Работа психолога в ДОУ
Оценка 4.8

Работа психолога в ДОУ

Оценка 4.8
Документация
doc
воспитательная работа
Детсад
15.02.2017
Работа психолога в ДОУ
Основная задача психолога в детском саду - сделать жизнь ребенка удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.
Работа психолога в ДОУ.doc
Работа психолога в ДОУ Основная   задача   психолога   в   детском   саду   ­   сделать   жизнь   ребенка удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных   особенностей   ее   развития.   Педагог­психолог   помогает воспитателю   и   родителям   ребенка   найти   и   объяснить   скрытые   причины некоторых   детских   неудач,   поступков   и   особенностей   поведения.   Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Для того чтобы решать все эти задачи, педагог­психолог проводит свою работу по нескольким направлениям (рис.2). Основные направления  работы психолога  в МДОУ №1 Консультации Диагностика  Коррекционная работа Развивающие занятия Рис. 2. Основные направления работы психолога в детском саду Консультации бывают двух видов:  ­ те, которые планирует сам психолог; ­ по «запросу родителей».  Первые ­ психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению,   актуальны   для   конкретного   детского   сада,   возрастной   группы   и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности   развития   детской   психики,   связанные   с   ними   изменения   в поведении и эффективность усвоения детьми знаний. В   начале   года   психолог   приглашал   родителей   малышей   на   собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду.  Консультации   «по   запросу»   ­   любые   проблемы,   которые   волнуют близких   малыша.   И   это   необязательно   вопросы,   связанные   с   развитием ребенка или его поведением. К психологу обращаются по множеству поводов, когда поведение ребенка выходит за рамки обычного, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно   отразится   на   ребенке,   на   его   отношении   к   воспитателю   и посещению сада.  Диагностика.  В течение всего учебного года психолог детского сада проводит   так   называемую   психолого­педагогическую   диагностику.   Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский   сад.   На   основании   этих   данных   проводится   анализ   работы педагогического коллектива.  То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов,   обеспечивающих   всю   вышеописанную   деятельность.   И   если   на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с ребенком либо к неврологу, либо к нейро­психологу, либо к невропатологу.  Также   в   течение   года   психолог   изучает   отношения   в   детском коллективе,   выявляет   лидеров,   тех,   с   кем   «никто   не   дружит»,   помогает воспитателю   планировать   работу   по   улучшению   взаимоотношений   между детьми.  Помимо   плановой   диагностики   проводятся   и   «ситуативные» исследования.  Например,   появились   у   ребенка   страхи.   Психолог   с   помощью специальных тестов может выявить  причину. Развелись родители ­ то, как перенес или переносит это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог­психолог, ­ это комплексная оценка готовности ребенка к школе.  Коррекционная работа.  Дети ­ все разные. Один ребенок развивается быстрее,   другой   медленнее.   Психические   процессы   тоже   формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой­то психической функции нужно чуть­чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или   поведение.   С  этой   целью   психолог   планирует   и   проводит   с   ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей.   Потому   что   успеха   можно   добиться   только   при   абсолютном единстве   требований   и   доверии.   Также   любая   травмирующая   ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например, он стал писаться   после   совместного   просмотра   с   папой   фильма   «Мумия»,   тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий. Развивающие занятия.  Каждый новый учебный год педагог­психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной   акцент.   Например,   в   этом   году   наиболее   актуальной   для   него представляется   тема   формирования   межличностных   отношений   в   детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. 3 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА Для определения уровня умственного развития и предпосылок учебной деятельности   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   были   использованы стандартизованные   диагностические   методики.   К   данным   методикам относятся: ­ «Учебная деятельность» (автор ­ Л.И. Цеханская) (Приложение 1). Методика выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам:   умение   подчинять   свои   действия   правилу,   слушать   и последовательно   выполнять   указания   взрослого.   Ребенку   дается   задание   ­ составить   узор   под   диктовку   взрослого   путем   соединения   расположенных рядами фигурок с соблюдением заранее заданных правил. ­ «Эталоны» (автор ­ О.М. Дьяченко) (Приложение 2). Методика   нацелена   на   диагностику   уровня   развития   восприятия   и содержит   задачи,   требующие   соотнесения   формы   предметов   с   заданными образцами   (эталонами).   Детям   предлагается   отметить   изображения предметов, соответствующие каждому эталону. ­   «Перцептивное   моделирование»   (автор   ­   В.В.   Холмовская) (Приложение 3). Методика   выявляет   степень   овладения   зрительным   синтезом   ­ объединением   элементов   в   целостный   образ   ­   и   характеризует   уровень развития   восприятия   и   наглядно­образного   мышления.   Она   требует   от ребенка   построения   в   умственном   плане   геометрических   фигур   (кругов   и квадратов)   из   нескольких   частей.   Не   имея   возможности   выполнять практические пробы, он должен найти такое сочетание этих частей ­ фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата. ­ «Схематизация» (автор ­ Р.И. Бардина). Методика   направлена   на   выявление   уровня   развития   высших   форм образного   мышления,   содержит   задачи   на   использование   схематических   и условных   изображений   при   ориентировке   в   пространственной   ситуации. Ребенку   предлагают   отыскать   «путь»   в   разветвленной   системе   дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. ­ «Систематизация» (автор ­ Н.Б. Венгер). Методика   направлена   на   оценку   овладения   элементами   логического мышления.   Она   содержит   задачи   на   размещение   элементов   в   матрице, составленной   по   двум   признакам   и   представляющей   собой   «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице. Использование данных диагностических методик позволяет психологу наиболее полно определить готовность ребенка к школьному обучению.  Однако,   анализируя   результаты   выполнения   детьми   заданий стандартизованных   методик,   психолог   учитывает,   что   готовность   к   школе определяется   не   только   общим   интеллектуальным   развитием,   но   и следующими показателями: ­  желание   идти   в  школу,  основанное   не  на  внешних   атрибутах,  а  на понимании познавательного значения школьной учебы; ­ умение принимать школьную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться; ­   умение   действовать   по   заданному   взрослыми   правилу,   слушать   и последовательно   выполнять   его   указания   (что   непосредственно   зависит   от уровня развития произвольности поведения). Психолог   оценивает   отношение   ребенка   к   взрослому   как   к   учителю, указания которого обязательны, и хотя бы первоначальные навыки совместной деятельности   со   сверстниками.   Пятилетних   детей,   не   обладающих   этими качествами,   лучше   рекомендовать   перевести   в   подготовительную   группу детского   сада,   а  с  шестилетними   детьми   со   слабой   готовностью   к   школе, находящимися в подготовительной группе, следует проводить специальную воспитательную работу. Рассматривая   проблему   готовности   ребенка   старшего   дошкольного возраста   к   школьному   обучению,   психолог   учитывает,   что   показатели готовности не могут быть строго одинаковыми для любых условий.  Состав   этих   показателей   зависит   от   возраста   ребенка   и,   главное,   от особенностей   организации   жизни   детей   в   первых   классах   той   школы,   в которую будет поступать ребенок.  Психолог по итогам проведенной диагностики в беседе с родителями ребенка   рекомендует   учебное   заведение,   наиболее   соответствующее способностям данного ребенка.

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ

Работа психолога в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017