Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Оценка 4.8

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
религиоведение +1
4 кл
02.03.2018
Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, литературного чтения и во внеурочной деятельности. Очень хорошо что такой предмет появился в школьном курсе. Это большой шаг направленный на воссоединение воспитания и обучения.
Связь курса ОРКСЭ и литературного чтения.docx
Добрый день, уважаемые коллеги!!! Начать свое выступление я хочу с притчи, думаю, многие ее помнят...  Когда­то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости  разнеслась далеко за переделы его родного города, люди издалека приходили  к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как­то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых  ладоней и подумал: «Пойду ­ ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о  мудрейший, какая бабочка у меня в руках ­ живая или мёртвая?» Если он  скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках ­ живая или мёртвая?» Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках». Действительно, всё в наших руках, и только от нас зависит прощать или нести  обиду до конца своих дней, заботиться о детях и престарелых родителях или  бросить их умирать в одиночестве. Только от нас самих зависит, как будет  протекать наша дальнейшая жизнь, и какими мы будем.  Но для этого нужно  постоянно работать над собой. Я расскажу вам о своей работе по духовно ­ нравственному воспитанию  школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной  деятельности.  Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ появился в школе. Вместе с тем,  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» ­ это  принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Святой праведный Алексей Московский сказал: «Ребёнок, знакомый с  Господом чуть ли не с колыбели, может с большей смелостью и уверенностью  отправиться в жизненный путь, нежели ребёнок, не знавший Господа в  детстве. В душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не  может, и, хотя бы в будущем он и уклонится от правого пути, рано или поздно семена истины в нём заботливой любовью родителей, разбудят от сна  греховного и приведут к утерянному эдему». Часто мы говорим: «Книга­это открытие мира». Действительно, читая,  ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со  сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово  воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка.  Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что­то  хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с  нормами поведения. Формированию духовно­нравственных представлений и  нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных  качествах человека. Дети, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте,  доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать.  Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а  справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло,  чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную  и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости,  жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. В учебниках по  литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях  любви ко всему живому.  Ну а теперь примеры из жизни:  Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4­м классе дети составляют  характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского  народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия  Радонежского, Петра и Февронии Муромских.  Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение  имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняют  такие задания.  При прочтении сказки «Амик ­ Кериб» дети узнают, что не только у нас есть  святой Георгий, но и у других народов.  «Ашик взял кусок земли из ­ под копыта белого коня, но только он поднял  голову ­ всадник и конь исчезли. Тогда он убедился в душе, что его  покровитель был не кто иной, как Хадерилиаз (св. Георгий). Хадерилиаз — соединенные вместе имена Хызра и Илиаса (пророка Ильи) —  объяснено Лермонтовым как св. Георгий, и это не ошибка поэта, смешение  Хадерилиаза со святым Георгием встречается в арм. и груз. фольклоре.  И здесь мы проводим параллель с нашим Георгием Победоносцем.  Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в  гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о  мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина  дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя  нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не  завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический  эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные  богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа:  бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства,  трудолюбия. Рассказ Л. Н. Толстого Детство (в сокращении)  «После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси,  Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз  лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к  Богу как­то странно сливались в одно чувство. После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и  отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? Они неуловимы, но  исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь,  бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке,  которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что  слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». После прочтения идет обсуждение понимания прочитанного, анализ.  Что же такое молитва? ….Молитва – это общение с Богом. Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве. Дети с легкостью воспринимают идею того, что у наших душ, как и у наших  тел, есть сердце. Это не то сердце, которое бьется и направляет кровь в  органы, а сердце, которое болит, когда мы чувствуем себя отвергнутыми или  одинокими. Дети понимают, что значит жестокое или мягкое сердце, ведь при  общении со сверстниками они замечают всё. Некоторые их ровесники  жестокосердны, дразнят других и не сочувствуют тем, кому причинили боль.  Другие добросердечны, ранимы и сопереживают тем, кому плохо. Сердце можно смягчить. Бог дает нам всё потребное для этого: молитву,  пост, богослужения, дела милосердия, служение и учение. Наши сердца  преображаются, в том числе благодаря молитве. По мере того как мы всё  больше времени проводим, осознавая присутствие Божие, Он преобразует  наши сердца, делая их из каменных «плотяными». Можно дать детям кусок глины. Они разомнут ее в своих теплых руках.  