У р о к 8. «ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДОЮДО».
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ
В ОЦЕНКЕ АВТОРА – НАРОДА
Цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки,
строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить
внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять
главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и
пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа
и речи.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему
построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о
герое, характеризовать его.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в
творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные:
представленную в
изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково
символические средства для решения различных учебных задач.
понимает информацию,
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебнопознавательных задач.
Х о д у р о к а
I. Анализ текста сказки.
Вопросы:
1. Понравилась ли сказка?
2. Интересен ли вам Иван – крестьянский сын?
3. Можно ли утверждать, что Иван – сын своего народа, его часть, его
защитник? Почему?
4. Каковы, повашему, истоки силы героя? ОБРАЗ ИВАНА
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей,
Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путьдорогу,
окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные
события, мы наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость
юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз
заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну,
братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться
да приглядываться».)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали
под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и
сам вступил в единоборство с чудомюдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чудаюда о шести
головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чудаюда становится все страшнее. Во время появления
его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра
земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор – народ
подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это
специальный прием, используя который, автор показывает смелость,
храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и
уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил
находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные
помощники?
И это художественный прием. С помощью такого противопоставления
достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан
простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На
самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой,
защитник. Автор – народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным,
простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатление от вида мерзкого чудовища, народ
изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать
слушателя, читателя, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу,
возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как
борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой
насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой
реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
3. Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли
ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
4. Приведите примеры постоянных эпитетов.
(«Добрый молодец»,
«булатный меч» и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит)
повторяется главная мысль: «А Иванкрестьянский сын с братьями вернулся
домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да
пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни,
мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий
честь, совесть, любящий свою Родину.
– Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудоюдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная
жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все
лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это
подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
• В каком народе живешь, того и обычая держись.
• Своя земля и в горсти мила.
• Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• На Руси не все караси – есть и ерши. • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.
Домашнее задание: чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок
о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40–46).
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.