У р о к 4. СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНАЛЯГУШКА»
Цели деятельности учителя: ознакомить с волшебной сказкой;
обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется
текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему
построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать
героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как
индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные:
представленную в
изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково
символические средства для решения различных учебных задач.
понимает информацию,
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебнопознавательных задач.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Б е с е д а п о в о п р о с а м (с опорой на статью «Русские народные сказки»
из учебника):
1. Что такое сказка?
2. Поясните слова А. С. Пушкина:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы знаете?
6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные
эпитеты».
7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои? Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились
характеры героев.
Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает
особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий
она являлась и является сейчас самым распространенным, самым
любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка
несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра
над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.
М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о
возможности летать по воздуху – об этом говорят нам легенды… а также
сказка о «ковресамолете». Мечтали об ускорении движения по земле – сказка
о «сапогахскороходах»… Мыслили о возможности прясть и ткать в одну
ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь
хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага;
создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной
станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Это сказка
«Царевналягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила,
совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует
несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С
одним из них мы сегодня познакомимся.
II. Чтение сказки учителем.
Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно – повторы, ярко и
назидательно – концовка. Внимание учащихся заостряется на описании
мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Иванацаревича, на
восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах
жизни героев.
III. Фронтальная беседа по вопросам учебника «Волшебная сказка и ее
герои» (с. 25).
IV. Обучение художественному пересказу.
В давние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране
и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие
слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки,
сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это
как правду. В этом можно убедиться, прочитав сведения, записанные в 50е
годы XX в. известным фольклористом Ю. Кругловым Он спросил у одной из
сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все
было!» – «И звери говорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было.
Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..» Вера в правдивость сказки помогала сказителю «околдовать» слушателя,
заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.
Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с
уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной,
неинтересной. На Русском Севере была традиция – брать сказителя в артель.
И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра
Королькова, Арина Федосова, Иван Ковалев. Эти люди вкладывали всю свою
душу в произведения, которые исполняли.
Составление и запись плана пересказа.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иванцаревич и старый старичок.
4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и БабаЯга.
6. Счастливое завершение сказки.
Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного
эпизода.
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.