Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
18.01.2017
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Урок 8.docx
У р о к  8. «ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО­ЮДО».  ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ  В ОЦЕНКЕ АВТОРА – НАРОДА Цели   деятельности   учителя: учить характеризовать героев сказки, строить   рассказ   о   герое;   раскрыть   моральные   качества   героя;   обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную   мысль   произведения;   совершенствовать   работу   по   восприятию   и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы  изучения темы: Предметные   умения:  знать  жанровые   особенности   сказки,   схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные:  осваивает   новые   виды   деятельности,   участвует   в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные:  принимает   и   сохраняет   учебную   задачу;   планирует   (в сотрудничестве   с   учителем   и   одноклассниками   или   самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные:    представленную   в изобразительной,   схематичной,   модельной   форме,   использует   знаково­ символические средства для решения различных учебных задач. понимает   информацию, Коммуникативные:  строит   небольшие   монологические   высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных задач. Х о д   у р о к а I. Анализ текста сказки. Вопросы:  1. Понравилась ли сказка? 2. Интересен ли вам Иван – крестьянский сын? 3. Можно ли утверждать, что Иван – сын своего народа, его часть, его  защитник? Почему? 4. Каковы, по­вашему, истоки силы героя? ОБРАЗ ИВАНА В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей, Иван,   которого   старшие   братья   не   желали   взять   с   собой   в   путь­дорогу, окажется   защитником   своей   земли!   Постепенно   углубляясь   в   сказочные события, мы наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя. Вопрос:   Найдите   в   тексте   слова,   над   которыми   Иван   в   первый   раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».) Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом­юдом. Задание:   Прочитайте,   как   описывается   появление   чуда­юда   о   шести головах, о девяти, о двенадцати головах. Каждый раз образ чуда­юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли». Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему? Изображая   нарастающую   с   каждым   разом   опасность,   автор   –   народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный   прием,   используя   который,   автор   показывает   смелость, храбрость,   неустрашимость   Ивана,   чем   вызывает   у   читателя   любовь   и уважение к защитнику своей земли. Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем? В   первый   раз   не   дрогнул,   отвечал   мудро;   во   второй   –   проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим. Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники? И   это   художественный   прием.   С   помощью   такого   противопоставления достигается   следующее:   на   фоне   спесивых   бездельников   ярко   показан простой и скромный победитель. Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник. Автор   –   народ   хотел   изобразить   героя   умным,   сильным,   скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын. ОБРАЗ ВРАГА Для того чтобы усилить впечатление от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть. Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать слушателя,   читателя,   а   для   того,   чтобы   вызвать   отвращение   к   врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело. Двенадцатиголовому   змею   Иван   спокойно   говорит:   «Пришел   я   с   тобой насмерть   биться,   от   тебя,   проклятого,   добрых   людей   избавить».   В   этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки. КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ Вопросы  и задания: 1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите. 2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.) 3.  Какие   словосочетания   замедляют   действие?  («Долго   ли   коротко   ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.) 4.   Приведите   примеры   постоянных   эпитетов.  («Добрый   молодец», «булатный меч» и др.) Обратите   внимание   на   концовку   сказки.   В   ней   еще   раз   (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван­крестьянский сын с братьями вернулся домой,  к   отцу,   к   матери.  И   стали   они   жить   да   поживать,  поле   пахать   да пшеницу сеять». В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину. – Как можно сформулировать мораль сказки? Чудо­юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие   силы   земли   русской,   это   и   помогло   победить   врага.   Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость: •  В каком народе живешь, того и обычая держись. •  Своя земля и в горсти мила. •  Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать. •  Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. •  На Руси не все караси – есть и ерши. •  В чужой монастырь со своим уставом не лезь. II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ. Домашнее   задание:  чтение   и   пересказ   сказок   «Журавль   и   цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40–46).

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017