Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
18.01.2017
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Урок 4.docx
У р о к  4. СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.  РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА­ЛЯГУШКА» Цели   деятельности   учителя:  ознакомить   с   волшебной   сказкой; обучить   художественному   пересказу,   в   котором   максимально   сохраняется текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы  изучения темы: Предметные   умения:  знать  жанровые   особенности   сказки,   схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные:  испытывает   желание   осваивать   новые   виды   деятельности, участвовать   в   творческом,   созидательном   процессе;   осознает   себя   как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные:  принимает   и   сохраняет   учебную   задачу;   планирует   (в сотрудничестве   с   учителем   и   одноклассниками   или   самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные:    представленную   в изобразительной,   схематичной,   модельной   форме,   использует   знаково­ символические средства для решения различных учебных задач. понимает   информацию, Коммуникативные:  строит   небольшие   монологические   высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных задач. Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания. Б е с е д а   п о   в о п р о с а м  (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника): 1. Что такое сказка? 2. Поясните слова А. С. Пушкина: Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. 3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок? 4. Что хотели люди отразить в сказках? 5. Какие виды сказок вы знаете? 6.   Поясните,   что   такое   «присказка»,   «зачин»,   «концовка»,   «постоянные эпитеты». 7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои? Далее   учащиеся   пересказывают   эпизоды   сказок,   где   ярко   проявились характеры героев. Обобщая   беседу,   учитель   подчеркивает   следующее:   сказка   занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она   являлась   и   является   сейчас   самым   распространенным,   самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев. М.   Горький   писал:   «Уже   в   глубокой   древности   люди   мечтали   о возможности летать по воздуху – об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковре­самолете». Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах­скороходах»… Мыслили о возможности  прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить  в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали   прялку,   одно   из   древнейших   орудий   труда,   примитивный   ручной станок  для  тканья  и  создали  сказку  о  Василисе   Премудрой...»  Это  сказка «Царевна­лягушка».   Поколение   следовало   за   поколением,   а   сказка   жила, совершенствовалась   и   выдержала   испытание   временем,   сейчас   существует несколько   вариантов   этой   сказки,   которые   сохранились   до   наших   дней.  С одним из них мы сегодня познакомимся. II. Чтение сказки учителем. Величаво   и   неторопливо   звучит   зачин,   напевно   –   повторы,   ярко   и назидательно   –   концовка.   Внимание   учащихся   заостряется   на   описании мастерства   Василисы   Премудрой,   на   отношении   к   ней   Ивана­царевича,   на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев. III. Фронтальная беседа по вопросам учебника «Волшебная сказка и ее герои» (с. 25). IV. Обучение художественному пересказу. В давние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, прочитав сведения, записанные в 50­е годы XX в. известным фольклористом Ю. Кругловым Он спросил у одной из сказительниц:   «А   разве   это   могло   быть?»   Она   ответила:   «А   как   же?   Все было!» – «И звери говорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..» Вера в правдивость сказки помогала сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки. Такое   мастерство   считалось   профессией,   к   этим   людям   относились   с уважением,   их   знали,   почитали,   так   как   без   них   жизнь   была   бы   скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату. До   нас   дошли   имена   сказителей:   Мария   Кривополенова,   Александра Королькова, Арина Федосова, Иван Ковалев. Эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли. Составление и запись плана пересказа. 1. Сватовство царевичей. 2. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковер за ночь; в) приехать на царский пир. 3. Иван­царевич и старый старичок. 4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой. 5. Царевич и Баба­Яга. 6. Счастливое завершение сказки. Домашнее   задание:  прочитать   сказку,   подготовить   пересказ   одного эпизода.

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс

Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017