Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Оценка 4.9

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
1 кл
28.04.2018
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом. Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому читателю видеть красоту в окружающей нас жизни. Задачи урока: 1. Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор; 2. Развивать внимание, творческое воображение, фантазию. 3. Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях. 4. Оснащение: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в PowerPoint, конверты с картинками, словарь Ожегова, ножницы, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов», книги В. Берестова, простые карандаши, ручки.
2kl_lit_Berest.doc
Образовательная система «Школа 2100», 2 класс. Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное». Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом. Цель урока:  На примере сказки В. Берестова  помочь   маленькому читателю видеть красоту  в окружающей нас жизни.  Задачи урока:  1. Обучать   приёмам   понимания   прочитанного:   развивать   умение,   как   антиципация,   т.   е.   умение важнейшее   читательское     предвосхищать   содержание   текста   по   заглавию, предполагать, иллюстрации;     способность     полноценно   воспринимать   художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;  Развивать внимание, творческое воображение, фантазию. Воспитывать   чувство   прекрасного, умение   увидеть  красоту  в 2. 3. окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.  4. Оснащение:  компьютер   с   мультимедийным   проектором, презентация   в  PowerPoint,   конверты   с   картинками,   словарь   Ожегова, ножницы,   запись   музыки   П.И.   Чайковского   «Вальс   цветов»,     книги   В. Берестова, простые карандаши, ручки. 1 Организационный момент. ХОД УРОКА. Актуализация знаний.  I. II. ­Я   приготовила   для   вас   сюрприз.   Он   у   вас     в   разноцветных конвертах на партах. Открывайте их скорее! ­Что вы там видите? (Картинки) ­ Какие картинки? Перечисляйте их.  ( Гусеничный трактор, зеркало, листок, дерево, кукла, солнце) ­ А теперь подумайте,   на какие группы можно разложить все эти картинки?  ­ Выберите картинки, которые подходят к теме «Весна». ­Задание   было   сложное,   но   вы   с   ним   блестяще   справились. Молодцы! ­ А кто сегодня видел весенний листок?  ­ А кто видел весеннее дерево?  ­ Все как всегда, просто и обыкновенно. Кажется, что никакого чуда здесь нет. Но все же в природе очень большое количество чудес, и мы попробуем сегодня это доказать. III. Работа с текстом до чтения. 1. Чтение фамилии автора и заглавия произведения.   ­   Откройте   учебники   на   стр.   128.   Прочитайте   фамилию   автора   и заглавие текста. («Честное гусеничное»  ­ Звучит как клятва… Кто так мог сказать? (гусеница)             ­ А если  гусеница умеет говорить, то какое по жанру произведение  будем              читать? (сказку) 2.  Рассматривание иллюстрации. ­ Рассмотрите иллюстрацию. И где же тут  гусеница? (она  превратилась в бабочку) 2 ­ Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву  гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)…  что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить  растениям и т.д. ­ Вот сейчас мы и проверим свои предположения и узнаем точно,  какую же клятву дала Гусеница. IV. Работа с текстом во время чтения. а) Чтение с комментированием вслух по абзацам. 1­2 абзацы.  Гусеница считала себя очень красивой и не  пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.   ­ До чего ж я хороша! ­ радовалась Гусеница, с  удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая  мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. ­  Жаль, что никто­никто этого не замечает.  ­ Чему радовалась Гусеница? ­ О чем она сожалела?  ­   Автор   словами  «плоская   рожица,   мохнатая   спинка»  рисует красивый образ? 3­4 абзацы. Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и  стала ждать. А девочка увидела её и сказала:   ­ Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!   ­ Ах так! ­ рассердилась Гусеница. ­ Тогда я даю честное  гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём,  ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не  увидит!  ­ Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»?  ­ Что она ожидала услышать? А что услышала? ­ Согласны ли вы с девочкой? ­ Что решила Гусеница? 5­6 абзацы. Дал слово ­ нужно его держать, даже если ты  Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на  листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею  обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.  3 ­ Уф как я устала! ­ вздохнула Гусеница. ­ Совершенно  замоталась.  ­ Как Гусеница держала свое слово? Легко ли было сделать кокон?  ­ Какое слово показывает сильную усталость гусеницы? («Уф») ­Что   имела   ввиду   Гусеница,   говоря,   что   она  «совершенно замоталась»? (Устала, утомилась; замотала себя шелковой нитью, она могла употребить это слово и в  прямом,  и переносное значении) Автор здесь играет со словом. ­ Что такое кокон? Точное определение этого слова даст …. Он  работал со словарем. 7­8 абзацы. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё  ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки  кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но  падала она как­то странно ­ не вниз, а вверх. И тут Гусеница на  том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой ужас! ­  подумала Гусеница. ­ Пусть я не красива, это не моя вина, но  теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное  гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!"  И Гусеница упала в траву.   ­ Что происходило с Гусеницей в коконе?  ­ Как она выбралась наружу?  ­ А вы догадались, почему она «падала вверх»? Автор снова играет со словами. ­ Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же самую девочку»?    ­ Почему она «упала» в траву?  9 абзац. А девочка увидела её и сказала:   ­ Какая красивая!   ­ Вот и верь людям, ­ ворчала Гусеница. ­ Сегодня они  говорят одно, а завтра ­ совсем другое.  ­ Почему девочка восхитилась бывшей Гусеницей? ­ Почему Гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что превратилась в бабочку)  4 10­11 абзацы. На всякий случай она погляделась в каплю  росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными­ предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и  увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные  крылья.   ­ Ах вот что! ­ догадалась она. ­ Со мной произошло чудо.  Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.   И она весело закружилась над лугом, потому что честного  бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. ­ Какой увидела себя Гусеница в капле росы?  (Она стала красивой  Бабочкой) ­ Может быть, за душевную красоту Бабочки, за ее честность,  верность своему слову природа и наградила ее, сделав такой красивой.  Произошло самое обыкновенное чудо.  ­ Если просмотреть текст, то мы увидим, что слово «Гусеница» везде написано   с   большой   буквы   и   слово   «Бабочка»   тоже.   Почему?  (Это героиня. Это её имя.) ­   Какой   литературный   прием   использовал   здесь   автор? (Олицетворение). V. Физминутка.                  ­ Давайте на минуту и мы превратимся в бабочек. Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. VI. Работа с текстом  после чтения.  Самостоятельная   работа   с   последующей проверкой. а) Задание 2 стр. 49 в тетради. ­ Разделите сказку на 3 части и озаглавьте каждую часть. …………………дети работают……………………………………… ­ Как вы озаглавили части? 5 ­ Ребята, я тоже заготовила свой план. Посмотрите! По­моему, у вас получилось даже лучше!  ­Давайте оценим свою работу. (слайд ) Самооценка ­ Что тебе нужно было сделать в этом задании? ­Тебе  удалось озаглавить каждую часть? ­ Ты справился полностью правильно или с незначительной ошибкой  (какой, в чем)? ­ Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью  (кто помогал, в чем)?  ­ Ребята, если вы считаете, что успешно справились с работой,  дорисуйте лицо солнышку. б) Задание 3 стр. 49 в тетради. Работа в парах. ­ Мы прочитали сказку, поработали над ее содержанием. Нам  необходимо определить главную мысль сказки. Работать будем в парах по  заданию  №3.     ­ Посовещайтесь вдвоем и отметьте ту мысль, с которой вы согласны.  Попробуйте прислушаться к мнению соседа. (слайд ) VII.  Итог урока. ­ Так какая же главная мысль этой сказки? (Не всегда сразу можно  разглядеть красоту в обычных предметах.  Природа творит чудеса) ­   Да,   природа   способна   творить   чудеса.   Просто   надо   быть   очень внимательными, чтобы они нам открывались. Нам всем нужно беречь нашу природу, ведь её красота делает человека добрее. ­ А что Вы можете сказать об авторе произведения, который заметил это обыкновенное чудо?  (слайд ) ­ Да, дети,   Валентин Берестов ­  настоящий художник,  художник  слова.  Его стихи, проза, сама жизнь удивительны и чудесны, вероятно,  потому, что главный его талант – любовь. Любовь к природе, к людям, ко  всему окружающему миру. Поэтому его книги любят и читают дети, они  есть в нашей библиотеке, вы тоже можете их взять и прочитать. VIII.Рефлексия.  ­ А теперь возвращаемся к нашим конвертам.  ­ Посмотрите, гусеничный трактор, зеркало, кукла.  6 ­ Нельзя ли к этим картинкам подобрать другие слова, но из текста?    (Гусеничный трактор – гусеница,  кукла – куколка, зеркало – капля росы) ­   А     хотите   сами   сотворить   обыкновенное   чудо?   Тогда   возьмите листок, сложите его пополам и вырежьте по пунктирным линиям.  ……………………(Звучит музыка)…………………………………. ­ Что у вас получилось? (бабочки) ­   Пусть   они   полетают   над   цветочной   поляной,   порадуются  (Дети   прикрепляют   бабочек   на   доску,   звучит наступающей   весне. музыка) ­ А что же с солнцем? (Предлагаю прикрепить на доску) Ведь это не просто солнце, которое дарит тепло и свет всем живущим на Земле. Это свет   ваших   сердец,  добрых   искренних,  настоящих.  И  я   желаю   вам,  мои дорогие друзья, чтобы вы внимательно наблюдали за природой, видели в ней   красивые   картины     и   каждый   день   открывали   для   себя   самые обыкновенные чудеса. IX. Домашнее задание. (слайд )  ­Выбери себе одно домашнее задание по желанию: а) Задание 1 в тетради, с. 49 б) Подберите стихи, загадки, другой познавательный материал о  главных героях сказки. в) Нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку сказки.   7

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018