Тема урока: Основные понятия и аксиомы стереометрии
Тип занятия: теоретическое
Вид занятия: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Обучающая (образовательная)
· активизировать интерес к изучаемому материалу, используя практико-ориентированные примеры,
· создать условия для формирования знаний о предмете стереометрии, о ее логической структуре, об основных фигурах стереометрии, аксиомах и следствиях из них,
· формировать представления о прикладном значении стереометрии – применении ее методов в быту, других науках и будущей профессии,
Развивающая
· способствовать развитию пространственных представлений, логического мышления,
· формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самооценки, исследовательские умения (наблюдение, анализ, формулирование выводов)
Воспитательная
· воспитывать аккуратность при выполнении чертежей, самостоятельность
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная установка
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: макеты геометрических тел, раздаточный материал, презентация «Основные понятия и аксиомы стереометрии»
«Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создать свои шедевры. Неслучайно говорят, что пирамида Хеопса – немой трактат по геометрии, а греческая архитектура – внешнее выражение геометрии Евклида. Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остается грамматикой архитектора»
архитектор XX столетия Ле Корбюзье (франц.)
Ход Занятия
1. Организационный момент (1мин)
- здравствуйте. Садитесь
- староста, кто сегодня отсутствует?
2. Мотвационный этап и этап целеполагания (4мин)
- Итак, начнем занятие. Внимание на экран
- Просмотр видеоролика «Родной Бузулук» (1,5 мин)
- Вы просмотрели фрагмент видеоролика о нашем родном городе – Бузулуке. Песня, которая прозвучала, является гимном города Бузулука. Написал его и исполнял известный бузулукский поэт и композитор Андрей Петров. А какое знаменательное событие ожидает наш город в этом году?
- Что больше всего привлекло ваше внимание при просмотре видеоролика? А как связаны архитектура города Бузулука и математика? (в городе много зданий, которые в свою очередь являются геометрическими фигурами?)
- сегодня мы переходим к изучению одного из разделов геометрии.
- А как вы думаете, свойства каких фигур мы с вами будем изучать? Городские здания – это какие фигуры? Каким общим свойством они обладают? (данные фигуры обладают объемом; объемные)
– Действительно, с этого занятия мы начинаем изучение одного из разделов геометрии - стереометрии, в котором изучаются свойства объемных фигур, расположенных в пространстве.
- В школьном курсе математики вы изучали раздел «Планиметрия».
- Что изучает планиметрия? (Планиметрия
изучает свойства фигур на плоскости)
– Какие фигуры Вам известны из курса планиметрии? (Точка, прямая, отрезок,
многоугольники – треугольники, четырехугольники разного вида, круг, окружность)
– Стереометрия – это один из самых интересных и важных разделов математики. «Стереометрия» – греческое слово, состоящее из двух частей: «стереос» – «пространственный» и «метрео» — «измеряю». Т.е. «стереометрия» обозначает «измерение в пространстве». Стереометрия знакомит нас с разнообразием пространственных форм, законами их восприятия и изображения. Это геометрия в пространстве.
– При изучении любого нового раздела или темы возникает вопрос «Зачем это изучать?» Давайте порассуждаем, где нам может пригодиться стереометрия. Какие у Вас возникают предположения?
(Стереометрия может применяться при измерении и изображении окружающих нас предметов, которые похожи на объемные фигуры)
- А с какими пространственными фигурами вы уже встречались ранее? (куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар)
–– Как Вы думаете, в какой
сфере деятельности человека наиболее актуально применение законов стереометрии?
(В промышленности, в архитектуре, в строительстве)
– Действительно, геометрические формы находят применение в архитектуре,
строительстве, дизайне.
– Стоит ли серьезно отнестись к изучению стереометрии? Почему? (Да, она может пригодиться в жизни, в будущей профессии)
– В жизни Вам пригодится знание свойств геометрических фигур, умение производить измерения на плоскости и в пространстве и связанные с этим вычисления. Согласно словам французского архитектора Ле Корбюзье: (эпиграф)
– С чего обычно начинают изучать новые разделы математики? (С изучения новых понятий, определений, теории)
– Итак, как вы бы определили нашу задачу на сегодняшний урок (познакомиться с основными понятиями стереометрии, изучить определения и теоремы).
