«НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖИЕ» ГЕРОИ».
А.П. ПЛАТОНОВ. РАССКАЗ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»
В.А.Максюченко
Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Комиссаровская средняя школа № 31»
пгт Комиссаровка
e-mail: maxiu4enko.valentina1949@yandex.ru
Аннотация:
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. В его основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы, использованные на занятии, создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сфере. Система вопросов и заданий требует от учеников добывать знания в процессе индивидуальной, групповой, фронтальной работы, которые помогут учителю уйти от обычного объяснения и помогут ученику через личный опыт совершить маленькое открытие и проявить свое творчество.
Введение
Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается, прежде всего, нетрадиционными формами обучения.
Урок-исследование представляет собой совместную деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся). Ведущей ценностью такого урока является процесс движения к истине. Таким образом, главным результатом урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создаёт условия для их личностного роста. Урок-исследование даёт ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником востребуемых культурой поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия.
Основная часть
(2-й урок по теме)
Цели:
обучающие: учить разбору литературного произведения, умению находить части сюжета в тексте; учить определять главную мысль произведения, роль главных героев и их поступки в раскрытии идеи сказки;
развивающие: развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения, умение сравнивать и анализировать, обобщать, делать выводы, выразить свои мысли, оценить поступок героя; развивать речь обучающихся путем решения проблемных ситуаций; развивать интеллект и творческие способности обучающихся;
воспитательные: расширить представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать; воспитывать общечеловеческие ценности через анализ художественного произведения.
Планируемые результаты:
· знать героев рассказа «Неизвестный цветок» и их поступки;
· уметь извлекать из текста необходимую информацию, находить ключевые эпизоды и фразы, которые помогают понять поступки и характер героев;
· сравнивать и анализировать текст, делать выводы;
· определять жанр и главную мысль произведения, высказывать о прочитанном тексте своё мнение.
Тип урока: урок углубленной работы над текстом.
Оборудование урока:
· портрет писателя;
· текст притчи о добром самарянине;
· рисунок цветка;
· эпиграф на доске: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» (Ф.И.Тютчев)
Ход урока
І. ПЕРВЫЙ ЭТАП - ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим об удивительном произведении известного писателя А.П.Платонова «Неизвестный цветок», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.
2.Вхождение в проблему.
1) Актуализация знаний.
- О каких событиях расскзывается в произведении А.П. Платонова «Неизвестный цветок»? Кто его главные герои?
Пересказ событий от лица цветка и девочки (индивидуальное задание).
- Почему рассказ «Неизвестный цветок» имеет подзаголовок «сказка-быль»? Что в рассказе сказка, а что быль?
- На чем основывается содержание жанра сказки? (На вымысле)
- Подберите однокоренные слова к слову «быль». (Было, былина)
Вывод. В этом произведении переплелись художественный вымысел и реальность.
2) Слово учителя.
«Нам жизнь дана, чтобы любить…». Так утверждает известный русский поэт Ф.И.Тютчев. Такое утверждение нам кажется вполне очевидным. Но если внимательно посмотреть вокруг, то можно увидеть, сколько ещё в мире существует зла и ненависти. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. А мне хочется, чтобы вас всегда любили и чтобы вы умели любить. Надеюсь, что сегодняшний наш урок в какой-то мере может этому помочь. Давайте вместе думать, размышлять, сравнивать и анализировать. Постараемся понять, что хотел сказать писатель Платонов своим произведением читателям. Вы получили задание прочитать притчу о добром самарянине.
- Как вы думаете, зачем я предложила вам познакомиться с этим произведением?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание притчи.
3.Постановка учебной проблемы.
1)Беседа по прочитанной (самостоятельно) притче о добром самарянине:
̶ Кто главные герои притчи? ( Самарянин и человек, пострадавший от разбойников).
̶ Что вы узнали о них? ( Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему. Он единственный, кто не прошёл мимо и не оставил человека в беде. Другой герой – «некий человек», неизвестный, которого ограбили и побили разбойники, оставили едва живым, а сами ушли ).
̶ Почему у пострадавшего нет имени? (На его месте мог оказаться любой человек).
