Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
1 кл
28.04.2018
Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом.
Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому читателю видеть красоту в окружающей нас жизни.
Задачи урока:
1. Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;
2. Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.
3. Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.
4. Оснащение: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в PowerPoint, конверты с картинками, словарь Ожегова, ножницы, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов», книги В. Берестова, простые карандаши, ручки.
2kl_lit_Berest.doc
Образовательная система «Школа 2100», 2 класс.
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо»
Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная
работа с текстом.
Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому
читателю видеть красоту в окружающей нас жизни.
Задачи урока:
1.
Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать
умение, как антиципация, т. е. умение
важнейшее читательское
предвосхищать содержание текста по заглавию,
предполагать,
иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный
текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;
Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.
Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в
2.
3.
окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.
4.
Оснащение:
компьютер с мультимедийным проектором,
презентация в PowerPoint, конверты с картинками, словарь Ожегова,
ножницы, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов», книги В.
Берестова, простые карандаши, ручки.
1 Организационный момент.
ХОД УРОКА.
Актуализация знаний.
I.
II.
Я приготовила для вас сюрприз. Он у вас в разноцветных
конвертах на партах. Открывайте их скорее!
Что вы там видите? (Картинки)
Какие картинки? Перечисляйте их. ( Гусеничный трактор,
зеркало, листок, дерево, кукла, солнце)
А теперь подумайте, на какие группы можно разложить все
эти картинки?
Выберите картинки, которые подходят к теме «Весна».
Задание было сложное, но вы с ним блестяще справились.
Молодцы!
А кто сегодня видел весенний листок?
А кто видел весеннее дерево?
Все как всегда, просто и обыкновенно. Кажется, что никакого
чуда здесь нет. Но все же в природе очень большое количество
чудес, и мы попробуем сегодня это доказать.
III. Работа с текстом до чтения.
1. Чтение фамилии автора и заглавия произведения.
Откройте учебники на стр. 128. Прочитайте фамилию автора и
заглавие текста. («Честное гусеничное»
Звучит как клятва… Кто так мог сказать? (гусеница)
А если гусеница умеет говорить, то какое по жанру произведение
будем
читать? (сказку)
2. Рассматривание иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию. И где же тут гусеница? (она
превратилась в бабочку)
2 Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву
гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)…
что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить
растениям и т.д.
Вот сейчас мы и проверим свои предположения и узнаем точно,
какую же клятву дала Гусеница.
IV. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение с комментированием вслух по абзацам.
12 абзацы. Гусеница считала себя очень красивой и не
пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
До чего ж я хороша! радовалась Гусеница, с
удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая
мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски.
Жаль, что никтоникто этого не замечает.
Чему радовалась Гусеница?
О чем она сожалела?
Автор словами «плоская рожица, мохнатая спинка» рисует
красивый образ?
34 абзацы. Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и
собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и
стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
Ах так! рассердилась Гусеница. Тогда я даю честное
гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём,
ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не
увидит!
Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»?
Что она ожидала услышать? А что услышала?
Согласны ли вы с девочкой? Что решила Гусеница?
56 абзацы. Дал слово нужно его держать, даже если ты
Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука
на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на
листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею
обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
3 Уф как я устала! вздохнула Гусеница. Совершенно
замоталась.
Как Гусеница держала свое слово? Легко ли было сделать кокон?
Какое слово показывает сильную усталость гусеницы? («Уф»)
Что имела ввиду Гусеница, говоря, что она «совершенно
замоталась»? (Устала, утомилась; замотала себя шелковой нитью, она
могла употребить это слово и в прямом, и переносное значении) Автор
здесь играет со словом.
Что такое кокон? Точное определение этого слова даст …. Он
работал со словарем.
78 абзацы. В коконе было тепло и темно, делать больше было
нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё
ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки
кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но
падала она както странно не вниз, а вверх. И тут Гусеница на
том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой ужас!
подумала Гусеница. Пусть я не красива, это не моя вина, но
теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное
гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!"
И Гусеница упала в траву.
Что происходило с Гусеницей в коконе?
Как она выбралась наружу?
А вы догадались, почему она «падала вверх»? Автор снова играет со
словами.
Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же
самую девочку»?
Почему она «упала» в траву?
