Я думаю, что разработанная мною рабочая программа по биологии поможет моим коллегам составить свои рабочие программы на основе моей программы. Эта рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. Но ее нужно подстроить под свою конкретную школу и под своих учеников.
география 5,7,8,9 классы.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.С. Чернова
Рассмотрена
на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 1 от 28.08.2017г.
Согласована.
Заместитель директора по УВР:
_______ Сафина А.А.
28.08.2017 г.
Утверждено.
Директор школы:
______ А.Р. Хамидуллина
Приказ № ___ от _________.2017 г.
Учебный предмет
Указание класса, параллели, уровня
образования
Количество часов годовых и недельных
Срок реализации программы
Учебная программа (примерная или
авторская), на основе которой разработана
рабочая программа (издательство, год
издания)
Учебник, с указанием авторов,
издательства, года издания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География
5,6,8,9 классы
В неделю 1 час, в год 35 часов
в неделю 2 часа, в год 70 часов
в неделю 2 часа, в год68 часов
20172018 учебный год
География: примерной программы основного общего образования по
географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина,
В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.
География: линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П.
Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.
Фамилия, имя и отчество
разработчика рабочей программы
Туктарова Альбина Дамировна Наименование населенного пункта
Год разработки программы
С.Станция Якушка
2017 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
Разделы
Страницы
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
2.Содержание учебного предмета.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение конкретной темы.
4.Приложение:
4.1.Календарно тематическое планирование
4.2.Контрольно измерительные материалы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание
единства географического пространства России, как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их
исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России
как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования:
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи;
развитие эмоциональноценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в
том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; освоения,
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, об основных этапах её географического
культуры
и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков»
международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
особенностях
природы,
жизни,
5 класс
o Называть и/или показывать:
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
компоненты ПТК;
правила поведения в природе;
географические координаты своей местности.
o Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды; атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
географические объекты и явления (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
o Описывать:
o Объяснять:
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород и минералов, их использования человеком;
из истории географических исследований и открытий.
o Определять:
особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения.
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико
ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них
противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической
информации; Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления
на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими
объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки
зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических
проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.
6 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности
человека;
различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
выделять причины стихийных явлений в геосферах. использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
8 класс
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
o Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
пограничные государства;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природнохозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно
информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурноисторические,
освоения,
старопромышленные и депрессивные:
районы
нового
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО); районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
экологически неблагополучные районы России:
Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социальноэкономических объектов и явлений по различным источникам информации.
Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономикогеографическое,
геополитическое и т. д.);
образы природнохозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного,
городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
9 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
объяснять сущность происходящих в России социальноэкономических преобразований;
аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
объяснять типичные черты и специфику природнохозяйственных систем и географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
определять причины и следствия геоэкологических проблем;
приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
использование географических умений:
прогнозировать особенности развития географических систем; прогнозировать изменения в географии деятельности;
составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
использование карт как моделей:
пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения,
деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание учебного предмета география.
Раздел (тема)
№
п/п
Количество
часов,
отводимых
на раздел
(тему)
I
Что изучает география
4
Основное содержание темы
Общеучебные умения, навыки и виды
деятельности
учащихся
5 класс
34 часа
листопад,
Живая и неживая природа
нашей планеты Земля.
Явления природы (гроза,
смена дня и ночи, дождь,
снег,
смена
времен года, ветер и др.)
Влияние человека на
природу Земли. Человек на
Земле.
природе
Науки
о
(естественные
науки):
география,
астрономия,
физика, химия, биология,
Предметные: Выявлять и знать объекты живой и
неживой природы, их отличительные признаки.
Выявлять и знать объекты изучения естественных
наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете
географии
Знать приемы работы с учебником и электронным
приложением. Давать определение понятию
картография.
Называть методы географических исследований
Земли.
Распознавать отличии методов географических геология, экология.
Физическая
география-
наука о природе Земли.
«Ветви»
физической
географии: геоморфология,
климатология, гидрография,
биогеография, океанология
и др.
Социально-экономическая
география-
хозяйстве,
(демография) и др.
Основные
географических
исследований:
географическое описание,
картографический,
сравнительно-
географический,
аэрокосмический,
статистический.