̶ Кто увидел пострадавшего? Как поступил? ( Священник «увидел и прошёл мимо». Потом увидел помощник священника: «подошёл, посмотрел и прошёл мимо». А самарянин «…увидел и сжалился, подошёл …и позаботился». Он не только перевязал раны, но и отвёз пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе ).
̶ Почему он не прошёл мимо, как это сделали другие? ( Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым, а самарянин оказался добрее и милосерднее других).
̶ Чему учит притча? Какова её главная мысль?( «Люби ближнего своего», даже если человек тебе незнаком, но оказался в беде. Притча учит не быть равнодушным, проявлять к людям внимание и заботу ).
̶ Кого мы называем ближним человеком? ( Того, кто пришёл на помощь; «оказавший милость». Назвать ближним можно только доброго человека, который не пройдёт мимо ).
Я согласна с вами, ребята. На самом деле человек становится близким, если его поступками движет любовь и милосердие. Поэтому важно не имя человека и его слова, а важны его поступки.
̶ Как вы думаете, какое произведение мы называем притчей? (Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное и моральное поучение).
2) Исследовательская работа с текстом притчи.
- Найдите в тексте притчи глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?
(Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат как совет, побуждают нас к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками).
А теперь обратимся к сказке Платонова «Неизвестный цветок», с содержанием которй мы познакомились на прошлом уроке литературы. Попытаемся ответить на вопрос:
- Что объединяет эти произведения? Можно ли сказку А. Платонова считать притчей? Почему?
3) Проблемный вопрос:
- Какие же они, «ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова в сказке-были «Неизвестный цветок»? Почему им трудно жить?
4. Целеполагание.
Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы.
Итак, чтобы ответить на проблемный вопрос, нужно дать характеристику героям, сравнить их поступки, поведение; определить, кто является главным героем произведения и почему герои А.Платонова «ни на кого не похожие».
Мы постараемся достичь поставленной цели, проведя литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и сказки А.Платонова «Неизвестный цветок», извлекая из текста необходимую информацию, находить ключевые эпизоды и фразы, которые помогут понять поступки и характер главных героев.
ІІ. ВТОРОЙ ЭТАП – РАБОТА С ТЕКСТОМ (анализ произведения).
1.Поиск решения проблем. Выявление литературных параллелей.
1) Попробуем сопоставить заглавия двух произведений: притча о добром самарянине и «Неизвестный цветок». Есть ли общее между ними?
- В обоих заглавиях названы главные герои, у которых нет конкретных имён: самарянин и цветок.
-Эпитеты «добрый» и «неизвестный» помогают понять особенности характеров главных персонажей, их поступки.
2) Сколько главных героев в сказке «Неизвестный цветок»?
-Как и в притче, их тоже два: Даша и цветок, который неизвестен.
3)Что мы узнаём о них? Обратимся к тексту сказки.
2.Работа с текстом сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок» (по группам).
Задания для первой группы:
1.В какой момент мы знакомимся с Дашей? (Девочка находится в пионерском лагере.)
2.О чём она беспокоится? (Чтобы скорее дошло её письмо к маме).
3.Как это характеризует девочку? ( Она очень любит маму, скучает по ней, тяжело переносит разлуку).
4.Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание? (Душевное состояние девочки созвучно грустному настроению цветов).
5.Отчего девочка вспоминает сказку о розе? (Эту сказку Даше рассказала мама; в ней тоже речь идёт о цветке, который грустил о маме).
6.Как поступила Даша, увидев необычный цветок? ( Не сорвала, а «спросила…», «склонилась», «поцеловала его». Она пожалела цветок и решила ему помочь).
Задания для второй группы:
1.Каким мы видим цветок вначале? (Одинокий, маленький, слепой).
2.Какое чувство вызывает его описание? (Жалость, грусть).
3.В каких условиях он рос? (Рос на пустыре, где «трава не росла, а лежали одни камни», где «была сухая мёртвая глина», «ему нечем питаться»).
4.Как вы понимаете слова «нуждался в жизни»? (Очень хотел жить, старался победить смерть).
