Дисциплина «Обществознание» класс 8 (базовый уровень),
ориентировочная программа Боголюбов Л.Н.
План-конспект урока
Тема урока: Распределение доходов (слайд 1).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод ведения: лекционный с элементами беседы.
Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно – тематическим планом. Ее актуальность заключается в том, что знания, полученные при изучении темы «распределение доходов» будут применены на практике, ученики научатся правильно вести домашнее хозяйство, составлять семейный бюджет.
Цели урока:
обучающая – сформировать понятие о том, что такое распределение доходов, в чем его значение для экономики страны;
развивающая – формирование у учащихся знаний о распределении доходов и о его составляющих;
воспитательная – развивать навыки самостоятельной работы, чувство личной ответственности за принятое решение.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с основными понятиями распределения доходов;
- познакомить с новыми понятиями: потребительская корзина, прожиточный минимум, перераспределение и неравенство доходов и др.;
- формировать у учащихся навыки с текстом, умение делать выводы.
Основные понятия: совокупный доход, прожиточный минимум, уровень бедности.
Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе обсуждения основных понятий, в умении ориентироваться в определенных экономических ситуациях на основе реальных примеров.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является самостоятельный поиск определенного решения, которое учащиеся должны выработать на занятии, критерием эффективности, соответственно, является умение выбрать наиболее оптимальную стратегию. Проверка освоенности материала проверяется при выполнении ситуационных задач, устного опроса, составления семейного бюджета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе данного урока предполагается формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
– сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
– владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
– выполнять познавательные и практические задания (умение заполнять таблицы, работать с текстом, составлять кластер).
Оборудование: учебник, презентация, проектор, интерактивная доска.
План урока:
1. Доходы граждан и прожиточный минимум.
2. Неравенство доходов.
3. Перераспределение доходов.
4. Экономические меры социальной поддержки населения.
Ход урока.
1. Доходы граждан и прожиточный минимум. (15 мин)
Вопрос: Для начала вспомним, что такое заработная плата:
Ответ учащихся: Заработная плата - денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд.
Заработная плата является основным источником доходов человека. А из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Иными словами совокупный доход – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. (слайд 2) Запишите в тетрадь, пожалуйста, это определение.
Вопрос: Что еще, по вашему мнению, можно отнести к источникам доходов семей?
Ответ учащихся: Пенсии, стипендии, премии, пособия и др.
Подробно источники доходов граждан мы можем рассмотреть на схеме (слайд 3):
Вопрос: Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц?
Выслушиваются ответы учащихся.
А знаете ли вы, что существует конкретная сумма, установленная законом, на которую человек может прожить месяц?
Эта сумма называется прожиточным минимумом. Таким образом, прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в стране. И даже в каждом регионе этой страны. (слайд 4). Запишите, пожалуйста, это понятие.
Так, например, прожиточный уровень в Краснодарском крае по данным 2015 года составлял 9 тысяч 261 рубль, а в Москве – 14 тысяч 413 рублей. А, в общем, по России, уровень прожиточного минимума составлял 9 тысяч 662 рубля.
Почему есть разница? Как специалисты определили такие цифры?
Сумма прожиточного минимума определяется стоимостью потребительской корзины.
Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.(слайд 5) Запишите, пожалуйста, это понятие.
Вопрос: Какие товары и услуги, по вашему, входят в потребительскую корзину?
Ответ учащихся: Хлеб, одежда, молоко, фрукты и т.д.
В первую очередь это продукты питания – хлеб, крупы, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т.д. (слайд 6).
Далее идут непродовольственные товары – одежда, обувь, белье, лекарства и др.
Третья категория – это услуги, к которым относится плата за жилье, отопление, водоснабжение, электроэнергию (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия и пр.
Всего в России в потребительскую корзину входит 35 наименований необходимых продуктов. В каждой стране разная стоимость потребительской корзины. Ее размер зависит от экономического развития государства. К примеру, в развитых странах запада в корзину входит 200 наименований товаров и услуг, а в странах Африки – не более 10.
2. Неравенство доходов. (10 мин)
Вопрос: Почему в государстве есть богатые и бедные? Почему доходы граждан не равны?
Ответ учащихся: Потому что все зарабатывают по-разному, разная сложность труда и т.п.
Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объемом находящихся в их собственности факторов производства.
Вопрос: Какие мы знаем факторы производства?
Ответ учащихся: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация.