и
населении
методы
наука
II
Как люди открывали
Землю
4
Перечень практических и
проверочных работ
Практическая работа № 1.
Составление
простейших
географических описаний объектов
и явлений живой и неживой
природы.
Для чего люди изучали
Землю.
Географические открытия в
древности:
плавания
исследований. Выявлять источники
географических знаний. Выделять существенные
признаки и особенности тематического материала.
Знать правила работы с контрольно
измерительными материалами по географии
Метапредметные: Уметь работать с текстом,
выделять в нем главное. Уметь работать с
различными источниками информации.
Личностные: Понимать значимость научного
исследования природы, населения и хозяйства.
Понимать роль и значение географических знаний.
Предметные: Формировать представление о
возможностях совершения путешествий древними
людьми. Объяснять результаты выдающихся
географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических
знаний. Определять причины и следствия
географических путешествий и открытий.
Определять и показывать на карте маршруты
путешествий.
Описывать ход путешествия. Выявлять причины и
следствия географических путешествий и
открытий, уметь работать с картографическими
источниками географической информации,
выделять главное в тексте, структурировать
учебный материал, готовить сообщения и
презентации.
Метапредметные: Уметь ставить учебную задачу
под руководством учителя, планировать свою
деятельность под руководством учителя,
выявлять причинноследственные связи.
Личностные: Определять критерии для
сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
финикийцев.
Географы древнего мира-
греческие ученые Геродот,
Пифей, Эратосфен и их
открытия.
Географические открытия в
Средние века. Путешествия
Бартоломео Диаша, Васко да
Гама, Марко Поло.
Открытие
Америки
Христофором Колумбом
(1492 г.)
Первое
кругосветное
путешествие
Фернана
Магеллана (1521-1522 г.).
Открытие
Австралии
голландским
мореплавателем Виллемом
Янсзоном (1606 г.).
Открытие
Антарктиды
русскими мореплавателями
Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П.
Лазаревым (1820г.).
Открытия русских
путешественников. Освоение Севера
России новгородцами и поморами.
Путешествие в Индию Афанасия
Никитина (XV в.). Освоение
русскими Сибири: походы в
Западную Сибирь Ермака
Тимофеевича (XV в.); плавание по
Северному Ледовитому океану
Семена Ивановича Дежнёва (1648
1649 г.). Экспедиции Витуса III
Земля во Вселенной
8
мира
модель
Беринга и Алексея Ильича
Чирикова (1741 г.).
Перечень практических и
проверочных работ
Практическая работа № 2. Как
люди открывали Землю.
древних
Представление
народов о Вселенной.
о
Учение
Пифагора
Земли.
шарообразности
по
Система
Аристотелю и Птолемею.
Изучение Вселенной от
Коперника до наших дней.
Новая
мира
польского
астронома
Коперника.
Николая
Представление о Вселенной
итальянских
ученых
Джордано Бруно и Галилео
Галилея.
Современные
представления о строении
Вселенной.
Планеты
Солнечной
системы:
планеты-гиганты и карлики.
Небесные тела: астероиды,
кометы,
метеоры,
метеориты.
Многообразие звезд и
созвездий.
Солнце-
ближайшая к нам звезда,
центр нашей Солнечной
Предметные: Определять какую форму имеет
Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме
Земли. Приводить доказательства шарообразности
Земли. Объяснять понятие солнечная система,
группы планет солнечной системы, отличия Земли
от других планет Называть планетыгиганты, их
общие признаки, планетыкарлики. Определять
специфически черты планет Объяснять различия
небесных тел Называть крупнейшие звёзды и
созвездия Давать определение понятиям: полюс,
экватор. Знать размеры Земли.
Метапредметные: Объяснять в каких видах
движения участвует Земля, и каковы
географические следствия этих движений, Знать
кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в
географическую науку он внес. Объяснять
значение космических исследований, называть
значимые вехи в изучении космоса. Уметь
работать с различными источниками информации,
структурировать учебный материал. Уметь
сравнивать различные объекты, выделять главные
особенности.
Личностные: Понимание значения и роли в
развитии мировой науки космических знаний.
Осознание значения географии в изучении
солнечной системы и значения этих знаний. IV
Виды
поверхности Земли
изображений
6
системы.
