Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
20.03.2018
Представлена статья на тему Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Урок —это не только форма организации учебной работы в школе, но и взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает текст или конспект, который надлежит реализоватьВ качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2018 г
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Урок —это не только форма организации учебной работы в школе, но и
взаимодействие и общение учителя и учащихся. Готовясь к уроку, учитель
определяет его цели и задачи, методы и приемы обучения, подготавливает
текст или конспект, который надлежит реализовать. Для учителя важно
поддерживать внимание учеников и повышать их мотивацию. Чтобы детям
было интересно и познавательно учиться, педагог придумывает различные
приёмы начала урока.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный
момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.
Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных
приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого
урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Оргмомент традиционного урока включает в себя:
предварительную организацию класса;
мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);
актуализацию знаний учащихся.
Особенностями начала нетрадиционного урока являются:
начало урока в стихотворной форме;
с элементами театрализации;
с загадки;
с эпиграфа к уроку(высказывания выдающихся людей, пословицы,
поговорки)
с анимации, интерактивных заданий из сайта «Единая коллекция ЦОР»;
формулировка темы урока, проблемы, постановка учебных задач.
Стандартами второго поколения предусмотрено формирование и развитие метапредметных универсальных учебных действий. Важно, чтобы учащийся
сам смог формулировать тему, проблему урока, определять для себя учебные
задачи. Тогда у него будет и мотивация, и познавательный интерес, и
самостоятельность мышления. «Подвести» учащихся к формулировке темы
на самом деле непросто, тем более в дистанционной школе, когда
занимаешься с одним ребёнком. В образовательной школе сделать это гораздо
проще и легче.
Хочу поделиться разными приёмами нетрадиционного начала урока
русского языка и литературы, которые применимы как в
общеобразовательной, так и в дистанционной школе. Философы утверждают,
что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа
существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий.
Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. На уроках
русского языка и литературы часто использую стихотворное начало уроков.
Урок русского языка по теме: «Зачем нужны уточняющие члены
предложения?» начинается с поэтического приветствия:
Сегодня, тринадцатого, в пятницу,
Урок наш начинается.
Зимою, в декабре,
Когда холод на дворе,
Мы заходим в кабинет
И включаем Интернет.
Будем тему изучать,
Пунктограммы объяснять.
Задача данного этапа урока создать соответствующий эмоциональный
настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового
материала. И при исследовании темы урока вновь обратиться к началу урока,
к стихотворению и назвать уточняющие обстоятельства времени и места. В
данном случае стихотворение выступает как средство обучения.
Урок литературы по теме: «Приветствую!(Интерпретация стихотворения
Б.Макарова «Приветствую») начинается с четверостишия:
Приветствую я вас, друзья,
В этот солнечный день февраля.
Приветствую сложность вопросов,
Живущих пока без ответов.
Учитель спрашивает: а вопросы будут такие:
Кто написал стихотворение, которое я сейчас прочитаю? Попробуйте сформулировать тему урока.
Урок русского языка по теме «Местоимения в тексте» опять же начинается
со стихотворного приветствия.
В этот майский тёплый день
Заниматься нам не лень.
Тексты будем мы читать, писать,
Местоименья в них искать,
Их разряды называть,
Орфограммы объяснять
И свои этюды сочинять.
Стихотворение, прозвучавшее в начале урока, не только психологически
настраивает ребят на урок, но и выполняет другую учебную функцию.
Учитель обращается к ребятам с заданием.
Тот, кто внимательно слушал стихотворение, сможет назвать тему урока.
Ребята называют тему урока, записывают в тетрадь, определяют учебные
задачи (они прописаны в этом стихотворении). Далее идёт задание по этому
стихотворению на проверку усвоения теоретического материала.
Звучит вопрос:
Проверим, кто внимательно слушал стихотворение. Назовите местоимения,
их разряды.
Такой приём начала урока решил несколько психолого педагогических задач:
позитивный настрой учащихся,
формирование непроизвольного внимания,
формирование памяти, мышления,
формулировка темы урока учащимися,
постановка учебных задач,
повторение теоретического материала.
Ребятам нравятся и лингвистические загадки по теме урока.
Например:
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается? Тему урока («Что обозначает числительное?»), учебные задачи называют
ребята. Они отвечают на проблемный вопрос: «По каким признакам
определяем числительное? В начале урока применялась технология
проблемного обучения.
Лингвистических текстов и загадок много. Приведу несколько примеров
загадок по разным темам урока:
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Названье... («вопросительные»)
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, гдето спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —... (восклицательный)
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —... (диалог) Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так:... (служебные)
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... (фразеологизмом)
Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — ... (обращение) Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
Поразному пишутся и говорятся...
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... (сказуемым)
Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем... (устаревшие)
Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки... (гласные)
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они... (согласные)
Такие загадки не только помогут детям назвать тему урока, сформулировать правило определение по теме, но и способствуют
повышению интереса к предмету.
Приём тетрализации популярен у многих словесников. Нашим ребятам
нравится, когда урок начинается с песни, музыкальной композиции,
видеоклипа, фрагмента из фильма или спектакля. Например, тема урока:
Неизвестный цветок А. Платонова (по рассказу А.Платонова «Неизвестный
цветок»). Вход детей в класс под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
Учитель задаёт вопросы: Понравилась ли вам музыка? Почему называется
композиция «Вальс цветов»? Любите ли вы цветы? Все ли цветы знаете?
