Раньше и позже.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: - учить моделировать различные ситуации поведения; - учить правильно определять направления движения; - учить пользоваться понятиями «раньше», «позже»; - учить анализировать представленный материал и делать выводы. Оборудование: мячик, иллюстрации, на доске слова: где, что, кто Я сегодня шла в школу и наблюдала за листьями. Как вы думаете, что я увидела? Возможно, дети ответят, что листья стали разноцветные, тогда можно задать наводящий вопрос: - Что произойдет с листьями поздней осенью? (Они опадут.) - Куда падают листья с деревьев? (Вниз.) - У меня в руках мячик, если я его отпущу, куда он будет двигаться? 3 2 - А если его подбросить? - Какой можно сделать вывод? Все предметы падают вниз. - Может ли мячик взлететь вверх сам, без твоей помощи? - Что нужно сделать, чтобы мячик взлетел вверх? (Подбросить)
Иконка файла материала Okruzhayuschiy_mir__Uroki_№№_9_10___2_.doc

КОНСПЕКТЫ

Окружающий мир

Урок 9.

Тема: Раньше и позже.

Цели:

- учить моделировать различные ситуации поведения;

- учить правильно определять направления движения;

- учить пользоваться понятиями «раньше», «позже»;

- учить анализировать представленный материал и делать выводы.

Оборудование: мячик, иллюстрации, на доске слова: где, что, кто

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

 

 

- Я сегодня шла в школу и наблюдала за листьями. Как вы думаете, что я увидела?

Возможно, дети ответят, что листья стали разноцветные, тогда можно задать наводящий вопрос:

- Что произойдет с листьями поздней осенью? (Они опадут.)

- Куда падают листья с деревьев? (Вниз.)

- У меня в руках мячик, если я его отпущу, куда он будет двигаться?      2

- А если его подбросить?

- Какой можно сделать вывод?

Все предметы падают вниз.

- Может ли мячик взлететь вверх сам, без твоей помощи?

- Что нужно сделать, чтобы мячик взлетел вверх? (Подбросить)

 

- Посмотрите на иллюстрацию. http://www.pedlib.ru/books1/1/0383/image037.png

- Кто нарисован на картинке? Где она находиться? Что делает девочка на первой картинке? На второй? На третьей?    1   3

Учитель вывешивает на доске слова: где, что, кто.

 

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формируем умение устанавливать аналогии;

6. Формируем умение обобщать и классифицировать по  признакам;

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4. Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

 Личностные УУД

1.     Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание.

1.       ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

2.       ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

3.                   ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

4.                   ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

5.                   ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

6.                   ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

- Вы научились называть предметы, рассказывать, где они находятся и куда они движутся. А теперь давайте научимся отвечать на вопрос «Когда?».

- Попробуйте задать такой вопрос к картинке, чтобы первое слово было «когда».

- Что девочка делала сначала?

- Что потом?

- Как вы определили?

- Можно ли поменять события местами? 4

- Почему?

- Какой вывод можете сделать? (Вывод: многие события происходят в определённом порядке.)

ΙΙΙ. Применение нового знания.

1.- Давайте посмотрим, сможем ли мы определить, в какой последовательности происходили события. Откройте рабочие тетради на с. 12. 4

Первый ряд выполнит задание № 1.

Второй ряд выполнит задание № 2.

Третий ряд выполнит задание № 3. (Возможен другой вариант распределения заданий между детьми.)

Дети выполняют задания самостоятельно с последующей проверкой.2

- Какое задание нужно было сделать?

- Удалось его выполнить?

- Ты выполнил его правильно, или есть недочёты?

- Ты справился самостоятельно, или тебе кто-то помогал?

- Ты доволен своей работой?

2. Работа в учебнике.

1)- С людьми в их жизни происходят разные события. Давайте попробуем угадать, в какой последовательности происходили события с героями на картинках в учебнике. С. 38.