Уникальная планета Земля.
Исследования космоса.
Стороны горизонта. Способы
ориентирования
на
местности. Компас.
План местности.
Географическая карта.
Условные знаки плана и карты.
Перечень практических и
проверочных работ
Практическая работа № 3.
Чтение легенды карты.
Практическая работа № 4.
Ориентирование по плану и карте.
Практическая работа № 5.
Составление простейшего плана.
V
Природа Земли
12
Земля
Гипотезы о возникновении
планеты
Ж.
Бюффона, И. Канта, П.
Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.
Шмидта.
Современные
представления
о
возникновении Солнца и
планет.
Внутреннее строение Земли:
ядро и мантия. Земная кора,
слагающие ее горные
Предметные: Давать определение понятию:
горизонт, стороны горизонта, ориентирование.
Объяснять назначение компаса, отличия
географической карты от глобуса. Давать
определение глобусу как модели Земли, и
объяснять каковы его особенности.
Выявлять особенности различных
фотографических изображений поверхности
Земли
Метапредметные: Уметь участвовать в
совместной деятельности. Уметь работать с
измерительными приборами. Овладеть умением
читать изображения земной поверхности,
находить черты их сходства и отличия.
Личностные: Понимать значение ориентирования
для повседневной жизни и деятельности человека.
Осознать многообразие способов представления
земной поверхности.
Предметные: Называть различные гипотезы
происхождения Земли, основные слои Земли, их
функции. Делать выводы о причинах
возникновения землетрясений и извержений
вулканов, объяснять строение вулкана и
землетрясения. Определять специфику природы и
населения материков по тексту и картам.
Называть и показывать на карте географические
объекты по теме урока. Обозначать на контурной
карте государства.
Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику
природы частей гидросферы. Объяснять
особенности атмосферы Земли, её специфику.
Определять отличия атмосферы от других
оболочек. Объяснять особенности биосферы
Земли, её специфику. Объяснять особенности
почвы, Приводить примеры позитивного и
негативного влияния человека на природу, уметь
видеть пути охраны природы её состав, строение и
свойства
Определять отличия биосферы от других
оболочек
Метапредметные: Выделять существенные
признаки и особенности тематического материала.
Знать правила работы с контрольно
измерительными материалами. Уметь работать с
различными источниками информации,
структурировать учебный материал. Уметь
сравнивать различные объекты, выделять главные
особенности.
Личностные: Осознать причины уникальности
природы. Понимать значение бережного
отношения к природе.
породы и минералы.
Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы.
Путешествие по материкам:
разнообразие их природы.
Вода на Земле. Мировой
океан и воды суши.
Круговорот воды в природе.
Атмосфера
- воздушная
оболочка Земли. Движение
воздуха.
Атмосферные
явления:
гроза, дождь, снег, ветер,
ураганы, смерчи.
Биосфера - живая оболочка
Земли. В.И. Вернадский -
создатель
о
биосфере.
Почва - особое природное
тело. Основное свойство
почв. Русский ученый В.В.
Докучаев - основоположник
учения о почвах.
Человек и природа. Человек
- часть природы. Усиление
воздействия человека на
природу от древних времен
до наших дней.
Природа источник жизни.
Необходимость бережного и
разумного отношения к природе.
Правила поведения в природе.
Перечень практических и
учения проверочных работ
Практическая работа № 6.
Обозначение на контурной карте
районов землетрясений и
крупнейших вулканов.
Практическая работа № 7.
Обозначение на контурной
карте всех материков и
особенностей их природы.
Практическая работа № 8.
Обозначение на контурной
карте океанов,
морей,
крупных рек и озер.
6 класс
34 часа
изучение и
Открытие,
преобразование
Земли.
Изучение Земли человеком.
Современная
география.
Земля – планета Солнечной
системы. Вращение Земли.
Луна.
I
Введение.
1
Предметные: Уметь называть методы изучения
Земли; называть основные результаты
выдающихся географических открытий и
путешествий; объяснять значение понятий:
«Солнечная система», «планета», «тропики»,
«полярные круги», «параллели», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий
движения Земли.
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять II
Виды изображений
поверхности Земли.
План местности
4
Понятие о плане местности.
