Разработка урока.
Оценка 4.8

Разработка урока.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
16.01.2021
Разработка урока.
объяснить, что такое истина? Какие существуют критерии? разобраться в спорных вопросах философской теории
истина.doc

                

Тема программы № 3. Познание как деятельность.

Тема урока: Истина и её критерии. Понятие истины.

Цели урока:

Обучающая –  объяснить, что такое истина? Какие существуют критерии? разобраться в спорных вопросах философской теории

Воспитательная - способствовать выработке гражданской позиции.

Развивающая-  умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Цель: достижение студентами следующих результатов:

Л1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

метапредметных:

МП1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 

предметных:

П1. Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П6. Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Тип урока: урок-исследование.

Метод  урокалекция с использованием информационно - развивающих технологий.

Материально – техническое оснащение: презентация. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебниковой А.Ю. и др. Обществознание (базовый и профильный уровни) 10-11 класс (Просвещение).

Межпредметные связи: история. философия

Ход урока:

1.                  Организационная часть.

2.                  Мотивация предстоящей учебной деятельности.

2.1. Сообщение темы урока.

2.2. Постановка целей перед студентами.

3.  Актуализация знаний студентов по теме урока: Эпиграф к уроку:

Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».  (В.С. Соловьев). Как вы понимаете это выражение? Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину?

4.  Формирование новых знаний (изложение нового учебного материала).

План урока. Записать.

  1. Понятие истины.
  2. Виды истины
  3. Свойства истины.
  4. Критерии истины.
  5. Позиции философов.

Первый вопрос.

Послушайте древнюю притчу.

            Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».

            Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.                                                    

            Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

            И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

            - Как вы поняли смысл притчи?

            - Согласны ли вы с теми выводами, которые делает автор притчи? Почему?

            - Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Вопросы к группе: Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?

Записать. Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания. Само понятие "истина" в русском языке неотрывно от понятия "правда".

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

1.истина — это доверие авторитетному источнику;

2.истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;

3.... — практически полезное знание;

4.... — результат соглашения;

5.... — ясное представление о чём-либо;

6.... — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.

Прочитать: Вл. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" замечает: правда — это истина на деле, истина во благе, чест­ность, неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по истине, по справедливости; правдивость, как качество человека или как принадлежность понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина.

 Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; все, что есть, то истина. Ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом "правда" правдивость, справедливость, правосудие, правоту.             Истина относится к уму и разуму, а добро или благо к любви, нраву и воле.

 Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность.

 Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям.

Записать. В истории философии существовали различные определения понятия истины. Наиболее часто употребляемые следующие: истина - это точное, достоверное знание. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Прочитать. А вот ещё 3 интересных заблуждений: 

Заблуждение № 1. У человека пять чувств

 Ещё со школьной скамьи мы запомнили простую истину — у человека 5 чувств: осязание, обоняние, зрение, слух и вкус. Их самым первым перечислил ещё Аристотель. Но дополнительно к общепринятым канонам человек имеет ещё четыре чувства.

1) Чувство тепла (или его отсутствия), которое способна уловить наша кожа, именуется умным словом «термоцепция».
2) Чувство равновесия, которое обуславливается содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе, получило название «эквибриоцепция».
3) «Ноцицепция» — это чувство боли (суставами, кожей и органами тела). Удивительно, что к данному чувству никак не относится мозг, в котором нет восприимчивых к боли рецепторов. Головные боли — как бы нам ни казалось — исходят не изнутри мозга.
4) «Проприоцепция» — чувство «осознания тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже если мы не чувствуем и не видим их. Закройте глаза и покачайте ногой в воздухе. Вы всё равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

Есть ещё предположения учёных, что существуют чувство голода, опасности и жажды. Но как-то выделять их в отдельную группу научные умы не торопятся.

Правда: Итого человек имеет как минимум девять чувств.

Заблуждение № 2. Страусы прячут голову в песок

 Это заблуждение о животных является одним из самых распространённых. Легенда берёт начало ещё со времён Римской Империи, когда считалось, что страусы прячутся от опасности не где-нибудь, а в песке. С тех пор и пошло метафорическое выражение «закапывать голову в песок».

Почему оно появилось? Скорее всего, в связи с тем фактом, что страуса часто можно наблюдать с низко опущенной головой, особенно, если он стоит в высокой траве. И причин тому несколько. Во время процесса кормления страус может подолгу задерживаться в этой позе, внимательно разглядывая то, что он хочет съесть. Также страус может отдыхать с низко опущенной головой, расслабляя таким образом мышцы шеи, или даже прятать голову в тень от палящего солнца.

