«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)
Оценка 4.8

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
08.05.2019
«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)
Урок по литературе в 11 классе по поэзии "Серебряного века" Погружение в творческий мир Есенина позволяет учащимся понять процесс становления поэта,а также осмыслить внутренний мир автор,самостоятельно работать с текстами и верстать презентацию.И,конечно,выделять главное,учиться размышлять,логически мыслить ,учиться размышлять ,воспитывать в себе самооценку.
111.docx
ТЕМА: «Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.». Цель урока: погружение в творческий мир Есенина,  активизирование знаний учащихся о поэте, оставить не тускнеющее  впечатление от бьющей в глаза единственности на земле. А также: Помочь учащимся постигнуть процесс формирования стиля поэта. Предложить осмыслить внутренний мир автора. Задачи:  №1. Прививать умения и навыки, свободно выражать свои мысли,  выделять самое главное, самостоятельно работать с книгой,  выделять главное, учится размышлять, создавать свой мир чувств и  переживаний. №2. Развитие логического мышления учащихся, развивать память,  умение соотносить свою деятельность с деятельностью остальных. №3. Воспитывать в себе самооценку и самокоррекцию, развивать  чувство любви к родному краю, к Родине, нравственную красоту. Межпредметные связи:  информатика, музыка, история. Оборудование: портрет Есенина, выставка книг, сборники стихов,  высказывания поэта. ТСО: проектор, презентации, музыкальное сопровождение, караоке. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Знакомство с новым материалом совершенствования новых навыков и умений. Форма проведения: литературный салон. Технология обучения: нетрадиционная форма, по RWCT. То есть,  «развитие критического мышления через чтения и письма». Методы: развивающий, чтение вслух, частично­поисковый,  проблемный, эмпирический. Ход урока: Фаза первая – «Вызов интереса»: дает возможность ученика  обратится к предшествующим знаниям, чувствам или впечатления,  создать контекст для дальнейшего обучения. Структура: 1. Постановка цели занятия. Учитель: многим из вас, ребята, знакома краткость в литературном  произведении, точнее говоря, в тексте, имеющем рифмованные  строки: Ветер с моря дул, нагонял беду. Зима, холода, одинокие дома. Тополиный пух, жара, июль. Что объединяет эти строки? Действительно, простота и невероятная лаконичность. Мы торопимся жить. Следовательно,  стремительность требует от автора лишь ключевое слово для  определения темы стихотворения, а далее все строится на  ассоциациях. Кто хочет прочитать стихотворение С. Есенина? Наиболее близкое,  понятное. ( Читает стихотворение ). О чем оно? Каким мы видим  автора? Литературно­художественное произведение­выражение  субъективного взгляда. Следовательно, произведение можно  рассматривать как метафору авторского видения мира и человека в  его эмоциональной оценке. Фаза вторая – «Реализация смысла», или формулирование  проблемы и поиски путей ее решения. Задачей этой стадии является вовлечение учащихся в процесс соединения новых идей с уже  полученными знаниями и активного управления информацией. 2. Сравнительная характеристика мировосприятия С. Учитель: в 1909 году О. Мандельштам пишет: Есенина. На бледно­голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Давайте попробуем сравнить эти строки с есенинскими: Какая ночь! Я не могу, Не спится мне – такая лунность. Еще как будто берегу В душе утраченную юность. Два автора. Два взгляда на вечер, ночь. Какие слова на ваш взгляд,  не употребил С.Есенин? Можно ли по этим строкам определить  социальное происхождение авторов? Да, в самом деле, ощущаются  взгляды двух различных людей, жителей города и деревни. Некая  отстраненность у Мандельштама, воспарение над людьми,  обезличность… Приехав в Москву из рязанских просторов, Есенин  сразу почувствовал «снисходительность дворянства» в поэтических  кругах, и ответом стало: Так принимай, Москва, моё Отчаянное хулиганство ( «Мой путь». 