Работа с несплошным текстом как основа формирования читательской грамотности.
Кириченко С.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3»
Книга и Чтение могут свершить чудо в жизни Ребёнка…
Ш.А. Амонашвили
Одним из требований к результатам обучения по новым ФГОС ООО является принцип метапредметности, в рамках которого учащиеся должны овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Учить осмысленному чтению — задача учителя на протяжении всего учебного процесса. Это помогает школьникам не только понять условия задания, но и правильно понять и оценить информацию, представленную в разных форматах, в конкретной жизненной ситуации. Это и есть формирование читательской грамотности обучающихся.
Ш. Амонашвили говорил: «Чтение для детей - это особый ритуал, который взращивает в них высокие ценности, развивает фантазию, учит любви и добродетели. Когда мы читаем книги детям, то вместе с ними окунаемся в сказочных мир волшебства, красоты, приключений. Важно правильно выбирать детские книги, чтобы развитие ребенка было гармоничным и он рос счастливым».
Какие же книги читать детям? Шалва Амонашвили рекомендует целый ряд удивительных произведений, которые будут одинаково полезны и интересны как ребенку, так и взрослому: «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, «Синяя птица» Мориса Метерлинка и др.
Чтение нужно человеку не для того, чтобы читать быстро вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Чему бы ни обучался ребенок — и он, и учитель должны понимать, что это — часть постижения мира. И, разумеется, необходимо всячески способствовать такому постижению. Чтение, разумеется, должно быть познавательным.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая фаза (предчтение) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая фаза (чтение) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья фаза (постчтение) — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:
· эрудированность,
· уровень образования,
· интуиция,
· чуткость к слову,
· интонации,
· умение эмоционально переживать,
· духовная тонкость.
Книга и Чтение могут свершить чудо в жизни Ребёнка, но при соблюдении трёх условий:
– любить Книгу,
– уметь выбирать Книгу,
– уметь размышлять над Книгой.
В чём же наша – родительская забота?
Она в том, чтобы воспитать в Ребёнке любовь к Книге и умение избирательно относиться к Ней, умение размышлять над Книгой и извлекать уроки из прочитанного.
Необходимы уроки общения с людьми, общения с природой, уроки красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией (в эпоху ее изобилия это особенно важно).
Анализируя современные учебники, можно сделать вывод, что в них, по-прежнему, представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов.
Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
К несплошным текстам относят:
*графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты;
*различные планы (помещения, местности, сооружения);
*входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).
Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве. Работа с «несплошными» текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни.
Среди базовых умений работы с подобной информацией на уроках можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (т.е. восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов:
- различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;
- читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);
- переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);
- менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);
- самостоятельно создавать несплошные тексты;
- использовать полученную информацию для решения учебной задачи.
В своей работе использую различные упражнения, направленные на развитие умений учащихся работать с несплошными текстами. Примером заданий подобного типа могут выступать «неполные» таблицы, в которых учащиеся должны заполнить пустые ячейки необходимыми фактами, изучив статью учебника.
ДАТЫ |
СОБЫТИЯ |
|
В Орле родился И.С. Тургенев |
1852 |
Отдельным изданием выходят «Записки охотника» |
1855 |
|
|
Публикация романа «Отцы и дети» |
Задание: заполните пропуски в таблице и дайте ей название.
Изучение учащимися информации, представленной в таблице, строится по следующему общему алгоритму:
1. Как называется таблица?
2. Что представлено в таблице?
3. Какую закономерность данных вы наблюдаете?
4. Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.
5. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?
6. Какое практическое значение имеют эти данные?
К другим способам моделирования логической структуры текста относятся интеллект-карта, граф-схема, кластер, диаграмма и т. п.
Диаграмма – графическое изображение, которое наглядно показывает связь между различными объектами или явлениями в разные промежутки времени.
Круги Эйлера (Диаграмма Венна)
Интеллект-карта позволяет создать схематическое изображение ключевых мыслей текста, основных пунктов выступления спикера или вашего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе.
Рисунок – изображение объектов или явлений, выполняемое с помощью контурных линий, штрихов, пятен. Если сравнивать его с таблицей или схемой, то как вид несплошного текста, он содержит не столь точные данные. Однако рисунок иметь одну очень значимую отличительную особенность. Он визуализирует изучаемый объект. При виде картинки мозг человека непроизвольно заставляет работать наши память, мышление и воображение. Рисунок является самым простым и легким способом сделать урок занимательным и эффективным.
Кассовый чек – это также один из видов несплошного текста, с которыми сталкивается человек практически ежедневно. Информации, указанной в кассовом чеке, достаточно много.
На уроках русского языка предлагаю детям следующие задания:
найти слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными;
составить диалог с использованием этих слов;
составить предложения с однородными членами;
«Работа с билетом».
Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы:
1. В каком направлении едет автобус (поезд)? 2. Какова стоимость билета? 3. Какое место занимает пассажир? 4. Укажите дату и время отправления поезда?
5. Из какого города отправляется поезд? Какова конечная остановка?
6. Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия. 7. Заполни таблицу необходимой информацией из билета…
Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.
Итак, это новый взгляд и подход в обучении и воспитании. Вместе с детьми мы, взрослые, учимся находить пути решения многих жизненных задач, вместе стремимся к успеху и вместе переживаем неудачи. И весь этот процесс называется словом ЖИЗНЬ, еще можно сказать это жизненное путешествие, в котором развиваются и меняются все. Насколько оно будет увлекательным и интересным, зависит от нас взрослых. Книга закладывает основание и фундамент в наших детях, на нём они построят свою взрослую жизнь. Учителя и родители закладывают в них духовные принципы и здоровое отношение к себе и к окружающему миру.
Каждый взрослый должен научить ребенка, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей, и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье. Конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг взрослого — помочь ребёнку одержать победу в этой борьбе.
Список литературы:
1. Ш.А. Амонашвили «Школа жизни». Третья книга
2. Ш.А. Амонашвили "Баллада о воспитании" (Практические рекомендации о воспитании любви к чтению от Ш.А. Амонашвили)
3. Добротина И.Н. О метапредметных связях, или как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык. – Первое сентября. 2011. № 17. С. 14-20.
4. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchaschihsya-s-nesploshnymi-tekstami
5. Казакова Е.И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста // На путях к новой школе. 2014. №1. С. 8-9.
6. Демидова М.Ю. Естественнонаучный цикл: читательские умения // Народное образование. 2012. № 5. С. 214–220.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.