Чтобы понять значение терминов «ценность» и «объем» вспомним детскую сказку «Кот в сапогах» . Отец оставил в наследство трем сыновьям мельницу, осла и кота. Изначально ценность различных долей наследства была неравной: мельница и осел – это капитал, как фактор производства, и, конечно же, они представляют гораздо большую ценность, чем кот. Таким образом, доля наследства была неравной. А если бы одному брату досталось две мельницы, а другому только один осел, то и объем капитала был бы разным.
Влияние на доход ценности и объема факторов производства можно проследить и на других факторах производства. Например, земля. Один участок содержит полезные ископаемые, а другой нет. Или труд, когда высококвалифицированный работник получает зарплату гораздо больше, чем работник с низким уровнем образования.
Давайте посмотрим, какие еще бывают причины неравенства в доходах. Для этого зачитаем фрагмент текста из учебника (стр.204)
Итак, мы выделили несколько причин неравенства доходов граждан. Давайте их запишем (слайд 7): неодинаковый объем факторов производства, разное использование этих факторов, разные жизненные обстоятельства.
3. Перераспределение доходов. (4 мин)
Экономисты изучают размер доход в стране, устанавливают разницу между доходами богатых и бедных людей. Чем больше разница, тем выше в обществе поляризация доходов населения. И тем это опаснее для стабильности общества.
Недовольные люди могут выйти на улицы, взяться за оружие, начать устраивать погромы, может вырасти уровень преступности в стране.
Чтобы этого не случилось, подключается государство. Оно всегда должно контролировать ситуацию и перераспределять доходы. Помогать тем категориям населения, у которых низкие доходы. А это и пожилые люди, и многодетные семьи, и люди с ограниченным и возможностями здоровья. Государство за счет своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих.
Так каковы же целесообразные меры государственной политики, направленной на перераспределение доходов? Рассмотрим основные из них.
4. Экономические меры социальной поддержки населения. (6 мин)
Начертим в тетрадях следующую схему (слайд 8):
Приведем примеры к каждому виду социальной поддержки.
Вопрос: Итак, что мы отнесем к социальным выплатам, социальному обслуживанию и помощи в увеличении заработков? (обратимся к тексту учебника)
Ответ учащихся: Социальные выплаты - выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Социальное обслуживание - обслуживание на дому или в специальных учреждениях для инвалидов, престарелых, многодетных семей и др. на безвозмездной основе. Помощь в увеличении заработков – установление минимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате и т.п.
Таким образом, мы проанализировали, как распределяются доходы граждан, выяснили, что очень важно, чтобы в странен не было большой разницы между доходами людей, т.к. это опасно для общества. Узнали много новых понятий: прожиточный минимум, совокупный доход, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.
Закрепление: (2 мин)
В качестве закрепления предлагаю вам выполнить следующее задание (слайд 9):
Установите соответствие:
Термины Определения
1) Потребительская корзина А. сумма денег, необходимая для приобретения
человеком минимального набора товаров и услуг
2) Доход Б. набор товаров и услуг, нужных для
удовлетворения первоочередных потребностей
3) Прожиточный минимум В. общая сумма денег, полученная за определенное
время и предназначенная для приобретения благ
и услуг.
Ответ: 1 - Б, 2 - В, 3 – А.
Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Предлагаю вам высказаться, кому можно поставить «5», кому можно поставить «4»? (2 мин) (слайд 10)
Пословицы и поговорки |
Описание |
Денег нет, зато сами золото. |
Отлично поработал(-а) на уроке, вынес(-ла) для себя много нового и интересного |
Деньги не голова: наживное дело. |
Был активен(-вна) на уроке, но нужно еще время, чтобы разобраться с понятиями |
Восьми гривен до рубля не хватает. |
Старался (-лась), но не слишком доволен (-льна) результатом |
Денег нету, и дела нету |
Никак не проявил (-а) себя на уроке, просто слушал (-а) |
Один из вариантов завершения урока: Сегодня мы вели разговор о доходах, о деньгах. У нас на уроке выросло свое денежное дерево. На ваших столах лежат монеты – золотые и серебряные. Вы можете выбрать себе одну из монет – золотую, если вам все понравилось на уроке, если вы получили полезную для вас информацию, которая пригодится в будущем; а серебряную – если урок был для вас не интересен. Как только закончиться урок я вам предлагаю украсить наше дерево.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.