            Правда: До сих пор пока не известно ни одного достоверного случая, когда бы страус зарыл свою голову в землю: дышать ему было бы нечем. Страусы наклоняются к песку не для того, чтобы зарыть туда голову, а чтобы его съесть. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жёсткой еды в желудке. А при виде опасности страусы делают то, что на их месте сделал бы любой, чьи конечности могут развивать скорость до 70 километров в час, — убегают.

Заблуждение № 3. Красная тряпка разъяряет быка

 Если бы бык мог понимать человеческую речь, он бы отнёсся с удивлением к словам: «Это действует на него, как красная тряпка на быка!».

Учёным удалось установить факт, что зрение у быков дихроматическое. В их глазах есть только 2 вида светочувствительных белков, тогда как у человека их три. Как ни странно, третий, отсутствующий у быков белок, ближе всего к красному концу спектра. Поэтому быки отличают синий от зелёного, но они не отличают зелёный от красного. Можно сказать, что любая яркая ткань может их раздражать. Вот почему пастухи и чабаны надевают одежду невзрачных серых и чёрных тонов.

            Правда: Получается, что на самом деле злит быков не цвет ткани, а её колыхание. Равно как и любое быстрое движение человека, животного или предмета. Так что подвергает себя опасности не тот, кто оказался рядом с быком, будучи одетым в красное, а тот, кто впадёт в панику и начнёт метаться перед бычьим взором. А красный цвет скорее «раздражает глаз» зрителя на корриде.

Заблуждение 4.

Нет такой бухгалтерии, обитательницы которой не ставили бы возле компьютера кактус, чтобы он защитил их от излучения. Любой, кто открывал учебник физики, оценит абсурд ситуации: невозможно создать в комнате темноту с помощью штуки, «впитывающей» свет. Невидимое излучение тоже впитать нельзя. Миф породили студенты-физики (в том числе известный ныне Алекс Янг) в годы перестройки. Они сочинили псевдостатью о защитных свойствах кактуса. Опус с гневом отвергли всюду, и лишь «Работница» доверчиво опубликовала его. Развеять миф не смогло даже публичное признание юмористов, сделанное три года назад.

Заблуждение 5 Цирроз печени – удел алкоголиков

            Не только. Цирроз вызывается вообще интоксикациями – например, если в организм попадает много меди (она, в частности, содержится в печени трески). А еще цирроз часто возникает как осложнение при любых формах гепатита и при нехватке белков в рационе.
Кстати, чтобы вы знали: деликатесное фуа-гра – это циррозная печень гусей. А ведь гуси в массе своей не пьют.

Заблуждение 6. Обезьяны ищут друг у друга в шерсти блох

            Зрелище это настолько неприятное, что вглядеться в него повнимательнее мало у кого получается. Отсюда и заблуждение. Ведь человек, понаблюдавший за обезьянами хотя бы полчаса, наверняка заметит, что у них слишком редкая шерсть, чтобы в ней могли жить блохи. Так что на самом деле приматы ищут друг у друга в шерсти соленые кристаллики пота, которые считаются деликатесом (у обезьян)

Заблуждение 7. В лимоне очень много витамина С

Логика заблуждения проста: витамин С кислый и лимон кислый – значит, в одном много другого. На деле в лимоне витамина даже меньше, чем в капусте, и уж в десятки раз меньше, чем в киви. А кислый вкус лимону придают минорные вещества (называются они так не потому, что от них грустно, просто их концентрация мала)

Записать Характерное чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны, в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

 Объективная сторона показывает нам  истину в той её части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

 Субъективная сторона указывает на факт, что по своей форме истина всегда субъективная, поскольку при её получении в процессе познания происходит взаимодействие субъекта и объекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Прочитать. Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.

            А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Второй вопрос. Виды истины

            записать. Принято выделять абсолютную и относительную истину. Абсолютной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явление.

Прочитать. Примеры абсолютной истины:

1.на «0» делить нельзя;

2.в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;

3.день рождения только раз в году;

4.живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);

5.комары смертны.

            Записать. Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Однако в реальности подобное практические невозможно.

В большинстве случает мы имеем дело с относительной истиной или истинами, которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым человек на данном этапа обладает. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Поэтому  больше истин - относительных. Почему наши знания относительны? Стр. 103.

Примеры относительно истинных знаний:

1.зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);

2.вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);

3.Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

Прочитать. Истина всегда противопоставляется заблуждению, то есть знанию ложному, не соответствующему  своему предмету. В ходе развития познания истина и заблуждения могут перетекать друг в друга. Например, в период Средневековья, заблуждением считалась мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца.  Не зря говорится: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает, как предрассудок».