Условные знаки. Зачем нужен
масштаб? Численный и
именованный масштабы. Линейный
масштаб. Выбор масштаба. Стороны
горизонта. Ориентирование.
Способы ориентирования на
местности. Азимут. Определение
направлений по плану. Изображение
на плане неровностей земной
поверхности. Рельеф.
Относительная высота. Абсолютная
высота. Горизонтали (изогипсы).
Профиль местности. Составление
простейших планов местности.
Глазомерная съемка. Полярная
съемка. Маршрутная съемка.
Перечень практических работ
главное,
существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов,
явлений, событий, объектов;
Личностные:
Учащийся должен обладать ответственным
отношением к учению, готовностью и спо
собностью к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
Предметные:
Уметь объяснять значение понятий: «градусная
сеть», «план местности», «масштаб», «азимут»,
«географическая карта»;
называть масштаб глобуса и показывать
изображения разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида
масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в
изображении элементов градусной сети на глобусе
и карте; читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния
на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению,
масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи
компаса, карты и местных предметов;
определять
географические
координаты точки, расстояния, направления,
местоположение географических объектов на
глобусе;
(измерять) Практическая работа № 1.
Изображение здания школы в
масштабе.
Практическая работа № 2.
Определение направлений и
азимутов по плану местности.
Практическая работа № 3.
Составление плана местности
методом маршрутной съемки.
Форма и размеры Земли.
Форма Земли. Размеры Земли.
Глобус — модель земного шара.
Географическая
карта.
Географическая карта — изобра
жение Земли на плоскости. Виды
географических карт.
Значение
географических карт. Современные
географические карты.
Градусная сеть на глобусе и
картах. Меридианы и параллели.
Градусная сеть на глобусе и картах.
называть (показывать) элементы градусной сети,
географические полюса, объяснять их
особенности.
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять
главное,
существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов,
явлений, событий, объектов;
Личностные: Учащийся должен обладать
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
Предметные:
Уметь объяснять значение понятий: «градусная
сеть», «план местности», «масштаб», «азимут»,
«географическая карта»;
называть масштаб глобуса и показывать
изображения разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида
масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в
изображении элементов градусной сети на глобусе
и карте; читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния
III
Географическая карта.
5 Географическая
Географическая широта.
деление географической широты.
широта.
Опре
Географическая
долгота.
координаты.
Географические
Географическая
долгота.
Определение географической дол
готы. Географические координаты.
Изображение на физических
картах
глубин.
Изображение на физических картах
высот и глубин отдельных точек.
Шкала высот и глубин.
и
высот
Перечень практических и
проверочных работ
Практическая работа № 4.
Определение географических
координат объектов и объектов по
их географическим координатам.
Контрольная работа по разделу
«Виды изображений поверхности
Земли»
IV
Строение Земли.
Земные оболочки.
(измерять)
на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению,
масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи
компаса, карты и местных предметов;
определять
географические
координаты точки, расстояния, направления,
местоположение географических объектов на
глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети,
географические полюса, объяснять их
особенности.
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять
главное,
существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов,
явлений, событий, объектов;
Личностные: Учащийся должен обладать.
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде; Литосфера.
5
Земля и ее внутреннее строение.
Внутреннее строение Земли. Земная
кора.
Изучение земной коры
человеком. Из чего состоит земная
кора? Магматические горные
порода. Осадочные горные породы.
Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм.
Землетрясения. Что такое вулканы?
Горячие источники и гейзеры.
Медленные вертикальные движения
земной коры. Виды залегания гор
ных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор.
Различие гор по высоте. Изменение
гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин.
Различие равнин по высоте.
Изменение равнин по времени.
Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана.
Изменение представлений о рельефе
дна Мирового океана. Подводная
окраина материков. Переходная
зона. Ложе океана. Процессы,
образующие рельеф дна Мирового
океана.
Перечень практических работ
Практическая работа № 5.
Составление описания форм
рельефа.
Предметные:
Уметь объяснять значение понятий: «литосфера»,
«рельеф», «горные породы», «земная кора»,
«полезные ископаемые», «горы», «равнины»,
называть и показывать основные географические
объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и
Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна
океана и объяснять их взаимосвязь с
тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира,
абсолютную и относительную высоту точек,
глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте,
происхождению, строению;
составлять краткую характеристику форм
рельефа; называть и показывать основные формы
рельефа Земли.
