У р о к 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ
Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать
речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и
использовать приобретенные знания для создания творческих работ.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения:
их
отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых
жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского
фольклора.
знать малые фольклорные жанры,
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные:
испытывает положительное отношение к учению,
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает,
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в
материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебнопознавательных задач.
Оборудование: иллюстрация с изображением гриба мухомора; учебник.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
Рождение устного народного творчества затерялось гдето в глубине веков.
Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки,
пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и
плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в
лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения,
переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка,
удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном
народном творчестве.
В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает
фантастичность и реалистичность современных сюжетов. II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве.
Беседа по вопросам:
1. Что такое фольклор?
2. Устное народное творчество – это жанр (genre (фр.) – вид) литературы.
Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка,
прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка,
сказка.)
Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою
речь) на с. 8.
III. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.
«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное
человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки». (Ю.
Г. Круглов.)
Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение
предметов и явлений действительности или их описание, которое
предлагается разгадать.
Все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в
загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно
представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за
хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в
ее поведении.
Есть загадкивопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени».
Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного
количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да!
Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только
человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут
обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом «Без
имени» согласятся все.
Еще один вид – загадкизадачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по
лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон
осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так.
Правильный ответ: «Ни одной». Одну он убил, а остальные улетели.
Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную
деятельность, тренируют сообразительность.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Сходство всех четырех видов загадок – в их построении. Композиция
состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ. Загадкииносказания и загадкиописания отличаются от загадоквопросов и загадокзадач тем, что
они созданы на основе поэтической образности, с использованием большого
количества художественных деталей.
Загадкивопросы и загадкизадачи сильны своей логикой, игрой ума.
IV. Обучение составлению загадки.
1. Загадкаиносказание.
Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим.
Например, учитель показывает рисунок грибамухомора, крупного,
нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно
вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб – старожил леса,
«старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже
почти сложилась:
Стоит в лесу старичок,
Надел красный колпачок.
2. Загадкаописание.
Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку.
Подбираются глаголысинонимы, характеризующие движение реки: бежит,
катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что
поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:
Бежитбежит, шумитшумит, а все никак не вытечет. (Река.)
Работу можно продолжить в виде конкурса, итоги которого подводит
выбранное жюри.
Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя
соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание
учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного
народного творчества частотны такие художественные средства
выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание,
эпитет, гипербола; говоря иначе – широко используются средства языка.
V. Запись учащимися загадок, составленных дома, обсуждение в
классе.
Домашнее задание: прочитать статью учебника «Русские народные
сказки» (с. 8–10).
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.