Разбор слова по составу

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 11.docx
Д а т а : 1 7 . 0 9 . 1 8 У р о к   11 Тема: Ц е л ь : познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке. Задачи:  отработка   алгоритма   разбора   слов   по   составу,   тренировка   в   выполнении   двух   последних   пунктов алгоритма. Оборудование: состав слова. Характеристика деятельности учащихся:                             Разбор слова по составу  Понимать   текст,   выявлять  основную   мысль   текста.   Соотносить   свой   ответ   с   рядом   предложенных. Контролировать   свои   действия   при   устном   ответе:   логично   строить   высказывание,   отбирать   необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Различать типы текста. Выбирать заголовок к   тексту   из   ряда   предложенных,   обосновывать   свой   выбор.   Составлять   план   текста.   Подбирать   заголовки   к текстам на заданную тему I. Чистописание.  Х о д   у р о к а Понедельник, пятница, почта, путь. II. Повторение изученного материала. Работа по учебнику Упражнение 1 ­ отработка умения подбирать слова с указанным значением. Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой. Запись в тетрадях: домище, домовой, домашние городок, горожанин, загородный дождинка, дождливый Дополнительное задание. Определить, какими частями речи являются записанные слова. Н а   д о с к е  записаны схемы: дом город большой дом существо, которое по представлениям суеверных людей обитало в каждом доме прирученные животные (не дикие) маленький город человек, живущий в городе дом, находящийся за городом В о п р о с ы   и   з а д а н и я :   к   данным   корням   подберите   однокоренные   слова   с   указанным   значением. Запишите их, отметьте корни в словах. –   Какие   части   слова   помогли   образовать   новые   слова?   Отметьте   их.   Приведите   примеры   слов   с использованными вами суффиксами. Упражнение  2  ­   определение   частей   слов,   с   помощью   которых   были   образованы   слова.   Выполняется фронтально. Возможная ошибка. В качестве частей, образовавших новые слова, учащиеся выделяют и окончание. Помощь.  До   начала   поиска   учитель   спрашивает,   относится   ли   к   числу   словообразовательных   частей окончание. Учащиеся должны ответить  отрицательно, указав на то, что окончание помогает изменять форму слова,   а  не   образовывать   новое    слово.   Если   ученики   ответят   неверно,   необходимо   еще   раз  объяснить   роль окончания: изменяет форму слова при согласовании с другими словами. III. Отработка алгоритма разбора слова по составу.1. Нахождение суффикса в слове.  У ч и т е л ь .  Найдите суффикс в слове . – Как будете рассуждать?  (Воспользуемся образцом устного рассуждения и пошагово выполним разбор слова по составу: џ найдем окончание (нет берёзки, подошел к берёзке); џ найдем корень (берёзовый, берёзонька); џ найдем часть, которая стоит между корнем и окончанием. Она называется суффиксом.) Найдите суффикс в слове стирка. б е р ё з к а Упражнение 3 ­ отработка последовательности действий, необходимых для нахождения суффикса. Выполняется фронтально,   письменно   с   подробным   устным   комментированием   работы.   Важно   в   первую   очередь   обратить внимание учеников на то, что суффикс ­ это часть слова, не просто стоящая между   корнем и окончанием, но обладающая значением (повторение  пройденного во 2 классе). Именно на понимание суффикса,  как  языковой единицы и направлено задание по разграничению одинаковых по форме суффиксов ­к­ в словах березка и стирка. В   слове  березка  (а   также   в   словах  ямка,   ручка,   ягодка,  мышка  и   других   подобных)   суффикс  ­к­  имеет уменьшительно­ласкательное значение (березка ­ это маленькая береза, ямка — маленькая яма), а в словах стирка (а   также   в   словах  варка,   примерка,   засолка,   качка  и   других   подобных)   суффикс  ­к­  имеет   значение «опредмеченного действия» (этот научный термин не стоит использовать на уроке, объяснив ученикам методом «от   обратного»,   что   слова  стирка,   варка  и   подобные   не   имеют   уменьшительного   значения:   нельзя   сказать «маленький стирать», маленький варить», значит, это другой суффикс, у него другое значение). Задание с пометой «трудное» можно предложить в двух случаях: 1) если ученики сразу правильно распределили слова по группам — трудное задание поможет им представить, как можно рассуждать иначе (формирование функции контроля); 2) если при выполнении задания ученики допустили ту же ошибку, что и Витя, записав все слова для справок и к слову березка, и к слову стирка (в этом случае появится возможность самостоятельно найти ошибки). В то же время   если   ученики   класса   требуют   постоянного   контроля   со   стороны   учителя,   то   лучше,   предотвращая возможные ошибки, задавать ученикам вопросы при совместной работе.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а 2. Выполнение упражнения 4 (учебник).  Упражнение 4 ­ отработка умения определять, какой суффикс или какая приставка есть в слове. Первая часть задания выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Учащиеся должны найти следующие лишние слова, написанные Вовой: в первой строчке ­ сурок, во второй ­ ушки, в третьей ­ наказывать, в четвертой ­  природный.  После проверки фронтально выполняется полный разбор одного из слов (любого) по составу. Работающий у доски учащийся дает развернутое объяснение последовательности своих действий, при этом в тетради выполняется краткая письменная запись. – Посмотрите и скажите, все ли слова в группе имеют данный суффикс? Докажите свой ответ.  (о к З а д а н и е :  выберите из данных групп слов одно слово с суффиксом, одно с приставкой и разберите их по ( п р и р о д н ы й ) . ) ( н а к а з ы в а т ь ) , п р и ( с у р о к ) , у ш к ( у ш к и ) , н а составу. Проведите самооценку. Упражнение  5   ­  отработка   умения   выделять   в   слове   приставку.   Выполняется   письменно   в   парах.   Слова, которые   учащиеся   должны   найти   в   тексте   и   выписать:  подарили,   вымыли,   насыпали,   воткнули,   налили, выпустили, ушли, позавтракали, прибежали, выудил, подцепил, вытащил, съел. Запись в тетради выполняется в соответствии с образцом. В найденных словах обязательно выделяется приставка и корень. IV. Итог урока. – Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием? – Для чего служит суффикс? Домашнее задание: упражнение 5 (учебник).