Цели:
– ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор;
– научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Методическая справка.
Весь урок построен на максимуме данной темы. Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности детей: они стараются объяснить незнакомые явления, названия и особенностей которых они не знают. Дополнительную мотивацию вызывает использование знакомых сказок.
Оборудование: карта полушарий, плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Окружающий мир (2й класс).
Урок 33.
Тема: Равнины и горы.
Цели:
– ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор;
– научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Методическая справка.
Весь урок построен на максимуме данной темы. Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности
детей: они стараются объяснить незнакомые явления, названия и особенностей которых они не знают.
Дополнительную мотивацию вызывает использование знакомых сказок.
Оборудование: карта полушарий, плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему
миру для 2го класса».
Этапы урока
Ход урока
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успеховΙ
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
3 4 3 4
– Какую из перечисленных тем мы разбирали на прошлом уроке?
Земля в космосе Океаны Притяжение Земли Равнины и горы
Материки Реки и озёра Круговорот воды
(Равнины и горы.)
Работа в группах.
– Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.
Группы получают карточки с заданием.
1. Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал.
Говорят, что когдато жил на свете богатырь. Любил он силой своей
похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он както на
вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз.
Опечалилась гора, что её любимую дочь в пропасть кинули, и решила она до неё
дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая
река и добралась вскоре до заветного камня.
2. В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим
обжорством: ел всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым,
что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу
выбраться. Всё ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А
если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы
то появились!
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
© ООО «Баласс», 20123. Давнымдавно жили по соседству два народа. Славились они своим умением
и богатством, часто приходили друг к другу в гости, приносили щедрые дары и
делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал
людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и
решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую
стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был
принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась всё больше и больше.
Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря
время, перессорил он всех людей на Земле. Возвели они высокие стены, которые
не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены,
укрепили их прочными камнями. Так и появились горы.
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Ребята обсуждают и высказывают свои мнения.
Примерные варианты:
1я ситуация.
– Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за
собой. Реки размывают грунт и уносят с собой камни по течению. У горной реки
очень сильное течение.
2я ситуация.
– Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло изза
притяжения Земли (закон всемирного тяготения). Не уверены, что изнутри что
то толкает и получаются горы.
3я ситуация.
– Люди не могли создать все горы, хотя, может быть, какаято другая сила это
© ООО «Баласс», 2012сделала?
Педагог выслушивает все версии. Даже если дети связывают вторую
историю с вулканами, не реагирует на сказанное.
– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Предположения детей.
– Тема нашего урока: Горы. Как рождаются горы.
План (примерный). 3 3
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
ΙΙ
. Совместное
ΙΙ. Совместное
открытие знаний.
1 4 3 3 4 3
1 3 7 3 4 3
1. Работа с картой.
– Можем ли мы сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет. Нам необходимо
провести наблюдение или разыскать информацию, которая бы помогла
разобраться в этом вопросе.)
– Посмотрите по карте, одинаковым ли цветом обозначены горы? (Нет, горы по
высоте разные.)
– Найдите самые высокие вершины.
– Найдите горы, обозначенные светлокоричневым цветом.
– Почему горы такие разные? (Одни из них очень высокие, островерхие,
прочные, твёрдые, как молодые люди. Другие невысокие, с плоскими
вершинами.)
– Да, действительно, и горы, как люди, могут быть молодыми и старыми. Какие
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2012подземные процессы могут формировать горы? (В горах бывают землетрясения
и вулканы.)
2. Работа в учебнике.
– Рассмотрите рисунок на с. 116. Прочитайте, что происходит в земной коре.
– Эти процессы вызывают образование новых гор или их разрушение?
– Давайте выясним, как разрушаются горы.
Учитель проводит опыты (как на с. 117).
– Как называется в природе такой процесс, узнайте на с. 117. ( Выветривание.)
– Можем ли мы сделать вывод, какие из названных вами гор старые, а какие
молодые?
– Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их
значение?
Ребята совещаются.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
– Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое
старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие
склоны.
– А вторая объясняет нам о подземной силе, которая стремится на
поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от
толчков – это горы.
– Третья легенда посвоему объясняет причину прочности горных пород и
восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах,
спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.
3. Работа с наглядным пособием.
– Поработаем с помощью плаката «Горы» (из комплекта наглядных пособий для
© ООО «Баласс», 20122го класса).
– Сравните горы Кавказа и Урала. Какие признаки молодых гор лучше заметны
на Кавказе? (Остроконечная форма гор. Кавказ – более высокие и молодые
горы.)
– Как образуются горы? (Подземные силы давят снизу и образуются горы.)
– Как они стареют? (Вода и ветер разрушают горы.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке?
– Какие умения формировали?
.ΙΙΙ
Самостоятельное
применение
знаний.
1 4 2
Проверьте себя:
1. Молодые горы Южной Америки ______________.
2. Старые горы Евразии _______________.
3. Силы, участвующие в процессе горообразования, _________________.
4. Верхушки молодых гор покрыты _______________________________.
Образец для проверки.
1. Молодые горы Южной Америки – Анды.
© ООО «Баласс», 20122. Старые горы Евразии – Уральские горы.
3. Силы, участвующие в процессе горообразования, – подземная сила и
выветривание.
4. Верхушки молодых гор покрыты ледниками.
(Если есть время, можно выполнить задания на с. 118–119.)
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
По усмотрению учителя.
V.Ι
Итог урока.
V. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
– знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятия: равнина, горы.
Урок 34.
Тема: Проверочная работа № 7.
Цели урока:
– закрепление знаний о реках, озёрах, равнинах и горах, об условных обозначениях физической карты, материках.
Методическая справка.
© ООО «Баласс», 2012Мы рекомендуем на первой половине урока предложить ученикам выполнить задания на повторение учебного материала.
Это позволит школьникам подготовиться к проверочной работе, которую они будут выполнять на второй половине урока.
Возможные ответы проверочной работы № 7.
Работа проводится с картами учебника!
Вариант 1. 1. Необходимый уровень: исток. Повышенный уровень: вода испаряется. 2. Необходимый уровень: для
равнин характерны развитое земледелие, судоходные реки, города. Повышенный уровень: болота чаще встречаются на
низменностях. Максимальный уровень: солёные озёра чаще встречаются в жарком климате (вода испаряется, моль
остаётся). 3. Максимальный уровень: кроссворд (выполняется с помощью карт!). По горизонтали: Кордильеры. 1) Кавказ.
2) Конго (в Африке). 3) Анды. 4) Каспийское. 5) Альпы. 6) Енисей. 7) Горы.
Вариант 1. 1. Необходимый уровень: река течёт от истока к устью. Повышенный уровень: круговорот воды происходит
всё время, поэтому вода в реке не кончается. 2. Необходимый уровень: для гор характерны крутые склоны, бурные реки.
Повышенный уровень: полезные ископаемые. Максимальный уровень: молодые горы – островершинные. 3. Максимальный
уровень: кроссворд (выполняется с помощью карт!). По горизонтали: Амазонка. По вертикали: 1) Анды. 2) Урал. 3)
Кавказ. 4) Обь. 5) Нил. 6) Виктория. 7) Альпы.
© ООО «Баласс», 2012