У р о к 10. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК.
«ПОДВИГ ОТРОКАКИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ
ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ
Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской
литературе, жанре и идейнохудожественных особенностях летописи;
ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»;
развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по
прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать
и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению,
проявляет способность к самооценке своих действий, поступков;
положительно относится к учению,
познавательной деятельности,
приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные:
адекватно оценивает свои достижения, осознает
возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления;
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,
операции, действует по плану.
Познавательные:
выполняет учебнопознавательные действия в
материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает
причинноследственные связи, делает обобщения, выводы; осознает
познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а
также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
вступает в учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого
поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,
формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и
обосновывает ее.
Коммуникативные:
I. Вступительное слово учителя.
Х о д у р о к а В Х веке на Русь пришла новая вера – христианство. (Из предыдущих
уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало
язычество.) В связи с этим возникла необходимость в широком
распространении веры, и помочь в этом могли книги.
Прежде всего князь Владимир пригласил в Россию ученыхфилологов из
Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создали новую азбуку, которая
и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью
письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно
угасала.
С появлением новой, более простой письменности росло количество
образованных людей.
Книга сыграла громадную роль в распространении, а затем укреплении
христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из
Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских
авторов, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр,
свойственный только литературе Древней Руси), «Повесть временных лет» –
XII в., различные жития.
Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.
«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до
наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это
произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие
темы, как национальнопатриотическая, тема борьбы княжеств за объединение
и другие.
Повесть «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы Претича»,
вошедшая в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших
«в лето 6476 г.» (968 г.) – о захвате русских земель печенегами.
II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л.
Дмитриеву (учебник, с. 47).
III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с.
47).
IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно
читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием
на доску трудных слов.
V. Беседа.
В о п р о с ы :
1. Какой подвиг совершил отроккиевлянин? 2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие,
ум, желание защитить свой город.)
5. Какая тема пронизывает это произведение?
Любовь к Родине – вот основная тема повести. Все герои сплотились, все
преследуют одну цель – прогнать врага с родной земли. Не имея возможности
победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. Их
действия увенчались успехом.
VI. Составление цитатного плана.
План (примерный):
1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в
Переяславце…»
2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»
3. «Осадили печенеги город…»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам
князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)
10. «…послали киевляне к Святославу…»
11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною …прогнал
печенегов… и был мир…»
VII. Пересказ повести по плану.
VIII. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).
Учащиеся, работая в группах, формулируют свою версию ответа на
поставленную проблему о роли повторяющихся союзов в тексте.
IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг
молодого киевлянина».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем
планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так
стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится,
совпадает ли их представление героя с видением художника). X. Обобщение.
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева: «Прошлое
должно служить современности!» (с. 51, учебник).
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.