Воспитательная программа учитывает коррекционно-развивающую область АОООП по ФГОС для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно-имплантированных и способствует развитию детей коррекцию их нарушений посредством познавательных практических коллективных творческих видео деятельности, центральным звеном которых является коррекция слухоречевого развития. Воспитательная деятельность педагога с группой подростков базируется на совместно определенных ценностях: общекультурных, исторических, гражданских, нравственных, здоровьесберегающих, правовых. Эти ценности впитываются, усваиваются, принимаются личностью и проявляются во взаимодействии с ближайшим окружением (семьей, школой), обществом, государством и мировым сообществом. Работа над ценностями начинается с дошкольного и младшего школьного возраста. В среднем звене предлагаемые ценности углубляются в понятийном значении, усложняются в их речевом употреблении.
программа2016.docx
Пояснительная записка
I. Концептуальное и методологическое обоснование программы
Программа разработана и составлена на основе федерального документа об
образовании, программы развития школыинтерната, программы воспитания школыинтерната
с учетом необходимых и эффективных педагогических подходов в воспитании детей с ОВЗ, а
именно:
требования ФГОС по ООП НОО, структура и характеристика АОП для НОО, ООО,
1)
СОО;
2) программа развития СОГБОУ РС(к)ОШИ I, II, V видов» (20102016);
3) комплексна программа воспитания СОГБОУ РС(к)ОШИ I, II, V видов» (2010);
4) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе
ФГОС (2011);
5) учет культурноисторических,
этнических,
географических и социально
экономических особенностей региона.
II. Условия разработки программы
Программа предусматривает наличие необходимых условий для ее реализации в процессе
воспитательной работы с обучающимися воспитанниками, имеющими особенности в развитии,
а именно:
1)
согласование субъектов воспитательного процесса
(учителяспециалисты,
воспитанники, семья, педагоги дополнительного образования, воспитатели);
создание нравственного уклада школьной жизни в интернате;
сохранение и преумножение школьных традиций;
2)
3)
4) использование необходимых и эффективных современных педтехнологий в работе с
детьми с ОВЗ;
системнодеятельностный подход;
сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
5) личностноориентрованный подход в воспитании;
6)
7)
Воспитательная программа учитывает коррекционноразвивающую область АОООП по
ФГОС для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарноимплантированных и способствует
развитию детей коррекцию их нарушений посредством познавательных практических
коллективных творческих видео деятельности, центральным звеном которых является
коррекция слухоречевого развития.
III. Целеполагание воспитательной работы
Цели.
1. Воспитательная – педагогическое сопровождение слабослышащих подростков в
процессе становления и реализации их гражданской позиции и мировоззрения.
2. Развивающая – повышение познавательного и нравственного потенциалов в системе
коррекционноразвивающей воспитательной работы.
3. Коррекционная – стимулирование личностной активности подростков к реализации
позитивного мировоззрения, гражданской позиции и словесных средств коммуникации.
Задачи. 1. Воспитывать осознанное отношение к своей личности и ее места в жизни современного
социума.
2. Формировать ценностные ориентиры личности в процессе познания ею
социокультурного пространства.
3. Совершенствовать модель безопасной жизнедеятельности в повседневных и
чрезвычайных ситуациях.
4. Вырабатывать коммуникативные навыки в различных компетенциях (устной,
письменной, монологической, диалогической).
5. Развивать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
IV. Ценностные ориентиры воспитательного процесса на группе по направлениям
Воспитательная деятельность педагога с группой подростков базируется на совместно
определенных ценностях: общекультурных, исторических, гражданских, нравственных,
здоровьесберегающих, правовых. Эти ценности впитываются, усваиваются, принимаются
личностью и проявляются во взаимодействии с ближайшим окружением (семьей, школой),
обществом, государством и мировым сообществом. Работа над ценностями начинается с
дошкольного и младшего школьного возраста. В среднем звене предлагаемые ценности
углубляются в понятийном значении, усложняются в их речевом употреблении.
