У р о к 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
Цели деятельности учителя: совершенствовать речевые умения,
восприятие и понимание отличий волшебной сказки от литературного
произведения, навыки пересказа; повторить «законы» волшебной сказки;
помочь овладеть навыком создания творческих работ; учить сочинять свою
сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных
заданий.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного
языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и
использование выразительных средств языка в соответствии с
коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению,
проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные:
адекватно оценивает свои достижения, осознает
возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные:
выполняет учебнопознавательные действия в
материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает
причинноследственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебнопознавательных задач.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое
место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.
Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные
средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С.
Пушкин. А вот слова из его произведения:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. II. Речевая разминка.
«Загоревал Иванцаревич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел
железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел
искать жену свою, Василису Премудрую».
Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова.
Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при
чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть
интонация?
Чтение текста в манере «сказывания».
III. Игра «Подбери постоянный эпитет».
лес (дремучий)
дуб (могучий)
море (синее)
солнце (красное)
стрелы (острые)
стрелы (каленые)
ворон (черный)
сокол (ясный)
Вопросы :
1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки?
Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают
как бы сам собой?
2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно
доказать, что перед нами сказка?
3. Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.)
Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и
другие.) Что же такое сказка?
Сказка (волшебная) – это «автономное государство» со своими границами,
жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.
IV. Беседа о композиции сказки.
Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке
развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в
сложной ситуации, так как нарушает какойлибо запрет. («Не пей из лужицы,
козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы
выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и
предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в
сказке бывает побеждено, торжествует Добро. (Все эти правила можно
выяснить с учащимися, задавая им вопросы.) Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких
законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел
более 30 моментов, которые составили определенную схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
3. Вредительство или недостача.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным
предметом).
7. Появление противника.
8. Борьба.
9. Победа.
10. Возвращение героя.
11. Ложный герой.
12. Трудные испытания.
13. Узнавание героев.
14. Указание ложного героя. Наказание его.
15. Счастливый конец (свадьба).
Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какиелибо
исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа
сказки.
Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса
Премудрая»? Приведите примеры.
V. Составление сказки. Коллективная работа.
Задание: Постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В.
Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.
Запись в тетради.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.