Цели программы «Здоровые дети - здоровая нация»»:
1. Утверждение приоритетности охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском доме.
2. Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровье сберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского дома. Программа предназначена для воспитанников 11-18 лет, получивших определённые знания, умения и навыки по физической культуре в общеобразовательном учреждении.
Данная программа состоит из двух блоков и является комплексной.
Литература.
1. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
2. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3.1.4.
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области
«Центр психолого – педагогического и медико – социального
сопровождения детей» п.Модин
Принята на заседании
педагогического совета
От « 30» 08. 2015г.
Протокол №__1____
Озинского района
Утверждаю:
Директор ГБУ СО «Центр ППМС»
п.Модин Озинского района
____________/Романюта. О.В./
« 30»_08. 2015 г.
Рабочая программа
«Здоровые дети – здоровая нация»
(срок реализации 3 года)
Жаксибаев А.Е.МОДИН 2015 год
Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и
предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее
страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и
является чутким барометром социальноэкономического развития страны.
О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего
поколения, стали говорить открыто на уровне как государства, так и отдельно
взятого учреждения.
Цели программы «Здоровые дети здоровая нация»»:
1. Утверждение приоритетности охраны и укрепления здоровья всех
участников образовательного процесса в детском доме.
2. Создание оптимальных социальнопедагогических, психологических и
здоровье сберегающих условий развития и функционирования личности
воспитанника в условиях детского дома.
Данная цель может быть реализована путём решения следующих задач:
1.обучающих:
сформировать необходимые знания по истории, теории, методике
физической культуры (врачебный контроль и самоконтроль, гигиена,
техника безопасности и т.п.);
познакомить воспитанников с техникой и тактикой различных видов
спорта;
познакомить с правилами и организацией проведения соревнований.
2. развивающих:
развивать устойчивый интерес к занятиям спортом;
развивать всестороннюю физическую подготовку;
укреплять здоровье воспитанников.
3. воспитательных:
воспитание стремления к здоровому образу жизни;
воспитание моральных, волевых качеств; чувства дружбы и товарищества,
готовности к взаимопомощи.
воспитание навыков общественного поведения.
Данные задачи сконцентрированы на развитии устойчивого интереса к
занятиям спортом, на стремлении к здоровому образу жизни, на
организации досуга подростков и профилактику девиантного поведения,
посредством вовлечения их в физкультурнооздоровительное движение.
Задачи:
проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в
детском доме;
популяризация здорового образа жизни;
противостоянию вредным привычкам;
увеличение количества воспитанников, вовлеченных в объединения
спортивной направленности; совершенствование системы спортивнооздоровительной работы;
отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в
сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.
Основными направлениями в реализации программы являются:
организация воспитательной работы по пропаганде здорового образа
жизни;
организация каникулярного времени воспитанников;
медицинское сопровождение;
физкультурнооздоровительная работа;
психологическое сопровождение.
Ожидаемые результаты:
1. Стабилизация показателей здоровья воспитанников:
– функционального состояния здоровья (осанки, зрения);
– заболеваемости органов пищеварения;
– заболеваемости органов дыхания;
– общего уровня заболеваемости детей.
2. Успешная социализация детей.
3. Овладение воспитанниками методами контроля за уровнем своей
физической подготовленности и здоровья.
4. Охват 100% воспитанников физкультурнооздоровительной программой
«Здоровые дети здоровая нация».
Материальнотехническая база, необходимая для реализации программы:
тренажерный зал;
площадки и спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом
воздухе;
медицинский кабинет;
кабинет педагогапсихолога.
Организация образовательного процесса
Программа предназначена для воспитанников 1118 лет, получивших
определённые знания, умения и навыки по физической культуре в
общеобразовательном учреждении.
Данная программа состоит из двух блоков и является комплексной.