направление
нравственные ценности
Здоровьесбережение (охрана
Личная и общественная безопасность, репродуктивное
здоровья, безопасность
жизнедеятельности)
Ценностноориентированное
(духовнонравственное, гражданско
правовое, личностное, семейное,
патриотическое, религиозное)
Познавательноэстетическое
(культурноисторическое,
экологическое, интеллектуальное,
эстетическое)
Трудовое (трудовая культура,
профориентация)
Коммуникативное (развитие речи,
речь и культура общения)
Информационное (работа со СМИ)
Внеклассное чтение (чтение
литературы,
здоровье, формирование санитарногигиенических
навыков
Семья, забота и ответственность, права и обязанности,
толерантность, долг, благотворительность, миролюбие,
законопослушность, защита Отечества, традиции,
историческая память, самоочищение и другие
Красота, экологическая ответственность, этикет
общения и поведения, любознательность, гостеприимство,
самосовершенствование, охрана и преумножение
культурноисторического наследия
мои способности, сотрудничество, успех в работе,
здоровая конкуренция, партнерство, необходимость в
профессиональном выборе
Любовь к родному языку, чистота и вежливость в
общении, негативизм к сквернословию, честность
Информированность, неравнодушие к судьбе своего
народа, чистота информации, честность и достоверность
Любознательность, желание читать, интерес и
уважение к литературному наследию, интеллигентность
Дополнительные направления воспитательной работы: внеклассное чтение,
информационное (работа со СМИ)
Работа по внеклассному чтению проводится в соответствии учебной программой и
оценивается как самостоятельная работа с художественной литературой. Занятия по работе
со средствами массовой информации (СМИ) воспитывают заинтересованность и соучастие в жизни своего народа и мирового сообщества, развивают умения находить, воспринимать
перерабатывать информацию, делать заключения, выводы.
V. Содержание программы
В программе показана система работы по пяти основным направлениям
воспитательного процесса.
В целях развития личности ребенка с недостатками слуха осуществляется
комплексный подход к решению поставленных задач и к проектированию содержания
программы воспитания, способствующей освоению социального опыта, интеграции детей в
общество. В построении программы использован линейноконцентрический подход, который
широко применяется в школах для детей с нарушением слуха.
В начальном звене воспитательный процесс выстроен на уровне усвоения
фрагментарных знаний, первоначальных умений и навыков, полученными учащимися в период
дошкольного образования.
В среднем звене знания и навыки развиваются, повторяются и углубляются в
определенной системе.
Содержание программы в старшем звене носит преимущественно развивающий
характер, имеет практическую направленность для успешного освоения социальных ролей.
Расположение материала предусматривает углубление содержания по вертикали, т.е.
по годам обучения, и по горизонтали, т.е. интеграция разных форм внеклассных занятий при
усвоении той или иной темы. Содержание программы органично включается в общешкольные
коллективные творческие мероприятия.
Программа реализуется через систему организационных форм внеклассных занятий
во внеурочное время с учетом режима дня и школьных традиций. Формы внеклассных занятий
– игры, беседы, практические занятия, экскурсии, психологические тренинги, групповые
объединения разных групп, занятия, имеющие комплексный характер, интегрированные
формы внеклассных занятий, реализуют коррекционноразвивающую направленность
обучения и воспитания в школе.
По направлению «Здоровьесберегающая культура» в среднем звене реализуются
следующие тематические разделы: «Питание», «Профилактика и предупреждение
заболеваний», «Оказание ПМП», «Вопросы полового воспитания», «Профилактика вредных
привычек. Пропаганда ЗОЖ», «Безопасность жизнедеятельности».
По направлению «Ценностноориентированное развитие» в среднем звене программой
предусмотрено реализация следующих разделов: «Самовоспитание», «Я и общество», «Я и
Отечество».
По направлению «Трудовая культура. Профориентация» воспитательная работа
проводится по следующим разделам: «Домашний труд», «Мир профессий».
Познавательноэстетическое направление в среднем звене включает циклы тем:
«Краеведение», «Человек и спорт», «Вокруг света», «Православие», «Жанры искусства»,
«Экономика».
По направлению «Коммуникативная культура» разделы программы отражают
основные темы вышеуказанных направлений и реализуются в виде бесед, сюжетноролевых
игр, диалогов, минисочинений, ролевых игр, дискуссии на актуальные темы. Все направления воспитательного процесса в той или иной степени направлены на
формирование и развитие творческих способностей воспитанников с нарушением слуха.