- Рассмотрите картинки. Как вы думаете, какое задание нужно будет сделать? 1

- Выполните задание в парах: выберите вместе первую или вторую картинку, объясните последовательность событий, расставьте в белые клеточки порядковые номера, договоритесь, кто из вас будет отвечать.

Дети выполняют задания, работая в парах.  4

Проверка:

- Какую картинку выбрали? Почему?

- Расскажите, какое действие и в какой последовательности произошло на этой картинке.

- Чему научило нас это задание? 1

2)- Давайте посмотрим на картинку на с.39 учебника.

- Кого мы видим на картинке?

- Что делают ребята?

- Давайте дадим имена ребятам.

- Кто прибежал к финишу раньше всех?

- Кто позже?

- Как вы думаете, почему?

- Что нужно сделать мальчикам, чтобы в следующий раз победить на соревнованиях?

- Можно ли что-то изменить, чтобы победителем стал кто-то другой из ребят?

- Почему?

- А может быть так, что в СЛЕДУЮЩИХ соревнованиях победит другой?

- Почему?

- Какой вывод можно сделать?

- Прочитайте вывод в учебнике (или читает учитель) и сравните его с тем, что сказали мы. (Наш прошлый опыт позволяет угадывать будущие события. В прошлом ничего нельзя изменить, но можно избежать многих ошибок.)

3) Работа с иллюстрациями на с. 39    4

- Рассмотрите первую пару картинок.

- Что вы на них видите?

- Больно ему, как вы думаете?

- Какой опыт приобрёл мальчик?

- Использовал ли он его? Как?

 

- Рассмотрите вторую пару картинок.

- Что вы на них видите?

- Какой опыт приобрела девочка?

- Использовала ли он его? Как?

 

- У кого из вас были похожие истории, когда вам удалось использовать собственный опыт.

VΙ. Итог урока

- Чему мы сегодня учились?

- Какие слова урока можно назвать ключевыми?                     2

- Для чего человеку необходим жизненный опыт?

- Чем вам поможет в жизни сегодняшний урок?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Как бы оценили своё настроение после урока?

- Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

ТООУ

Рекомендации  по оцениванию достижений учащихся.

Ι. Актуализация знаний

- Отметить учеников, которые правильно описывали картинку.

    ΙΙ. Открытие нового знания

- Отметить ученика, сумевшего правильно задать вопрос.

  ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в учебнике

- Отметить учеников, которые правильно выполнили задание учебника (с.38, 39);

 

Урок 10.

Тема: Как мы узнаём, что перед нами.

Предметы и признаки.

Цели:

- учить использованию слов «предмет» и «признак» в общении между людьми;

- научить выделять и описывать признаки предметов;

- научить определять предмет по набору его признаков.

Оборудование:

Объекты и предметы с различными признаками (ответы на загадки, набор разноцветных карандашей, несколько красных карандашей разного размера).

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

 

У учителя на столе муляжи овощей, фруктов, грибов.

- Давайте сегодня начнём урок с отгадывания загадок. Отгадку выберите из предметов, которые находятся у меня на столе. 3

Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко. 
(Земляника)

За кудрявый хохолок
Её из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
(Морковь)

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
(Мухомор)

Дети отгадывают загадки. (Вопросы задаются после каждой загадки.)

- Какие слова помогли вам отгадать загадку (Описание цвета, размера, формы и т.д.)

- Как вы думаете, какая будет тема урока? 1

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формируем умение устанавливать аналогий;

6. Формируем умение обобщать и классифицировать по  признакам;

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель вызывает одного ученика к доске и просит дать ему со стола карандаш. Ученик даёт учителю карандаш, но учитель говорит, что это не тот карандаш, так продолжается, пока ученик не спросит: «Какой?» 3

- Почему Витя (Петя, Света…) не смог мне дать сразу тот карандаш, который мне нужен?

- Хорошо, дай мне красный карандаш.

