музей «Паллада».

             Программа «Я – гражданин России»  рассчитана на 1 год обучения, 34 часа,1  час в неделю.

В программу включены как теоретическая, так  и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, обрядов, экскурсии,  участие в акциях.

              Формы  и методы работы:

- индивидуальные;

- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)

- индивидуально-групповые;

- работа в парах, в тройках, в четвёрках;

- обсуждение результатов;

- подведение итогов.

- беседа;

 - рассказ;

 - путешествие;

 - игра;

 - викторина;

 - экскурсия;

 - конкурс;

 - сказка.

 

Формирование универсальных учебных действий

 

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

 

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

·         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

·         осознание ответственности за общее благополучие;

·         развитие этических чувств;

·         установка на здоровый образ жизни;

·         самооценка.

 

Требования к подготовке учащихся

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пе­ресказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершен­ствование логичности, доказательности суждений, умозаключе­ний, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания общество­ведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использо­вания историко-литературных источников, художественного на­следия для приобретения обобщенных представлений и перво­начальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по­лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

 

 

 

 

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первона­чальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанно­сти; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных приме­рах); международное сотрудничество, общечеловеческие про­блемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории матери­альной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, круп­ных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и куль­турных памятников страны.

 

Предполагаемые  результаты  реализации  программы:

 

·        ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

·        элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·        почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

· владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

·               Введение

            Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями.  Повторение пройденного материала.

 Моя Родина – Россия.

Теоретическая часть:   Ознакомление с народами России, городами, в которых живут люди разных национальностей,  с особенностями их культуры и быта. Ознакомление с русскими сувенирами, русской берёзкой и медведем.

Практическая работа: Выполнение рисунка матрёшки, медведя, подбор стихов о берёзе.

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, конкурс стихов.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: историческая карта, книги, картины., раздаточный материал, модели старинных предметов быта.

 

·                    Семья. Наши права и обязанности

Теоретическая часть: Знакомство с конвенцией о правах ребёнка,  правами детей в семье, обычаи в семье,   моя родословная. Обязанности детей и взрослых в семье.   Родословная семьи. Знакомство   со значением имён.

 Практическая работа: Составление альбома «Моя родословная»

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, «Конвенция о правах ребёнка».

·         Праздники  России

 Теоретическая часть: Праздники, которые отмечаются в России (День государственного флага, День Конституции, День пожилых людей, День матери, День Защитника Отечества, праздник Весны и Труда, День Победы.

Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей, Участие в конкурсе рисунков ко Дню матери . Участие в конкурсе чтецов «Стихи о маме»  Изготовление поделок на тему «Весна»

 Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

            Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, календарь праздников России.

 

·         Родной край

Теоретическая часть:  Знакомство с литературными произведениями о родине, знакомство с произведениями изобразительного искусства, достопримечательности родного края,  знаменитые люди нашего края, района,  лекарственные растения нашего края.

Практическая работа: встреча со знаменитыми людьми нашего края, района.

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

            Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Хабаровского края, книги о лекарственных растениях,  раздаточный материал, книги писателей и поэтов.

 

·                    Традиции и обычаи русского народа

 Теоретическая часть:  Знакомство с зимними русскими народными праздниками («Рождество», «Крещение Господне», «Масленица, «Старый Новый год, «Пасха» обычаями, традициями и атрибутами, их сопровождающими, Зимние приметы и пословицы.

Практическая работа: Разучивание народных песен, народных игр, обрядов.

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Удмуртской Республики, книги, раздаточный материал, книги писателей и поэтов Удмуртии.

 

·                    Итоговое занятие

Защита проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

 

Дата проведения

 

Примечание

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

 

 

Моя Родина – Россия

4

2

2

 

 

2.

Народы России

1

1

 

 

3.

Русские сувениры. Изображение матрешки

1

1

 

4.

Медведь – символ России.

1

 

1

 

 

5.

«Восславим русскую берёзку…»

1

1

 

 

 Семья. Наши права и обязанности

7

4

3

 

 

6.

Я и семья. На что имею право

1

1

 

7.

Я и семья. Мои обязанности

1

1

 

8.

Меня зовут…

1

1

 

9.

Наша дружная семья.

1

1

 

10.

Обычаи нашей семьи.

1

1

 

11.

Моя родословная. 

1

1

 

12.

Я и моя родня.

1

1

 

 Праздники России

11

6

5

 

 

13.

День России.

1

1

 

 

14.

День народного единства.

1

1

 

 

15.

Символы России

1

1

 

16.

День Конституции.

1

1

 

 

17.

День матери.   Конкурс чтецов «Стихи о маме»

1

1

 

18.

День Героев Отечества

1

 

1

 

19.

День Защитников Отечества.

1

1

 

20.

8 Марта. Конкурс поздравительных открыток.

1

 

1

 

21.

День Космонавтики.

1

1

 

22.

Праздник Весны и Труда

1

1

 

23.

День Победы.

1

 

1

 

 Родной край

4

1

3

 

 

24.

Лекарственные растения родного края.

1

1

 

25.

Достопримечательности родного края

1

1

 

26.

Знаменитые люди нашего края

1

1

 

27.

Знаменитые люди нашего района

1

1

 

Традиции и обычаи русского народа

6

1

5

 

 

28.

 Традиции и обычаи русского народа. 

1

1

 

 

29.

 «Русская зима» Святки

1

 

 

30.

 «Русская зима» Старый Новый год

1

 

 

31.

 «Русская зима» Крещение Господне

1

 

 

32.

  «Русская зима» Масленица

1

 

 

33.

  «Пасха»

1

 

 

34.

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

 

1

 

 

Итого:

34

15

19

 

 

 

материально- техническое ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

 

Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.

Интернет ресурсы

 

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html

http://redday.ru/

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-kray-rodnoy/42/

 

Библиотечный фонд для учителя

 

  1. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.
  4. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

 

 Библиотечный фонд для учеников

 

1.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о Родине. Справочник школьника. – СПб.:  Издательский Дом «Литера», 2008.

2.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

 


Скачано с www.znanio.ru

Приложение 1.4.

Приложение 1.4.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках эксперимента, проводимого в школе, по внедрению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках эксперимента, проводимого в школе, по внедрению

России, уважение к защитникам Родины; · дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; · способствовать развитию…

России, уважение к защитникам Родины; · дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; · способствовать развитию…

Регулятивные УУД волевая саморегуляция; оценка; коррекция

Регулятивные УУД волевая саморегуляция; оценка; коррекция

Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для…

Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для…

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь,

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь,

Содержание программы ·

Содержание программы ·

Методы и приёмы : практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов

Методы и приёмы : практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ОБЕСПЕЧЕНИЕ Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

ОБЕСПЕЧЕНИЕ Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017