Урок
19
РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ
Цель: познакомить учащихся с разными способами размножения: с помощью побега, листа, луковицы, деления куста, клубнем, корневищем.
Оборудование: земля, вода, цветочные горшки, отростки цветов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Обсуждение вопроса: бывают ли у растений дети?
2. Чтение и анализ текста «Размножение растений», с. 67–68.
3. Практическая работа по группам.
Учащиеся делятся на 4 группы, заранее в группах учитель выбирает консультанта, который будет помогать учащимся.
– Ребята, сегодня вы будете учиться размножать растения разными способами.
1-я группа – размножение фиалки листовым черенком.
2-я группа – размножение бегонии стеблевыми черенками.
3-я группа – размножение лилии луковицами.
4-я группа – размножение хлорофитума («зеленая лилия») делением куста.
– С правилами размножения вас познакомят консультанты, которые есть в каждой группе.
Правила размножения
1) Размножение листовыми черенками:
а) берут целый лист с черенком – черешок до 5 см длиной;
б) кончик черешка обмакивают в раствор фитогормона;
в) черенок помещают в почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке горшка; основание пластинки листа не должно касаться почвы;
г) почву вокруг основания листа приминают карандашом.
2) Размножение стеблевыми черенками:
а) черенок должен иметь 7–15 см в длину;
б) отрезают листья с нижней части черенка;
в) с помощью карандаша делают углубление в почве;
г) нижнюю часть побега погружают на несколько секунд в раствор фитогормона;
д) помещают в углубление черенок, почву вокруг приминают карандашом.
3) Размножение делением куста:
а) растение вынимают из горшка и осторожно, отряхнув землю и обнажив места соединения, отделяют одно или несколько дочерних растений;
б) место соединения разламывают и разрезают ножом, ни в коем случае нельзя разрывать растение;
в) отдельные части пересаживают в горшки;
г) корни присыпают почвой и приминают, чтобы не остались воздушные карманы.
4. Чтение текста «Как плоды и семена попадают на новые территории». Составление плана рассказа.
– Очень редко семена прорастают в самом растении. Если разрезать спелую тыкву, можно увидеть такие проросшие семена. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Если условия окажутся подходящими, они прорастают. Растения занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.
– Какими способами распространяются плоды и семена, мы узнаем, прочитав текст.
Чтение текста.
– Кто или что помогает распространению плодов и семян?
– Давайте составим план текста.
5. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».
III. Итог урока.
– Назовите способы размножения растений.
– Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 67–70, выполнить задание в рабочей тетради № 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.