Следовательно, программа предоставляет возможность реализовать эту задачу следующими
средствами:
1)творческое развитие средствами внеклассной работы по предмету;
2)организация праздников, конкурсов, трудовых дел внутри классагруппы;
3)развитие творчества на внеклассных занятиях.
VI. Виды деятельности воспитанников. Формы занятий
Для воспитанников подросткового возраста с учетом результатов образовательного
процесса предлагаются определенные виды деятельности на занятии и формы работы с ними.
виды деятельности
чтение, работа с текстом,
конспектирование
формы
занятия в группе
слушание, просмотр видеоматериалов,
экскурсии, встречи, викторины, занятия
работа с компьютером как средством
получения и обработки информации
изобразительная деятельность,
социальнобытовая работа
презентации
выставки детского творчества,
общешкольные мероприятия
Планируемые результаты.
На основе требований ФГОС (программа по духовнонравственному воспитанию),
учитывая степень развития подростков с нарушением слуха, его речевые и интеллектуальные
способности можно предположить следующие ожидаемые результаты.
направление
результаты
здоровьесбережение
осознание необходимости ЗОЖ и
безопасности жизнедеятельности,
личностные
ценностно
ориентированное
сформированность основных
моральноэтических понятий
трудовая культура
Мотивация к выбору профессии
познавательно
эстетическое
Знание основных понятий
искусства в разных его жанрах
коммуникативная
культура
Мотивация к общению
метапредметные
умение ставить проблему и
определять пути ее решения
(с помощью учителя),
умение вести диалог,
рассуждать по теме по
опорному плану и словарю,
формулировать вывод (с
помощью воспитателя)
умение самостоятельно
планировать работу,
выполнять трудовые
поручения, изготавливать
изделия по образцу,
техническому рисунку, по
плану
умение описать явление
природы, заданный объект,
отвечать на вопросы
умение вести диалог в
разговорнобытовых
условиях, на заданную тему,
опираясь на словарь Личностные:
•
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; родителей и
других людей;
•
•
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от
доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
•
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках.
Познавательных:
строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• усваивать основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии. Коммуникативных:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоги
ческой формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаи
модействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
•
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
задавать вопросы;
•
использовать речь для регуляции своего действия.
контролировать действия партнёра;
Реализация воспитательной работы
Воспитательная программа реализуется в календарнотематическом планировании
внеклассных занятий в группе путем применения педагогических технологий.
Педагогические технологии в воспитательном процессе:
личностноориентированная (гуманистическое отношение к личности воспитанника,
учет индивидуальных особенностей развития и способностей);
технологии, направление на активизацию и интенсификацию знаний, жизненных
компетенций (игровая технология, технология проблемного воспитания);
информационнокоммуникативные технология (ИКТ) – средство реализации
педагогической технологии в каждом конкретном случае.
Современные педагогические технологии:
информационные (компьютерные, мультимедиа);
игровые технологии (имитационные, ролевые, «деловой театр»);
коммуникативнодиалоговые (минидискуссия, «турнир ораторов», «волшебный стул»,
круглый стол);
рефлексивные (психотехнологии):
социальноперцептивные,
коммуникативные,
рефлексивные;
здоровьесберегающие.
Традиционные: воспитание через деятельность, репродуктивное воспитание, воспитание
Традиционные и инновационные методики
примером.
Инновационные методики: проблемное воспитание, дерево решений, ролевые игры,
деловая игра, форум, метод проектов.
Виды деятельности: самоподготовка;
тематические прогулки, экскурсии;
беседы;
игры;
бытовой труд;
внеклассные занятия.
В ходе деятельности у детей формируются основы научного мировоззрения,
расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, они более четко
осознают свое место в обществе, формируется направленность личности.
Самоподготовка
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного
дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно вы
полняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога
воспитателя.
Цель самоподготовки — Закрепление знаний учащимися по общеобразовательным
предметам.
Развитие мышления, памяти, формирование личностных, метапредметных, предметных
универсальных учебных действий.
Воспитание культуры поведения и общения, аккуратности, усидчивости.
Создание речевых условий на самоподготовке для формирования правильных форм
обращения.
Задачи.
Выработать умение воспринимать, воспроизводить устный учебный материал по
литературному чтению, окружающему миру.
Формировать умение работать самостоятельно, в паре, используя учебник, тетрадь и
дополнительный материал.
Побуждать воспитанников к вежливому общению друг с другом и с воспитателем.