9 абзац. А девочка увидела её и сказала:
Какая красивая!
Вот и верь людям, ворчала Гусеница. Сегодня они
говорят одно, а завтра совсем другое.
Почему девочка восхитилась бывшей Гусеницей?
Почему Гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что
превратилась в бабочку)
4 1011 абзацы. На всякий случай она погляделась в каплю
росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными
предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и
увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные
крылья.
Ах вот что! догадалась она. Со мной произошло чудо.
Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного
бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она стала красивой
Бабочкой)
Может быть, за душевную красоту Бабочки, за ее честность,
верность своему слову природа и наградила ее, сделав такой красивой.
Произошло самое обыкновенное чудо.
Если просмотреть текст, то мы увидим, что слово «Гусеница» везде
написано с большой буквы и слово «Бабочка» тоже. Почему? (Это
героиня. Это её имя.)
Какой литературный прием использовал здесь автор?
(Олицетворение).
V. Физминутка.
Давайте на минуту и мы превратимся в бабочек.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
VI. Работа с текстом после чтения.
Самостоятельная работа с последующей
проверкой.
а) Задание 2 стр. 49 в тетради.
Разделите сказку на 3 части и озаглавьте каждую часть.
…………………дети работают………………………………………
Как вы озаглавили части?
5 Ребята, я тоже заготовила свой план. Посмотрите! Помоему, у вас
получилось даже лучше!
Давайте оценим свою работу. (слайд )
Самооценка
Что тебе нужно было сделать в этом задании?
Тебе удалось озаглавить каждую часть?
Ты справился полностью правильно или с незначительной ошибкой
(какой, в чем)?
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью
(кто помогал, в чем)?
Ребята, если вы считаете, что успешно справились с работой,
дорисуйте лицо солнышку.
б) Задание 3 стр. 49 в тетради. Работа в парах.
Мы прочитали сказку, поработали над ее содержанием. Нам
необходимо определить главную мысль сказки. Работать будем в парах по
заданию №3.
Посовещайтесь вдвоем и отметьте ту мысль, с которой вы согласны.
Попробуйте прислушаться к мнению соседа. (слайд )
VII.
Итог урока.
Так какая же главная мысль этой сказки? (Не всегда сразу можно
разглядеть красоту в обычных предметах. Природа творит чудеса)
Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть очень
внимательными, чтобы они нам открывались. Нам всем нужно беречь нашу
природу, ведь её красота делает человека добрее.
А что Вы можете сказать об авторе произведения, который заметил
это обыкновенное чудо? (слайд )
Да, дети, Валентин Берестов настоящий художник, художник
слова. Его стихи, проза, сама жизнь удивительны и чудесны, вероятно,
потому, что главный его талант – любовь. Любовь к природе, к людям, ко
всему окружающему миру. Поэтому его книги любят и читают дети, они
есть в нашей библиотеке, вы тоже можете их взять и прочитать.
VIII.Рефлексия.
А теперь возвращаемся к нашим конвертам.
Посмотрите, гусеничный трактор, зеркало, кукла.
6 Нельзя ли к этим картинкам подобрать другие слова, но из текста?
(Гусеничный трактор – гусеница, кукла – куколка, зеркало – капля
росы)
А хотите сами сотворить обыкновенное чудо? Тогда возьмите
листок, сложите его пополам и вырежьте по пунктирным линиям.
……………………(Звучит музыка)………………………………….
Что у вас получилось? (бабочки)
Пусть они полетают над цветочной поляной, порадуются
(Дети прикрепляют бабочек на доску, звучит
наступающей весне.
музыка)
А что же с солнцем? (Предлагаю прикрепить на доску) Ведь это не
просто солнце, которое дарит тепло и свет всем живущим на Земле. Это
свет ваших сердец, добрых искренних, настоящих. И я желаю вам, мои
дорогие друзья, чтобы вы внимательно наблюдали за природой, видели в
ней красивые картины и каждый день открывали для себя самые
обыкновенные чудеса.
IX. Домашнее задание. (слайд )
Выбери себе одно домашнее задание по желанию:
а) Задание 1 в тетради, с. 49
б) Подберите стихи, загадки, другой познавательный материал о
главных героях сказки.
в) Нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку сказки.
7
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.