Первый блок в основе которого АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Второй блок в основе которого ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА. Оба блока
включают в себя одинаковые виды спорта: Лёгкая атлетика, Лыжная
подготовка, Баскетбол, Футбол, Атлетическая гимнастика. Блоки
отличаются распределением часов, в первом блоке Атлетическая
гимнастика 64 часа (первый год обучения и 74 часа второй и третий год), во
втором блоке Лёгкая атлетика 64 часа (первый год обучения и 74 часа
второй и третий год). Два блока созданы для того, что бы занимающиеся
могли выбрать или силовую направленность или выносливость.В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые
позволяют корригировать различные звенья опорнодвигательного аппарата,
мышечные группы.
На занятиях воспитанники должны овладеть доступными им
простейшими видами построений.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают
возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на
ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях
сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки
позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно
сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают воспитанникам
овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в
соответствующем направлении, темпе, ритме. Постоянно регулируется
физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных
положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их
выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач
обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений,
направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки,
метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно
важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и
метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование
должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости,
гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при
выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость
действий с предметами, глазомер. Воспитанники учатся правильному захвату
мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно
выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение
полета мяча с ориентиром.
Лыжную подготовку в условиях детского дома рекомендуется
проводить с 1 класса. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в
зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого
времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый
комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и
др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Подвижные
игры».
В него включены подвижные игры, направленные на развитие
двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей
развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность,
сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективнымдействиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей
друг с другом, между группами детей.
Основной формой организации занятий по физической культуре является
урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной,
основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на
других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как
объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных
занятий), оценку (похвалу, поощрение) с учетом конкретного содержания и
целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры,
занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес
детей к урокам физкультуры.
Обязательным
является контроль за физическим развитием и
физической подготовленностью воспитанников, что позволяет отслеживать
динамику развития воспитанников.
Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в октябре и
апреле на занятиях физкультуры. Учитывается, что ученики 5—10 классов
находятся на предпубертатном и пубертатном этапах развития, поэтому
особенно важно соблюдать необходимые меры по охране здоровья и
реализовывать индивидуальный подход.
Объем необходимой двигательной активности
Двигательная активность воспитанников 7 10 лет
Ежедневный
объем
времени
занятий
Физкультурнооздоровительные
мероприятия
Гимнастика до
учебных
занятий, мин
Подвижные игры на
свежем воздухе в
свободное время, мин
Занятия в
спортивных
секциях по
интересам,
ОФП, в нед
Спортивные мероприятия
Участие
в
соревнованиях
учебном
в
году,
колво
раз
34
МСМ в
учебном
году,
колво
раз
810
Спортивные мероприятия
Участие
в
соревнованиях
учебном
в
году,
колво
раз
46
МСМ в
учебном
году,
колво
раз
1012
Время, раз
выполнение
56
Воспитатель
или
самостоятельно
4050
Воспитатель
самостоятельно
или
34
Руководитель по ФВ
Двигательная активность воспитанников 11 13 лет
Ежедневный
объем
времени
занятий, ч
Физкультурнооздоровительные
мероприятия
Гимнастика до
учебных
занятий, мин
Подвижные игры на
свежем воздухе в
свободное время, мин
Занятия в
спортивных
секциях по
интересам,
в нед
2
выполнение
56
самостоятельно Воспитатель
4050
самостоятельно
или
34
Руководитель по ФВ
Двигательная активность воспитанников 14 16 летЕжедневный
объем
времени
занятий, ч
Физкультурнооздоровительные
мероприятия
Гимнастика до
учебных
занятий, мин
Подвижные игры на
свежем воздухе в
свободное время, мин
Занятия в
спортивных
секциях по
интересам,
в нед
Спортивные мероприятия
2
выполнение
56
самостоятельно самостоятельно
4050
35
Руководитель по ФВ
Участие
в
соревнованиях
учебном
в
году,
колво
раз
810
МСМ в
учебном
году,
колво
раз
1216
Литература.
1.
2.
3.
4.
5.
Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 37 лет. Система
работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
Вареник Е.Н. – Физкультурноеоздоровительные занятия с детьми 57
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 Кн. для работников
дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская,
В.И. Теленч. Сост. В. И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для
работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я.
Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. –
143 с.
Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам. Младший
возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с.