1925 год) Было ли это стремление поэта шокировать публику? (Возможно  сравнение с «желтой кофтой» В. Маяковского: упоминание о  голубой шелковой рубахе, перетянутой золотым пояском, в которой выступал С. Есенин). 2 «А» самобытность лирики С.Есенина. Одним из учеников читается стихотворение «Спит ковыль». Учитель: давайте представим, что найдена рукопись. Кто автор?  Исследуя стиль, стилистические особенности текста, ученые могут  определить авторство. Попробуем доказать, что в данном случае  стихотворение является есенинским. Как изображен пейзаж?  (Широкая перспектива, цвет, звук, чистая природа). Как автор  ощущает страну? ( Учащиеся приводят примеры из текста). Есть ли  в стихотворение оценка времени? (Ощущение уходящего  времени  под знаком философского осмысления собственных чувств).  Стихотворение написано в 1925 году. Революция внесла  определенный настрой на разрушение патриархальных устоев. А для поэта, мир – часть души. «Деревенская Русь» уходит, и поэт ощущает приближение старости: Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 2 «Б» Неразрывная связь времени и природы в лирике С.Есенина. Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, — и чем я виноват, Что слабых звезд я осязаю млечность? И Батюшкова мне противна спесь: Который час, его спросили здесь, А он ответил любопытным: вечность! Учитель: это стихотворение О. Мандельштама. 1912 год. Что  звучало бы по­другому у С. Есенина? Вечность. Время в творчестве  С.Есенина неразрывно связано с юностью. Мы видим мир молодого  человека, жадно воспринимающего жизнь. Описание природы – фон  для чувств ( а может быть и составляющая души ). «Поет зима­ аукает…», «плачет девушка­царевна у реки» ­ в основе этих строк  лежат обрядовые песни, в них присутствует некая лубочность,  сказочность. Воспоминания деда, созерцательность отца – все это  оказало влияние на формирование души поэта. И естественным  становится присутствие церкви­организующего центра любой  сельской панорамы. Поэт использует ее орнамент для создания  зрительного объема, упругой ощутимости образа. Подобное видение мира передается автором при помощи метафор, сравнений,  лексических повторов (учащимся предлагается найти примеры в  тексте). Давайте вспомним творчество Маяковского. Если ли в нем  пейзажная лирика? Почему? (Маяковский – поэт города. Вместо  созерцания у него действие). 2 «В» Заключительная часть фазы. Учитель: несмотря на то, что Есенин переживал исчезновение  «Руси крестьянской», несмотря на неприятные для него черты  нового времени, он благодарил судьбу за то, что она «золототканым  цветеньем» окрасила его жизнь. А почему нет в творчестве Есенина стихотворений об Америке? Почему даже «золотая дремотная  Азия» явилась лишь отражением на куполах? (Родство, чуждость  географических мест, неопознанность Европы). Творчество Есенина  – невозможно разделить на темы. В 1925 году написано  стихотворение «Несказанное, синее, нежное». О чем стихотворение? ( О природе, о любви к Родине, о своей судьбе). Все темы  неразрывно связаны между собой. Видимо для пейзажной лирики  необходимо спокойное время: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Сияет мне, и чем я виноват,  Что слабых звезд я осязаю млечность?  И Батюшкова мне противна спесь:  "который час?" ­ Его спросили здесь,  А он ответил любопытным: "вечность". Фаза три – «Рефлексия», или осмысление и обратная связь. На  этом этапе ученики начинают выражать новое значение и понимание  своими словами. Это время, когда ученики становится личным. 3. Домашнее задание. В 1923 году Есенин, разговаривая с Мариенгофом, сказал о том, что не пишет стихи про любовь – «все про кобыл да телят». Объяснил  Есенин своими слова тем, что для этого «влюбиться надо», но в  городе «влюбиться человек не в кого – хоть с фонарем ищи…»  учащимся дается задание опровергнуть утверждение С.