Растения и животные.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – познакомить с отличиями растений и животных; – показать роль растений и животных в природе и в жизни человека. Чем отличаются неживые и живые предметы? – Какие свойства живых организмов вы знаете? – На какие две группы можно было бы разбить всё живое? – Рассмотрите верхние картинки на с. 50 учебника. – Как одним словом можно назвать всё изображённое на ней? – А на второй картинке? – Растут ли растения? – А животные? – Что образуется в плодах растений? – А как размножаются животные?
Иконка файла материала Okruzhayuschiy_mir_26_nedelya+.doc
Окружающий мир Урок 47. Тема: Растения и животные. Цели: – познакомить с отличиями растений и животных; – показать роль растений и животных в природе и в жизни человека. Символы: Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация знаний и  постановка  учебной  проблемы  – Чем отличаются неживые и живые предметы? – Какие свойства живых организмов вы знаете? – На какие две группы можно было бы разбить всё живое? – Рассмотрите верхние картинки на с. 50 учебника. – Как одним словом можно назвать всё изображённое на ней? – А на второй картинке? – Растут ли растения?  – А животные? – Что образуется в плодах растений? Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текста, таблиц;  2) формируем умение  представлять  информацию в виде  схемы; 3) формируем умение. Совместное  ΙΙ открытие  знаний – А как размножаются животные?   1. Работа в учебнике.  1   3   4   3 – Чем питаются животные? – А что используют семена растений для роста? – Какие общие свойства у животных и растений?  – В чём нуждаются животные?  – В чём нуждаются растения? – Чем растения отличаются от животных? – А что такое грибы? – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?  Предположения детей. 1)   –   Давайте   посмотрим,   подтверждаются   ли   наши   версии.   Откройте   свои учебники на с. 50. Прочитайте первый вывод. – Что скажете? – Рассмотрите нижние рисунки.  – Что общего у животных и растений? – Сравните свои выводы с выводом учебника внизу на с. 50. 2) Работа в парах.  – У растений есть свои секреты. Раскроем один.  – Рассмотрите в учебнике на с. 51 серию картинок, приготовьтесь рассказать, чем растения отличаются от животных.  Проверка. Дети представляют результаты своей работы в парах. Возможно использовать алгоритм самооценки.  Вывод.  Растениям не надо двигаться, чтобы питаться, они добывают себе пищу из окружающей среды листьями и корнями. выявлять сущность,  особенности объектов; 4) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы; 5) формируем умение  устанавливать аналогии; 6) формируем умение  обобщать и  классифицировать по  признакам. Коммуникативные  УУД: 1) формируем умение  слушать и понимать  других; 2) формируем умение  строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме; 4) формируем умение  совместно договариваться3) – Чем же закончилась эта история? (Животное съело растение.) –  А   что   удивительного   заметили?   (Всё,   что   было   в   растении,   перешло   в животное.) – Прочитайте вывод на с. 52.  – Что нового вы узнали? – С какими словами познакомились? – Как называют растения? –  А как называют животных? (Растения называют «кормильцами» всех  живых организмов на Земле. Это удивительное свойство возможно благодаря особому веществу   –   хлорофиллу,   хранящемуся   в   листьях   и   других   частях   растений. Именно поэтому растения имеют зелёную окраску. Листья служат растениям для дыхания, поглощения углекислого газа и улавливания солнечных лучей. Корень позволяет всасывать воду из почвы. А стебель поддерживает растение. На месте цветка образуется плод, в котором созревают семена.) 4) – Раскроем ещё один секрет растений. Где легче дышать – в парке или в тесной комнате?  – Все живые организмы дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Но лишь растения на свету сами выделяют кислород, снабжая им все организмы. – Рассмотрите нижний рисунок.  – Прочитайте вопрос, записанный над картинкой. – Ответьте на него. – Обратите внимание на то, какого цвета точка около этого вопроса. – Что мы с вами отмечаем синим кружком? –  Как   вы   думаете,   какие   умения   мы   развивали   у   себя,   отвечая   на   вопрос, помеченный синей точкой? 5) – Посмотрите в учебник на с. 52.  – Кого мы видим на картинке? о правилах общения и  поведения. Личностные УУД:  1) формируем умение  определять и высказывать  самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные УУД: 1) формируем умение  определять цель  деятельности на уроке; 2) формируем умение  определять успешность  выполнения своего  задания в диалоге с  учителем; 3) формируем умение  оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение  осуществлять  познавательную и– Чем банки отличаются друг от друга? – В какой банке животным можно не бояться духоты? – Почему? 6) – А теперь раскроем секреты животных. – Чем питается кошка?  –  А   корова?  (Мелкими   животными,  растениями,  т.е.   готовыми   органическими веществами.) – Что общего в питании кошки и коровы? (Их кормит человек.) – Как поэтому называется эта группа животных? – А как приходится питаться диким животным? – Что же делает животное, чтобы найти пищу? (Двигается, ищет себе питание.) 6) – А теперь раскроем секрет грибов.  Работа в парах.  Работа в тетради.   4   2 – Откройте тетради на с. 59, № 4. Впишите нужные слова. Представление работы. Самооценка. – Что вас удивило? –  Грибом   мы   называем   плодовое   тело,   а   вся   остальная   его   часть,   грибница, спрятана под землёй. Грибница срастается с корнями деревьев и даёт им воду с питательными веществами почвы, в ответ получая от растений пищу – сладкий сахар.   Вот   почему   рядом   с   берёзой   растёт   подберёзовик,   рядом   с   осиной   – подосиновик. Поэтому, когда собираете грибы, срывать гриб нужно осторожно, чтобы не повредить грибницу. личностную рефлексию. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание  нравственного чувства,  этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в  том числе речевые; 2) гражданско­  патриотическое  воспитание; 3) воспитание  трудолюбия, способности  к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое  воспитание; 6) эстетическое  воспитание.. Применение ΙΙΙ нового знания   1. Работа в учебнике.  1   3   4   3 – Посмотрите в учебник на с. 53. Кто нарисован на иллюстрации? – Что напутал Незнайка? Поправьте его, пожалуйста. Докажите свою точку  зрения. 2. – Посмотрите на нижнюю иллюстрацию. Что говорит лягушонок? – Как вы думаете, что ответил ему утёнок? 3. Работа в тетради.   4   2 Работа  в группах. Дети делятся на три группы. Чтобы поделиться на группы, учитель может  сначала рассмотреть с детьми все 3 задания, затем дать возможность  самостоятельно выбрать для себя задание и объединиться в группы. 1­я группа – задание № 2, с. 58. 2­я группа – задание № 3, с. 59. 3­я группа работает в учебнике на  с. 57 , заполнение таблицы. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Ι V. Итог урока – Что узнали нового? – Ответили ли на главный вопрос урока? – Какие свойства растений мы узнали? – Почему мы называем их «кормильцами»? – Кто такие «едоки»? – Какие тайны животных мы открыли? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться?– Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся. Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι . Актуализация знаний * Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока и составили план работы. ΙΙ . Открытие нового знания  * Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника. . Применение нового знания ΙΙΙ               Работа в учебнике  * Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.     Работа в тетради  * Отметить учеников, которые правильно выполнили задания. Урок 48. Тема: Равновесие в природе. Цели:– сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих всё живое и неживое; – научить учащихся находить взаимосвязи в природе. Символы: Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация знаний и  постановка  учебной  проблемы  – Какие тайны животных и растений мы открыли на предыдущем уроке? – Назовите свойства живых организмов. – Чем растения отличаются от животных? –  Представьте себе такую ситуацию: растения обиделись на животных и ушли от них. Что случилось дальше?  Дети высказывают свои предположения и составляют небольшие рассказы. – Как вы думаете, какая будет тема урока?  1 – Прочитайте тему на с. 58 учебника. – Что значит слово равновесие? – Как вы понимаете  равновесие в природе? – Давайте проверим наши гипотезы. Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текста, таблиц;  2) формируем умение  представлять  информацию в виде  схемы; 3) формируем умение  выявлять сущность,  особенности объектов;. Совместное  ΙΙ открытие  знаний . Применение ΙΙΙ нового знания Работа в учебнике.  