Основная задача психолога в детском саду - сделать жизнь ребенка удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.
Работа психолога в ДОУ.doc
Работа психолога в ДОУ
Основная задача психолога в детском саду сделать жизнь ребенка
удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и
индивидуальных особенностей ее развития. Педагогпсихолог помогает
воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины
некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот
специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на
грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему
справиться с ними еще до школы.
Для того чтобы решать все эти задачи, педагогпсихолог проводит свою
работу по нескольким направлениям (рис.2).
Основные направления
работы психолога
в МДОУ №1
Консультации
Диагностика
Коррекционная работа
Развивающие занятия
Рис. 2. Основные направления работы психолога в детском саду
Консультации бывают двух видов:
те, которые планирует сам психолог;
по «запросу родителей».
Первые психолог проводит в течение года по темам, которые, по его
мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и
контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог
дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в
поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
В начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание,
посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду.
Консультации «по запросу» любые проблемы, которые волнуют
близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием
ребенка или его поведением. К психологу обращаются по множеству поводов,
когда поведение ребенка выходит за рамки обычного, любое беспокойство
родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно
непременно отразится на ребенке, на его отношении к воспитателю и
посещению сада.
Диагностика. В течение всего учебного года психолог детского сада
проводит так называемую психологопедагогическую диагностику. Она
включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми
разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает
детский сад. На основании этих данных проводится анализ работы
педагогического коллектива.
То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания,
которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если
результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не
владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог
проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических
процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на
этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист
направляет родителей с ребенком либо к неврологу, либо к нейропсихологу,
либо к невропатологу.
Также в течение года психолог изучает отношения в детском
коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между
детьми.
Помимо плановой диагностики проводятся и «ситуативные»
исследования.
Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью
специальных тестов может выявить причину. Развелись родители то, как
перенес или переносит это ребенок, можно выявить при помощи специальных
методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагогпсихолог,
это комплексная оценка готовности ребенка к школе.
Коррекционная работа. Дети все разные. Один ребенок развивается
быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются
скачкообразно. И порой бывает, что развитие какойто психической функции
нужно чутьчуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний
или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком
коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность
родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном
единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация,
которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например, он стал
писаться после совместного просмотра с папой фильма «Мумия», тоже
требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.
Развивающие занятия. Каждый новый учебный год педагогпсихолог
выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать
основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него
представляется тема формирования межличностных отношений в детском
коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы,
психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей
общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это
направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования
по данной теме в дальнейшем. 3 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА
Для определения уровня умственного развития и предпосылок учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста были использованы
стандартизованные диагностические методики. К данным методикам
относятся:
«Учебная деятельность» (автор Л.И. Цеханская) (Приложение 1).
Методика выявляет уровень овладения элементами учения, доступными
дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и
последовательно выполнять указания взрослого. Ребенку дается задание
составить узор под диктовку взрослого путем соединения расположенных
рядами фигурок с соблюдением заранее заданных правил.
«Эталоны» (автор О.М. Дьяченко) (Приложение 2).
Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и
содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными
образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения
предметов, соответствующие каждому эталону.
«Перцептивное моделирование» (автор В.В. Холмовская)
(Приложение 3).
Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом
объединением элементов в целостный образ и характеризует уровень
развития восприятия и нагляднообразного мышления. Она требует от
ребенка построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и
квадратов) из нескольких частей. Не имея возможности выполнять
практические пробы, он должен найти такое сочетание этих частей фигурок
различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга
или квадрата. «Схематизация» (автор Р.И. Бардина).
Методика направлена на выявление уровня развития высших форм
образного мышления, содержит задачи на использование схематических и
условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации.
Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек,
пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного
изображения в виде системы ориентиров.
«Систематизация» (автор Н.Б. Венгер).
Методика направлена на оценку овладения элементами логического
мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице,
составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое
умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию
по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой
матрице.
Использование данных диагностических методик позволяет психологу
наиболее полно определить готовность ребенка к школьному обучению.
Однако,
анализируя результаты выполнения детьми заданий
стандартизованных методик, психолог учитывает, что готовность к школе
определяется не только общим интеллектуальным развитием, но и
следующими показателями:
желание идти в школу, основанное не на внешних атрибутах, а на
понимании познавательного значения школьной учебы;
умение принимать школьную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях
не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться;
умение действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и
последовательно выполнять его указания (что непосредственно зависит от
уровня развития произвольности поведения).
Психолог оценивает отношение ребенка к взрослому как к учителю,
указания которого обязательны, и хотя бы первоначальные навыки совместной деятельности со сверстниками. Пятилетних детей, не обладающих этими
качествами, лучше рекомендовать перевести в подготовительную группу
детского сада, а с шестилетними детьми со слабой готовностью к школе,
находящимися в подготовительной группе, следует проводить специальную
воспитательную работу.
Рассматривая проблему готовности ребенка старшего дошкольного
возраста к школьному обучению, психолог учитывает, что показатели
готовности не могут быть строго одинаковыми для любых условий.
Состав этих показателей зависит от возраста ребенка и, главное, от
особенностей организации жизни детей в первых классах той школы, в
которую будет поступать ребенок.
Психолог по итогам проведенной диагностики в беседе с родителями
ребенка рекомендует учебное заведение, наиболее соответствующее
способностям данного ребенка.
Работа психолога в ДОУ
Работа психолога в ДОУ
Работа психолога в ДОУ
Работа психолога в ДОУ
Работа психолога в ДОУ
Работа психолога в ДОУ
Работа психолога в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.