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять
главное,
существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов,
явлений, событий, объектов;
Личностные: Учащийся должен обладать. V
Гидросфера
6
Вода на Земле. Что такое
гидросфера? Мировой круговорот
воды.
Части Мирового океана.
Свойства вод океана. Что такое
Мировой океан? Океаны. Моря,
заливы и проливы.
Свойства
океанической воды.
Соленость.
Температура.
Движение воды в океане.
Ветровые волны. Цунами. Приливы
и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование
подземных вод.
Грунтовые и
межпластовые воды. Использование
и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн
реки и водораздел. Питание и
режим реки. Реки равнинные и
горные.
Пороги и водопады.
Каналы. Использование и охрана
рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные
Вода в озере.
котловины.
Водохранилища.
Ледники.
Как образуются
ледники?
ледники.
Покровные ледники. Многолетняя
Горные
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
Предметные:
Уметь объяснять значение понятий:
«гидросфера», «Мировой океан», «море»,
называть и показывать основные географические
объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и
Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна
океана и объяснять их взаимосвязь с
тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира,
абсолютную и относительную высоту точек,
глубину морей;
объяснять особенности движения вод в Мировом
океане, особенности строения рельефа суши и дна
Мирового океана,
особенности циркуляции
атмосферы;
составлять краткую характеристику, моря, реки,
озера по плану; называть и показывать части
Мирового океана.
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности; VI
Атмосфера
6
мерзлота.
Перечень практических работ
Практическая работа № 6.
Составление описания внутренних
вод.
Атмосфера:
строение,
значение, изучение. Атмосфера —
Земли.
воздушная оболочка
Строение атмосферы.
Значение
атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха.
Как
нагревается воздух? Измерение
температуры воздуха. Суточный
ход температуры воздуха. Средние
суточные температуры воздуха.
Средняя месячная температура.
Средние многолетние температуры
воздуха. Годовой ход температуры
воздуха.
Причина изменения
температуры воздуха в течение
года.
Атмосферное давление. Ветер.
Понятие об атмосферном давлении.
Измерение атмосферного давления.
Изменение атмосферного давления.
Как возникает ветер? Виды ветров.
Как определить направление и силу
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять
главное,
существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов,
явлений, событий, объектов;
Личностные: Учащийся должен обладать.
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
Предметные:
Уметь объяснять значение понятий: «атмосфера»,
«погода», «климат», «воздушная масса», «ветер»,
«климатический пояс»,
называть и показывать основные географические
объекты;
работать с контурной картой;
объяснять особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха,
атмосферное давление,
направление ветра,
облачность, амплитуды температур, среднюю
температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику
климатического пояса,
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать тепловые пояса,
климатические пояса Земли;
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять
главное,
существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов,
явлений, событий, объектов;
Личностные: Учащийся должен обладать.
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере.
Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух,
насыщенный и не насыщенный
водяным паром. Относительная
влажность. Туман и облака. Виды
атмосферных осадков. Измерение
количества атмосферных осадков.
Причины, влияющие на количество
осадков.
Перечень практических работ
Практическая работа № 7.
Построение графика хода
температуры и вычисление средней
температуры.
Практическая работа № 8.
Построение розы ветров.
Практическая работа № 9.
Построение диаграммы количества
осадков по многолетним данным.
Разнообразие
и
распространение организмов на
Земле. Распространение организмов
на Земле. Широтная зональность.
Высотная
поясность.
Распространение организмов в
Мировом океане. Многообразие
организмов в морях и океанах.
Изменение состава организмов с
глубиной.
морских
организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие
Влияние
оболочка»,
Предметные:
Уметь объяснять значение понятий: «биосфера»,
«географическая
«природный
комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические
объекты;
работать с контурной картой;
называть меры по охране природы.
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
VII
Биосфера.
Географическая оболочка.
3 организмов на земные оболочки.
Почва. Взаимосвязь организмов.
комплекс.
Природный
Географическая оболочка
и
биосфера.
Практическая работа № 10.
