Тема урока |
Различаем разделительные ъ и ъ |
Класс |
2 |
Тип урока |
Открытие нового |
Методы обучения |
словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный. |
Педагогические технологии |
проблемное обучение, игровая и здоровьесберегающая технологии |
Педагогическая цель |
создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (различать слова с разделительным ъ и ь;; развивать речь и мышление
|
Планируемые результаты |
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель; проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: уметь использовать в речи родственные слова, приставка, корень, уметь определять слова с разделительным Ъ и Ь знаками |
Основные понятия |
Разделительный твёрдый и мягкий знак, родственные слова, приставка, корень, орфограмма |
Ресурсы |
С. В. Иванов Русский язык учебник 1часть, «Пишем грамотно. Рабочая тетрадь» часть 1 компьютер, мультимедийный проектор, презентация |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
|
Сценарий урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности
|
Актуализирует потребность в учебной деятельности, Создаёт условия Знакомит с типом урока, планом |
– Настрой на продуктивную работу: ЖЕЛАЮ( соприкасаемся большими пальцами) ,УСПЕХА( указательными) ,Большого (средними) ,ВО ВСЁМ (безымянный) ,И ВЕЗДЕ (мизинзами) ,УДАЧИ НА УРОКЕ ТЕБЕ!( прикосновение всей ладонью)
- Сегодня у нас урок изучения нового План урока 1.повторить необходимые знания 2.узнать новую орфограмму 3.упражнение на закрепление нового материала |
Хоровое чтение |
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Организует: 1) актуализацию умений; 2) выполнение пробного учебного действия 3) фиксирование затруднения 4)уточняет пошаговые действия |
1.Чистописание Начнём наш урок с минутки чистописания.– ь ъ ьъ ъь (в соединении)
2.Словарная работа – декабрь, сентябрь, февраль - Что объединяет эти слова? (название месяца, безуд е, ь) - Какое слово лишнее? Почему? (сентябрь) - Запишите название зимних месяцев? - Какую роль играет ь в этих словах?
3. Орфографическая минута Шиповник, рыжий, кружились, живёт, шитьё, жилет, душистые.
- Назовите части речи (устно по цепочке) - Какая орфограмма есть во всех словах? (ЖИ-ШИ) - Назовите слова с Ь - Объясните его роль в слове. (смягчает, разделяет
- Какие знаки называют разделительные? (Ъ ,Ь)
4. Актуализация
- Заполните схемы части слова. СЛОВО
- Дайте определение каждой из них начиная с главной. - Как вы думаете, почему повторили состав слова? (чтобы написать Ь, Ъ надо знать, где он находится)
5. Проблемная ситуация - Вставь пропущенный знак - Распределите на 2 группы (по вариантам) Слайд – проверка Ъ Ь объехать братья разъяснить польют въехать осенью въезд вьюга волчьи вьёт |
Запись по образцу Обсуждение Выборочное письмо
Под диктовку Взаимопроверка (ведущий читает по слогам)
-обозначает мягкость согласного
Устно
Работаем с партнером по плечу
РТ с.87 упр1 Самопроверка по эталону
Фиксируют затруднение. |
Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного (Познавательные УУД)
|
III. Построение проекта выхода из затруднения |
Организует: 1)постановку цели урока, 2)составление совместного плана действий; 3)уточнение следующего шага учебной деятельности.
|
1. Постановка цели урока - Какая цель урока? - Давайте выясним, для чего в слове нужен разделитЪ? • разделяет согласную букву в приставке от гласной; • предупреждает, что в слове есть звук [й`] - Для чего нужен в слове разделит Ь? - В чём разница ( Ь в корне, Ъ после приставки)
2. Составление алгоритма действия 1.Выяснить в какой части слова орфограмма 2.Если после приставки на согласную и перед гласными е,ё,ю,я, то пишем Ъ 3.Если в корне. то пишем Ь |
Получение информации
Проговаривают информацию, составляют алгоритм
|
Добывать знания (Познавательные) Определять цель; (Регулятивные, Коммуникативные УУД) |
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
1)Организует усвоение нового с проговариванием во внешней речи.
2)Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха
|
1. Первичное закрепление с проговариванием Учебник стр.161 упр.2
2. Закрепление – Найди ошибку (выезд, отъезд, наезд, поезд, объезд, въезд, переезд)
3. Проверка. - Прочитайте ваши слова - Как мы их можем назвать? (однокоренными или родственными) - Объясните их написание. 4 Вывод |
Комментированное письмо
Работа в группах
Самопроверка
Выводы |
Оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Организует: 1) самостоятельную работу на новое знание.
2) самопроверку по эталону.
3) выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Дифференцированное задание 2 ряд – списать вставить пропущенные буквы 1 ряд – списать, вставить пропущенные буквы 3 ряд – списать, исправить ошибки
Карточка 2 ряд Спиши, вставь Ъ или Ь, смотри на родственное слово. Ветер срывает лист..я (лист) с дерев…ев (дерево). Л..ёт (лить) холодный дождь. Трудно об…ехать (ехать) лесные руч…и (ручей). Стоит ненаст…е.
Карточка 1 ряд Спиши, вставь Ъ или Ь. Ветер срывает лист..я с дерев…ев. Л..ёт холодный дождь. Трудно об…ехать лесные руч…и. Стоит ненаст…е.
Карточка 3 ряд Спиши, Найди и исправь 9 ошибок. Ветер срывает листъя с диревев. Лъёт халодный дождь. Трудно обехать лисные ручи. Стоит ненастъе. |
1.Самостоятельно
2.Фронтальная проверка |
Планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить коррективы в действие (Регулятивные УУД) |
VII. Рефлексия учебной дея-ти
|
Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. |
Итог - Какая проблема перед нами стояла? - Смогли мы её решить? - Сформулируйте правило, - В чём ты затруднялся? - Где тебе пригодятся эти знания? - Над чем бы тебе хотелось поработать дома?
Домашнее задание Учебник стр.160-161 выучить правило, алгоритм, упр.3, составить предложения |
Отвечают по схеме что узнали, смогли, запомнили |
Регулят Личност УУД |
6. Рефлексия.
– На партах в конвертах лежат медали: золотые и серебряные. Оцените свою работу на уроке и выберите золотую медаль, ели вы справились со всеми заданиями; серебряную, если вам было немножко трудно и вам помогли ваши одноклассники.
– Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.