• расчёты с использованием понятий «Моль», «Молярная масса», «Молярный объём», «Число Авогадро»;
• взаимосвязь между концентрационными и массовыми (объёмными) характеристиками: масса вещества, масса (объём) раствора, плотность, массовая (объёмная) доля, молярная концентрация и др.;
• взаимосвязь теоретических расчётов по уравнению реакции и практически полученных результатов (задачи на выход реакции);
• задачи на смеси веществ.
30.doc
К первой группе задач «Расчёты по химическим формулам» относят:
«Число Авогадро»;
• расчёты с использованием понятий «Моль», «Молярная масса», «Молярный объём»,
• взаимосвязь между концентрационными и массовыми
(объёмными)
характеристиками: масса вещества, масса (объём) раствора, плотность, массовая
(объёмная) доля, молярная концентрация и др.;
• взаимосвязь теоретических расчётов по уравнению реакции и практически
• задачи на смеси веществ.
полученных результатов (задачи на выход реакции);
Вторая группа задач «Расчёты по химическим уравнениям» предполагает проверку:
• знаний химических свойств изучаемых веществ;
• умений составлять уравнения реакций;
• умений устанавливать причинноследственные связи между реагирующими
• умений составлять и решать пропорции.
веществами;
Третья группа включает разнообразные задачи, при решении которых обязательным
условием является составление «материального баланса» процесса. К таким задачам
относятся:
• задачи на смешивание или разбавление растворов;
• задачи «на пластинку»;
• процессы с протеканием химических реакций, изменяющих состав исходной
смеси, и сопровождающиеся изменением массы (объёма) веществ в реакционной
смеси.
К четвертой группе «Комплексные задачи» относят расчёты, которые могут включать
элементы заданий первых трёх типов в различных, порой самых неожиданных, сочетаниях.
Для решения этой группы учащиеся должны обладать системой знаний и умений,
формирование которой включает последовательное овладение первыми тремя группами
задач.
Эффективно формировать данную систему знаний и умений можно с помощью
некоторых специальных педагогических приемов и алгоритмов.
Для решения расчётных задач я предлагаю применять приём «конструирование
расчётных задач», в основе которого лежит использование одинакового химического
содержания при различном текстовом оформлении с вариативным набором известных
количественных данных. При этом каждая последующая задача включает в себя
предыдущую, и, кроме того, новые химические понятия, находящиеся во взаимосвязи с уже
известными данными.
В качестве примера рассмотрим реакцию взаимодействия между гидроксидом натрия и
соляной кислотой:
NaOH + HCl = NaCl + H2O.
Задача 1. Какое количество хлорида натрия можно получить при взаимодействии 0,2
моль гидроксида натрия и необходимого количества соляной кислоты?
Задача 2. Какую массу хлорида натрия можно получить при взаимодействии 8 г
гидроксида натрия и необходимого количества соляной кислоты?
Задача 3. Какую массу хлорида натрия можно получить при взаимодействии 100 г 8%
ного раствора гидроксида натрия и необходимого количества соляной кислоты?
Задача 4. Какую массу хлорида натрия можно получить при взаимодействии 95,24 мл
8%ного раствора гидроксида натрия плотностью 1,05 г/мл и необходимого количества
соляной кислоты? Список подобных примеров конструирования задач с различным текстовым, но
одинаковым химическим содержанием, можно продолжить и далее.
В результате использования на уроках химии приёма «конструирование расчётных
задач» происходит эффективное усвоение базовых химических понятий и количественных
зависимостей между ними.
Экспериментальная химическая задача – это модель проблемной ситуации, решение
которой, в отличие от расчётной задачи, требует от учащихся не только мыслительных, но
и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии. Решение
экспериментальной задачи предполагает наличие у учащихся определенных теоретических
знаний, а также владение ими соответствующих навыков химического эксперимента.
Расчёты по химическим формулам
Расчёты по химическим формулам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.