- Да, мы сегодня должны с вами определить, что же является основными понятиями стереометрии и рассмотреть те факты, которые связывают основные понятия стереометрии.
3. Первичное усвоение новых знаний
-Запишите тему занятия «Основные понятия и аксиомы стереометрии».
– Все геометрические формы, имеющие разное внешнее представление, тем не менее, составляются из одних и тех же простейших элементов. (Рассматривают изображения и модели геометрических фигур – плоских (отрезков прямых, многоугольников, круга), объемных (выпуклых многогранников, круглых тел, звездчатых многогранников)
– Рассмотрите несколько изображений и моделей геометрических фигур и попробуйте увидеть, из каких самых простых объектов они составлены. (Фигуры и тела состоят из отрезков, углов, вершин, плоских частей, …)
– Вершины геометрических тел можно рассматривать как точки.
- А что такое точка? Как обозначаются точки? ( Точка – это идеализированный маленький объект, размером которого можно пренебречь. Точки на чертежах обозначают заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, … )
– Стороны многоугольников, ребра многогранников, отрезки представляют собой части прямых. Что такое прямая? Как обозначаются прямые? ( Прямая – это идеальная фигура, аналог натянутой нити, края крышки стола, луча света. Она не имеет толщины, ее длина считается бесконечной. Прямые изображаются как участки прямых, обозначаются одной строчной буквой латинского алфавита: a, b, c, …)
– Плоские грани многогранников – это части плоскостей. Плоскость – это идеальный аналог ровной поверхности воды, стола, зеркала. Плоскость бесконечна во всех направлениях. Плоскость изображается как бесформенная фигура или параллелограмм, обозначается буквами греческого алфавита: α, β, γ,...
- Другие поверхности – искривленные (например, сфера или цилиндр) рассматриваются как множество точек или отрезков
- Давайте теперь заполним рабочую карту: какие фигуры являются основными в стереометрии? Как обозначаются точки? Прямые? Плоскости?
– Введем обозначения, которых придерживаются при построении изображений (В рабочих картах зарисовывают иллюстрацию с доски (выполнятся совместно с преподавателем) и записывают обозначения «принадлежит», «не принадлежит», «лежит», «пересекает»)
– Итак, в стереометрии основными фигурами являются точка, прямая и плоскость. Основные фигуры не имеют размерности. Кроме того, понятия «точка», «прямая» и «плоскость» принимаются без определений: их описание и свойства содержатся в аксиомах и теоремах.
– Что такое «аксиома»? Что такое «теорема»? (Аксиома – это утверждение,
принимаемое без доказательства. Теорема – это утверждение, требующее
доказательства)
- Прежде чем переходить к
изучению аксиом, ответьте пожалуйста на следующий вопрос: какой стул устойчивее
– с четырьмя или тремя ножками? ( как вариант ответа: с четырьмя).
- Правильно ответить на данный вопрос вам помогут аксиомы стереометрии.
- Используя материал учебника, стр. 4-6, заполните ячейки таблицы рабочей карты. Выпишите аксиомы, которые соответствуют рисунку и обозначениям, а так же правильно пронумеруйте аксиомы, в соответствии с учебником. На выполнение данной работы вам дается 3 мин.
(В рабочих картах заполняют ячейки с аксиомами (даны чертежи и краткое обозначение, из учебников нужно выписать для каждого рисунка соответствующую аксиому) «Аксиомы стереометрии»). (5 мин)
Проверка (3 мин)
Аксиома 1: Через любые три точки пространства, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, причем только одна
– Эта аксиома иллюстрируется жизненной ситуацией: какой из табуретов более устойчив: с 3 или 4 ножками? (У табурета на 4 ножках одна из них может быть короче, и он будет качаться)
- у вас на втором курсе будет учебная практика по геодезическим измерениям. Вам придется работать с теодолитом, так вот, штатив теодолита имеет три ноги. Почему? (потому что, согласно аксиоме 1 – три точки не лежащие на одной прямой, всегда проходит одна плоскость.)