5.Что помогало ему выжить? (Терпение, трудолюбие, вера, упорство).
3. Исследовательская работа с текстом сказки:
1)Найдите в тексте сказки глаголы. Какова их роль?
Глаголы «сторожил», «трудился», «собирал», «превозмогал», «радовался» и др. передают борьбу цветка за жизнь, стремление выжить любой ценой, «всем смертям назло», преодолеть все трудности.
2)Когда и чему радовался цветок?
«…когда первый луч утреннего солнца каксался его утомлённых листьев»; когда он подружился с Дашей.
3)Опишите, каким он стал. Какие автор использует тропы (эпитеты, сравнения)? С какой целью?
Примеры, подтверждающие, что наш герой «стал настоящим цветком»: «как звезда, светился живым мерцающим огнём» (сравнение), «венчик составлен из лепестков простого светлого цвета» (эпитет).
Таким образом, жизнь цветка изменилась, когда появилась рядом девочка Даша. Теперь ему стало не так одиноко, как было прежде.
4)Давайте послушаем, о чём они ведут свой первый разговор.
4.Чтение по ролям первого разговора девочки с цветком.
( Учебник, с.47, от слов: «Она пошла на пустырь и увидела около камня тот маленький цветок» до слов: «На другой день…» ).
Ответьте на вопрос:
- Чем закончился разговор? Как повела себя девочка?
Вывод. Разговор героев закончился тем, что Даша склонилась к нему и поцеловала в «светящуюся головку». Это и стало началом их дружбы.
5.Рассказ о дружбе девочки и цветка.
1) Как Даша решила помочь своему другу?
- Привела пионеров, которые «четыре дня работали, удобряя землю на пустыре».
-Ребята хотели, чтобы «земля стала доброй» и цветку стало легче расти.
2)Как сложилась судьба девочки и цветка после того, как они расстались?
-«Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке».
-Девочка скучала без своего друга, хотела снова с ним встретиться.
-Даша вернулась к своему старому другу, чтобы узнать, не нужна ли ему вновь её помощь.
-Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб.
3)Можем ли мы сказать, что цветок зря прожил жизнь и старания девочки оказались напрасны?
- Нет, ненапрасно. Он возродился. Добро оказалось бессмертным, так как появился цветок-сын, ещё лучше, сильнее, прекраснее.
ІІІ. ТРЕТИЙЙ ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Вернёмся к предмету нашего исследования. Можно ли говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой?
- Да, возможно. Оба эти произведения рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде.
Вспомните финал притчи о добром самарянине. Сравните его с финалом сказки. Есть ли общее между ними?
- Да, есть. Самарянин помог и уехал, обещая вернуться. Даша помогла, уехала и тоже вернулась.
Зачем девочка вернулась? Что значит это возвращение, ведь они, Даша и самарянин, и так оказали посильную помощь?
- У добра нет меры. Герои произведений хотели убедиться, не нужна ли ещё помощь.
- Считаю, что возвращение героев – это зов доброго сердца, зов совести.
Обратите внимание на заключительные строчки каждого из произведений. Что мы читаем у Платонова? ( «Он (цветок) зовёт к себе безмолвным голосом благоухания…»).
Что находим в притче о добром самарянине? ( «Тогда Иисус сказал ему: «иди и поступай так же!»)
А как поступать? Как вы считаете? ( Оказывай милость, твори добро).
Почему это так необходимо делать? ( Всегда есть те, кому нужна помощь, кто очень нуждается в ней, кто безмолвным голосом зовёт. Надо уметь разглядеть нуждающего, страдающего, услышать и увидеть зовущего, почувствовать чужую боль ).
А теперь подумайте, можно ли сказку А.Платонова назвать притчей?
- Да, можно, потому что она имеет поучительный характер.
- Образ цветка иносказательный. История его жизни – это история жизни человека.
- Это притча. Об этом говорится и в отрывке из статьи В.Чалмаева (учебник, с.44).
Какая фраза в статье В.Чалмаева объединяет рассказ «Неизвестный цветок» и судьбу автора?
