Тема: Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Цель: - дать более полное представление о личности поэта; показать
закономерность его трагической судьбы в царской России; добиться эмоционального
восприятия стихов Лермонтова, помочь учащимся уловить неповторимые черты
личности писателя: добрый
характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею
дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: урок обобщение .
Оборудование: - портрет М. Лермонтова;- музыка (классическая); мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты.
Эпиграф урока:
Представить себе нельзя, до какой высоты этот человек
поднялся бы, если бы не погиб двадцати семи лет.
И. Бунин
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя (на фоне музыки).
Звёздная ночь... Она тихо накрывает собой землю, меняя всё вокруг, придавая привычным предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звёзд.
В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность своей жизни, её бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое 60-80 лет в миллионах, которыми исчисляется возраст Космоса? Что можно успеть за эти мелькающие, как секунды, годы? Очень немного, если жить, плывя по течению, как все. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, будучи одержимым высокой целью, идя навстречу Вечности, ощущая своё родство с ней. Жить так, как жил Михаил Лермонтов.
27 лет было отпущено судьбою Лермонтову. 27 лет земной жизни - и тысячи лет в сердцах и памяти человеческой.
Природа одарила Лермонтова многими талантами: он обладал редкими музыкальными способностями, хорошо рисовал, легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Но самым большим его увлечением была литература. С детских лет Михаил Юрьевич любил русские сказки, народные песни, предания, интересовался героическим прошлым своего народа и не мог оставаться равнодушным к тому, что царило вокруг.
Преемник Пушкина (учитель)
Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже.
Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин - весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.
Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.
Итак, мы переходим к слушаниям.
II. Сообщение темы, целей урока.
III. Изложение нового материала.
Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.
- Какие произведения Лермонтова вы знаете? ("Бородино", "Мцыри", "Демон", "Тучи", "Прощай, немытая Россия", "Песня про купца Калашникова", "Беглец").
Сегодня выступят две группы по темам:
1 группа:«Лермонтов и искусство», 2 группа:«Мой Лермонтов».
Мысли вслух, выступают группы в количестве 10
человек ; пересказ сообщений, выразительное выступление, иллюстрации,
классическая музыка ( ученики сами искали материал по теме, распределяли роли,
подбирали иллюстративный и музыкальный материал).
( остальные ученики открывают тетради, записывают число, тему урока,
цитатный план выступления, оценивание по критериям, которые написаны на доске;
оценивают с
последующей аргументацией своей оценки).
І этап.
1.Работа на открытое выступление групп.
ІІ.Рассказы студент. Сообщения .1,2 группы.
1. Детство (1 группа)
А начиналось всё обычно: в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у отставного пехотного капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой, родился сын Михаил.
Когда младенцу было полгода, родители переехали в родовое имение бабушки Миши - Тарханы.
Здесь, на северо-западе Псковской губернии, в прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, кудрявых березовых рощиц прошло детство поэта, здесь он открыл для себя мир природы.
Здесь, когда Мише не было 3х лет, умерла его мать (в 21 год), отсюда навсегда уехал отец, оскорблённый бабушкой Лермонтова. (Решительный характер бабушки, урожденной Столыпиной. Она не отдавала внука, пригрозив иначе лишить его наследства). Отец, будучи бедным человеком, вынужден был согласиться. Мальчик не понял всей горечи этой разлуки. Может быть, лишь среди ночи проснулся, вскрикнув, стал звать отца: "Папенька! Где мой папенька?" Нянька подхватила его на руки, стала успокаивать, не смея сказать то единственное, что могло бы утешить ребёнка, что отец его отлучился ненадолго, вернётся поутру, и всё станет в доме по-хорошему.
В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин?
Здесь он слышал рассказы о Бородинской битве, о пугачёвском восстании, сюда приезжал отдохнуть душой, навестить любимую бабушку.
Сюда, в Тарханы, привезли и гроб с телом поэта. Здесь, в маленьком часовне, в семейном склепе, освященный жёлтыми язычками пламени двадцати шести свечей, он покоится и сегодня.
