У р о к 1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ КНИГИ
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(I вариант)
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со структурой и
особенностями учебникахрестоматии; заинтересовать учебным предметом –
литературой; сообщить задачи по предмету, которые ставятся в новом
учебном году; побудить к дискуссии о роли книги в жизни человека.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения: знать роль литературы в духовной жизни России,
место книги в жизни человека; владеть навыками литературного чтения,
использовать приобретенные знания для создания творческих работ.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной
деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает;
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в
материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы
других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою
точку зрения.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями
этого вида искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все
это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений,
характеров.
Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки
нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.
Изучение нового для вас предмета начинается с мифов, затем – устное
народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая,
а за ней – современная литература. На уроках литературы в этом учебном году мы продолжим работу по
развитию беглого выразительного чтения,
совершенствованию
монологической речи, умения пересказывать, будем пополнять знания по
теории литературы, встретимся с новыми книгами, писателями.
Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, утверждавшим, что чтение – лучшее
учение? Почему?
II. Беседа о прочитанном в дни летних каникул.
В о п р о с ы :
1. Книги каких авторов вы прочитали? О чем они?
2. Что взволновало вас в этих произведениях?
3. Чему научились вы у героев книг? От каких черт характера этих героев
вы отказались бы?
4. Что из прочитанного вы предложили бы своим друзьям? Почему?
Следуют пересказы прочитанных произведений, чтение стихотворений,
ребята показывают полюбившиеся книги, поясняют свои иллюстрации к
ним. Можно провести литературную викторину или литературное лото.
III. Ознакомление с учебником.
Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить
где изображена картина
слова «титул»,
М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует
ознакомление с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе
беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.
«титульный лист»),
Палех. Лаковая миниатюра – живопись на небольших лаковых изделиях
(шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских
художниковминиатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй.
Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают
из папьемаше, грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе
приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты,
пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком,
который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и
силу краскам.
Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин.
У лукоморья дуб зеленый…». Ребята рассматривают изображения героев
великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение
вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится
над вторым форзацем. Далее ученики знакомятся с коллективом авторовсоставителей,
редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как
предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их
назначении.
Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по
настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении,
задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл
прочитанного, делать выводы.
Здесь можно пригласить ребят на 1й библиотечный урок, так как именно в
библиотеке можно выбрать книги по интересам, которые поведут в мир
знаний.
IV. Чтение вводной статьи учебника (с. 3). Работа с иллюстрациями (с.
4), по вопросам и заданиям (с. 5–6).
Домашнее задание: перечитать статью, составить ее план, уметь
пересказать текст.
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.