Третий  вопрос. Записать.  Свойства истины.

 

 

Четвертый  вопрос.

Прочитать: Человечество веками занимал вопрос: «А как различить истину и заблуждение?» Это вопрос о критериях истины. Разные мыслители усматривали критерии истины в разном.

Одни считали таковыми чувственный опыт, другие – соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов,

 третьи – соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека.

Как понять, а правильнее сказать, как постичь истину? В чем она проявляется? Для этого существуют критерии истины.

Записать: Критерием истины является практика. Истинные знания подтверждаются только практикой.

Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент  и т.д.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, он применяется там, где нельзя опереться на практику (в математике).

             В ходе практической деятельности человечество вырабатывает и иные, частные критерии установления истинности знания. К примеру: очевидность, здравый смысл, логическая правильность.

А некоторые явления в жизни вообще не поддаются оценке с точки зрения истинности это: в литературе, музыка, живопись. 

Прочитать.  К примеру, в научном познании, именно эксперименты служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причём тот или иной вид познания имеет в качестве критерии истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (н-р выявление логических противоречий в математических суждений).

Нужно отметить, что целый ряд явлений действительности не поддается оценке с точки зрения истинности или сложности (разное понимание художественных текстов, музыкальных произведений).

Пятый вопрос. Критерии позиции философов

Записать. Эмпирики считали: что источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;  ощущения являются единственным источником и основанием знания.  сенсуализм - философское течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и обоснованием знания.

Рационалисты считали, что  критерием истины выступает разум; За образец истинного знания принималась математика.

Философская        концепция,        близкая        к       агностицизму и подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности называется скептицизм.

V. Закрепление изученного материала. Тест

Истина и заблуждение.

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.

- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся к истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

Мир полон относительных истин, а абсолютная истина лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний. Понятие истины имеет философские корни и поэтому получается, что она для каждого своя (Платон мне друг, но истина дороже.)

VI.  Домашнее задание: учить конспект.

Приложение. Если останется время разобрать притчу.

Набитый дурак. Жил-был старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать:

- Ты бы, сынок, пошел около людей потерся да ума набрался. Постой, мама: сейчас пойду. Пошел по деревне, видит-два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого.

Не дури, - говорят ему мужики, - ступай, откуда пришел. А он знай себе потирается.

Вот мужики озлобились и принялись его цепами потчевать: так ошарашили, что едва домой приполз.

- Что ты, дитятко, плачешь? - спрашивает его старуха. Дурак рассказал ей свое горе.

- Ах, сынок, куда ты глупешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам - не переносить, возить бы - не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили, да и скушали. На другой день идет дурак по деревне; навстречу ему несут упокойника. Увидал и давай кричать:

- Бог помочь! Носить бы вам - не переносить, возить бы - не перевозить! Опять его прибили; воротился он домой и стал жаловаться.

- Вот, мама, ты научила, а меня прибили! - Ах ты, дитятко! Ты бы сказал: «Канун да свеча!» - да снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить; они б тебя накормили- напоили досыта.

Пошел дурак по деревне, слышит - в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько-горько плачет.

- Что это за невежа пришел, - говорят пьяные гости, - мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет! Выскочили и порядком ему бока помяли...

Получил ли сын истинные знания? Ответ обоснуйте.

Предполагаемые результаты:


Личностные


Метапредметные


Предметные

·                                
-Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

-Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Коммуникативные УУД:


-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Познавательные УУД:


-Развиваем умения работать в группе.

-Представлять информацию в виде ментальной карты, таблицы.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Обобщать и классифицировать по признакам.

·                                
Регулятивные УУД:


-Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

-Прогнозировать предстоящую работу.

-Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.

-Исследование реальных связей и зависимостей

 


-Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения.

-Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

-Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема программы № 3. Познание как деятельность

Тема программы № 3. Познание как деятельность

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом

Закройте глаза и покачайте ногой в воздухе

Закройте глаза и покачайте ногой в воздухе

Кстати, чтобы вы знали: деликатесное фуа-гра – это циррозная печень гусей

Кстати, чтобы вы знали: деликатесное фуа-гра – это циррозная печень гусей

Поэтому больше истин - относительных

Поэтому больше истин - относительных

А некоторые явления в жизни вообще не поддаются оценке с точки зрения истинности это: в литературе, музыка, живопись

А некоторые явления в жизни вообще не поддаются оценке с точки зрения истинности это: в литературе, музыка, живопись

Не дури, - говорят ему мужики, - ступай, откуда пришел

Не дури, - говорят ему мужики, - ступай, откуда пришел

Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения

Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021