- Последняя фраза статьи: «Грустное упрямство, печальная воля к жизни живёт в цветке – и в авторе! – застенчиво явление их в мир с «извинением» за свою непохожесть на других…»
Что символизирует неизвестный цветок?
-Неизвестный цветок – символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ воли к жизни, символ «прекрасного и яростного мира», символ мечты о гармонии. Думаю это и есть ответ на вопрос: «Почему так назвал своё произведение писатель Платонов?»
«Неизвестный цветок» - последний рассказ А.П.Платонова, который он писал, будучи уже тяжелобольным человеком. Писатель подарил его своей шестилетней дочке Маше. Получилось своеобразное завещание.
Что обычно люди завещают своим детям? (Какие-то материальные ценности, например, наследство, деньги, дом и т.д.).
Чем это завещание отличается от обычного? (Приносить людям радость – это духовное завещание).
Почему писатель Платонов обращается к вам, детям?
- Мы только начинаем осознавать жизнь; учимся различать добро и зло.
- Писатель хочет помочь нам сделать правильный выбор, чтобы наше сердце было открыто для дружбы, любви, добра, справедливости.
- Посмотрите на цветок, нарисованный на доске. Мы сегодня его выращивали вместе во время нашего разговора. Только он небезымянный, как в сказке Платонова. Какое бы имя вы ему дали? ( Любовь).
- В чём, по вашему мнению, проявляется любовь? Что значит любить?
-Какие слова вы прикрепите на лепестки нашего цветка? ( «милосердие», «сострадание», «забота», «жалость», «доброта», «внимание», «участие», «сочувствие» и т.д).
Заключительное слово учителя. Вот и подошёл к концу наш урок. Мы ещё раз проанализировали сказку-быль «Неизвестный цветок», для того чтобы понять, что хотел сказать автор читателям, и находить свой смысл.
Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь. Так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несёт свет своей души людям.
- Какое главное открытие для себя вы сегодня сделали? (Очень важно нести добро людям).
- Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая, увидеть то, чего никто до неё не замечал?
Мы подошли с вами ещё к одному, самому главному открытию: каждое существо, живущее на Земле, заслуживает того, чтобы его услышали, чтобы его поняли.
- Итак, какие же они, «ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова в сказке-были «Неизвестный цветок»?
Составление синквейна (работа в группах).
1) Даша 2) Девочка
Добрая, отзывчивая Добрая, отзывчивая
Грустит, сострадает, поддерживает. Помогает, помнит, надеется.
Она помогает цветку. Она приносит радость.
Друг Надежда
3) Цветок
Одинокий, терпеливый, выносливый, сильный
Страдает, борется, стремится.
Он любит жизнь
Герой
Сегодня мы с вами попытались проникнуть в скрытый смысл сказки А.Платонова, понять то, что хотел донести до нас автор. Думаю, что нам это удалось. Я тоже сделала для себя сегодня открытие: увидела, какие вы молодцы, как хорошо умеете работать. Спасибо всем.
Рефлексия.
- Как вы поняли основную мысль произведения?
- Были ли достигнуты учебные цели, поставленные в начале нашего урока?
- Какие новые знания получили?
- Какой новый жизненный опыт приобрели?
- Что захотите рассказать о сегодняшнем уроке своим друзьям, родителям?
ІV. Домашнее задание (одно задание по выбору):
1.Написать сочинение-размышление на темы (по выбору):
- «Какой отклик в моём сердце оставили герои А.Платонова?»;
- «Зачем, по мнению писателя А.Платонова, нужно любить?»
- «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»
Заключение.
Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте третьего поколения:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать;
- умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Список использованных источников
1.Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
2.Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.
3. Петерсон
Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по
дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4.Качурин М.Г. Организация исследовательской
деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1998.
6.Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская
работа по литературе в гуманитарной профильной школе» //Литература в
школе.-2004.№12. с
Интернет – источники:
1.Системно-деятельностный подход на уроке. Конструктор урока. [Электронныйресурс]Режимдоступа http://chern.org.ru/index.php/metodkabinet/41
2.Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в основной и старшей школе (из опыта работы) [Электронный ресурс] Режим доступа
http://litterref.ru/otrujgotrqasqasotr.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.