Закреплять и автоматизировать поставленные звуки в устной речи, производить
коррекцию дежурного звука.
Количество предметов: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий
мир)
Виды работ на самоподготовке: списывание, выполнение заданий по образцу, с
помощью словаря, самостоятельное придумывание предложений с их последующей
корректировкой, заучивание стихотворения, ответы на вопросы.
Структура самоподготовки
1.Организационный момент: концентрация внимания детей на работе, фонетическая
разминка.
Вы готовы к работе?
Что будем делать? ( Что сейчас по режиму?)
(Будем выполнять домашнее задание, будем делать уроки, будем учиться;
самоподготовка).
Кто сегодня дежурный в классе? (Отчет дежурного) Как ты будешь выполнять домашнее задание? (внимательно, активно, аккуратно, я буду
стараться)
Как ты будешь говорить? (внятно, слитно, с ударением)
Назовите дежурный звук. (Фонетическая зарядка)
2.Основная часть: выполнение письменных заданий (проговаривание задания, отчет о его
выполнении), физминутка, выполнение устных заданий (отчет об их выполнении, самооценка)
Какие завтра уроки по расписанию?
Сколько (завтра уроков по расписанию)? (Полный /краткий ответ)
По каким предметам вам дано домашнее задание? (Что задано по …, …,… . (Прочитай
задание по …/ Учить стихотворение, правило, отрывок; отвечать на вопросы; выполнять
упражнение, решать примеры, задачу)
Какой предмет будете выполнять сначала (потом, затем)?
3.Подведение итогов своей учебной деятельности: отчет о работе.
Ты выполнил домашнее задание? (Да, я выполнил (а) домашнее задание)
Как ты выполнял (а) домашнее задание? (Активно, внимательно, аккуратно, я старался
(лась) , с помощью воспитателя, самостоятельно).
Какое сегодня домашнее задание по трудности? ( Трудное, легкое, среднее по
трудности)
Оцени свою работу и работу товарищей на самоподготовке.
Словарь: будем делать …, я сделала ..,я решила…,я выполнила …, задание трудное
(легкое), я выучила, я работала хорошо.
Речевой материал для восприятия за экраном: сядьте правильно, слушайте
внимательно, прочитайте задание, что будем делать, что делали, напишите, учите, расскажи,
какие уроки будем выполнять, проверьте свою работу.
Методы работы: репродуктивные (слушание и воспроизведение материала, чтение и
выполнение по образцу, рассказывание стихотворения наизусть), частичнопроблемные
(самостоятельное выполнение на черновике, ответы на вопросы, постановка вопроса
учащимися, взаимопроверка), проблемные (самостоятельная постановка задачи при
выполнении работы, составление плана работы на самоподготовке в соответствии с
временными требованиями).
Средства работы: речь, таблички, дактиль как вспомогательное средство при
объяснении трудных слов.
Виды речевой деятельности: устная (монолог при заучивании и рассказывании
стихотворения, при отчете, диалог при организации работы в паре, беседе с воспитателем),
письменная (письмо).
УУД на самоподготовке с учетом индивидуальных возможностей воспитанников
1.Личностные
•
•
•
одноклассников.
2.Метапредметные (формирование УУД)
Регулятивные УУД:
•
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний воспитателя,
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и воспитателя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному воспитателем плану.
•
•
Познавательные УУД:
•
словаре;
•
•
•
•
•
небольшого текста, с учетом слухоречевых возможностей школьников);
•
•
•
общения оценки и самооценки и следовать им;
•
3.Предметные
•
•
•
слушать и понимать речь других;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с воспитателем о правилах поведения и
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
умение соблюдать в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
умение правильно ставить вопросы в соответствии с заданием по предмету
выполнять задания в соответствии с ЗУНАМи по предметам
Прогулка
Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня.
Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в
течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым
необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного,
спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.
Требования к организации прогулки
1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
2. Рассказать о маршруте и заданиях.
3. Указать порядок следования по маршруту.
4. Провести инструктаж по ТБ.
Ее продолжительность –до 1,5 часа.
В процессе воспитания детей с ОВЗ сочетается настойчивая работа по формированию у
них общественноценных личностных качеств со специфической коррекционной работой,
направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в
результате неправильного предшествующего воспитания и жизненного опыта.
Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать
и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с
искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования
поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими,
приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.
Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на
основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей. На прогулкахпрактикумах отдельные правила многократно отрабатываются в
искусственносозданных условиях.
В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний,
умений и навыков детей – от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и
усвоению простых норм нравственности.
Во время прогулок проходит развитие эмоциональноволевой сферы (через игру),
развивается воображение с переходом в действие развития мыслительной деятельности,
познание отдельных предметов через трудовые навыки (составление буклетов лекарственных
растений, сбор листьев) и т.д.
Работа направлена на оздоровительные мероприятия, на отношения между детьми, на
развитие и коррекцию поведения. Необходимо развивать доверительные отношения друг к
другу и взрослым. Развивать социальнобытовую сферу жизни детей (сходить в магазин, в
поликлинику, на почту, в банк). Пространственные связи, ориентировка на местности
(переходить дорогу, площадь).
Чем больше дети на воздухе, тем больше двигаются, катаются на качелях, бегают, играют
в подвижные игры, тем больше развивается опорнодвигательный аппарат, а это, в свою
очередь, даёт заметный скачок в развитии интеллекта у детей, способствует социальной
адаптации детей с ОВЗ в обществе.
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека.
Задачи:
расширять кругозор младших школьников посредством экскурсий в природу
развивать у воспитанников интерес к окружающему миру;
воспитывать любовь, чувство бережного отношения к природе,
способствовать развитию физических способностей младших школьников посредством
подвижных игр, активного отдыха;
воспитывать культуру поведения на улице;
выполнять правила безопасного поведения на улице
Примерный ход прогулки
1.Организационный момент.
(вступительная беседа по вопросам)
– Куда мы пойдем?
– Как вы думаете, что будем делать?
Как нужно вести себя во время прогулки?
2. Основная часть:
а)Наблюдение и беседа о погоде, природе.
Цель: воспитывать у учащихся наблюдательность, любовь к природе, растительному и
животному миру, учить сравнивать погоду с предыдущем днем.
б) уборка территории:
цель: воспитывать трудолюбие, интерес и уважение к труду взрослых самостоятельно
выполнять поручение, помогать друг другу воспитывать чувство коллективизма,
товарищества.
в) Игры:
цель:
развивать физическую силу, ловкость во время подвижных игр, самостоятельность в
процессе организации игр.
Д/игры: Цель: воспитывать сенсорные и умственные способности, умение обследовать предметы
сравнивать их подмечать незначительные различия в их признаках. (цвет, форма, величина
,материал),развивать умение составлять из частей одно целое.
3 Итог (беседа по вопросам)
Где мы были?
Что мы делали (чем занимались?)
Что новое, полезное вы узнали на прогулке?
Вам понравилась прогулка?
Раздел
Осень
Тематическое планирование прогулок
Наблюдения
Тема
Осенние изменения в природе,
похолодание, уменьшение долготы дня,
В гости к осени.
Зима
Конец зимы
начало
весны
Весна
Увядающая трава
Опадающая листва, цвет листьев
Голые деревья
Сбор материала для гербариев
улетающие на юг птицы
Снег зимой, погода зимой
Деревья зимой
Зимующие птицы
Опасности зимой
Снег еще не растаял, но появились лужи, и
светит солнце
Какая бывает осень?
Осенний калейдоскоп.
Поздняя осень
«Осень – перемен восемь»
Волшебные листья
В гости к зиме.
Зима зимушка
Мороз не велик, да стоять не велит.
Зимние забавы
Кто наследил в зимнем саду?
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Лед прячется под снегом и водой
Потепление, увеличение
продолжительности дня
Снеготаяние, вскрытие рек
Набухание почек, первые листочки
Весна, зажги снега, заиграй овражки.
В гости к весне.
Весна пришла игра пошла.
Весенние изменения в мире растений.
Перелетные птицы
Первые цветы
Весенние изменения в мире животных.
Грачи прилетели
Весенние первоцветы
Беседа метод систематического и последовательного обсуждения знаний,
предполагающий участие обеих сторон: учителя и ученика. Педагог выслушивает и учитывает
Беседа мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах
равноправия и сотрудничества.
