Разработка технологической карты урока по обществознанию "Религия, как одна из форм культуры", 8 класс
Оценка 5

Разработка технологической карты урока по обществознанию "Религия, как одна из форм культуры", 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
02.12.2020
Разработка технологической карты урока по обществознанию  "Религия,  как одна из форм культуры", 8 класс
Технологическая карта Религия, как одна из форм культуры.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Религия как одна из форм культуры

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

·         Дать определение  роли религии как одной из форм культуры. Объяснить роль религии в культурной жизни общества.  Познакомить с функциями религии в обществе, характеристика основных типов религиозных организаций.  

·         Формировать умения работать мини-проектами, анализировать проблему

·         Содействовать формированию личного отношения к религиозным вопросам,  уважительного отношения к свободе

вероисповедания и разным религиозным традициям.

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://docs.cntd.ru/document/9040821, презентация, Конституция РФ

План урока

1.       Особенности религиозной веры

2.       Роль религии в жизни общества

3.       Религиозные организации и объединения.

4.       Свобода совести и, свобода вероисповедания

Личностно значимая проблема

Проблема выбора религии:  аргументы в обосновании осторожности в этом вопросе?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Религия, свобода совести, секта, свобода вероисповедания, атеизм., мировые религии

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести.

Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

 

 

Время

 

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

 

Универсальные

учебные действия

(УУД)

 

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

7

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися через решение кроссворда и нахождение ключевого слова «религия» Прил.1

Пытаются самостоятельно  сформулировать тему и цели урока через обсуждение.

 

Фронтальная

работа

 

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II.

Актуализация

знаний

 

5

Беседа по изученному материалу.

 

Организует беседу по вопросам.

-Что такое религия?

-Когда появились первые религии?

-Что им было свойственно? Какие современные религии имеют наиболее число верующих?

Ставит проблемную ситуацию

Вопрос выбора религии:  аргументы в обосновании осторожности в этом вопросе?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Записывают тему.

 

 

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

 Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

 Работа

в тетради

Устные ответы

 

III.

Изучение

нового

материала

 

 

16

Беседа с обучающимися

Объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини-проектирование

 

 

Практическая работа.

 

 

 

 

беседа с учащимися

 

 

 

 

Анализ документов. Самостоятельная работа

 

 

 

Беседа с учащимися?

 

 

 

 

Учитель помогает с подбором слов, которые подходят к пониманию слова «религия», объясняет что такое «религия», задает вопросы.

Нацеливает на самостоятельное определение  смысла  слова «религия», опираясь на переводы с латыни

-Что такое религия? Каковы исторические формы развития религии. Перечислите мировые религии.

Помогает разделиться на подгруппы, организует подготовку мини-проектов посредством демонстрации слайдов презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Заполните таблицу

Обратите внимание на христианские заповеди. - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было  хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

 

 

Религиозные организации и объединения

Учитель предлагает документы для работы Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция,закон

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода совести и  свобода вероисповедания, что это такое? Что такое атеизм?

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В чём состоит опасность многих существующих ныне сект?

В Конституции РФ статья 28 

 

Подбирают слова, делают вывод (ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Отвечают на поставленные вопросы и делают вывод.

 Составляют определение.

 Записывают определение в тетрадь.

 

 

 

Обучающиеся делятся на три подгруппы и подготавливают сообщения о мировых религиях,  выступают с сообщениями о видах религии Христианство (сообщение)

Ислам (сообщение)

Буддизм (сообщение)

 

 

 

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Функции религии». Стр. 97 учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают документы и делают выводы по деятельности религиозных организаций в России.

 

 

 

Работа в парах

 

Фронтальная

работа.

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

 

 

Работа в парах

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию

 Устные ответы

Записи  в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

Записи в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записи в тетради

 

 

 

 

 

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Работа в парах Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 101

Работа с вопросами  рубрики «Проверь себя». Стр. 101

Нацеливает обучающихся на активную умственную деятельность. Ставит цель привести примеры из личного социального опыта и выполнить задания.

Акцентирует внимание обучающихся на проблемную ситуацию.

Вопрос выбора религии:  аргументы в обосновании осторожности в этом вопросе?

 

Учащиеся осмысляют  ранее изученное,  отвечают на вопросы используя личный социальный опыт и обществоведческие знания. Используя прием «мозговой штурм» анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

 

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Напоминает основные требования к составлению синквейна  по теме урока:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Организует оценочную работу в подгруппах

Составляют синквейн по подгруппам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) Оценивают работу друг друга в подгруппах

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

 

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 12, стр. 101 вопрос №4 рубрики «В классе и дома»

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

 

 


Приложение № 1

Решите кроссворд.

 

 

1.м

о

8.р

а

л

ь

 

 

 

 

 

 

2.о

б

щ

е

с

т

в

о

 

 

 

 

 

 

3.к

у

л

ь

т

у

р

а

 

 

 

4.п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

 

 

 

 

 

 

5.и

г

р

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.л

и

ч

н

о

с

т

ь

 

 

 

 

7.о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

 

1.     Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

2.     Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

3.     Достижения людей в материальной и духовной жизни.

4.     Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

5.     Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

6.     Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

7.     Они всегда там, где права.

Найдите ключевое слово (религия).

Приложение № 2

   Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 97-98  учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

 

 

Воспитательная

 

 

Мировоззренческая

 

 

Психологическая (компенсаторная)

 

 

Коммуникативная

Коммуникативная

 

 

Интегративная

 

 

Приложение № 3

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии.

 Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

•          Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

•          Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

•          Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

•          Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мини-проектирование Практическая работа

Мини-проектирование Практическая работа

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций

V. Итоги урока. Рефлексия 5

V. Итоги урока. Рефлексия 5

Приложение № 1 Решите кроссворд

Приложение № 1 Решите кроссворд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2020