У р о к 5. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ЦАРЕВНАЛЯГУШКА». ОБРАЗ ВАСИЛИСЫ
ПРЕМУДРОЙ
Цели деятельности учителя: подготовить учащихся к анализу
сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра, понять
внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера; развивать
речевые умения путем пересказа произведения.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему
построения сказки; уметь строить рассказ о герое, характеризовать его,
отличать виды сказок.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности,
участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как
индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные:
представленную в
изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково
символические средства для решения различных учебных задач.
понимает информацию,
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебнопознавательных задач.
Х о д у р о к а
I. Вступительная беседа.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. К какому виду сказок она относится?
3. Какие особенности народной сказки можете назвать?
4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна
лягушка»?
5. Почему Василису называют Премудрой?
II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем
уроке. Дома учащиеся уже отметили границы начала и окончания каждого
эпизода. В процессе анализа текста ведется словарная работа.
Чтение эпизода «Сватовство царевичей».
Вопросы:
1. В каких словах, фразах прочитанного текста появляется волшебство,
загадочность, сказочность? («В некотором царстве, в некотором
государстве…»; «Где стрела упадет, там и сватайтесь»; «Полетела его
стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушкаквакушка».)
2. Что изменится, если текст будет звучать подругому: «В государстве
жил царь… испугался Иван, хотел убежать…»? (Сказка потеряет
загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет
«сухим», неинтересным.) Таким образом, выразительный и богатый язык
является художественной особенностью сказки.
3. Как долго искал Иванцаревич свою стрелу? Почему он хотел
«отступиться от своей находки», «бежать»?
Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу.
Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где
же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно, все будут
смеяться! Царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму?
Меня люди засмеют!» Но царевналягушка терпеливо и упорно настаивает на
своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иванцаревич, жалеть не будешь».
4. Что же всетаки заставило нашего героя изменить свое отношение к
лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?
(Необычность героини, ее умение разговаривать, таинственность
произошедшего, желание узнать, что же будет дальше.)
Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются
передать основную мысль фрагмента.
Обобщающие вопросы:
Что вы поняли, читая этот эпизод? Какие они, наши герои – Царевна
лягушка и Иванцаревич?
I и с п ы т а н и е . «Выпечка хлеба за одну ночь»
Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.
Вопросы :
1. Какие чувства охватили Царевнулягушку в тот момент, когда
возвратился Иванцаревич?
2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде? 3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами.
Какими?
4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
Царевна, увидев опечаленного Иванацаревича, поняла, что произошло что
то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее
задушевны, теплы: «Не тужи, Иванцаревич. Ложиська лучше спатьпочивать:
утро вечера мудренее!» Царевна ласковая, внимательная, заботливая,
скромная. Она старается оградить царевича от переживаний, сама же тем
временем думает, как выполнить приказ царя? От мужа эту мысль утаивает.
Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай – потом говори».
5. Как называет народ Василису за то, что она трудолюбива, смекалиста,
берется за любое дело? (Премудрой.)
Один из учащихся читает наизусть отрывокописание труда царевны
(чтение отработанное, выразительное, напевное).
Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность,
скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую
подобным описаниям.
6. Почему народ сложил такие неподражаемые строки о труде? Почему
они проникнуты любовью, уважением?
Пересказ эпизода о представлении хлебов.
7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой
целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, ее
стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)
– Какие же качества характера героини проявились во время испытания?
II и с п ы т а н и е . Тканье ковра за ночь
Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать
прием выборочного чтения.
Вопросы:
1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими
коврами.
Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь
купеческую трудятся другие.
2. Понаблюдайте, как работает Василиса.
Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром
Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь
прозаический текст похож на стихотворный,
опять «звучит
волшебность». 3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
(Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует
волшебство, не подвела царевича во второй раз.)
4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван
царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз
от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда.
Иванцаревич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)
III и с п ы т а н и е . Присутствие на царском пиру
Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.
Вопросы:
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на
пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваномцаревичем, тем
самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3. С какой целью авторнарод заставляет жен старших царевичей повторять
действия Василисы Премудрой? («Василиса Премудрая … пьет … остатки
себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки в
правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют –
в рукав льют, чего не доедят – в другой кладут». Противопоставлены ум и
глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, хамства)
высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с
лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент
проявления борьбы Добра со Злом.)
4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с
особенной силой?
Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут
отметить, что искусство Царевнылягушки необычное, волшебное. Она
умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит
радость окружающим.
III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции
картины В. Васнецова.
Работа по учебнику над заданием «Литература и изобразительное
искусство» (с. 25). Учитель предлагает сравнить эти работы художников.
Учащиеся рассказывают о том, какой образ им ближе и почему.
IV. Беседа обобщающего характера.
Вопросы:
1. Почему же поторопился Иванцаревич спалить лягушачью кожу? 2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и
советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
4. Чем удивляет и покоряет она нас?
5. В чем ее истинная красота?
V. Заключительное слово учителя.
Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем
сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам
Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота,
чувство собственного достоинства, недюжинный ум, полное неиссякаемой
любви сердце.
Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего
жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной
этики. Женщина – Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая –
обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои
(возлюбленные) оказываются вместе.
Что такое красота? В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра
рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал
такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе
истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.
Домашнее задание: подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча
Иванацаревича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым
старичком».
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Рабочая программа,тематическое планирование и поурочные планы по русской литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.