Основные этапы проведения бесед:
• сообщение конкретных факторов;
• объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;
• обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;
• обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и
сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального
правила;
• применение воспитанниками усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения
своих товарищей, других людей, как устно, так и письменно.
Цель беседы усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить
воспитанники; те практические выводы, которые будут сделаны.
Коррекционными задачами при проведении бесед являются:
• формирование и обогащение словарного запаса;
• работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур;
• обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической,
грамматической и композиционной правильности.
Начиная с I класса необходимо требовать от детей развернутых связных высказываний.
В IIII классах учащиеся с нарушением слуха овладевают преимущественно словами с
конкретным значением. Первоклассники должны уметь устно составлять 3—5 предложений,
объединенных общей темой. Во II—IV (V, VI) классах объем устных связных высказываний
увеличивается за счет количества предложений.
Типы предложений от класса к классу усложняются: в I—II классах это простые
нераспространенные и распространенные предложения разных структур, в III—IV (V, VI)
классах сложные предложения с различными видами придаточных.
Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам
предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что
данные типы предложений не рассматриваются изолированно, а используются в процессе
работы над связными высказываниями в беседах, речевых упражнениях, при подготовке
отчетов, сообщений, сочинений.
Темы бесед должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать
события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о
растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о
дружбе и товариществе и др.).
Для письменных работ целесообразно брать те темы, которые связаны с конкретными
наблюдениями, впечатлениями и действиями детей. Следует избегать широких тем, например
рассчитанных на описание природы (осень, зима и т.д.). Необходимо чаще использовать темы,
связанные с общественно полезным трудом, способствующие решению задач трудового и
нравственного воспитания.
Проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное требование
обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Проводя беседу, воспитатель задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и
уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать
вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к
фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального
правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих
обязанностей в жизни, поступков, явлений. Очень важны вопросы, которые помогли бы
школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными
переживаниями.
В беседах должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание
бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему.
Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки
воспитанников, и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные
с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет
введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей
правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят.
Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев
нравственной оценки.
Игра
Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных
качеств личности ребенка с нарушениями слуха являются игры: подвижные, дидактические,
сюжетноролевые.
Специальными задачами являются:
• развитие и обогащение игровой деятельности детей;
• расширение круга знакомых им игр;
•использование игры как коррекционного средства, в общем и речевом развитии ребенка с
недостатками слуха.
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений. При подборе
подвижных игр следует учитывать следующие моменты:
содержание игр должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного
развития учащихся;
предлагаемые детям игры должны обеспечить разнообразие двигательных заданий.
Дидактические игры одно из средств развития познавательной деятельности ребенка В
ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с
ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание,
память, мышление, речь.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят
жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с
различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и
дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это
способствует совершенствованию ощущения и восприятия,
развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т.е. представляют себя другим лицом), совершают
действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это
способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают
навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетноролевой
игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с
помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе игры ребенок
познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к
различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества.
Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту
и общественных местах.
Театрализованные игры это разновидность сюжетноролевых игр, однако, они
развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание сказки,
рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка проговаривания
реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа,
характеризующие его поступки и проведение,
и соответствующая мимика,
В ходе конструктивных игр у ребят развивается
дополняющая игру голоса.
пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.
Начинать игровые занятия с детьми можно с игр, направленных на улучшение общего
психологического самочувствия.
Игры помогают:
обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить
детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого
пространства, одиночества;
улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
освоить групповые правила поведения;
наладить контакт между родителями и детьми;
развить ловкость и координацию движений.
Содержание программного материала
Подвижные игры:
индивидуальные упражнениязадания для формирования правильной
осанки и
предупреждения плоскостопия;
прыжки через скакалку и бег со скакалкой;
упражнения с малым мячом (школа мяча);
метание мяча на дальность;
в прыжках — перепрыгнуть из квадрата в квадрат, не наступая на начерченные линии;
с мячом — подбросить мяч вверх и присесть, дотронуться пальцами до пола,
выпрямиться и успеть поймать мяч;
игры с элементами развивающих упражнений: «Мяч по земле», «Фигуры»;
игры с ходьбой и бегом: «Быстро по местам!», «Невидимка», эстафета «Ходьба по
начерченной полосе»;
игры с бегом: «Бег за обручами», «Белые медведи»;
игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Эстафета с прыжками»;
игры с метанием на дальность и в цель: «Стой!», «Поймай мяч в воздухе!», «Будь мет
ким!»;
Дидактические и сюжетноролевые игры.