Сначала глина жесткая и неподатливая, как и наши сердца, однако по мере  того как мы разминаем ее, она становится мягкой и пластичной. Теплота  Божиего присутствия смягчает наши грубые сердца. Однако стоит нам  забросить молитву, как наши сердца, подобно глине, вновь становятся  жесткими. Возобновление же молитвы вновь размягчает их. Когда дети поймут и примут эту аналогию, мы можем объяснить им главное:  мягкое сердце любит сильнее, чувствует острее и открывается шире  навстречу любви, милосердию и слову Божиим. Если мы хотим гулять вместе  с Господом в прекрасном саду, наши сердца должны быть мягкими,  способными вместить слово Божие. Это понятно, потому что Бог есть любовь и потому что мягкое сердце любит  сильнее. Христос учит нас любить наших ближних как самих себя, и мягкое  сердце способно сопереживать и чувствовать чужую боль как свою. А теперь внеурочная деятельность:  Хочу привести пример, который показывает, как тесно переплетаются  школьный курс ОРКСЭ и  участие в олимпиаде «Музеи, парки, усадьбы». При выполнении задания : №2 в саду Эрмитаж … само задание… Какие два  символа, обозначающие МИР и ЛЮБОВЬ, неоднократно повторяются на  окнах здания детского клуба по соседству с детской площадкой?  На счет символа любви, не было сомнений – что это сердце. А вот с  определением второго символа, нужно было немного подумать… Символ мира??…Дети вспомнили о Всемирном потопе. На уроке я им рассказывала и  показывала чудесный мультфильм « Ной и Великий потоп (Библейские  истории) в прочтении Иннокентия Смоктуновского» .   В те времена людей было уже очень много, и вели они себя плохо:  обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили  честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел­смотрел на  дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить  весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть  и остальные живые существа на суше. Ною же Бог сказал: “Сделай себе ковчег [что­то вроде корабля, но без мачт]  из дерева гофер [вероятно, кедр или кипарис]; отделения сделай в ковчеге и  осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега ­  триста локтей [локоть — около 50 сантиметров], ширина его ­ пятьдесят  локтей, а высота его ­ тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в  локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем  нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб  истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни [то есть всякое живое  существо]. Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю  завет [заключу союз], и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и  жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от  всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и  женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”. «Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил  ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку.  Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его  сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь. Тогда сразу же “открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки  воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода  поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был  в ковчеге. Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме “окон в небе”, Бог  открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат.  Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю  ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами  присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор.  Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку. Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только  вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что  вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь  выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на  волю всех обитателей ковчега. Вот дети и вспомнили про голубя и мы выполнили задание.  В Пресненском парке было задание: Кому посвящен крест, стоящий перед  часовней?... Выполняя это задание, я смогла рассказать детям про  небольшую деревянную часовню «Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня» в  память павших защитников Белого Дома в октябре 1993 года Дмитрия  Комаря, Ильи Кричевского, Владимира Усова. Мы нашли крест и прочитали кому он установлен. Здесь и появилось для них  новое понятие новомученики… А выполняя задания в школьном туре по  олимпиаде по Основам православной культуры эти знания им пригодились.   Участие в поисковой игре в рамках проекта «Золотое кольцо Северо –  Запада». 29 сентября 2016 года мы вместе с 4А классом  принимали участие в  поисковой игре проекта «Золотое кольцо Северо­Запада». Данный проект  проводится при поддержке Международного грантового конкурса  «Православная инициатива». Дети посетили храмы: Храм иконы Божией  Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле,   Храм Покрова Пресвятой  Богородицы в Покровском­Стрешневе, Храм Преображения Господня в  Тушине . Для большинства из ребят путешествие по «Золотому кольцу» стало открытием , как в плане собственных знаний о своем районе, так и в плане  знакомства с православной культурой. За 4 часа экскурсии дети успели  познакомиться с краткой историей храмов, побывать внутри, послушать  экскурсоводов и выполнить задание игры­квеста, в ходе которой они  отрабатывают навыки исследовательской деятельности, ориентирования на  местности, работы в команде. Задания были очень интересные… Они были  связаны и с внутренним устройством православного храма, и чтением строк из Евангеля, и с иконами. Для выполнения этих заданий требовалось внимание,  память, тк именно во время игры – экскурсии они и получали эти знания. На  последнем этапе ребят ждало чаепитие и беседа о впечатлениях. Фразы: «Я  обязательно вернусь сюда», «хочу приехать сюда еще», «мы придем сюда всей семьей» ­ повторялись во всех отзывах ребят. И, пожалуй, это самый главный  и самый ценный результат проекта «Золотое кольцо Северо­Запада.  Дома  ребята моего класса написали отзовы об игре – экскурсии. (показываю)   показываю ролик… В заключении хочу пожелать вам, уважаемые коллеги : «Быть путеводителем  для детей — ибо учитель ­ это не профессия, а образ жизни, подвиг. И по­ настоящему удаётся преподавание любых предметов  педагогам, которые  учат не только предмету, но и преподают основы нравственности своим  личным жизненным примером».

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Скачать файл