Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 3 . 0 9 . 1 8
У р о к 16
Тема:
Ц е л ь : познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: отработка алгоритма разбора слов по составу.
Оборудование: опора «Состав слова».
Характеристика деятельности учащихся:
Разбор слова по составу и словообразование
Оценивать правильность использования алгоритма разбора слова по составу. Объяснять каждый шаг
алгоритма. Использовать алгоритм разбора слова по составу в собственной деятельности. Осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе).
Контролировать правильность выполнения задания. Находить и объяснять ошибки. Учитывать степень
сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
ум ве рх ев ох ом од еч
Не шуми в лесу. И ты увидишь тишину.
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны слова:
п р и о з ё р н ы й ( п р и о з ё р н о г о , п р и о з ё р н о м у ) ,
п р и о з ё р н ы й ( о з е р о , о з е р ц о , о з ё р н ы й ) ,
п р и о з ё р н ы й ( л е с н о й , д о р о ж н ы й ) ,
п р и о з ё р н ы й ( п р и ш к о л ь н ы й , п р и м о р с к и й ) ,
п р и о з ё р н ы й .
У ч и т е л ь . Витя выполнил полный письменный разбор слова приозёрный.
– Какую часть слова он находил в каждой строчке? Объясните, что для этого он делал.
2. Коллективный разбор слова по составу.
З а д а н и е : разберите слово приморский с использованием словпомощников из упражнения 2
(учебник).
џ п р и м о р с к и й ( п р и м о р с к о м у , п р и м о р с к о г о ) ,
џ
џ
џ
п р и м о р с к и й ( м о р е , м о р я к ) ,
п р и м о р с к и й ( к а п и т а н с к и й , г о р о д с к о й ) ,
п р и м о р с к и й ( п р и д о р о ж н ы й , п р и в о к з а л ь н ы й ) ,
п р и м о р с к и й .
џ
Ф и з к у л ь т м и н у т к аIII. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах.
З а д а н и е : объясните соседу по парте порядок словообразовательного разбора. Убедите его в
правильности или ошибочности разбора любого слова из упражнения 3 (учебник). Письменно
исправьте ошибки в разборе слов по составу.
2. Выполнение упражнения 5 (учебник).
З а д а н и е : прочитайте стихотворение.
Выпишите слова, соответствующие схеме.
– Каким способом они образовались?
IV. Итог урока.
– Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
– Что нужно сделать, чтобы найти корень?
– Что нужно сделать, чтобы найти приставку?
– Что нужно сделать, чтобы найти суффикс?
– Чему мы сегодня учились на уроке?
Домашнее задание: разобрать слова по составу:
пригородный, объяснялка, ласточка,
остановка.