Примерный перечень тем:
• на земле, в небесах и на море (о видах транспорта, о транспортных профессиях и т.п.);
• лото «Времена года», «Цветы», «Растения», «Грибы», «Домашние и дикие животные» и
др.;
• игры «В городе», «Уголок юного пешехода», «В зоопарке», «В поле» др.;
• «Кем быть?», «Все работы хороши» (о профессиях);
• «Семья», «В больнице», «В поликлинике», «В продуктовом магазине» и др.;
на развитие пространственной ориентировки, внимания: «Чья команда быстрее
построится?»;
на развитие внимания: «Запрещенное движение», «Чей голос?», «Угадай, что звучит?»
и т.п.;
• на развитие воображения, мышления: «Дорисуй рисунок», «Чудесный мешочек», «Сложи
узор», «Собери мозаику» и т.п.
Бытовой труд.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Личная гигиена
учащиеся должны знать:
последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила
чистки зудов, ушей, правила поведения в душе, правила охраны зрения при чтении и
просмотре телепередач, работы за компьютером, о вреде курения.
Одежда и обувь
учащиеся должны знать:
виды одежды и обуви, их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных
материалов.
учащиеся должны уметь:
различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь,
головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к
хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.
Питание
учащиеся должны знать:
значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не
требующих тепловой обработки, правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки
помещения.
учащиеся должны уметь:
прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, нарезать хлеб, сырые и
вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
Жилище
учащиеся должны знать: виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и
школыинтерната.
учащиеся должны уметь:
писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на
рабочем столе и во всем жилом помещении.
Основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности (при
планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете):
• активное пользование связной речью (в диалогической и описательноповествовательной
формах);
• знание названий инструментов, материалов, трудовых операций, бытовых приборов, средств
гигиены и стирки.
Учитывая важность соблюдения детьми правил безопасного поведения на улицах и
дорогах, в программе предусмотрено изготовление различных дорожных знаков, игр, макетов
по правилам дорожного движения.
Внеклассное занятие.
Структура внеклассного занятия.
I.Организационный момент.
II. Речевая зарядка.
III.Основная часть занятия.
1.Знакомство с темой.
2.Обсуждение целей и плана работы.
3.Работа над словарем.
4.Объяснение темы.
5.Создание условий для речевого общения учеников (участие в играх, викторинах,
инсценировках, диалогах и др. видах деятельности. Закрепление изученного материала.
IV. Итог занятия.
Календарно тематические занятия. Приложение №1. Список использованной литературы
С.Афонькин,Е.Афонькина. Игрушки из бумаги. СПб, 1999 г.;
Н.Е.Граш, С.В.Чайка. Чтение и развитие речи, 4 класс. Москва,2010 г.;
Побегаемпопрыгаем» (сборник подвижных игр и забав для детей 610 лет).
1.
Л.А.Кузнецова,Я.С.Симукова.Технология.Ручной труд.4 кл.; Н.М.Конышева.Чудесная
мастерская, 2000 г.
2.
авторские произведения.
3.
Н.Л.Воробьёва М.2007
4.
5.
жизни)
6.
7.
языка в 14 кл., вспомогательной школы», II М. «Просвещение», 2011
8.
9.
10.
«Просвещение»,2011
Д.Алльтхауз, Э. Дум « Цвет, форма, количество», II М. «Просвещение»,2010
А.Л.Былеева, И.М. Коротков «подвижные игры», II М. «Просвещение», 2012
О.Н. Дьяченко. Е.Л. Агаева « Чего на свете не бывает?», II М.
Журнал «Детский сад» 2013.
«Школа жизни» Л.М.Кобринова, В.В.Юнина (подготовка к самостоятельной
Тетрадь «Правила по ТБ».
А.К. Аксенова, Э.В, Якубовская « Дидактические игры на уроках Русского Е.М. Минский « Игры и развлечения в группе продленного дня», II М.
11.
«Просвещение», 2009
12.
воздухе. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение,2011.
13.
школьников. М.: Владос, 2007.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на
Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Рабочая воспитательная программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.