Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 6 . 0 9 . 1 5
У р о к 10
Тема:
Р а с с к а з п о с ю ж е т н о й к а р т и н е
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) ознакомить со звуковой системой и звуковым анализом слов «кит» и «кот»; научить сравнивать эти слова по звуковой
структуре, подбирать слова к заданным схемам, проводить звуковой анализ слова, составлять рассказ по сюжетной картинке;
побудить к проявлению чувства любви, нежности и заботливого отношения к животным;
Развивающие:
2) развитие познавательной активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать
заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения,
сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую
моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение;
расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;
формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности; воспитание
усидчивости, уверенности в своих возможностях.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают понятие «звуки»; умеют различать слово, слог, звук, качественные признаки звуков; решать учебные и
практические задачи – проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – составление рассказа по сюжетным картинкам; логические – сравнение звуковых схем
слов; подбор слов к заданным схемам.
Р е г у л я т и в н ы е :
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
планировать своё действие.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы взаимодействия с
окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают
мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Х о д у р о к а
I. Мотивация к деятельности.
– Отгадайте з а г а д к у :
Без расчёски причесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады.
– Кто же это? (Кот.)
– Кошки – главные герои нашего урока. У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказыописания учащихся о
своих питомцах.)
Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера.
В этой сказке нет порядка: КИТ купаться не хотел,
Что ни слово – то загадка! Как огня воды боялся.
Вот что сказка говорит: КОТ всегда над ним смеялся!
Жилибыли КОТ и КИТ. Время так проводит КИТ:
КОТ – огромный, просто страшный! Ночью бродит, днём храпит.
КИТ был маленький, домашний. КОТ плывёт по океану,
КИТ мяукал, КОТ пыхтел. КИТ из блюдца ест сметану.
II. Включение в систему знаний.
1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».
– Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».
– «Прочитайте» слово, выделяя первый звук.
– Произнесите только первый звук.
– Обозначьте звук [ к’] фишкой жёлтого цвета.
– «Прочитайте» слово, выделяя второй звук.
1– Произнесите только второй звук.
– Обозначьте звук [ и] фишкой жёлтого цвета.
– «Прочитайте» слово, выделяя третий звук.
– Произнесите только третий звук.
– Обозначьте звук [ т] фишкой жёлтого цвета.
Н а д о с к е представлены иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит».
Ловит КИТ мышей на суше.
КИТ любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовёшь его: «Кис, кис!» –
Он охотно спрыгнет вниз.
Н а д о с к е представлены иллюстрация кота и схема слова «кот». (Аналогично проводится анализ слова «кот».)
КОТ на море бьёт баклуши!
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьёт волну
И уходит в глубину…
2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах.
– «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, кккиииттт.)
– Посоветуйтесь, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.)
– Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. ([к] – [к’].)
– Назовите вторые звуки. ([и] – [о].)
– Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? (Ответы учащихся.)
Прилетели из столицы:
Доктора,
Профессора,
Медицинская сестра,
Академик по КИТАМ,
Академик по КОТАМ,
С ними семьдесят студентов,
Тридцать пять корреспондентов,
Два редактора с корректором,
Кинохроника с прожектором,
Юные натуралисты
И другие специалисты.
Все на палубу спустились,
Елееле разместились.
Разбирались целый год –
Кто тут КИТ,
И где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили.
И в конце концов
Решили:
«В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка,
Опечатка:
Ктото,
Против всяких правил,
В сказке буквы переставил,
Переправил “КИТ” на “КОТ”,
“КОТ” на “КИТ”, наоборот!»
Ну, и навели порядок:
В сказке больше нет загадок.
В океан уходит КИТ,
2КОТ на кухне мирно спит…
– Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений.
3. Выставка книг.
Учитель знакомит учеников с в ы с т а в к о й к н и г : «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Котворюга», «Усатый,
полосатый», «Трое из Простоквашино» и др.
4. Работа по учебнику.
– Герои произведений приготовили для вас задания.
– Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.)
– «Прочитайте» по схеме слово. (Кот.)
– Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.)
– Как ещё можно сказать? Не кот, а… (кошка).
– Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.)
– Кто догадался, что же это за слово? (Котёнок.)
– Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему.
5. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».
– Этот серый котёнок предлагает вашему вниманию конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».
1) Вой, рычание и урчание означают… («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»).
2) Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее… (всё в порядке, она безобидна и дружелюбна).
3) Различное звучание «мяу» означает… («мне необходимо внимание по какомулибо поводу»).
4) Хвост хлещет по бокам… («я сейчас нападу, берегись!»).
5) Кончик хвоста подрагивает… (кошка возмущена).
6) Любящая кошка непременно… (потрётся о ваши ноги).
7) Если хвост взъерошен и опущен… (кошка испугана).
6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
– Определите, чем задание на данной странице отличается от предыдущих заданий? (Раньше нужно было выделить первый
звук в слове, а здесь – последний звук в слове.)
– Какие же звуки нам предстоит сегодня различать? ([к] – [т] .)
– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [ т] . (Бегемот, бант, кот.)
– Проведите линию от этих рисунков к верхней левой схеме.
– От каких картинок проведены линии?
– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [ к] . (Молоток, ящик, чайник.)
– Проведите линию от этих рисунков к верхней правой схеме.
– От каких картинок проведены линии?
7. Различение звуков [ к] – [ т] .
– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква.
– Произнесите эти же слова, выделяя звук [ т] .
– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак.
– Произнесите эти слова, выделяя звук [ к] .
8. Составление звуковой цепочки слов.
– Перед нами задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Рассмотрите условное
обозначение, расположенное вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать
первым звуком следующего слова.)
– Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн – звук [н].)
– Найдите картинку, название которой начинается со звука [ н] .
– Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками.
Далее учащиеся могут выполнить з а д а н и е с а м о с т о я т е л ь н о с проверкой. (Лимон – носки – индеец – цветок –
корабль.)
Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что
И г р а « К т о с к а з а л “ м я у ” ? »
сказать.
3Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть кто из играющих)
подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то
истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим.
9. Работа с предложением.
– Послушайте: «Жил у нас проказниккот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.)
– Из чего состоят предложения? (Из слов.)
– Составьте схему этого предложения.
10. Работа по учебнику.
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака.
– Придумайте и расскажите, что было дальше.
Учащиеся составляют рассказ по сюжетным картинкам.
– А поэт С. Маршак придумал так…
Учитель читает продолжение стихотворения.
– Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите. (Свободные высказывания учеников.)
Кошка первой входит в дом и живёт подолгу в нём.
То мяучет, то играет, то кудато исчезает…
В. Приходько
Что правда, то правда: кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она
захочет, чтобы вы её погладили, приласкали, она придёт к вам сама, поверьте!
Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если
человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать её, может кинуться в лицо, занести инфекцию. Если кошка
укусила, то надо обратиться к врачу.
А вообще, кошка – очень преданное животное.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какое «чудо» сегодня произошло?
– Как кита превратить в кота?
– Что нового вы узнали на уроке?
4