1   3   4   3   1 1. – Почему же ни животные, ни люди не могут существовать без растений?  Дети высказывают свои предположения. – Проверьте ваши предположения. На с. 58 вывод. 2. – Посмотрите на картинку в учебнике и расскажите, кто питается растениями. – А кто поедает животных, когда их становится слишком много? – Какие животные чаще всего достаются хищникам? – Прочитайте вывод на с. 59. Подтвердились ли наши предположения? – А что же происходит с умершими организмами? Посмотрите на иллюстрацию на с. 59. Прочитайте вывод. – Итак, какой вывод можем сделать? (Всё в природе взаимосвязано и находится в равновесии.) 1. – Почему на Земле существует так много разных животных и растений?  – Где живут изображённые на рисунках с. 60 звери? Дети рассуждают, а потом читают вывод. 2. – У каждого вида живых организмов есть природный «дом» – место обитания.  Занимаясь своим хозяйством, человек нарушает его, иногда по незнанию. Вырубив  деревья в парке, мы разрушим место обитания сов и других дуплогнездиков. И  расплодившиеся мыши и насекомые съедят наш огород. Вот представьте себе… Люди распахали степи и превратили их в   поля. На бескрайних просторах, где жили   степные   обитатели,   не   осталось   им   места.   Негде   стало   жить травоядным   животным.   Дикие   лошади   вымерли,   гепардов   теперь   можно встретить только в зоопарке. Всё перепуталось в природе. Голодные волки набросились на стада домашних животных. Мало стало овец. Не съеденная ими трава легла на землю плотным слоем   и   мешает   молодым   росткам   пробиваться   к   свету.   Тогда   начали 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение  устанавливать аналогии; 6) формируем умение  обобщать и  классифицировать по  признакам. Коммуникативные  УУД: 1) формируем умение  слушать и понимать  других; 2) формируем умение  строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в устной форме;бороться с волками и уничтожили их во многих степных районах. Овец стало больше, и… они съели всю траву. Тут налетел ветер и сдул пыльной бурей драгоценную почву. Пришлось вокруг полей сажать деревья, чтобы защищали от ветра. Посеяли   пшеницу,   да   вот   беда:   собирать­то   оказалось   нечего.   Суслики   так расплодились, что вперёд людей всё зерно собрали. Огляделись: а где же орлы? – их охотники перестреляли, чтобы охотиться не мешали. Но тут появилась новая   беда:   в   садах   и   огородах   насекомые   весь   урожай   съели.   Объявили   их вредителями и посыпали ядовитым порошком. Да забыли, что можно и самим людям отравиться… Долго бы ещё людям пришлось бороться с природой, если бы они наконец не поняли: не надо уничтожать диких животных и растения, надо жить в мире с природой,   зная   её   законы.   Теперь   приходится   спасать,   что   осталось   после плохого хозяйствования. Но исправлять свои ошибки всегда труднее.              Дети  рассматривают иллюстрацию и читают выводы на с. 61. 3.  Работа в тетради.   2   2  1 С. 60, № 1, 2 (задания на выбор учащихся). Дети выполняют самостоятельно с последующей проверкой. – Что мы сейчас делали?  – Какое умение формировали?  Ι V. Итог урока – Что узнали нового? – Для чего нам нужен сегодняшний урок? – Ответили на главный вопрос урока? 4) формируем умение  совместно  договариваться о  правилах общения и  поведения. Личностные УУД:  1) формируем умение  определять и  высказывать самые  простые, общие для всех людей правила. Регулятивные УУД: 1) формируем умение  определять цель  деятельности на уроке; 2) формируем умение  определять успешность  выполнения своего  задания в диалоге с  учителем; 3) формируем умение  оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей;– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? 4) формируем умение  осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся. Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι . Актуализация знаний * Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока и составили план работы. ΙΙ . Открытие нового знания  * Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника. . Применение нового знания ΙΙΙ               Работа в учебнике  * Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.     Работа в тетради  * Отметить учеников, которые правильно выполнили задания.