ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока |
Религия как одна из форм культуры |
||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока |
· Дать определение роли религии как одной из форм культуры. Объяснить роль религии в культурной жизни общества. Познакомить с функциями религии в обществе, характеристика основных типов религиозных организаций. · Формировать умения работать мини-проектами, анализировать проблему · Содействовать формированию личного отношения к религиозным вопросам, уважительного отношения к свободе вероисповедания и разным религиозным традициям. |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016 Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://docs.cntd.ru/document/9040821, презентация, Конституция РФ |
||
План урока |
1. Особенности религиозной веры 2. Роль религии в жизни общества 3. Религиозные организации и объединения. 4. Свобода совести и, свобода вероисповедания |
||
Личностно значимая проблема |
Проблема выбора религии: аргументы в обосновании осторожности в этом вопросе? |
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
||
Основные понятия |
Религия, свобода совести, секта, свобода вероисповедания, атеизм., мировые религии |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести. Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
7 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися через решение кроссворда и нахождение ключевого слова «религия» Прил.1 |
Пытаются самостоятельно сформулировать тему и цели урока через обсуждение.
|
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний
|
5 |
Беседа по изученному материалу.
|
Организует беседу по вопросам. -Что такое религия? -Когда появились первые религии? -Что им было свойственно? Какие современные религии имеют наиболее число верующих? Ставит проблемную ситуацию Вопрос выбора религии: аргументы в обосновании осторожности в этом вопросе? |
Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Записывают тему.
Предлагают версии. Составляют план деятельности |
Работа в парах
Индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
Работа в тетради Устные ответы
|
III. Изучение нового материала
|
16 |
Беседа с обучающимися Объяснение учителя
Мини-проектирование
Практическая работа.
беседа с учащимися
Анализ документов. Самостоятельная работа
Беседа с учащимися?
|
Учитель помогает с подбором слов, которые подходят к пониманию слова «религия», объясняет что такое «религия», задает вопросы. Нацеливает на самостоятельное определение смысла слова «религия», опираясь на переводы с латыни -Что такое религия? Каковы исторические формы развития религии. Перечислите мировые религии. Помогает разделиться на подгруппы, организует подготовку мини-проектов посредством демонстрации слайдов презентации.
Функции религии. Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Заполните таблицу Обратите внимание на христианские заповеди. - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. - Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?
Религиозные организации и объединения Учитель предлагает документы для работы Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция,закон На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода совести и свобода вероисповедания, что это такое? Что такое атеизм? Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. В чём состоит опасность многих существующих ныне сект? В Конституции РФ статья 28
|
Подбирают слова, делают вывод (ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.) Отвечают на поставленные вопросы и делают вывод. Составляют определение. Записывают определение в тетрадь.
Обучающиеся делятся на три подгруппы и подготавливают сообщения о мировых религиях, выступают с сообщениями о видах религии Христианство (сообщение) Ислам (сообщение) Буддизм (сообщение)
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Функции религии». Стр. 97 учебника.
Учащиеся читают документы и делают выводы по деятельности религиозных организаций в России.
|
Работа в парах
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Работа в парах
Фронтальная работа
Работа в парах
Фронтальная работа
|
Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию |
Устные ответы Записи в тетради.
Устные ответы
Записи в тетради
Записи в тетради
Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Работа в парах Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 101 |
Работа с вопросами рубрики «Проверь себя». Стр. 101 Нацеливает обучающихся на активную умственную деятельность. Ставит цель привести примеры из личного социального опыта и выполнить задания. Акцентирует внимание обучающихся на проблемную ситуацию. Вопрос выбора религии: аргументы в обосновании осторожности в этом вопросе?
|
Учащиеся осмысляют ранее изученное, отвечают на вопросы используя личный социальный опыт и обществоведческие знания. Используя прием «мозговой штурм» анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение |
Работа в парах Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Напоминает основные требования к составлению синквейна по теме урока: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Организует оценочную работу в подгруппах |
Составляют синквейн по подгруппам.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) Оценивают работу друг друга в подгруппах |
Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
|
Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 12, стр. 101 вопрос №4 рубрики «В классе и дома» |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
|
Приложение № 1
Решите кроссворд.
|
|
1.м |
о |
8.р |
а |
л |
ь |
|
|
|
|
|
|
2.о |
б |
щ |
е |
с |
т |
в |
о |
|
|
|
|
|
|
3.к |
у |
л |
ь |
т |
у |
р |
а |
|
|
|
4.п |
а |
т |
р |
и |
о |
т |
и |
з |
м |
|
|
|
|
|
|
5.и |
г |
р |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.л |
и |
ч |
н |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
7.о |
б |
я |
з |
а |
н |
н |
о |
с |
т |
и |
1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
3. Достижения людей в материальной и духовной жизни.
4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
7. Они всегда там, где права.
Найдите ключевое слово (религия).
Приложение № 2
Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 97-98 учебника.
Функция религии |
Её сущность |
примеры |
Регулирующая |
|
|
Воспитательная |
|
|
Мировоззренческая |
|
|
Психологическая (компенсаторная) |
|
|
Коммуникативная Коммуникативная |
|
|
Интегративная |
|
|
Приложение № 3
Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии.
Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.
Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:
• Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
• Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.
На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.