У р о к 2. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
(внеклассное чтение)
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я : познакомить с понятиями
«язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых,
занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать
благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и
желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как
сложного единства, их представления об окружающем мире.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения:
знать мифы разных народов, разнообразие
тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом
человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф
от сказки, легенды и былины.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет
интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально
этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные:
выполняет учебнопознавательные действия в
материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает
причинноследственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебнопознавательных задач.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя.
Литература – это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от
слова «культ» – вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может
считаться культурным человеком.
Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства
на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество – это тоже религия. Дословно язычество – от «языки»
(народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.
Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?
Миф – это греческое слово, означает «предание», «сказание».
Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не
сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые
исследователи.
Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских
мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813 гг.),
профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и
российской мифологии.
III. Эвристическая беседа.
1. Что такое миф?
2. Почему люди складывали мифы?
3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное
место? Что значит «верховный бог»?
4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?
5. Можно ли миф назвать фантастическим рассказом? Почему?
IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.
Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.
На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить
понятие «праславянский») – Перун и Велес. Боги изображались в виде
идолов. Перун – бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и
молниями*. Велес – богпокровитель животных и растений.
Чуть ниже другие боги – Сварог и Дажбог. Сварог – бог неба, Дажбог –
бог огня небесного.
К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными
циклами, – Род, Гур.
Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся Доля, Лихо,
Правда, Кривда, Смерть.
К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные,
русалки, кикиморы, медведь, волк).
Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими
уровнями.
Миф описывался системой двоичных представлений (доля – недоля, весна
– зима, счастье – несчастье, чет – нечет, правый – неправый, небо – земля,
солнце – луна, белый – черный, старый – молодой, близкий – дальний). Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало
конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины
славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. –
условная дата начала русской культуры**.)
Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.
V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей,
полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ ее
содержания.
В те времена был Богумир – муж Славы, и имел он трех дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена
отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.
И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала
она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж,
чтобы увидеть внуков».
Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И
доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра. И увидел в
вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.
И сказали они:
– Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в
походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех
мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда
идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя –
Древа, а другая – Скрева, а третья – Полева.
Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший – Рус. От них идут
северяне и русы.
Три же мужа были, все три – Утренник, Полуденник и Вечерник.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?
2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным
источником древних знаний?
3. Сколько детей произошло от Богумира и Славы? Назовите их.
4. Какие боги для этих героев являлись главными?
5. Какие стояли на самом низком уровне?
6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?
7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими
сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов? (В XIII в. славяне изза условий жизни разделились на западную, южную
и восточную группы. К группе восточных славян принято относить
словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)
VI. Творческая работа.
Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе
представляете.
(На доске вывешиваются рисунки учащихся, создается галерея образов.)
Б е с е д а з а к л ю ч и т е л ь н а я .
1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами
лешие, домовые, русалки?
2. Подумайте: что такое сказка?
3. Чем отличается миф от сказки?
(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки
остаются на доске (стенде) до следующего урока.)
Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.