- и еще один вопрос: когда три птенца, вылетевшие из гнезда, будут находиться в одной плоскости? (когда они не будут находиться на одной прямой)
Аксиома 2: Если две точки прямой лежат в плоскости, то вся прямая лежит в этой плоскости.
– Эта аксиома иллюстрируется карандашами и ручками, лежащими на ваших партах
Аксиома 3: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую
прямую, проходящую через эту точку.
– Эта аксиома подтверждается тем, что плоскости бесконечны во всех направлениях и, значит, не могут иметь только одну общую точку – их бесконечно много, они образуют прямую. Аксиома может быть проиллюстрирована пересекающимися полом и стеной в кабинете, листами Вашей тетради и т.д.
4. Первичная проверка понимания (10мин)
- А теперь я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Вашему вниманию будут представлены пять рисунков. Прочитайте чертеж и запишите словами и с помощью обозначений то, что изображено на этом чертеже. При описании вы должны обязательно использовать слова: точка, прямая, плоскость.
1. Точка А принадлежит плоскости α.Точка С не принадлежит плоскости α
2. Плоскости α и β пересекаются по прямой с. (две плоскости имеют общую прямую)
3. Прямая а принадлежит плоскости α; прямая в пересекает плоскость α в точке В, прямая с не принадлежит плоскости α.
4. Точка и не лежащая на ней точка принадлежат одной плоскости
5. Две пересекающиеся прямые лежат в одой плоскости.
Взаимопроверка (с одновременным опросом) (показ слайдов с обозначениями)
Критерии оценки: 5 – если правильно составлено 8 высказываний
4 – если правильно составлено 6-7 высказываний
3 – если правильно составлено 5 высказываний
5. Первичное закрепление изученного материала (10 мин)
– А теперь продолжим экскурс по нашему замечательному городу. Я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины: «Знаешь ли ты город Бузузук?». Вашему вниманию будет представлено несколько зданий и сооружений нашего города. Вам нужно угадать, что это за место и определить, какие геометрические объекты изображены на этой фотографии.
1. Здание БСК
3. Межрайонная поликлиника
7. Фотография 3 микрорайона
8. Виадук (прямые параллельные – рельсы железной дороги, скрещивающиеся – автомобильная и железная дорога)
9. Водонапорная башня (призма, пересекающиеся прямые)
- А какого здания, по вашему мнению, в нашем городе не хватает?
- Роман Мирошник подготовил макет здания, которое он бы построил в нашем городе. Послушаем его.
6. Домашнее задание
1. Выучить формулировки аксиом и теорем, учиться делать к ним иллюстрации.
2. Привести примеры из окружающей действительности для каждой аксиомы и теоремы.
3. Стр 8 № 3,4,8 (подготовиться к математическому диктанту)
4. * Подготовить сообщение на тему «Геометрия Лобачевского»
5. Рефлексивно - оценочный этап «Фишбоун» (3-5 мин)
– Итак, давайте подведем итог нашего занятия: изобразим схематично то, что мы сегодня изучили.
- Сегодня Вы начали изучать новый раздел. Как он называется? (голова рыбы - Стереометрия)
– Какие фигуры принято считать основными в стереометрии? Почему? (Точка, прямая, плоскость. Из них составляются все геометрические объекты)
-Какими утверждениями связаны основные фигуры? (Аксиомами)
О чем говорится в первой аксиоме? (о трех точках и плоскости)
Во второй аксиоме? (о прямой и плоскости)
В третьей аксиоме? (о двух плоскостях и точке)
Что описывает первая аксиома ? (построение плоскости)
Что описывает вторя аксиома? ( взаимное расположение прямой и плоскости)
Что описывает третья аксиома? (взаимное расположение плоскостей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.