1 задание. 1839 год - время триумфа. (рассказ 2 группы)
Вообще 39 год - год триумфа Лермонтова: " Дума", "Поэт", "Русалка", " Три пальмы", главы "Героя нашего времени".Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашён к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя "Мцыри").
Дуэль с де Барантом (вступился за честь Марии Щербатовой), что по-служило поводом для очередной ссылки на Кавказ.
2 задание( 1 группа)(сообщение со слайдом). Вторая ссылка
на Кавказ - 1840 год. Прощание в доме Карамзиных (предчувствие смерти).
Последний отпуск на 3 месяца - весна 1841 года. Поэт подает
прошение об отставке, но получает отказ и вынужден возвращаться в полк.
13 июля 1841 года в Пятигорске происходит столкновение Лермонтова с Мартыновым, знакомым ему еще по юнкерской школе.
2 задание(2 группа) Дуэль и смерть
15 июля - дуэль в 4 км. от Пятигорска, у подножия горы Машук.
Когда-то в юности Лермонтов писал:
Кровавая меня могила ждёт,
Могила без молитв и без креста.
И вот предсказание сбылось ( 17.07 поэт был похоронен на пятигорском кладбище без песнопения).
В апреле 1842 года Елизавета Алексеевна перевезла прах внука в Тарханы (на фоне музыки)
Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4 года - жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение - отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.
Ученики высказывают своё мнение, отстаивают его, ставят оценки.
2.Этап.
Слово учителя:
Лермонтов
– один из ярких романтиков русской литературы. В 15 лет он
прочитал стихотворение Байрона в переводе Жуковского и был поражён и покорён
необыкновенным миром произведения великого английского мастера слова. Их
чувства,
темы, лирические герои совпадали: это любовь и смерть, жестокость человеческого
общества, способность идти к цели, не взирая ни на что; непокорность судьбе,
полная
свобода. Лермонтов, как и его герои, противоречив, даже любовь у него – это
всегда
борьба.
В Лермонтове соединились страстное горячее сердце и аналитический ум. Сердце
желало – ум останавливал. Вот почему лермонтовская поэзия, по сути, всегда
философская, почти
всегда окрашена трагическими переживаниями. «Ночное светило русской поэзии»,
так
называли имя Лермонтова современники и литературные критики. Чем же мы запомним
Лермонтова?
2.Этап. Выразительное чтение стихотворения
1группа читает
выразительно стихотворение
«Пророк».Анализ стихотворения ( ученица самостоятельно подготовила).
2 группа читает стихотворения.
«Предсказание». Анализ стихотворения.
3 этап. Беседа по прочитанному стихотворению.
(вопросно- ответная беседа)
4 этап. Ребята, следующее ваше задание показать яркие моменты из жизни Лермонтова, запомнившиеся вам ( в виде инсценировки).
1 группа. Сцена из “Маскарада”(сценка1)
Ведущий: 1840 год.
В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:
Жандарм (олицетворение власти):
“Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.
Ведущий:
Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.
На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.
Ведущий:
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.
Сценка.
1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.
2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.
1-я Дама — Вам нездоровится?
Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов — Новое? Извольте!
Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.
Не смейся над моей пророческой тоскою
(читает стихотворение)
2группа (сценка) Дуэль .
Ведущий: Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.
Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.
Звучит музыка Моцарта “Маленькая ночная серенада”.
Чтец:
Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:
“Собралось к нам несколько дам и мужчин. М.Ю. Лермонтов дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом.
Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом.
Сценка.
Мартынов: Сколько раз я просил вас
оставить свои шутки при дамах!
Лермонтов: Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?
Мартынов: Да.
И тут же назначили день!
Ведущий:
Ссора произошла 13 июля 1841 года.
Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза.
(Звуки грозы).
Ведущий:
Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило в голову его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить у него прощения.
Ведущий
“Стреляй! Стреляй!” – был ответ
исступленного Мартынова.
Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно.
Но не так великодушен был Мартынов.
Сбылись страшные предчувствия.
Рок был неумолим!
Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
5 этап. «Горячий стул». Вопросы по пройденному.
6 этап. Лермонтов и Абай. Стихотворение «Горные вершины…»
— Абаю очень хотелось познакомить казахских читателей со стихами своего любимого поэта Лермонтова.
