Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
18.01.2017
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Урок 3.docx
У р о к  3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ Цели   деятельности   учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь   учащихся;   помочь   овладеть   умениями   складывать   частушку   и использовать приобретенные знания для создания творческих работ. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы  изучения темы: Предметные   умения:   их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора;  уметь  воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.  знать  малые   фольклорные   жанры, Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные:  испытывает   положительное   отношение   к   учению, познавательной   деятельности,   желание   приобретать   новые   знания,   умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные:  принимает   и   сохраняет   учебную   задачу;   планирует   (в сотрудничестве   с   учителем   и   одноклассниками   или   самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные:  осознает   познавательную   задачу;   читает   и   слушает, извлекает   нужную   информацию,   а   также   самостоятельно   находит   ее   в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные:  строит   небольшие   монологические   высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных задач. Оборудование: иллюстрация с изображением гриба мухомора; учебник. Х о д   у р о к а I. Вступительное слово учителя. Рождение устного народного творчества затерялось где­то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее   будущее.   Веками   люди   оттачивали   созданные   произведения, переделывая,   дополняя,   создавая   новые   варианты.   Мудрость,   смекалка, удалое   веселье,   задиристость,   напевность   сконцентрировались   в   устном народном творчестве. В   наши   дни   этот   вид   творчества   продолжает   развиваться,   он   отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов. II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве. Беседа по вопросам: 1. Что такое фольклор? 2. Устное народное творчество – это жанр (genre (фр.) – вид) литературы. Назовите малые жанры этого  творчества.  (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка,   считалка,   приговорка,   скороговорка,   загадка,   частушка, сказка.) Задания  учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8. III. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке. «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки». (Ю. Г. Круглов.) Что   же   такое   «загадки»?  Загадки  –   это   иносказательное   изображение предметов   и   явлений   действительности   или   их   описание,   которое предлагается разгадать. Все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке   «Поле   не   мерено,  овцы   не   считаны,  пастух   рогат»   иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении. Есть загадки­вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени». Такие   загадки   требуют   неординарного   мышления.   Нужно   из   громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом «Без имени» согласятся все. Еще один вид – загадки­задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось   на   дереве?»   Ответ:   «Осталось   две   вороны».   Но   это   не   так. Правильный ответ: «Ни одной». Одну он убил, а остальные улетели. Загадки   развивают   наблюдательность,   активизируют   мыслительную деятельность, тренируют сообразительность. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Сходство   всех   четырех   видов   загадок   –   в   их   построении.   Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ. Загадки­иносказания и загадки­описания отличаются от загадок­вопросов и загадок­задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, с использованием большого количества художественных деталей. Загадки­вопросы и загадки­задачи сильны своей логикой, игрой ума. IV. Обучение составлению загадки. 1. Загадка­иносказание. Важно,   чтобы   учащиеся   смогли   сопоставить   один   предмет   с   другим. Например,   учитель   показывает   рисунок   гриба­мухомора,   крупного, нагнувшегося  под тяжестью своей шляпки.  Сообщает,  что гриб уже  давно вырос,   ему   тяжело   стоять   прямо,   значит,   этот   гриб   –   старожил   леса, «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась: Стоит в лесу старичок, Надел красный колпачок. 2. Загадка­описание. Учитель   предлагает   учащимся   представить   себе   горную   реку. Подбираются глаголы­синонимы, характеризующие движение реки:  бежит, катится,  шумит,  несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки: Бежит­бежит, шумит­шумит, а все никак не вытечет. (Река.) Работу   можно   продолжить   в   виде   конкурса,   итоги   которого   подводит выбранное жюри. Аналогичную   работу   можно   провести   и   по   жанру   частушки,   используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного   творчества   частотны   такие   художественные   средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; говоря иначе – широко используются средства языка. V.   Запись   учащимися   загадок,   составленных   дома,   обсуждение   в классе. Домашнее   задание:  прочитать   статью   учебника   «Русские   народные сказки» (с. 8–10).

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017