Составление
природного комплекса (ПК)
характеристики
VIII Население Земли.
4
Население
Земли.
Человечество — единый биологи
ческий вид. Численность населения
Земли. Основные типы населенных
пунктов.
Человек и природа.
Влияние природы на жизнь и
здоровье человека.
Стихийные
природные явления.
поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников; выделять
главное,
существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов,
явлений, событий, объектов;
Личностные: Учащийся должен обладать.
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
Предметные:
Уметь рассказывать
предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в
разных районах Земли;
составлять
комплекса;
безопасности при стихийных бедствиях.
природного
приводить примеры мер
описание
способах
о
Метапредметные:
Уметь ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под
руководством учителя; работать в соответствии с
поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать
с
ожидаемыми; оценивать работу одноклассников;
существенные признаки
выделять главное,
результаты
полученные I
Введение.
2
7 класс
68 часов
Что изучают в курсе
географии материков и океанов?
Материки (континенты) и острова.
Части света.
Как люди открывали и изучали
Землю. Основные этапы накопления
знаний о Земле.
Источники
географической
информации. Карта — особый
источник географических знаний.
Географические методы изучения
окружающей среды. Карта —
особый источник географических
знаний.
Различие
географических карт по охвату
территории и масштабу. Различие
карт по содержанию. Методы
географических исследований.
Виды карт.
Перечень практических работ
Практическая работа № 1.
понятий; определять критерии для сравнения
фактов, явлений, событий, объектов;
Личностные:
Учащийся должен обладать.
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
Предметные:
Учащийся должен уметь показывать материки и
части света; приводить примеры материковых,
вулканических, коралловых островов;
давать характеристику карты; читать и
анализировать карту.
Метапредметные:
Учащийся должен уметь самостоятельно
приобретать новые знания и практические умения;
организовывать
познавательную
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
разных
видов
свою Группировка карт учебника и
атласа по разным признакам.
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде,
к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Происхождение материков и
океанов. Происхождение Земли.
Строение
и
океанической земной коры. Плиты
литосферы. Карта строения земной
коры. Сейсмические пояса Земли.
материковой
Рельеф земли. Взаимодействие
внутренних и внешних сил —
основная причина разнообразия
рельефа. Размещение крупных форм
рельефа на поверхности Земли.
Предметные:
Учащийся должен уметь называть и показывать на
карте крупные формы рельефа и объяснять
зависимость крупных форм рельефа от строения
земной коры;
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
организовывать
познавательную
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
свою
Главные особенности
природы Земли
(9 ч)
II
Литосфера и рельеф
Земли
2 Перечень практических работ
Практическая работа № 2.
Чтение карт, космических и
аэрофотоснимков
материков.
Описание по карте рельефа одного
из материков. Сравнение рельефа
двух материков, выявление причин
сходства и различий (по выбору).
видов
разных
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
на уровне общего образования
овладеть
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде,
к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
III
Атмосфера и климаты
Земли
2
Распределение температуры
воздуха и осадков на Земле.
Воздушные массы. Климатические
карты. Распределение температуры
воздуха на Земле. Распределение
поясов атмосферного давления на
Земле. Постоянные ветры. Воз
Предметные:
Учащийся должен уметь
объяснять
зональность в распределении
температуры воздуха, атмосферного давления,
осадков;
называть типы воздушных масс и некоторые их душные массы. Роль воздушных
течений в формировании климата.
Климатические пояса Земли.
Основные климатические пояса.
Переходные климатические пояса.
Климатообразующие факторы.
Перечень практических работ
Практическая работа № 3.
Характеристика климата по
климатическим картам.
Практическая работа № 4.
Сравнительное
описание
основных показателей климата
различных климатических поясов
одного из материков;
оценка
климатических условий материка
для жизни населения.
видов
свою
характеристики;
делать простейшие описания климата отдельных
климатических поясов;
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
познавательную
организовывать
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
к необходимости ее
окружающей среде,
разных IV
Гидросфера.
Мировой
океан – главная часть
гидросферы.
2
Воды Мирового океана. Схема
поверхностных течений. Роль
океана в жизни Земли.
Происхождение вод Мирового
океана. Свойства вод океана. Льды в
океане. Водные массы. Схема
поверхностных течений.
