Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Оценка 5

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
20.03.2018
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Представлена статья на тему Разные приёмы начала урока русского языка и литературы Урок —это не только форма организации учебной работы в школе, но и взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает текст или конспект, который надлежит реализоватьВ качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр  специального образования и развития «Открытый мир» Чита, Забайкальский край 2018 г    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»            Разные приёмы начала урока русского языка и литературы      Урок —это не только форма организации учебной работы в школе, но и  взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель  определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает  текст или конспект, который надлежит реализовать. Для учителя важно  поддерживать внимание учеников и повышать их мотивацию. Чтобы детям  было интересно и познавательно учиться, педагог придумывает различные  приёмы начала урока.         Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный  момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.  Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.  Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных  приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого  урока и собственного стиля педагогической деятельности.     Оргмомент традиционного урока включает в себя: ­предварительную организацию класса;  ­мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”); ­актуализацию знаний учащихся.     Особенностями начала нетрадиционного урока являются: ­ начало урока в стихотворной форме; ­с элементами театрализации; ­с загадки; ­с эпиграфа к уроку(высказывания выдающихся людей, пословицы,  поговорки) ­с анимации, интерактивных заданий из сайта «Единая коллекция ЦОР»; ­формулировка темы урока, проблемы, постановка учебных задач.    Стандартами второго поколения предусмотрено формирование и развитие метапредметных универсальных учебных действий. Важно, чтобы учащийся  сам смог формулировать тему, проблему урока, определять для себя учебные  задачи. Тогда у него будет и мотивация, и познавательный интерес, и  самостоятельность мышления. «Подвести» учащихся к формулировке темы  на самом деле непросто, тем более в дистанционной школе, когда  занимаешься с одним ребёнком. В образовательной школе сделать это гораздо проще и легче.       Хочу поделиться разными приёмами нетрадиционного начала урока  русского языка и литературы, которые применимы как в  общеобразовательной, так и в дистанционной школе. Философы утверждают,  что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа  существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий.  Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. На уроках  русского языка и литературы часто использую стихотворное начало уроков.        Урок русского языка по теме: «Зачем нужны уточняющие члены  предложения?» начинается с поэтического приветствия: Сегодня, тринадцатого, в пятницу, Урок наш начинается. Зимою, в декабре,  Когда холод на дворе, Мы заходим в кабинет И включаем Интернет. Будем тему изучать, Пунктограммы объяснять.      Задача данного этапа урока создать соответствующий эмоциональный  настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового  материала. И при исследовании темы урока вновь обратиться к началу урока,  к стихотворению и назвать уточняющие обстоятельства времени и места. В  данном случае стихотворение выступает как средство обучения.   Урок литературы по теме: «Приветствую!(Интерпретация стихотворения  Б.Макарова «Приветствую») начинается с четверостишия: Приветствую я вас, друзья, В этот солнечный день февраля. Приветствую сложность вопросов, Живущих пока без ответов. Учитель спрашивает: а вопросы будут такие: ­ Кто написал стихотворение, которое я сейчас прочитаю? Попробуйте сформулировать тему урока.    Урок русского языка по теме «Местоимения в тексте» опять же начинается  со стихотворного приветствия.  В этот майский тёплый день Заниматься нам не лень. Тексты будем мы читать, писать, Местоименья в них искать, Их разряды называть, Орфограммы объяснять И свои этюды сочинять. Стихотворение, прозвучавшее в начале урока, не только психологически  настраивает ребят на урок, но и выполняет другую учебную функцию.  Учитель обращается к ребятам с заданием.  ­Тот, кто внимательно слушал стихотворение, сможет назвать тему урока. Ребята называют тему урока, записывают в тетрадь, определяют учебные  задачи (они прописаны в этом стихотворении). Далее идёт задание по этому  стихотворению на проверку усвоения теоретического материала.  Звучит вопрос:  ­Проверим, кто внимательно слушал стихотворение. Назовите местоимения,  их разряды.  Такой приём начала урока решил несколько психолого­ педагогических задач: ­позитивный настрой учащихся, ­формирование непроизвольного внимания, ­формирование памяти, мышления, ­формулировка темы урока учащимися, ­постановка учебных задач, ­повторение теоретического материала.          