Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 7 . 0 9 . 1 8
У р о к 11
Тема:
Ц е л ь : познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: отработка алгоритма разбора слов по составу, тренировка в выполнении двух последних пунктов
алгоритма.
Оборудование: состав слова.
Характеристика деятельности учащихся:
Разбор слова по составу
Понимать текст, выявлять основную мысль текста. Соотносить свой ответ с рядом предложенных.
Контролировать свои действия при устном ответе: логично строить высказывание, отбирать необходимые
языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Различать типы текста. Выбирать заголовок
к тексту из ряда предложенных, обосновывать свой выбор. Составлять план текста. Подбирать заголовки к
текстам на заданную тему
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
Понедельник, пятница, почта, путь.
II. Повторение изученного материала. Работа по учебнику
Упражнение 1 отработка умения подбирать слова с указанным значением. Выполняется письменно в парах с
последующей фронтальной проверкой. Запись в тетрадях:
домище, домовой, домашние
городок, горожанин, загородный
дождинка, дождливый
Дополнительное задание. Определить, какими частями речи являются записанные слова.
Н а д о с к е записаны схемы:
дом
город
большой дом
существо, которое по представлениям
суеверных людей обитало в каждом доме
прирученные животные (не дикие)
маленький город
человек, живущий в городе
дом, находящийся за городом
В о п р о с ы и з а д а н и я : к данным корням подберите однокоренные слова с указанным значением.
Запишите их, отметьте корни в словах.
– Какие части слова помогли образовать новые слова? Отметьте их. Приведите примеры слов с
использованными вами суффиксами.
Упражнение 2 определение частей слов, с помощью которых были образованы слова. Выполняется
фронтально.
Возможная ошибка. В качестве частей, образовавших новые слова, учащиеся выделяют и окончание.
Помощь. До начала поиска учитель спрашивает, относится ли к числу словообразовательных частей
окончание. Учащиеся должны ответить отрицательно, указав на то, что окончание помогает изменять форму
слова, а не образовывать новое слово. Если ученики ответят неверно, необходимо еще раз объяснить роль
окончания: изменяет форму слова при согласовании с другими словами.
III. Отработка алгоритма разбора слова по составу.1. Нахождение суффикса в слове.
У ч и т е л ь . Найдите суффикс в слове .
– Как будете рассуждать?
(Воспользуемся образцом устного рассуждения и пошагово выполним разбор слова по составу:
џ найдем окончание (нет берёзки, подошел к берёзке);
џ найдем корень (берёзовый, берёзонька);
џ найдем часть, которая стоит между корнем и окончанием. Она называется суффиксом.)
Найдите суффикс в слове стирка.
б е р ё з к а
Упражнение 3 отработка последовательности действий, необходимых для нахождения суффикса. Выполняется
фронтально, письменно с подробным устным комментированием работы. Важно в первую очередь обратить
внимание учеников на то, что суффикс это часть слова, не просто стоящая между корнем и окончанием, но
обладающая значением (повторение пройденного во 2 классе). Именно на понимание суффикса, как языковой
единицы и направлено задание по разграничению одинаковых по форме суффиксов к в словах березка и стирка.
В слове березка (а также в словах ямка, ручка, ягодка, мышка и других подобных) суффикс к имеет
уменьшительноласкательное значение (березка это маленькая береза, ямка — маленькая яма), а в словах стирка
(а также в словах варка, примерка, засолка, качка и других подобных) суффикс к имеет значение
«опредмеченного действия» (этот научный термин не стоит использовать на уроке, объяснив ученикам методом
«от обратного», что слова стирка, варка и подобные не имеют уменьшительного значения: нельзя сказать
«маленький стирать», маленький варить», значит, это другой суффикс, у него другое значение). Задание с пометой
«трудное» можно предложить в двух случаях: 1) если ученики сразу правильно распределили слова по группам —
трудное задание поможет им представить, как можно рассуждать иначе (формирование функции контроля); 2)
если при выполнении задания ученики допустили ту же ошибку, что и Витя, записав все слова для справок и к
слову березка, и к слову стирка (в этом случае появится возможность самостоятельно найти ошибки). В то же
время если ученики класса требуют постоянного контроля со стороны учителя, то лучше, предотвращая
возможные ошибки, задавать ученикам вопросы при совместной работе.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Выполнение упражнения 4 (учебник).
Упражнение 4 отработка умения определять, какой суффикс или какая приставка есть в слове. Первая часть
задания выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Учащиеся должны найти
следующие лишние слова, написанные Вовой: в первой строчке сурок, во второй ушки, в третьей наказывать,
в четвертой природный. После проверки фронтально выполняется полный разбор одного из слов (любого) по
составу. Работающий у доски учащийся дает развернутое объяснение последовательности своих действий, при
этом в тетради выполняется краткая письменная запись.
– Посмотрите и скажите, все ли слова в группе имеют данный суффикс? Докажите свой ответ.
(о к
З а д а н и е : выберите из данных групп слов одно слово с суффиксом, одно с приставкой и разберите их по
( п р и р о д н ы й ) . )
( н а к а з ы в а т ь ) ,
п р и
( с у р о к ) ,
у ш к
( у ш к и ) ,
н а
составу. Проведите самооценку.
Упражнение 5 отработка умения выделять в слове приставку. Выполняется письменно в парах. Слова,
которые учащиеся должны найти в тексте и выписать: подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили,
выпустили, ушли, позавтракали, прибежали, выудил, подцепил, вытащил, съел. Запись в тетради выполняется в
соответствии с образцом. В найденных словах обязательно выделяется приставка и корень.
IV. Итог урока.
– Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием?
– Для чего служит суффикс?
Домашнее задание: упражнение 5 (учебник).