Жизнь в океане. Взаимодействие
океана с атмосферой и сушей.
Разнообразие морских организмов.
Распространение жизни в океане.
Биологические богатства океана.
Взаимодействие
с
атмосферой и сушей.
океана
свою
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Предметные:
Учащийся должен уметь
показывать океаны и некоторые моря, течения,
объяснять изменения свойств океанических вод;
приводить примеры влияния Мирового океана на
природу материков;
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
организовывать
познавательную
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
разных
видов проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде,
к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Предметные:
Учащийся должен уметь
приводить примеры природных комплексов;
составлять простейшие схемы взаимодействия
природных комплексов.
Метапредметные:
V
Географическая оболочка
3
Строение и свойства
географической оболочки.
Строение
географической
оболочки. Свойства географической
оболочки. Круговорот веществ и
энергии. Роль живых организмов в
формировании природы.
Природные комплексы суши и
Природные комплексы
океана.
суши.
Природные комплексы
океана. Разнообразие природных
комплексов.
Природная зональность.
Что
такое природная зона? Разнообразие
природных зон. Закономерность
размещения природных зон на
Земле.
Широтная зональность.
Высотная поясность.
Перечень практических работ
Практическая работа №5.
Анализ карт антропогенных
свою
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
организовывать
познавательную
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
разных
видов ландшафтов; выявление материков
с самыми большими ареалами таких
ландшафтов.
VI
. Население Земли
3
Численность
населения
Земли.
Размещение населения.
Факторы, влияющие на численность
населения. Размещение людей на
Земле.
Народы и религии мира.
Этнический состав населения мира.
Мировые и национальные религии.
Основные
Хозяйственная
деятельность
Городское и сельское
людей.
население.
виды
хозяйственной деятельности людей.
Их влияние на природные
комплексы. Комплексные карты.
Городское и сельское население.
Культурноисторические регионы
мира. Многообразие стран, их
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде,
к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Предметные:
Учащийся должен уметь
рассказывать об основных путях расселения
человека по материкам, главных областях
расселения, разнообразии видов хозяйственной
деятельности людей;
читать комплексную карту;
показывать наиболее крупные страны мира.
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
организовывать
познавательную
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
свою основные типы.
Перечень практических работ
Практическая работа № 6.
Сравнительное описания числен
ности,
плотности и динамики
населения материков и стран мира.
Практическая работа № 7.
Моделирование на контурной карте
размещения крупнейших этносов и
малых народов, а также крупных го
родов.
видов
разных
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде,
к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Тихий,
Индийский,
Атлантический и Северный Ле
довитый океаны.
Особенности
географического положения. Из
Предметные:
Учащийся должен уметь
показывать на карте и называть океаны и
определять их географическое
материки,
Океаны и материки
(54 ч)
VII Океаны
2 истории исследования океанов.
Особенности природы.
Виды
хозяйственной деятельности в
каждом из океанов.
Перечень практических работ
Практическая работа № 8.
Выявление и отражение на
контурной карте транспортной,
промысловой, сырьевой, рекреаци
онной и других функций одного из
океанов (по выбору).
Практическая работа № 9.
Описание по картам и другим
источникам
информации
особенностей
географического
положения, природы и населения
одного из крупных островов (по
выбору).
свою
положение, определять и называть некоторые
отличительные признаки отдельных океанов и
материков как крупных природных комплексов;
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
познавательную
организовывать
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
к необходимости ее
окружающей среде,
разных
видов VIII Южные материки
1
Общие
особенности
природы южных материков.
Особенности
географического
положения южных материков.
Общие черты рельефа. Общие
особенности климата и внутренних
вод.
особенности
расположения природных зон.
Почвенная карта.
Общие
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Предметные:
Учащийся должен уметь
показывать на карте и называть океаны и
материки,
определять их географическое
положение, определять и называть некоторые
отличительные признаки отдельных океанов и
материков как крупных природных комплексов;
приводить примеры воздействия и изменений
природы на материках под влиянием
деятельности человека.