У учителя на столе несколько красных карандашей разного размера. Учитель опять просит повторить действие, пока ребёнок не спросит: «Какой»?

- Что нужно назвать, чтобы вам сразу дали правильный предмет? (Цвет, размер, форму и т.д.)

- Почему? (Если дети испытывают затруднение: цвет, размер, форма — это признаки предметов, которые помогают нам отличить один предмет от другого).

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4. Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

ΙΙΙ. Применение нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.             Потренируемся определять предметы по их признакам.

Поиграем в игру «Угадай предмет»

Учитель вызывает одного ученика и говорит ему на ухо название предмета. Ученик с помощью признаков описывает предмет вслух. Отгадавший становится водящим.

- Что мы сейчас делали?

- Чему учила нас игра? 1

2. Работа в тетради.  6

Выполнение задания №1,с.13

- В наших тетрадях тоже похожие загадки, нарисуйте ответ.

Дети самостоятельно выполняют задание.

3. Работа в учебнике.    3

- Откройте учебники на с.40. Рассмотрите первую картинку.

- Что общего у всех предметов?

- Какой из предметов лишний? Почему?

Выполняется аналогичная работа с картинками второй и третьей. Третью картинку можно дать для работы в паре.

4. - Существуют и другие признаки, по которым можно выявить свойства предметов. Откройте учебники на с. 42.

- Назовите слова, с помощью которых мы отличаем один предмет от другого?

- Найдите предметы с такими же признаками у себя на парте.

- В кабинете.

- Как мы сейчас различали предметы? (По их признакам.)

- Какой мы вывод можем сделать?

Предмет можно узнать по его свойствам.

4. - Отгадайте загадку:

Белый камень в воде тает.

- Какие слова помогли вам отгадать загадку.

- Какие свойства предмета они называли?

5. Попробуем найти недостающий предмет.

Работа в тетради.   3

Выполнение задания №3, с.14

6.- Ребята, помогите мне закончить предложения:

За окном летит … (птица, бабочка и т.д.)

По дорожке ползёт …

В реке плавает ….

7. Работа в учебнике.

- Посмотрите в учебнике на рисунки внизу страницы. Подберите нужное слово к каждому рисунку.

- Какой признак предмета мы называли?

- Для чего? Когда нам это нужно в жизни?

8. - Отгадайте загадку в учебнике на с. 43.

- Что это?

- Что вам помогло узнать предмет?

- Как ещё можно узнать предмет?

Предмет можно узнать по его действиям.

 

 

 

9. Работа в тетради.   4

- Откройте тетради на с. 14, № 4. Какие действия выполняют ребята?

Выполнение задания.

10. - Посмотрите на картинки. Какой предмет я могу собрать из этих частей?

 

 

 

 


            

 

 

- Расскажите, из каких частей состоит дом?

11. - Отгадайте загадку:

Два кольца, два конца, а посередине — гвоздик.

- Как мы ещё можем узнать предмет?

Предмет можно узнать по его частям.

13. Работа в тетради.

Выполнение задания № 2, с.13

Регулятивные УУД

1. Формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

 Личностные УУД

1.     Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Духовно-нравственное развитие и воспитание.

1.       ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

2.       ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

3.                   ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

4.                   ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

5.                   ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

6.                   ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока

- Какие выводы мы сегодня сделали на уроке?   2

- Прочитайте вывод в учебнике на стр.43.

- Совпали ли наши выводы с выводом учебника?

- Молодцы!

- Зачем нужно знать, какие признаки есть у предметов?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Какие задания вам удалось выполнить легко?

- При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

- Отметьте своё настроение в дневнике.

 

 

 

 

 

ТООУ


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся.

Ι. Актуализация знаний

- Отметить учеников, отгадавших загадки;

    ΙΙ. Открытие нового знания

- Отметить учеников, сделавших правильные выводы.

  ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в учебнике

- Отметить учеников, которые правильно нашли лишний предмет в задании на с. 40;

- Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетрадях.