Работа начинающего аккордеониста над раскрытием художественного образа произведения.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал "Работа начинающего аккордеониста над раскрытием художественного образа произведения". для преподавателей музыкальной школы при работе с учащимся начальной школы для обучения игре на аккордеоне. Думаю данный материал понравиться пригодиться коллегам для работы. Удачи и благополучия всем коллегам в работе.
Иконка файла материала Работа начинающего аккордеониста над раскрытием художественного образа произведения..doc
Тема урока: Работа начинающего аккордеониста над раскрытием  художественного образа произведения.  Провела  – преподаватель по классу народных инструментов  МБОУ ДО  «Шовгеновская ДШИ» Хачемизова Д.З. Содержание:  1. Введение  2. Цели и задачи урока  3. Тип урока  4. Форма  5. Методы обучения  6. Ход урока  7. Материально­техническое обеспечение  8. Критерии оценки результативности работоспособности учащегося.Введение .        В основу каждого музыкального произведения заложен художественный  образ. Выявление художественного образа сочинения начинается с первых шагов ознакомления и является конечной целью исполнителя. Работая над раскрытием содержания произведения педагог не должен ограничиваться только нотной  записью с различными обозначениями. Необходимо донести до учащегося  сведения о композиторе, его творчестве, эпохе, сюжет сочинения. После первого этапа ознакомления переходим к детальному разбору произведения:  1. Словесная характеристика муз. содержания  2. Форма (сколько частей в пьесе)  3. Мелодия  4. Метроритм  5. Тональность  Задачи педагога – приблизить учащегося – баяниста к созданию  художественного образа с помощью доступных для него приемов.  2. Цель урока:        Показать процесс раскрытия художественного образа доступными для  учащегося средствами.  Задачи:  а) Образовательная  изучение теоретических знаний.  б) Развивающая  развитие слуха координации движений, творческих навыков и умений.  в) Воспитательная  формирование эстетического вкуса, любовь к инструменту, музыке, стремление  к творческой деятельности.  3. Краткая характеристика урока  Тип урока: комбинированный ­ получение и закрепление любых знаний и  навыков.  Методы:  словесный  наглядный  практический  4. Форма:  индивидуальная  5. Ход  ­ организационный момент  ­ гамма до мажор  ­ Этюд  ­ Пьеса­ Физ. Минутка  ­ Пьеса  ­ Пьеса  6. Материально – техническое обеспечение:  ­ Инструменты, стол, стулья, пульт, сборники для игры на аккордеоне.  7. Критерии оценки результативности  ­ Высокий уровень  ­ Средний уровень  ­ Низкий уровень  Учащийся ІІ кл.Патоков Дамир , 7 лет, обучается по восьмилетнему  курсу. С  хорошими музыкальными данными, требует особого подхода к физическим  возможностям (подбор по росту стула, инструмента). Дамир старателен и  прилежен.  8. Ход урока  8.1. Организационный момент  ­ Подготовить учащегося к работе на уроке, настроить эмоционально,  активизировать внимание.  8.2. Гамма до мажор  Поигрываем правой рукой четвертными длительностями, мех меняем по 4 звука, следим за ровностью движения меха и точностью исполнения штриха легато.  Следующая задание – штрих легато, крещендо к вершине, диминуэндо в  нисходящем движении, мех меняем на вершине (на тонике)  Третье проигрывание гаммы штрихом нон легато с предыдущими требованиями.  Проигрываем гамму левой рукой с использованием мизинца, что помогает  правильно поставить и закрепить положение левой руки и киста.  При работе над гаммой следим за посадкой, постановкой инструмента, рук и  пальчиков.  8.3. В Лушников «Этюд»  Цель – слушать мелодию, выдерживая четвертные длительностий, штрих нон  легато (плотный), бас короткий, учимся владеть мехом, отрабатывая крещендо и диминуэндо.  8.4. Муз. А.Жилинского «Кот ­ мурлыка»  Образная пьеска в умеренном темпе с трехдольным размером.  Легко представить себе вальяжного кота, любимца семьи.  Задача ученика – изобразить переваливающуюся походку кота, выполняя  штриховые и фразировочные лиги и динамические оттенки (крещендо и  диминуэндо)  8.5. Физ. Минутка  Упражнения – Чужие ручки  – Мишка и оловянный солдатик  8.6. «Прибаутка»  Перед проигрыванием поговорим о значении этого слова «Складная приговорка, приговорка, острое словцо»Исходя из расшифровки названия сформируем веселый, озорной образ с  помощью контрастной динамики и штрихов нон легато и стаккато.  Задача –отработать штрих стаккато, динамические оттенки пиано и форте.  8.7. Русская  народная песня «Полянка»  Короткая беседа о русском народном творчестве и о предполагаемом  содержании песни «Полянка»:  Предложить ученику пофантазировать и попытаться сочинить свой вариант  текста песни, но прежде сделать устный разбор средств выразительности и  выучить мелодию пьесы. Придуманный текст поможет ярче показать характер  пьески. Предстоит работа над такими штриховыми приемами как акцент и  стаккато.  Пьеска построена на повторе одинаковых фраз, поэтому ученику можно  предложить контрастную динамику f ­ Р (форте ­ пиано)  8.8. Ансамбль  Ансамбль «Летка ­ Енка»  Русский текст М.Пляцковского муз. Р.Летхинена  Прыг­скок, утром на лужок –  Прыг­скок­выбежал сверчок  А вслед, тоже прыг да скок,  Из темной норки выскочил зверек хорек.  Прыг­скок, их догнать спешат –  Прыг­скок­десять лягушат.  Прыг­скок, с ветки на цветок  Порхает рядышком с друзьями мотылек  Знакомство с пьеской начинается с прочтения слов и определения характера  песенки – танца.  Задача – научить учащегося слушать аккомпанемент и тогда будет  выдерживаться пауза на 2 и 4 доли.  ­ Уметь играть свою пртию и петь текст песни.  В завершение урока подводим итог и на его основе формируем домашнее  задание.  9. Заключение  На данном этапе нашей с Вами деятельности мы зачастую работаем с детьми, не  обладающими особым талантом и если нам удается выучить с ребенком  правописание нот в скрипичном и басовом ключах, длительности нот и  простейшие способы звукоизвлечения, при этом надо учесть вес инструмента, 2  клавиатуры, которые при правильной посадке ребенок чувствует только на  ощупь и для того, чтобы извлечь хоть какое­то подобие звука, надо прилагать  физические усилия для ведения меха. Но не смотря на все трудности как только ребенок может воспроизвести какую­нибудь простейшую мелодию, необходимо  добиться, чтобы это первичные исполнение было выразителью, то есть чтобыхарактер исполнения точно соответствовал характкру данной мелодии, так  считал Г.Нейгуз.  Подлиный интерес у ребенка возникает не к любому произольному сочетанию  звуков, а только к цельной и ясной мелодии, вызывающей либо эмоциональные  переживания, либо образное представление, создающее то или иное настроение.  Немалую роль в пробуждении интереса играет словесный текст песенки.  Интерес к музыке, лишенный такого важного стимула, как эмоциональное  воздействие, быстро погаснет подобно тому, как сохнет ручей, лишенный своего источника.  10. Используемые источники  1. Л. Колесов «Содержание и формы работы баяниста над музыкальным  произведением»  2. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне»  3. А.Малиновская «Фортепианно – исполнительское интонирование»  4. Г.Бойцова «Школа – игры на аккордеоне»