свою
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
организовывать
познавательную
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
разных
видов осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде,
к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Предметные:
Учащийся должен уметь
показывать на карте и называть океаны и
материки,
определять их географическое
положение, определять и называть некоторые
отличительные признаки отдельных океанов и
материков как крупных природных комплексов;
показывать на карте наиболее крупные и
известные географические объекты на материках
(горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в
океанах (моря, заливы, проливы, острова,
полуострова);
описывать отдельные природные комплексы с
использованием карт;
показывать наиболее крупные государства на
материках;
уметь давать описания природы и основных
занятий населения, используя карты атласа;
приводить примеры воздействия и изменений
IX
Африка.
10
Географическое положение.
Африки.
Исследования
Географическое
положение.
Исследование Африки зарубеж
ными
путешественниками.
Исследование Африки русскими
путешественниками и учеными.
рельефа
формы
Рельеф и полезные ископаемые.
рельефа.
Основные
Формирование
под
влиянием внутренних и внешних
процессов.
Размещение
месторождений
полезных
ископаемых.
Климат.
Внутренние воды.
Климатические пояса Африки.
воды Африки.
Внутренние
Основные
системы.
Значение рек и озер в жизни
речные населения.
Природные зоны. Проявление
широтной зональности на материке.
Основные черты природных зон.
Влияние человека на природу.
Заповедники и национальные парки.
Влияние человека на природу.
Стихийные бедствия. Заповедники и
национальные парки.
Население. Население Африки.
населения.
Размещение
Колониальное прошлое материка.
Страны Северной Африки.
Общая характеристика
Алжир.
Географическое
региона.
положение, природа, население,
хозяйство Алжира.
Нигерия.
Страны Западной и Центральной
Общая
региона.
положение,
хозяйство
Африки.
характеристика
Географическое
природа,
Нигерии.
население,
Страны Восточной Африки.
Эфиопия. Общая характеристика
региона.
Географическое
положение, природа, население,
хозяйство Эфиопии.
Страны Южной Африки. Южно
Африканская Республика. Общая
региона.
характеристика
Географическое
положение,
природы на материках под влиянием
деятельности человека.
свою
видов
разных
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
организовывать
познавательную
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде,
к необходимости ее X
Австралия.
4
природа,
ЮжноАфриканской Республики.
население,
хозяйство
Перечень практических работ
Практическая работа № 10.
Определение по картам природ
ных богатств стран Центральной
Африки.
Практическая работа № 11.
Определение по картам
основных видов деятельности
населения стран Южной Африки.
Практическая работа № 12.
Оценка географического положе
ния, планировки и внешнего облика
крупнейших городов Африки.
Географическое положение.
История открытия.
Рельеф и
полезные ископаемые. Своеобразие
географического
положения
материка. История открытия и
Особенности
исследования.
Размещение
рельефа.
месторождений
полезных
ископаемых.
Климат. Внутренние воды.
определяющие
Факторы,
особенности климата материка.
Климатические пояса и области.
Внутренние воды.
Природные зоны. Своеобразие
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране;
Предметные:
Учащийся должен уметь
показывать на карте и называть океаны и
материки,
определять их географическое
положение, определять и называть некоторые
отличительные признаки отдельных океанов и
материков как крупных природных комплексов;
показывать на карте наиболее крупные и
известные географические объекты на материках
(горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в
океанах (моря, заливы, проливы, острова,
полуострова);
описывать отдельные природные комплексы с
использованием карт;
показывать наиболее крупные государства на органического мира.
Проявление широтной зональности
в размещении природных зон.
Своеобразие органического мира.
Австралийский Союз. Население.
Хозяйство Австралийского Союза.
Изменение природы человеком.
Перечень практических работ
Практическая работа № 13.
Сравнительная характеристика
природы,
населения и его
хозяйственной деятельности двух
регионов Австралии (по выбору).
материках;
уметь давать описания природы и основных
занятий населения, используя карты атласа;
приводить примеры воздействия и изменений
природы на материках под влиянием
деятельности человека.
видов
свою
Метапредметные:
Учащийся должен уметь
самостоятельно приобретать новые знания и
практические умения;
познавательную
организовывать
деятельность — определять ее цели и задачи,
выбирать способы достижения целей и применять
их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор
информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план,
логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты
(описательные,
объяснительные).
Личностные
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных регионов
и стран;
осознавать значимость и общность глобальных
проблем человечества;
овладеть
на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и
разных
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Рабочие программы по гегорафии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.