У р о к 7. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДОЮДО»
КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ГЕРОИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ
Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о
русских народных сказках; сообщить, что данная сказка относится к
волшебным сказкам героического содержания; пробудить интерес и желание
обращаться к фольклорным произведениям в будущем; научить отличать
виды сказок, их жанровые особенности, составлять схему построения
волшебной сказки.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему
построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать
героев сказки, строить рассказ о герое.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в
творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные:
представленную в
изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково
символические средства для решения различных учебных задач.
понимает информацию,
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебнопознавательных задач.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… – писал А. М. Горький. – Чем
лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно
поймем великое значение творимого нами настоящего».
Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о
хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они
трудились, как воевали, защищая родную землю, к чему стремились и с чем
боролись. «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки
русские, – советовал А. М. Горький. – Вникайте в прелесть простонародной
речи, строение фразы… Вы увидите здесь поразительное богатство образов,
мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту».
Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения,
достигая необычайной выразительности. Народтворец кропотливо, веками
совершенствовал форму и содержание сказок. В таких произведениях нет
случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний, без нужды затягивающих
действие. Добро всегда торжествует в сказке, Зло – наказывается.
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудоюдо» – сказка волшебная,
содержание у нее героическое.
II. Чтение сказки учащимися.
III. Беседа, выясняющая, насколько интересна и понятна сказка
учащимся.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка? Почему?
2. Назовите положительных и отрицательных героев.
3. Кто из героев понравился больше? Почему? (Кто и почему не
понравился?)
4. Как народ называет главного героя на протяжении всего действия
сказки?
5. Можно ли Ивана назвать героем?
6. В чем заключается его подвиг?
7. Какие особенности сюжета вы можете назвать?
Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, сказки о
животных и бытовые сказки. «Иван – крестьянский сын…» относится к
группе волшебных сказок. Герой произведения совершает подвиг во имя
Родины, значит, это волшебная сказка героического содержания.
Домашнее задание: прочитать сказку, ответить на вопросы.
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.