Равнины и горы (продолжение).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор; – научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия. Методическая справка. Весь урок построен на максимуме данной темы. Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности детей: они стараются объяснить незнакомые явления, названия и особенностей которых они не знают. Дополнительную мотивацию вызывает использование знакомых сказок. Оборудование: карта полушарий, плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur33_34.doc
Окружающий мир (2­й класс). Урок 33. Тема: Равнины и горы.  Цели: – ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор; – научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия. Методическая справка.  Весь урок построен на максимуме данной темы. Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности  детей: они стараются объяснить незнакомые явления, названия и особенностей которых они не знают.  Дополнительную мотивацию вызывает использование знакомых сказок. Оборудование: карта полушарий, плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему  миру для 2­го класса». Этапы урока Ход урока © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД и технология оценивания учебных успеховΙ . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 3 4 3 4 – Какую из перечисленных тем мы разбирали на прошлом уроке? Земля в космосе    Океаны    Притяжение Земли    Равнины и горы  Материки    Реки и озёра   Круговорот воды  (Равнины и горы.) Работа в группах. – Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках. Группы получают карточки с заданием. 1. Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал.  Говорят, что когда­то жил на свете богатырь. Любил он силой своей  похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как­то на  вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз.  Опечалилась гора, что её любимую дочь в пропасть кинули, и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась вскоре до заветного камня.   2. В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым,  что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу  выбраться. Всё ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А  если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы­ то появились! Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  © ООО «Баласс», 20123. Давным­давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением  и богатством, часто приходили друг к другу в гости, приносили щедрые дары и  делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал  людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и  решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую  стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был  принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась всё больше и больше.  Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря  время, перессорил он всех людей на Земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными камнями. Так и появились горы. учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Ребята обсуждают и высказывают свои мнения. Примерные варианты: 1­я ситуация. – Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за  собой. Реки размывают грунт и уносят с собой камни по течению. У горной реки очень сильное течение. 2­я ситуация. – Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из­за  притяжения Земли (закон всемирного тяготения). Не уверены, что изнутри что­ то толкает и получаются горы. 3­я ситуация.  – Люди не могли создать все горы, хотя, может быть, какая­то другая сила это  © ООО «Баласс», 2012сделала? Педагог выслушивает все версии. Даже если дети связывают вторую  историю с вулканами, не реагирует на сказанное. – Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?  Предположения детей. – Тема нашего урока: Горы. Как рождаются горы. План (примерный). 3 3 Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? ΙΙ . Совместное  ΙΙ. Совместное  открытие знаний.  1 4 3 3 4 3 1 3 7 3 4 3 1. Работа с картой. – Можем ли мы сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет. Нам необходимо  провести наблюдение или разыскать информацию, которая бы помогла  разобраться в этом вопросе.) – Посмотрите по карте, одинаковым ли цветом обозначены горы? (Нет, горы по  высоте разные.) – Найдите самые высокие вершины. – Найдите горы, обозначенные светло­коричневым цветом. – Почему горы такие разные? (Одни из них очень высокие, островерхие,  прочные, твёрдые, как молодые люди. Другие невысокие, с плоскими  вершинами.) – Да, действительно, и горы, как люди, могут быть молодыми и старыми. Какие  Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. © ООО «Баласс», 2012подземные процессы могут формировать горы? (В горах бывают землетрясения  и вулканы.) 2. Работа в учебнике. – Рассмотрите рисунок на с. 116. Прочитайте, что происходит в земной коре. – Эти процессы вызывают образование новых гор или их разрушение? – Давайте выясним, как разрушаются горы.  Учитель проводит опыты (как на с. 117). – Как называется в природе такой процесс, узнайте на с. 117. ( Выветривание.) – Можем ли мы сделать вывод, какие из названных вами гор старые, а какие  молодые? – Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их  значение?  Ребята совещаются. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. – Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое  старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.  – А вторая объясняет нам о подземной силе, которая стремится на  поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от  толчков – это горы. – Третья легенда по­своему объясняет причину прочности горных пород и  восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах,  спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых. 3. Работа с наглядным пособием. – Поработаем с помощью плаката «Горы» (из комплекта наглядных пособий для © ООО «Баласс», 20122­го класса). – Сравните горы Кавказа и Урала. Какие признаки молодых гор лучше заметны  на Кавказе? (Остроконечная форма гор. Кавказ – более высокие и молодые  горы.) – Как образуются горы? (Подземные силы давят снизу и образуются горы.) – Как они стареют? (Вода и ветер разрушают горы.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма  самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? – Какие умения формировали? .ΙΙΙ   Самостоятельное  применение  знаний.  1 4 2  Проверьте себя: 1. Молодые горы Южной Америки ______________. 2. Старые горы Евразии _______________. 3. Силы, участвующие в процессе горообразования, _________________.  4. Верхушки молодых гор покрыты _______________________________. Образец для проверки. 1. Молодые горы Южной Америки – Анды. © ООО «Баласс», 20122. Старые горы Евразии – Уральские горы. 3. Силы, участвующие в процессе горообразования, – подземная сила и  выветривание. 4. Верхушки молодых гор покрыты ледниками. (Если есть время, можно выполнить задания на с. 118–119.) – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? По усмотрению учителя. V.Ι  Итог урока. V. Домашнее  задание. Деятельность учеников: – знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятия: равнина, горы. Урок 34. Тема: Проверочная работа № 7. Цели урока: – закрепление знаний о реках, озёрах, равнинах и горах, об условных обозначениях физической карты, материках. Методическая справка. © ООО «Баласс», 2012Мы рекомендуем на первой половине урока предложить ученикам выполнить задания на повторение учебного материала.  Это позволит школьникам подготовиться к проверочной работе, которую они будут выполнять на второй половине урока. Возможные ответы проверочной работы № 7.  Работа проводится с картами учебника!  Вариант 1. 1. Необходимый уровень: исток. Повышенный уровень: вода испаряется. 2. Необходимый уровень: для  равнин характерны развитое земледелие, судоходные реки, города. Повышенный уровень: болота чаще встречаются на  низменностях. Максимальный уровень: солёные озёра чаще встречаются в жарком климате (вода испаряется, моль  остаётся). 3. Максимальный уровень: кроссворд (выполняется с помощью карт!). По горизонтали: Кордильеры. 1) Кавказ.  2) Конго (в Африке). 3) Анды. 4) Каспийское. 5) Альпы. 6) Енисей. 7) Горы. Вариант 1. 1. Необходимый уровень: река течёт от истока к устью. Повышенный уровень: круговорот воды происходит  всё время, поэтому вода в реке не кончается. 2. Необходимый уровень: для гор характерны крутые склоны, бурные реки.  Повышенный уровень: полезные ископаемые. Максимальный уровень: молодые горы – островершинные. 3. Максимальный уровень: кроссворд (выполняется с помощью карт!). По горизонтали: Амазонка. По вертикали: 1) Анды. 2) Урал. 3)  Кавказ. 4) Обь. 5) Нил. 6) Виктория. 7) Альпы. © ООО «Баласс», 2012