Рассказ по сюжетной картине

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 10.docx
Д а т а : 1 6 . 0 9 . 1 5 У р о к  10 Тема: Р а с с к а з   п о   с ю ж е т н о й   к а р т и н е Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   п е д а г о г а :   Образовательные: 1) ознакомить со звуковой системой и звуковым анализом слов «кит» и «кот»; научить сравнивать эти слова по звуковой структуре, подбирать слова к заданным схемам, проводить звуковой анализ слова, составлять рассказ по сюжетной картинке; побудить к проявлению чувства любви, нежности и заботливого отношения к животным; Развивающие: 2)     развитие   познавательной   активности   учащихся;   умения   работать   дружно   и   сообща,   развивать   умение   следовать заданным   вербальным   инструкциям   учителя;   совершенствовать   мыслительные   операции:   анализа,   синтеза,   сравнения, сопоставления; развивать психические процессы:  память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса; Воспитательные:                      3)  создание благоприятного психологического  климата для  возможности раскрытия  потенциала  каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : Предметные: знают понятие «звуки»; умеют различать слово, слог, звук, качественные признаки звуков; решать учебные и практические задачи – проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е :  общеучебные – составление рассказа по сюжетным картинкам;  логические – сравнение звуковых схем слов; подбор слов к заданным схемам. Р е г у л я т и в н ы е :   принимать   и   сохранять   учебную   задачу;   адекватно   воспринимать   оценку   учителя   и   товарищей; планировать своё действие. К о м м у н и к а т и в н ы е :   уметь формировать коммуникативно­речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). Личностные:  высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме. Х о д   у р о к а I. Мотивация к деятельности. – Отгадайте з а г а д к у : Без расчёски причесался и умылся без воды, В кресло мягкое забрался и запел на все лады. – Кто же это? (Кот.) – Кошки – главные герои нашего урока. У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказы­описания учащихся о своих питомцах.) Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера. В этой сказке нет порядка:                     КИТ купаться не хотел, Что ни слово – то загадка!                     Как огня воды боялся. Вот что сказка говорит:                          КОТ всегда над ним смеялся! Жили­были КОТ и КИТ.                        Время так проводит КИТ: КОТ – огромный, просто страшный!    Ночью бродит, днём храпит. КИТ был маленький, домашний.            КОТ плывёт по океану, КИТ мяукал, КОТ пыхтел.                      КИТ из блюдца ест сметану. II. Включение в систему знаний. 1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».  – Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».   – «Прочитайте» слово, выделяя первый звук. – Произнесите только первый звук. – Обозначьте звук [ к’]  фишкой жёлтого цвета. – «Прочитайте» слово, выделяя второй звук. 1– Произнесите только второй звук. – Обозначьте звук [ и]  фишкой жёлтого цвета. – «Прочитайте» слово, выделяя третий звук. – Произнесите только третий звук. – Обозначьте звук [ т]  фишкой жёлтого цвета. Н а   д о с к е  представлены иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит». Ловит КИТ мышей на суше. КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовёшь его: «Кис, кис!» – Он охотно спрыгнет вниз. Н а   д о с к е  представлены иллюстрация  кота  и  схема  слова  «кот».  (Аналогично проводится анализ слова «кот».) КОТ на море бьёт баклуши! Добрый КОТ ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьёт волну И уходит в глубину… 2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах. – «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, кккиииттт.) – Посоветуйтесь, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.) – Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. ([к] – [к’].) – Назовите вторые звуки. ([и]  – [о].) – Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? (Ответы учащихся.) Прилетели из столицы: Доктора, Профессора, Медицинская сестра, Академик по КИТАМ, Академик по КОТАМ, С ними семьдесят студентов, Тридцать пять корреспондентов, Два редактора с корректором, Кинохроника с прожектором, Юные натуралисты И другие специалисты. Все на палубу спустились, Еле­еле разместились. Разбирались целый год – Кто тут КИТ, И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили. И в конце концов Решили: «В этой сказке нет порядка. В ней ошибка, Опечатка: Кто­то, Против всяких правил, В сказке буквы переставил, Переправил “КИТ” на “КОТ”, “КОТ” на “КИТ”, наоборот!» Ну, и навели порядок: В сказке больше нет загадок. В океан уходит КИТ, 2КОТ на кухне мирно спит… – Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений. 3. Выставка книг. Учитель знакомит учеников с в ы с т а в к о й   к н и г : «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот­ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др. 4. Работа по учебнику. – Герои произведений приготовили для вас задания. – Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.) – «Прочитайте» по схеме слово. (Кот.) – Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.) – Как ещё можно сказать? Не кот, а… (кошка). – Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.) – Кто догадался, что же это за слово? (Котёнок.) – Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему. 5. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?». – Этот серый котёнок предлагает вашему вниманию конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?». 1) Вой, рычание и урчание означают… («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»). 2) Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее… (всё в порядке, она безобидна и дружелюбна). 3) Различное звучание «мяу» означает… («мне необходимо внимание по какому­либо поводу»). 4) Хвост хлещет по бокам… («я сейчас нападу, берегись!»). 5) Кончик хвоста подрагивает… (кошка возмущена). 6) Любящая кошка непременно… (потрётся о ваши ноги). 7) Если хвост взъерошен и опущен… (кошка испугана). 6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать». – Определите, чем задание на данной странице отличается от предыдущих заданий? (Раньше нужно было выделить первый звук в слове, а здесь – последний звук в слове.) – Какие же звуки нам предстоит сегодня различать? ([к] – [т] .) – Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [ т] . (Бегемот, бант, кот.) – Проведите линию от этих рисунков к верхней левой схеме. – От каких картинок проведены линии? – Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [ к] . (Молоток, ящик, чайник.) – Проведите линию от этих рисунков к верхней правой схеме. – От каких картинок проведены линии? 7. Различение звуков [ к]  – [ т] . – Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква. – Произнесите эти же слова, выделяя звук [ т] . – Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак. – Произнесите эти слова, выделяя звук [ к] . 8. Составление звуковой цепочки слов. – Перед  нами задание,  в котором нужно следить  и за первым,  и за последним  звуками в словах.  Рассмотрите условное обозначение, расположенное вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.) – Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн – звук [н].) – Найдите картинку, название которой начинается со звука [ н] . – Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками.  Далее учащиеся могут выполнить  з а д а н и е   с а м о с т о я т е л ь н о   с проверкой.  (Лимон – носки – индеец – цветок – корабль.) Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что И г р а   « К т о   с к а з а л   “ м я у ” ? » сказать. 3Ведущий   становится   к   «семейству   четвероногих»   спиной   и   пытается   угадать,   какой   «кот»   (то   есть   кто   из   играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим. 9. Работа с предложением. – Послушайте: «Жил у нас проказник­кот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.) – Из чего состоят предложения? (Из слов.) – Составьте схему этого предложения. 10. Работа по учебнику. Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака. – Придумайте и расскажите, что было дальше.  Учащиеся составляют рассказ по сюжетным картинкам. – А поэт С. Маршак придумал так… Учитель читает продолжение стихотворения. – Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите. (Свободные высказывания учеников.) Кошка первой входит в дом и живёт подолгу в нём. То мяучет, то играет, то куда­то исчезает…                                                            В. Приходько Что правда, то правда: кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы её погладили, приласкали, она придёт к вам сама, поверьте! Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать её, может кинуться в лицо, занести инфекцию. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу. А вообще, кошка – очень преданное животное. III. Итог урока. Рефлексия. – Какое «чудо» сегодня произошло? – Как кита превратить в кота? – Что нового вы узнали на уроке? 4