Ребятам нравятся и лингвистические загадки по теме урока. Например: Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы Который? и Сколько? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? Тему урока («Что обозначает числительное?»), учебные задачи называют  ребята. Они отвечают на проблемный вопрос: «По каким признакам  определяем числительное? В начале урока применялась технология  проблемного обучения.    Лингвистических текстов и загадок много. Приведу несколько примеров  загадок по разным темам урока: Слова одной и той же части речи. Но разное значение у них. Скажу я «трусость», Ты ответишь — «храбрость», Скажу я «грусть», А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы) С вопросом предложения Я обозвал «спросительные». Я позабыл в волнении Названье... («вопросительные») Он отвечает на вопрос «Что делать?». Часть речи это. Например, «пошел». Обозначает действие предмета И гордо называется... (глагол) Я главные члены ищу в предложении. Подлежащего нет, где­то спряталось снова. Оно со сказуемым в соединении Составляет... (грамматическую основу) Какая погода! И снег замечательный! Поставлю в конце Знак другой —... (восклицательный) Я один говорил, Это был монолог. Собеседник вступил, Стала речь —... (диалог) Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое. (Окончание) Ты части речи те — союз, Предлог, частицу, — помни. Ты, школьник, намотай на ус, Названье их запомни. Зовутся не волшебные, А проще. Так:... (служебные) Зовут его крылатым словом, Его значенье всем знакомо, Название звучно с афоризмом. Его зовем... (фразеологизмом) Часть речи это непростая, Ее вопросы «Какой?», «Какая?», Обозначает лишь признак предмета. Как называется? Что же это? (Имя прилагательное) Эта часть речи предмет означает И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное) Если действие прошло, То «прошедшее» оно. Если действие сейчас, «Настоящее» у нас. Ну а если вдруг настанет, «Будущим» оно вмиг станет. (Время) Этим словом называется Тот, к кому мы обращаемся, И, без всякого сомнения, Это слово — ... (обращение) Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По­разному пишутся и говорятся... Как называются? Кто догадался? (Синонимы) Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой? (Подлежащее) Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется... (сказуемым) Мы давно позабыли такие слова: «Чело» — это лоб, а «глава» — голова. Редко встречаются, не надоевшие, Эти слова мы зовем... (устаревшие) Все вы назовете их едва, Самые короткие слова. Отчего они так важны, не пойму? «По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги) Звуки тянутся, поют, Без преград они живут. Цветом они красные, Это звуки... (гласные) Такие буквы нелегко произнести, Преграда — зубы и язык на их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные, А называются они... (согласные)     Такие загадки не только помогут детям назвать тему урока, сформулировать правило ­ определение по теме, но и способствуют  повышению интереса к предмету.     Приём тетрализации популярен у многих словесников. Нашим ребятам  нравится, когда урок начинается с песни, музыкальной композиции,  видеоклипа, фрагмента из фильма или спектакля. Например, тема урока:  Неизвестный цветок А. Платонова (по рассказу А.Платонова «Неизвестный  цветок»). Вход детей в класс под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковского.  Учитель задаёт вопросы: ­Понравилась ли вам музыка? ­Почему называется  композиция «Вальс цветов»?­ Любите ли вы цветы? ­Все ли цветы знаете?  Именно сегодня мы будем говорить о неизвестном цветке и выясним, в чём  заключается смысл названия рассказа.     Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок,  дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он  не будет начинаться каждый раз по­ новому: середина и конец урока могут  быть традиционными, но начало должно быть оригинальным. Иногда урок  начинается с небольших тетрализованных представлений. Например, «Если  душа родилась крылатой» о биографии М.Цветаевой, композиция «По  чеховским местам», спектакль «Свидание» по пьесе А.Вампилова,  инсценировка басен И.А. Крылова....Всё это по­актёрски эмоционально звучит в начале урока, а затем следует и беседа, и анализ, и яркие ощущения, и  чувства. Главное — первоначальное восприятие литературного материала.  Ведь литература — это искусство слова, сопереживание.       Эпиграф — один из моих любимых приёмов. Вот некоторые примеры  использования эпиграфов на уроках русского языка. Глагол – самая  огнепышущая, самая живая часть речи. А.Югов. «Пунктуационные знаки  имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота,  пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова).        