П.И. Чайковский «Песня жаворонка»
Музыкальный руководитель Леонова Г.А.
МДБОУ «Детский сад №5 «Березка»
Рязанская обл, г. Рыбное
Первое занятие.
Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый/ Если дети на этом занятии отметят смену характера средней части, необходимо остановиться и на её характеристике- тревожная, взволнованная, беспокойная./
Ход занятия:
Педагог: Сегодня мы послушаем пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Песня жаворонка». Вы слышали когда- нибудь его пение? Послушайте, как поёт жаворонок, какая по настроению эта музыка?/исп. пьеса целиком/
Дети: Весёлая, радостная, нежная.
Педагог: Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело./ повторное слушание/
Второе занятие.
Цель: расширять, уточнять определения характера музыки, выделять три части пьесы в связи со сменой характера средней части.
Ход занятия:
Педагог: Сейчас вы услышите отрывок уже знакомой вам пьесы. Вспомните, как она называется и кто её написал? /исп. 1-ая часть/(ответ детей)
Педагог: А сейчас я сыграю пьесу целиком, и вы постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?/ пьеса исп. целиком/
Дети: Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело.
Педагог: Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное светило солнышко и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно./ исп. 2-ая часть/ Но вот опять выглянуло солнышко и грусть прошла./ исп. 3-я часть/ Послушайте пьесу ещё раз целиком.
Третье занятие.
Цель: закрепить, расширить высказывания детей о смене характера музыки, различение изобразительных моментов, отдельных средств муз. выразительности/темп, регистр/
Ход занятия:
Педагог: Послушайте знакомую вам пьесу П.И.Чайковского «Песня жаворонка» и скажите, почему эта пьеса так называется? О чём рассказывает музыка?(ответ детей)
Послушайте, как в конце пьесы жаворонок спускается на землю. Его чирикание слышится всё ниже и ниже. Наконец он спустился и исчез в траве./исп. фрагмент- заключение/. В прошлый раз мы говорили о том, что жаворонок поёт не всё время одинаково. Послушайте, как он поёт/исп. пьеса целиком/.(Далее дети отвечают про изменение характера)
Четвёртое занятие.
Цель: различать средства муз выразительности в связи со сменой характера музыки.
Ход занятия:
Педагог: Мы говорили с вами, что в «Песне жаворонка» Чайковского слышно, как поёт, чирикает жаворонок, то весело и беззаботно, то грустно и жалобно. Давайте поговорим о том, как рассказала об этом музыка? Ведь музыка имеет свой язык, свою муз. речь, которая во многом сходна с человеческой речью. Как и речь человека, музыка может звучать то спокойно, уверенно, то робко и вопросительно, передавая различные настроения, переживания. Прислушаемся к отдельным частям этой пьесы и определим звонко или тихо поёт жаворонок, как звучит мелодия?/исп. 1-ая часть/ (ответы детей).
Правильно! А мелодия имеет уверенное окончание, звучит просветлённо и беззаботно( исп. отдельно мелодию). А как звучит средняя часть?(ответ детей)
Мелодия звучит робко, вопросительно, появляются жалобные, грустные интонации. А как звучит музыка в самом конце пьесы?(ответ детей)
Послушаем пьесу ещё раз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.