Есенина об  отсутствии в его творчестве любовной лирики. Опровергнуть на  анализе конкретных стихотворений поэта. Написать эссе «Осмыслите внутренний мир автора, основные темы творчества» на  3­4 минуты. Второй урок по этой теме начинается с создания позитивного  настроя, используем «Бодрячок» ­ краткосрочную смену  деятельность, обычно в игровой форме. Фаза первая – «Вызов интереса» начинается с технологии  «авторского кресла» (реализация д/з). Автор выходит в центр,  садится в кресло и излагает свой труд. Аудитория слушает, не  перебивая. Непродуктивная критика запрещена. Свои мысли  учащиеся отражают на листе в тетради по литературе, разделенном  на три части, «Дневник тройной записи». После каждого  выступления глядя в свои записи, желающие высказаться углубляют и расширяют понимание проблемы, класс отвечает на вопросы  учителя, что позволяет перейти к следующему этапу: 1. Что помогло Есенину сформироваться как поэту? 2. Согласны, что Есенин упаднический поэт, воспевающий кабаки,  тоску и женщин? 3. Пушкин и Есенин – люди, которых определяло 100 лет. Но, что их связывало? 4. Что известно вам о первых стихах и книгах С.Есенина? 5. Давайте вернемся в то далекое время. Есенин и Октябрь. 6. Чем объяснить, что в стихах С.Есенина о Родине часто  встречаются слова: голубое. Синий…? Фаза вторая – «Реализация смысла» понятия «Эволюция темы  Родины в творчестве поэта». Изящество, простота, вечность в этих  словах А.С. Пушкина. В годы социальных перемен природа  сопереживает человеку, она является частью его души, внутреннего  мира. Эта тема довольно сложна для понимания и очень объема,  поэтому мы работаем по стратегии «Джигсо» ­ работа в  микрогруппах. 1 группа: анализ стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «Топи  да болота», «Корова», «Песнь о собаке», «Устал я жить в родном  краю», «Поет зима­аукает». Вывод, учащиеся делают самостоятельно. Для стихотворений  характерно: акварельность, лубочность, фольклорность,  историчность, гусмастиститеский пафос ко всему живому.  2 группа: анализ стихотворений «О Русь, взмахни крылами», «О  верю, верю, счастье есть!» Вывод, учащиеся делают самостоятельно. Революция принята  поэтом с крестьянским уклоном. 3 группа: анализ цикла «Персидские мотивы». Вывод: национальный колорит и образ Родины. 4 группа: анализ стихотворений «Я последний поэт деревни»,  «Хулиган», «Исповедь Хулигана», «Мне осталась одна забава». Вывод: для стихотворений характерно трагическое переосмысление итогов революции и социальных изменений. 5 группа: анализ стихотворений «Письмо к матери», «Русь  советская», «Русь Уходящая», «Русь бесприютная», «До  свиданье,  друг мой, до свиданья». Вывод: основной мотив духовная драма поэта. Выводы об основных этапах эволюции темы Родины записывают в  тетрадь.  Фаза третья – «Рефлексия» стала домашним заданием. Заполнить  анкету (заранее приготовленную для каждого ученика) 1. Как вы относитесь к поэзии Есенина? 2. Высоко ли цените его творчество? 3. Какие стихотворения и поэмы его вам больше всех  нравятся? 4. Какие недостатки, по вашему, в его творчестве? 5. Можете ли что­нибудь сказать о роли Есенина в  развитии русской поэзии? Заканчивается урок «Бодрячком» ­ песня «Я московский озорной  гуляка» на стихи Сергея Есенина, в исполнении группы «Альфа». Литература: 1. Методический журнал «Альтернатива» г. Семипалатинск. 1993 г.  № 1,2,3,4 2. Литература «Москва», издательство «Знание», 1992 г. 3. Соколов А.Г «История русской литературы конца XIX века­ начала  XX», Москва, 1979 г. 4. Горбунов В.А «Учить читать выразительно», «Литература в  школе», 1960 г., №5 5. Бабанский Н.Л №2, №3. 6. Лященко П.Д «Учить искусству чтения, «Литература в школе»,  1975 г., №5.

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)

«Раздумья о Есенине» с использованием ИКТ.»(открытый урок 11 класс .Русская литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2019