Эпиграф – не украшение  урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием  урока; его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на  понимание произведения. Поэтому, просматривая множество высказываний,  пословиц, цитат, выбираю тот, который является “смысловым ключом” к  произведению. Напрмер: эпиграфом к уроку “Отечественная война 1812 года.  Описание Бородинсого сражения)” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”)  предлагаю строки Е. Лабои: «Русские гибли, но не сдавались» и слова  М.Лермонтова «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Эпиграф к  уроку по лирике Ф.М. Тютчева «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот греет и освещает» (Л.НТолстой) формулирует  эстетическую задачу поэта, будит воображение учащихся тем, что поэзия  Ф.М. Тютчева распахивает Вселенную перед человечеством. Иногда эпиграф  раскрывает смысл заглавия. Уроку по роману М.А. Булгакова “Мастер и  Маргарита” “Рукописи не горят!” ­ предпосланы строки Ф. Глинки:  Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений.       Эпиграф используется как постановка проблемы на уроке «Я, Гений  И.Северянин». ­ Согласны ли вы со словами поэта? ­ В чём заключается  гениальность поэта? Иногда используются эпиграфы с разными суждениями,  например, к уроку о поэме А.Блока «Двенадцать» ­ 3 эпиграфа. Первая  цитата И.Бунина «Блок задумад воспроизвести народный язык, народные  чувства, но вышло совершенно лубочное, неумелое...вульгарное.» Второй  эпиграф — это слова А.В. Луначарского «Этой поэме суждено бессмертие» и  третий — слова В.Маяковского «Поэмой зачитывались и белые, и красные».  Три мнения — средство для дискуссии на уроке, которая развивает  мышление, речь, умение вести диалог.      Во многих случаях эпиграф как «переходный мостик» к теме урока.  Например, тема урока: «Чтение – это разгадывание, толкование,  сотворчество».(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой  «Август­астры…») Урок начинается с чтения эпиграфа. «Что есть чтение, ­  как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за  строками, за пределом слов. Чтение – прежде всего – сотворчество»  (М.Цветаева). Учитель просит сформулировать тему урока, проблему и  проблемный вопрос.      В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных  произведений, работ научного или политического характера, публичных  выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и  афоризмы. Иногда дети сами предлагают свои варианты эпиграфов (и даже  стихи собственного сичинения). На доске записывается несколько эпиграфов.  В течение урока эпиграфы используются при анализе произведения. В конце  урока они звучат как вывод, итог, рефлексия или как микротема творческой  работы. В технологии проблемного обучения есть такой приём: из 3­4  эпиграфов на уроке выбрать один и доказать его значимость. Таким образом,  на основе сопоставления развивается логическое мышление, умение  анализировать, обобщать. Отрабатывается навык правильного письма и  оформления эпиграфа. На доске, в тетради он пишется с правой стороны без кавычек, фамилия и имя автора без скобок. Ребята часто используют эпиграф  и в своих сочинениях.      В дистанционной школе уместно и грамотно применяется анимация. На  уроке по теме «Образование имён существительных» учащемуся предлагается посмотреть анимацию из сайте «Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов»  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2519­0a01­0180­003d­ a8509fd9fa5b/%5BNS­RUS_1­02%5D_%5BMA_011%5D.swf и ответить на  вопросы:  ­Какой частью речи являются названные слова? ­По каким признакам определяем имя существительное как часть речи?       Учащийся выполняет морфемный разбор слов из анимации: «Берёзка,  подсолнух». Учитель просит назвать способ образования слов  и сформулировать тему урока и учебные задачи.      Коллекция интерактивных текст­заданий «Восстанови стихи» по теме  «Понятие о прилагательном» позволит актуализировать знания по теме,  сформулировать тему урока и поработать с текстом А.С. Пушкина, который  развивает речь, прививает любовь к чтению, книге. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/7a39b22b­0a01­0355­00a6­ 8fd8d961a963/index_listing.html     Коллекция интерактивных загадок по теме «Имя  существительное» http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/79cfad99­0a01­ 00ee­00c5­e2cff215dedb/index_listing.html на начало урока — своеобразная  рефлексия. Эмоциональный настрой, позитивное настроение очень важны на  уроке. Необычное начало урока — это как красивое вступление в сочинениии, оно завораживает, увлекает, вдохновляет на работу и творчество.    Хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка  полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,  фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать  “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь. Литература:  1 Баев П.М. "Играем на уроках русского языка", Москва, "Русский язык",  1989 2.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческой способностей  учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы

Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018