.С одним из стихотворений, преодолевшим века и расстояния, мы с вами познакомимся. В сентябре 1780 гола Гёте побывал в охотничьем лагере на горе Кинельхан и под впечатлением увиденного написал свою «Ночную песнь странника».
Лермонтов использовал чужое творение, переводя то, что близко ему по духу и настроению. Он смог не только передать интонацию и настроение стихотворения, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным.
Когда Абай впервые услышал романс на стихи Лермонтова, он поразился созвучности мелодии и поэзии. Красота природы, мелодия тишины и покоя дали толчок творчеству поэта. Он перевел его на казахский язык, написав к нему музыку. Так появилась песня «Қараңғы түнде тау қалғып». А теперь я предоставляю слово учителю казахского языка и литературы
Над аулом, в урочище Ақшоқы, медленно и плавно, как тихий ветер Сары-Арки, летела песня «Қараңғы түнде тау қалғып». И люди, отдыхая после изнурительного дня в своих юртах, слушали творение своего мудрого и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в степь из другого, неведомого им мира...
И в самом деле, не чудо разве, что «Ночная песни странника» Иоганна Вольфганга Гете пленила своим изяществом М.Ю.Лермонтова, и тот, как скажет В.Г.Белинский, «грациозно переложил ее на русский язык». И не чудо ли то, что спустя еще полвека сын степей киргиз-кайсацких Абай Кунанбаев воссоздаст ее не менее грациозно на казахском языке?
7 этап. задание. Дать толкование следующим понятиям:
Строфа- группа стихов, объединенных системой рифм.
^ Художественные средства- средства выразительности речи,
экспрессивности, экономия худ. речи (метафоры, эпитеты, сравнения,
гипербола,..).
Строфа- группа стихов, объединенных системой рифм.
Сравнение – уподобление изображаемого предмета, явления какому-либо
другому по общему признаку. Сравнение включает в себя объект сравнения
(описываемое явление), средство сравнения (предмет, с которым сравнивают) и
основание сравнения (общий признак).
^ Лирический герой- образ поэта в лирике, художественный «двойник»
автора в условном мире художественного произведения. Это четко очерченная
фигура, имеющая свою художественную биографию.
Эпитет
– образная
характеристика какого-либо предмета или явления, выраженная прилагательным.
Функция эпитета – в выделении среди других определенного свойства или признака
изображаемого предмета.
Сравнение – уподобление изображаемого предмета, явления какому-либо
другому по общему признаку. Сравнение включает в себя объект сравнения
(описываемое явление), средство сравнения (предмет, с которым сравнивают) и
основание сравнения (общий признак).
8 этап .Выводы.
Учитель: Дорогие мои ученики! На доске
написаны слова самого Лермонтова о поэзии, о поэте, о себе. Какой из них
подходит нашему сегодняшнему уроку?
( учащиеся по группам обсуждают, доказывают своё мнение, запись)
Сам
поэт писал так: «Что ж? умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и
мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек зевающий на бале который не
едет спать только потому что еще нет его кареты Но карета готова … прощайте!
Судьба Лермонтова загадочна и таинственна, как у всякого гения, многое скрыто
занавесом времени безвозвратно, но что-то, пусть совсем немногое, мы смогли
вспомнить сегодня... Сегодня на уроке выполнена колоссальная работа по
творчеству М.Ю.Лермонтова.
Я сегодня отдыхала
всей душой на уроке. Сегодня работали вы сами.
Как приятен плод собственного труда! Спасибо вам за урок: вы сегодня окунулись
в мир
поэзии, в мир музыки, в мир живописи…Надеюсь, что вы сегодня открыли для себя
великого романтика 19 века Михаила Юрьевича Лермонтова!..
Лермонтов прожил неполных 27 лет. Но то, что он создал за свою короткую жизнь, ставит его в ряд величайших поэтов мира.
Его произведения стали шедеврами русского искусства.
9 этап. Домашнее задание. Написать всю хронологию жизни и творчества
М. Лермонтова.
10 этап. Комментирование оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.