Именно сегодня мы будем говорить о неизвестном цветке и выясним, в чём
заключается смысл названия рассказа.
Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок,
дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он
не будет начинаться каждый раз по новому: середина и конец урока могут
быть традиционными, но начало должно быть оригинальным. Иногда урок
начинается с небольших тетрализованных представлений. Например, «Если
душа родилась крылатой» о биографии М.Цветаевой, композиция «По
чеховским местам», спектакль «Свидание» по пьесе А.Вампилова,
инсценировка басен И.А. Крылова....Всё это поактёрски эмоционально звучит
в начале урока, а затем следует и беседа, и анализ, и яркие ощущения, и
чувства. Главное — первоначальное восприятие литературного материала.
Ведь литература — это искусство слова, сопереживание.
Эпиграф — один из моих любимых приёмов. Вот некоторые примеры
использования эпиграфов на уроках русского языка. Глагол – самая
огнепышущая, самая живая часть речи. А.Югов. «Пунктуационные знаки
имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота,
пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет
свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова). Эпиграф – не украшение
урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием
урока; его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на
понимание произведения. Поэтому, просматривая множество высказываний,
пословиц, цитат, выбираю тот, который является “смысловым ключом” к
произведению. Напрмер: эпиграфом к уроку “Отечественная война 1812 года.
Описание Бородинсого сражения)” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”)
предлагаю строки Е. Лабои: «Русские гибли, но не сдавались» и слова
М.Лермонтова «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Эпиграф к
уроку по лирике Ф.М. Тютчева «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот греет и освещает» (Л.НТолстой) формулирует
эстетическую задачу поэта, будит воображение учащихся тем, что поэзия
Ф.М. Тютчева распахивает Вселенную перед человечеством. Иногда эпиграф
раскрывает смысл заглавия. Уроку по роману М.А. Булгакова “Мастер и
Маргарита” “Рукописи не горят!” предпосланы строки Ф. Глинки:
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Эпиграф используется как постановка проблемы на уроке «Я, Гений
И.Северянин». Согласны ли вы со словами поэта? В чём заключается
гениальность поэта? Иногда используются эпиграфы с разными суждениями,
например, к уроку о поэме А.Блока «Двенадцать» 3 эпиграфа. Первая
цитата И.Бунина «Блок задумад воспроизвести народный язык, народные
чувства, но вышло совершенно лубочное, неумелое...вульгарное.» Второй
эпиграф — это слова А.В. Луначарского «Этой поэме суждено бессмертие» и
третий — слова В.Маяковского «Поэмой зачитывались и белые, и красные».
Три мнения — средство для дискуссии на уроке, которая развивает
мышление, речь, умение вести диалог.
Во многих случаях эпиграф как «переходный мостик» к теме урока.
Например, тема урока: «Чтение – это разгадывание, толкование,
сотворчество».(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой
«Августастры…») Урок начинается с чтения эпиграфа. «Что есть чтение,
как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за
строками, за пределом слов. Чтение – прежде всего – сотворчество»
(М.Цветаева). Учитель просит сформулировать тему урока, проблему и
проблемный вопрос.
В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных
произведений, работ научного или политического характера, публичных
выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и
афоризмы. Иногда дети сами предлагают свои варианты эпиграфов (и даже
стихи собственного сичинения). На доске записывается несколько эпиграфов.
В течение урока эпиграфы используются при анализе произведения. В конце
урока они звучат как вывод, итог, рефлексия или как микротема творческой
работы. В технологии проблемного обучения есть такой приём: из 34
эпиграфов на уроке выбрать один и доказать его значимость. Таким образом,
на основе сопоставления развивается логическое мышление, умение
анализировать, обобщать. Отрабатывается навык правильного письма и
оформления эпиграфа. На доске, в тетради он пишется с правой стороны без кавычек, фамилия и имя автора без скобок. Ребята часто используют эпиграф
и в своих сочинениях.
В дистанционной школе уместно и грамотно применяется анимация. На
уроке по теме «Образование имён существительных» учащемуся предлагается
посмотреть анимацию из сайте «Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов»
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/7a9a25190a010180003d
a8509fd9fa5b/%5BNSRUS_102%5D_%5BMA_011%5D.swf и ответить на
вопросы:
Какой частью речи являются названные слова?
По каким признакам определяем имя существительное как часть речи?
Учащийся выполняет морфемный разбор слов из анимации: «Берёзка,
подсолнух». Учитель просит назвать способ образования слов
и сформулировать тему урока и учебные задачи.
Коллекция интерактивных текстзаданий «Восстанови стихи» по теме
«Понятие о прилагательном» позволит актуализировать знания по теме,
сформулировать тему урока и поработать с текстом А.С. Пушкина, который
развивает речь, прививает любовь к чтению, книге.
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/7a39b22b0a01035500a6
8fd8d961a963/index_listing.html
Коллекция интерактивных загадок по теме «Имя
существительное» http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/79cfad990a01
00ee00c5e2cff215dedb/index_listing.html на начало урока — своеобразная
рефлексия. Эмоциональный настрой, позитивное настроение очень важны на
уроке. Необычное начало урока — это как красивое вступление в сочинениии,
оно завораживает, увлекает, вдохновляет на работу и творчество.
Хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка
полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать
“прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.
Литература:
1 Баев П.М. "Играем на уроках русского языка", Москва, "Русский язык",
1989
2.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческой способностей
учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.